content/news/images/47156/ANT_8119(1)_mainPhoto.jpg
19:40, 12.02.2016 / ОБЩЕСТВО

Сергей Гапликов призвал пересмотреть подход к подготовке национальных кадров

Врио главы Коми Сергей Гапликов заявил о необходимости пересмотреть подход к подготовке национальных кадров и поручил региональному правительству определить прогнозную потребность республики в комиговорящих специалистах. В настоящее время знание коми языка необходимо сотрудникам органов местного самоуправления, организаций социальной сферы и работникам многофункциональных центров, отметил руководитель региона, выступая сегодня на XI Съезде коми народа в Сыктывкаре.

Сергей Гапликов призвал пересмотреть подход к подготовке национальных кадров
Фото Николая Антоновского

В своей речи перед участниками съезда, Сергей Гапликов признал, что в Коми по-прежнему актуальной остается проблема подготовки национальных кадров.

- И дело здесь не в отсутствии возможностей или нежелании молодежи получать соответствующее образование, а в отношении к этому вопросу. Иногда мы относимся к нему: «а так, может быть…», - сказал он.

Руководитель региона рассказал об одном из вариантов решения этой проблемы - контрактной целевой подготовки специалистов, например, коми филологов. Так, в 2015 году Сыктывкарский государственный университет начал готовить журналистов, политологов и специалистов по связям с общественностью со знанием коми языка, заключив 19 целевых договоров на подготовку специалистов для органов исполнительной власти и муниципалитетов и приняв на учебу 37 человек.

ANT_8199.jpg

- Много это или мало судить не берусь, оценку этому должны давать вы и предоставить мне соответствующую информацию. Считаю, что муниципальным образованиям и органам исполнительной власти есть над чем работать и необходимо изменить свою позицию по этому вопросу. В республике в принципе необходимо пересмотреть подход к подготовке национальных кадров, - заявил Сергей Гапликов.

Он отметил, что в настоящее время знание коми языка необходимо сотрудникам органов местного самоуправления, организаций социальной сферы и работникам многофункциональных центров. В качестве примера Сергей Гапликов привел один из своих рабочих визитов в многофункциональный центр, сотрудник которого в присутствии высшего должностного лица региона оказался не смог оказать необходимые услуги комиговорящему человеку, так как не знал языка.

Сергей Гапликов призвал участников съезда и коллег не лениться решать подобные вопросы.

- Я уже попросил правительство республики определить прогнозную потребность в национальных кадрах. Более того, после принятия резолюции съезда мы учтем предложения, тем самым, вместе с вузами, муниципалитетами и школами сформировав такой целевой заказ, - сообщил он.

4250

Комментарии (94)

Добавить комментарий
  • Наталья Радостева
    12 февр. 2016 г., 19:58:25
    Ответить
    А "комиговорящий человек" почему общегосударственного языка не знал? В республике ещё есть безграмотные? Может надо готовить специалистов, что таких учить русскому будет?
    • Лидия
      12 февр. 2016 г., 20:06:08
      Ответить
      Так чтоб научить русскому, коми тоде знать нужно. Иначе как учить?
      Отправлено из мобильной версии
    • вв
      12 февр. 2016 г., 20:26:42
      Ответить
      он наверно в школе не учился
  • еврей
    12 февр. 2016 г., 20:01:06
    Ответить
    кадр
    Коми.еще не значит что профи.
    Отправлено из мобильной версии
  • Это нечто!
    12 февр. 2016 г., 20:09:09
    Ответить
    А Гапликов льет воду на мельницу профессиональных коми)
    Может ещё зарплату повысит тем, кто знает коми язык???
    • Ухтинец
      12 февр. 2016 г., 20:38:17
      Ответить
      И будет, как на Украине.
      Отправлено из мобильной версии
  • 456
    12 февр. 2016 г., 20:12:31
    Ответить
    а как же русский мир?
  • Иван
    12 февр. 2016 г., 20:27:58
    Ответить
    В Коми учат коми язык, но зачем его учить то? В центре же его не учат... Не легче всех коми жителей научить русскому языку? Или что это такой фэшион нынче - коми язык? Я жил, живу и проживу не зная коми языка и даже не вспомню о нём...а вот без русского языка я не проживу..и я удивлён что где-то в России ещё могут не знать русского языка...
  • Убу роч
    12 февр. 2016 г., 20:29:36
    Ответить
    в тему
    Гапликов прав, чиновник должен говорить на Коми языке на земле Коми!
    Отправлено из мобильной версии
    • убу роч
      12 февр. 2016 г., 20:35:21
      Ответить
      конечно выборы же на носу для этого все средства хороши
    • Иван
      12 февр. 2016 г., 20:35:34
      Ответить
      Чиновник живущий в Коми должен помнить что живёт в России и по российским законам, а Коми это часть России и все чиновники должны знать это и признавать что все жители России где бы они не жили - русские и им необходимо знать русский язык прежде всего как государственный язык страны.. а коми или другие языки - это по желанию должно быть уже...
    • Ухтинец
      12 февр. 2016 г., 20:36:35
      Ответить
      Где бы была ваша земля, если не русские? Перебили бы вас гости из-за Урала.

      Факультатива хватит за глаза при изучении Коми языка
      Отправлено из мобильной версии
      • Иван
        12 февр. 2016 г., 20:44:39
        Ответить
        Все жители России - русские, так как имеют паспорт России, и это нужно уважать! Культурная специфика регионов не должна становиться политической спецификой, каждый житель России имеет права и обязанности в соответствием с законодательством РФ!!!
        • Читатель
          12 февр. 2016 г., 22:15:39
          Ответить
          Все жители России - россияне!
  • достал
    12 февр. 2016 г., 20:40:58
    Ответить
    Уже самопиар этого назначенца! Заигрывание с титульной нацией чисто с популистских позиций с прицелом на выборы. Что-то кроме болтовни,субботника и укрупнения органов исполнительной власти чел ничего не сделал.
    Отправлено из мобильной версии
    • ;-)
      12 февр. 2016 г., 21:11:51
      Ответить
      Но ведь именно это уже сделал?
      Отправлено из мобильной версии
    • Сыктывкарец
      12 февр. 2016 г., 21:22:38
      Ответить
      Уважаемый "достал"!
      Врио может достать только бездельников, тунеядцев, а также тех, кто не способен ни к умственному, ни к физическому движению. А может, вы, уважаемый "достал", один из тех, кого он лишил "бесплатного сыра"?
      • Понимаю его
        13 февр. 2016 г., 0:20:06
        Ответить
        Это его достала тупость, безолаберность, халатность.... Он прав, что надо работать, а не болтать. А основная масса чиновников привыкла делать вид активной работы. Армии совершенно бесполезных советнико, помощников... Кроме как носить бумажки- не на что не способна. Удивительно, как он еще терпит в своем окружении этих бездарных мальчиков и девочек?
        • Коми-роч морт
          13 февр. 2016 г., 11:39:09
          Ответить
          +100500
          Но только что ему остается, как терпеть... Никто из специалистов особо в коми ехать не хочет.
          А с нашим болотом много не сделаешь.
      • коренной сыктывкарец Сыктывкарцу
        25 марта 2016 г., 23:44:32
        Ответить
        Уважаемый "достал" прав,
        а ты, Сыктывкарец, в данном случае подменяешь тему. Твое негодование о бездельниках и тунеядцах вообще не уместно, это из другой области. Речь здесь идет, совершенно верно, о самопиаре, о заигрывании перед выборами с титульной нацией, которая в меньшинстве, но представители которой зато находятся у власти. Это факт. Заигрывание с местечковыми этноэлитами ни к чему хорошему не приведет. В данном случае Гапликов показал, просто ярко продемонстрировал свою полную зависимость от местечкового этнического меньшинства (в основе своей глубоко экстремистского, националистического и коррумпированного), занимающего ключевые посты в нашем регионе. Он не смог их выдавить из властных структур. Также это яркая демонстрация того, что Гапликов не выполнил приоритетную задачу: не смог навести порядок в местном упрвлении. Гапликов, таким образом, действует против большинства, которое уже достали эти националистические законы об обязательном изучении коми языка в школах и проч. Также это показывает слабость российской власти в целом, которая не может навести порядок на местном уровне. У нас в так называемой республике как продолжала, так и продолжает рулить местная этническая банда коми нациков (все эти Нины Нестеровы, В.П. Марковы, А. Поповы, Габовы, Герцманы, Уляшовы, Быковские, Архиповы-Моисеевы, И. Жеребцовы и многие другие). Как заседала она в местечковом госсовете и в министерствах.., так и продолжает заседать во всей своей красе. Гапликов под них прогнулся по полной. Ничего хорошего от его назначения не стало. Т.е. чтобы его избрали главой пресловутой "рк", Гапликов решает не интересы народа, а выслуживается перед тупой чиновничьей этноэлитой, заказы которой и выполняет наиактивнейшим образом.
        • А если подумать?
          27 марта 2016 г., 15:19:29
          Ответить
          какой Гапликову смысл в любом МЕНЬШИНСТВЕ:)? Ну и чем там рулят Марковы-Нестеровы?
          А уж посчитать Герцмана коми-националистом - это вообще что-то особенного:)
          Ну и вы чего хотели за 5 месяцев работы врио? Молочных рек с кисельными берегами?
  • а сам
    12 февр. 2016 г., 21:12:11
    Ответить
    выучи попробуй. С себя начни, а то "рот закрыл"
  • **
    12 февр. 2016 г., 21:26:40
    Ответить
    зачем придумывать
    съездите в Беларуссию - есть два языка основное общение на русском, беларусский для души, русский для работы. Во многофункциональном центре какие коми слова нужны кроме здравствуйте и спасибо ?? паспорт, справка, лицензия, алименты,страховка,анализы, фотография и т.п - есть в коми языке?? карбюратор, солярка,жиклер, флешкарта, фломастер и тп. =есть?? уважать язык коренных жителей надо, искусственно насаждать - вредно и глупо. Ну а участникам съезда - как хороший человек не профессия - так и национальность тоже не профессия , поэтому "профессиональных коми" как и профессиональных украинцев, русских и др. - не уважаю.
    • Коми
      10 авг. 2016 г., 8:43:45
      Ответить
      Эти слова во многих европеский языках одинаковы, очень глупо всё сводить к этому, не зная язык их употребление бесполезно. Вот пример слов которые вы привели: Паспортот от итал. раssароrtо, Лицензия от лат. licentia, Алименты от лат. alimentum, Анализ от др.-греч. ἀνάλυσις заимств., предположительно через франц. analyse, Фотография от франц. photographie, Карбюратор от фр. carburation, Соляровое масло получило название от английского "solar oil", Жиклер от франц. gicler, Флеш от англ. flash, Карта от лат. charta, Фломастер происходит от торговой марки «Flo-Master» (англ.). И ещё, Русский язык имеет 60-70% финской(погруппа финно-угорских языков) лексики с тюркским и монгольским влиянием, коми язык относится к финским языкам, но как видим русскоязычные нас "неособо" понимают
  • Наста
    12 февр. 2016 г., 21:35:21
    Ответить
    Если хочешь быть в теме- изучай язык. В Финляндию, Норвегию, США - без знания языка (местного или английского) не пригласят на работу. Это главное условие. Знание языка дает возможность трудоустроиться, общаться, жить в этой стране полноценной жизнью. Почему коми язык -изгой? А мы сами, коми, это допустили, мы сами виноваты. В Чувашии, Татарстане, Чечне уважают свой язык, свои региональные интересы, поэтому живут лучше чем мы. У нас в Коми и.о. главы - москвич, пришлый, или ссыльный или декабрист. А своего вместо Гайзера не нашлось? В Татарстане или в Чечне москвича бы на порог не пустили. Скоро выборы. Давайте нашего искать и выдвигать. А Гапликову мы не нужны. У него свой корыстный интерес в Коми. Ну не верю я в альтруизм командировочных, если семья в Москве
    • простите
      12 февр. 2016 г., 21:58:42
      Ответить
      коми-это Россия!! А коренных коми от силы 20 % (в отличии от чечни) остальные-украинцы, русские, белоруссы. Да и самим коми далеко не всем нужен этот коми язык. История края, культура-да! Но не насильное изучение языка. Отток жителей из республики и так велик. А вы ещё больше выживаете. Уедем с удовольствием, что делать будете, шпрехать по коми?
      • кута
        12 февр. 2016 г., 22:15:56
        Ответить
        кыдзи на кута сёрнитны муса кыв вылын!!
        эг на некодлысь юавлы кыдзыджык меным бызгыны: кор окота- мам-бать кыв эм, а кор ковмас-и рочыштны верма!!! вот тiянлы!
  • Коми
    12 февр. 2016 г., 22:02:10
    Ответить
    А что вы против Коми языка имеете? Почему то недовольные.Зачем тогда в Коми живете?
    • 456
      12 февр. 2016 г., 22:16:23
      Ответить
      А в Коми мы все живем, потому что родились тут, при этом коми( в прямом смысле слова) себя не считаем. И уехать из Коми тоже нет возможности. И не надо всех поголовно обязывать учить коми-язык, это личное дело каждого, каждый сам для себя решает надо ему этот язык или нет.
    • :-)
      12 февр. 2016 г., 22:58:36
      Ответить
      Зачем тогда в Коми живете?
      Это Коми в нас живет!
      Пора проводить референдум по возвращению аннексированных земель коми у Вологодской, Архангельской и Кировской области.
      • Биармия
        13 февр. 2016 г., 1:05:27
        Ответить
        Пора Колмагорские земли обратно присоединить к Коми Биармии !
        • Биармейцу
          13 февр. 2016 г., 11:13:33
          Ответить
          Биармия, это все таки легенда, красивый миф. Кстати, к коми как к национальности отношения не имеющий, коми на север гораздо позже пришли.
          • Биармия
            13 февр. 2016 г., 13:35:11
            Ответить
            Это не миф. Биармия есть на старых картах и упоминается в письменных документах.
            К тому же Биармия - это и есть Коми название.
            • На старых картах
              13 февр. 2016 г., 14:40:45
              Ответить
              есть даже Атлантида.
      • Марфуша
        13 февр. 2016 г., 21:08:04
        Ответить
        Было бы хорошо
  • Да
    12 февр. 2016 г., 22:13:58
    Ответить
    Кто
    Кто тебя без наречия пустит в Эстонию или в Венгрию?? Задумайся бездарщина!!??
    • К сведению
      13 февр. 2016 г., 11:15:16
      Ответить
      Эстонец венгра не понимает. Языковая группа одна, а языки сильно разные.
  • Сыктывкарец
    12 февр. 2016 г., 22:37:05
    Ответить
    Не обижая
    хочется спросить - для чего нужно изучать русскому коми язык? Таких районов, где говорили бы только на коми нет; литературных произведений и духовного, культурного и технического наследия, которые надо изучать в первоисточнике нет; бытовой потребности в языке нет; ... - так для чего?
    Поэтому надо без обязаловки, кто хочет - тот и изучает...
  • коми
    12 февр. 2016 г., 22:48:32
    Ответить
    Господа- умные,грамотные,но жестокие и жадные ! Вы приехали в Коми Респ.добровольно,живете не в худших квартирах и живете не бедно и все пыхтите.Республика многонациональная и мы никогда не обращали на национальность внимания т.к приезжали порядочные,грамотные специалисты и редко кто переезжал.Спасибо им ,все работали и учились,а нынешние господа- все разворовывают и катятся.Во что же вы умники превратили нашу РЕСПУБЛИКУ ??? А коми язык из-за вас прижали, чтоб вы не обижались,а учить язык- это ваше личное дело.
    • русский
      12 февр. 2016 г., 22:57:22
      Ответить
      Большая часть того, что построено, как минимум, севернее Княжпогостской гряды - сделано руками не коми. Так что не надо изображать, что регион подняли коми, а остальные понаехали. Была до 1929 года отсталая окраина, которую развивали люди многих национальностей, но в первую очередь - славяне.
      • В Сыктывкаре
        12 февр. 2016 г., 23:01:38
        Ответить
        ни одно исторически значимое здание не построено коми-зырянами. Все построено или вологодскими, или кировскими.
        • Ну и что ?
          13 февр. 2016 г., 1:17:16
          Ответить
          И что ? В СанктПитере вообще все иностранцами построено ))
          • Ошибаетесь!
            13 февр. 2016 г., 11:18:52
            Ответить
            В Питере все построено ярославскими, костромскими, вологодскими мастерами.
      • Владимир
        13 февр. 2016 г., 10:03:03
        Ответить
        Если личное дело, тогда почему насильно в школах заставляют учить коми? Вы видели эти ужасные учебники? Это просто издевательство над детьми!!!!! Лучше бы тогда изучали историю Коми, обычаи и т.д. Детям было бы точно интереснее и полезнее
        Отправлено из мобильной версии
        • Владимиру
          13 февр. 2016 г., 14:42:06
          Ответить
          Так значит, проблема не в ужасном языке коми, а в ужасных учебниках и учителях -((
  • короед
    12 февр. 2016 г., 23:01:28
    Ответить
    Гражданин, имеющий российский паспорт, россиянин, независимо, какой он национальности. А почему такое неуважение к коми языку и конкретно к Гапликову? Он не требует поголовного знания коми языка, а хочет этого от сотрудников и специалистов, которые в силу служебных обязанностей иногда сталкиваются с пожилыми людьми с сельской местности, которые из-за преклонного возраста не знают русский очень хорошо, тем более, что за последние 15 - 20 лет он сильно изменился. Уважайте чужой язык и не обижайте пожилых людей - они заслуживают только уважения.
    • Противоречите себе же
      12 февр. 2016 г., 23:05:40
      Ответить
      которые из-за преклонного возраста не знают русский очень хорошо
      Лукавите, любезный! Всегда и везде раздаются стоны, что кровавый режим "запрещал" говорить по-коми, поэтому и забыли свой язык.
      Откуда тогда появляются люди, знающие только родной, а русский нет?
      • Биармия
        13 февр. 2016 г., 1:03:31
        Ответить
        А разве у этих людей нет права на родной язык ?
        Нет права говорить с государством на родном - одном из древнейших языков России , а значит являющимся достоянием России - языке ?
        • Биармии
          13 февр. 2016 г., 11:19:40
          Ответить
          Американские индейцы уважают и сохраняют свои языки. Но в банках, судах, магазинах "большой Америки" они говорят на английском. Точнее, на американском, который чистые англичане не всегда понимают.
          Так что право говорить оно безусловно есть. Но никто ведь не гарантировал право быть понятым...
          • Берёте пример с Америки ?)
            13 февр. 2016 г., 13:19:13
            Ответить
            А при чем здесь Америка ?
            У России ведь свой особый путь :)
        • И говорите на родном
          13 февр. 2016 г., 11:21:08
          Ответить
          Кто вам не дает?
          Есть один государсвенный- русский. Язык межнационального общения.
  • 11
    12 февр. 2016 г., 23:33:36
    Ответить
    Организация была безобразной. Звук всё время фонил. Перевод в наушниках не работал, взялись переводить со сцены - затягивается очень. Габов - просто никакушка. Доклад жуткий, ну и конечно эти игры с выборами! Стыдно было перед гостями из других регионов.Такой съезд вижу впервые, как и такой не профессионализм.
    На место ВрИО Савтенко в понедельник в отставку отправила бы.
    • Не хочу разжигать
      13 февр. 2016 г., 11:24:33
      Ответить
      Организация была безобразной. Звук всё время фонил. Перевод в наушниках не работал,
      А где были выдающиеся, высочайшего класса коми звукорежиссёры? Неужели там ненавистный русский звуком управлял?
  • 500
    13 февр. 2016 г., 0:04:02
    Ответить
    По теме
    От господина ГАПЛИКОВА попахивает популизмом, а каких то особх изменений пока в хозяйстве республики не ощущается. В республике давно уже попахивает национализмом со стороны местных аборигенов, хотя их настоящих осталось небольшое количество. Заигривать с националистами нельзя, чтобы не получить украинского сценария. В Республике проживает около 70% русскоязычного населения, второе место около 20% коренное население, третье место занимают татари, украинцы лишь четвертое. В целом по России татари занимают второе место. В целом в мире на русском языке разговаривают более 200.000.000 человек. Учить надо английский, котрый признан международным, а коми надо учить по желанию, взможно факультативно. Изучение Коми языка навязывать насильно не надо, так как это кроме отвращения другого результата не даст! Думать надо не о Коми языке, а об экономике, рабочих местах, зарплате, благополучии населения республики, обустройстве республики, созданию комфортной жизни в республике, а не поднимать волну с языком. Готовить хороших своих управленцев в республике, а не тащить варягов, которые пока за многие годы в республику ничего прогрессивного не предвнесли.
    • Сарказм
      13 февр. 2016 г., 0:59:23
      Ответить
      Ну да , надо поддерживать английский и американский язык. И поддерживать с помощью господдержки.
      А свои родные Российские языки довести до вымирания.
      Ну да, так всегда в России - печально. Своё - растаптывается. Чужое с трепетом и Завистью - любится.
      • Деловое предложение
        13 февр. 2016 г., 10:59:49
        Ответить
        В филиале академии наук коми делопроизводство и исследования только на коми языке-подготовим своих ученых в фундаментальной науке.
        • Не смешите
          13 февр. 2016 г., 11:27:15
          Ответить
          Во первых, в академии управления на коми только Нестерова хорошо говорит.
          Филиал академии наук - это не коми-филиал, а уральское отделение РАН, федеральной организации.
          Исследования на коми.... Если это не коми-филология, то 99 процентов текста будет на русском с английскими заимствованиями и коми-окончаниями.
          Делопроизводство на коми... Прокурор то быстро коми освоит, а делопроизводители - сомневаюсь. Ошибки в документах... Сядут все...
          А вот историю и мифологию коми конечно надо на коми языке...
    • Natka
      13 февр. 2016 г., 20:11:57
      Ответить
      согласна
      Какая-то упертость у коми по поводу своего языка. Оставьте коми классы по одному на школу, людям будет спокойней, уйдет раздражающий фактор изучения коми языка поголовно.Хватит уже пилить бюджет - кстати котрый формируется за счет наших с вами налогов- на выпуск учебников, зарплату учителям ит.д. Пора референдум проводить. Это наши с вами деньги тратятся бездарно!
      • :-)
        13 февр. 2016 г., 21:00:27
        Ответить
        "Наши с вами деньги"
        Тратятся на выпуск татарских учебников, башкирских, удмуртских, карельских , Коми,....и русских в том числе. :)
        В многонациональной России.
        И татары и карелы платят - в том числе на выпуск русских учебников.
  • Михаил
    13 февр. 2016 г., 1:04:06
    Ответить
    У меня много друзей, у которых дети-школьники, примерно человек 15. По их отзывам могу сказать, что все дети ненавидят коми язык, и ни об одном предмете они так плохо не отзываются, как о коми языке.Им насильно навязывают изучение этого языка, при том, что они его нигде не употреб**ют! А ведь дети-это наше будущее поколение! Я даже подумать не могу, какие у них будут воспоминания об изучении коми языка, только один негатив. И когда это поколение подрастёт, они будут добиваться отмены обязательного изучения коми языка. Нельзя заставлять людей насильно изучать какой-либо язык. Это всё должно быть по желанию!
    Отправлено из мобильной версии
    • Вопрос
      13 февр. 2016 г., 1:09:07
      Ответить
      ...насильно изучать какой либо язык.
      Это русский язык не надо заставлять насильно изучать ?
    • Толкование
      13 февр. 2016 г., 1:12:40
      Ответить
      Дело в том , что Россия - страна меогонациональнаЯ :)
      И если поспрашивать у школьников других национальностей , то они тоже могут ответить , что они не хотят учить неродной русский язык. А лучше только родной и английский.
      Но что тогда станется с Россией ? К чему она придёт ?
      К хаосу ?
      • Кстати, да
        13 февр. 2016 г., 11:29:04
        Ответить
        Вы можете отказаться от изучения русского языка в школе. У вас есть право не изучать его. Не читать и не говорить на русском,- тоже есть право.
        С одним "но",- не знающим государственный язык государство не выдаст аттестат об образовании.
        Считаю такое положение правильным.
        • Толкование
          13 февр. 2016 г., 13:22:28
          Ответить
          Не говорите отсебятину ;)
          Права отказаться в школе от русского языка - НЕТ.
          Русский - государственный и подлежит обязательному обучению. Либо как предмет либо язык обучения.
          • Предыдущий комментатор прав
            13 февр. 2016 г., 14:48:52
            Ответить
            Право то есть
            Только аттестат не дадут...
            • Инфо?
              13 февр. 2016 г., 21:02:22
              Ответить
              Дайте инфо, где законодательно прописано, что можно отказаться от предмета - русский язык.
  • житель р. коми
    13 февр. 2016 г., 5:17:03
    Ответить
    язык коми
    В школе изучали коми язык, ничего из этого предмета не помню, ни одного слова. Во время учебы три раза был на "картошке" под Сыктывкаром , в Корткеросском р-оне и Сыктывдинском. Все ,что удалось впитать в себя из коми языка тогда , помню до сих пор, почти сорок пять лет. Без общения, постоянной практики, даже принудительно не один язык не выучишь. А в промышленных городах Коми язык преподают учителя сами не знающие коми язык. И это проблема, такая же, как и с тем же английским. После окончания школы в аттестате стоит оценка по иностранному языку, а знаний "0". А вообще проблема решается просто, год проживания в коми деревне и разговорный коми ты уже знаешь, а литературный коми язык и правописание, сейчас знают только ученые. Да и "южный " коми язык кажется немного отличается от "северного".
  • ghj
    13 февр. 2016 г., 9:44:50
    Ответить
    для чего учить коми язык?
    лучше учить гражданский кодекс. в жизни больше пригодится.
  • Комиговорящие скоро вымрут
    13 февр. 2016 г., 9:54:25
    Ответить
    как динозавры,т.к. реально для сохранения языка ничего не делается ,чиновники по коми не говорят,в бюджете обещали платить надбавку за знание языка ,но платят не везде и в итоге на продленке "помогают"делать уроки по коми языки хохлушки,которые русский то недолюбливают,а коми вообще ненавидят ,т.ч. с таким отношением язык уйдет в забвение...
    • Это зависит от самих коми
      13 февр. 2016 г., 14:47:22
      Ответить
      Будут они и в городе говорить на коми, с детьми говорить на коми - останется язык. Не будут - тогда только москвичи приезжие на нем разговаривать будут, по приколу. Что бы местные не поняли...
  • Коми
    13 февр. 2016 г., 11:37:19
    Ответить
    выбрали наиглупейший, из всех возможных способов, сохранить свой язык. Вместо того, чтобы заставлять изучать только тех, кто называет себя коми, заставляют всех, не имеющих к коми никакого отношения. Хотя сами не знают и не хотят его(язык) изучать и говорить на нём.
    • Морт
      13 февр. 2016 г., 11:51:54
      Ответить
      К сожалению, из всех моих знакомых в Сыктывкаре только двое хорошо знают коми язык. При этом один чистокровный русский, вторая -чистая хохлушка -).... Но эти двое тоже скорее исключение. Те коми, чьи родители давно перебрались в город, по коми понимают, но составить внятный текст вне бытовой тематики уже не могут, не говоря уже о письменном тексте.
      А вот в районах народ говорит, для них это действительно родной, бытовой и ежедневный язык. Особенно в этом плане ижемцы отличаются.
  • Сыктывкарский Коми
    13 февр. 2016 г., 13:10:37
    Ответить
    Сегодня был на сельхоз рынке на Орджоникидзе, так там 70% по Коми говорит, ну а в районах все 95!
  • Владимир Пыстин. Сыктывкар
    13 февр. 2016 г., 14:35:38
    Ответить
    Поже, что Сергей Гапликов- человек настырный и целеустремленный. И не чурается принципа: делай как я. Продемонстрировал на субботнике. И на съезде роизнес несколько фраз на коми языке. Хотя произнощение еще не отработано, но не исключаю того, что он будет совершенствовать познания в коми яхыке, произношение и в довольно сжатые сроки суммет продемонстрировать, что достиг в этом существенных результатов. Представьте себе картину: люди десятилетиями живут в Коми, многие занимают руководящие должности и ни в зуб ногой не владеют коми языком. А тут человек волею судьбы попал в наш край и в сжатые сроки продемонстрировал свое уважение к местным жителям: стремится овладеть азами общения на коми. Это может стать очень сильным ходом по овладению симпатиями избирателей. Как известно, до 75% жителей региона или состоят в смешанных браках с коми, или бабушки и дедушки были коми.
    Делай как я - Это хороший пример и всегда этот принцип срабатывает.
    • Пыстину
      13 февр. 2016 г., 14:53:37
      Ответить
      Похоже, да, Гапликов настырный и он везде. И, наверное, это хорошо. Только для наших непривычно, после всех предыдущих вождей - учителей и бухгалтеров. Этот может стать настоящим "драконом". И при необходимости объяснять на коми. Для доходчивости -)
    • Узнаю Пыстина
      13 февр. 2016 г., 17:28:43
      Ответить
      Всегда власть восхвалял!
      Откуда холуйские наклонности?
      Вроде себя позиционирует как
      свободного и независимого коми.
      • .
        13 февр. 2016 г., 17:34:40
        Ответить
        Это у него в крови заложено
  • печора-матушка
    13 февр. 2016 г., 16:29:11
    Ответить
    никогда не ошибается
    Вчерашний мой комментарий БНКа удалила, но я еще раз (на всякий случай скопирую, чтобы периодически по-новой скидывать)
    Еще перед началом съезда рядом с Гапликовым села Шабаршина. Сразу стали ясны итоги предстоящих сентябрьских выборов! Не зря Шабаршина говорила" не важно кто и как голосовал. Важно кто и как считает бюллетни. Ну ничего не изменится в республике: корабль лжи, лицемерия плывет дальше. А ведь были искорки веры и надежды у народа к лучшему.
  • Иван
    13 февр. 2016 г., 22:35:55
    Ответить
    В итоге смотрю-читаю тут комменты и вижу что коми язык отстаивают походу только те кто на этом может подзаработать))) Остальным до коми языка вижу что как будто бы параллельно)))С тем же успехом можно было бы учить древнегреческий язык например...может быть проку было бы не меньше - почитать Платона и Аристотеля на родном языке например...)))
    Почитал коммент про Нестерову, что говорит хорошо по коми в Академии - наверное человек видимо из сельской местности...там все говорят наверное так или иначе по коми...там деваться некуда видимо. приходится учить им его..не хотелось бы чтобы всех обязывали учить какой-то местный язык, кроме конечно государственного, тобишь, русского! Русский язык надо всем знать...
    А вот интересно чисто психологически они там, в сёлах, думают тоже на коми языке или всё же на русском языке у них мысли в голове возникают? - вот это уже было бы интересно узнать лично мне...
    А так как Гапликов говорит что коми язык это надо чуть ли не всем знать как я понял то что он там говорил, то я лично за него голосовать не буду принципиально - пускай сам учит его)))...мне и русского языка вполне достаточно!!!
    • Иван
      13 февр. 2016 г., 23:04:04
      Ответить
      Не буду в смысле голосовать за него пока он не одумается насчёт свободы выбора и изучения негосударственных языков и не сделает изучение коми языка чисто по выбору...чтобы никого не напрягать...).. А так конечно он мне нравится как глава Коми, и всё у него будет хорошо получаться если только будет и дальше своей головой думать, а не искать мыслей в головах тех кто был близок к Гайзеру...)
      • Все зависит от человека
        14 февр. 2016 г., 10:09:55
        Ответить
        Если Гапликов к осени без бумажки будет произносить целые абзацы предложений на коми языке, да еще без акцента, то это станет сигналом для всех чиновников: я смог, почему вы не можете? Тупые или по другой причине?
        • Иван
          14 февр. 2016 г., 11:39:16
          Ответить
          Чиновникам кроме как учить коми язык как будто больше делать нечего))) Можно учить язык когда всё нормально, а сегодня в Коми много различных проблем...пускай лучше их решают..а субботники и изучение языков это мы уже проходили..где то я это уже видел... )
          • Ивану
            14 февр. 2016 г., 12:04:34
            Ответить
            Насчет того, что изучение коми должно быть факультативным, согласен, но вот чиновники-гос-мун-служащие (по крайней мере в районах, населенных преимущественно коми) язык знать обязаны.
            В сельских и лесных районах действительно говорят и думают на коми. Встречал людей (конечно, старшего поколения) которые очень плохо говорят по русски. Не из принципа. Они не то что в город, в райцентр выбираются пару раз в жизни.
            У нас есть несколько Республик Коми, которые живут, похоже, независимо друг от друга.

            Промышленные города, пусть и депрессивные, - это один мир. В городах и коми забывают свой язык.

            Сельские и лесные районы, живущие своей жизнью, особенно подальше от райцентров. Маленькие деревеньки, лес, охота- рыбалка, почти нищета (в южных районах получше, Удора - вообще другой мир, немножко постапокалептический - Благоево и т.п.). Чуть в стороне - ижемцы, они самые "пассионарные", но при этом самый высокий уровень суицидов. На улице речь почти целиком на коми.

            Вкрапления полузаброшенных лесопунктов, население в основном русскоговорящее.

            И объекты нефтяных компаний с вахтовиками.

            Как то вот так...
          • Ивану
            14 февр. 2016 г., 14:57:57
            Ответить
            Речь не идет о том, хорошо или плохо мы живем речь идет о том, что человек проявляет уважение к местным жителям, когда пытается общаться с ними на родном языке. Так поступали и поступают все цивилизованные люди, когда приезжают на территории заселенные людьми, говорящими на различных языках. . Гитлеровских нацистов цивилизованными назвать нельзя, потому что они выражали презрение и пренебрежение к тем народам, на чьи территории они пришли. Ты, Иван, можешь уподоб***ься гитлеровским нацистам, а можешь жить как цивилизованный человек. Это твой выбор. Живи, как хочешь.
            • Иван
              14 февр. 2016 г., 19:45:07
              Ответить
              Получается что ограниченные ресурсы предлагается тратить не на развитие в глубинках знаний у местного населения по русскому языку, а на то чтобы чиновников научить коми языку и закрыть вопрос с обучением русскому языку тех кто его плохо может знать сегодня в глубинках и может хотеть его знать хорошо в перспективе? Так что ли получается? Мне кажется что это не правильно - советская власть всех научила читать и писать и это наследие нельзя так забывать...нужно обучать всех в коми русскому языку на высоком уровне, так как в нём содержится великая русская культура...а остальные языки по выбору хоть какие...
              Ваши сравнения не понял и они считаю не уместны...
              Коми это часть России. Это так было, есть и будет всегда...поэтому коми жители это русские жители и они должны сами по факту знать хорошо русский язык и культуру и развивать её во многом с помощью местных культурных элементов...поэтому всех в коми надо обучать и русскому языку и культуре на хорошем уровне вне зависимости от того глубинка это или город...а если этого не делается по каким то причинам то это существенная недоработка прежде всего власти местной...
        • Без акцента не получится
          14 февр. 2016 г., 12:06:40
          Ответить
          8 наречий (ну или говоров), у каждого свои особенности и акцент.
          • Шерлок Холмс
            16 февр. 2016 г., 8:57:35
            Ответить
            За рубежом, даже в отсталых странах абсолютное большинство людей ( исключаю д****ов) свободно говорят на пяти- девяти языках. Это норма для человека, который не страдает психическими и умственными отклонениями. Только в России находятся люди, которые осмеливаются утверждать, что учить два- три языка -это невероятно сложно для ума и русский человек не может одновременно знать два- три языка.
            Отсюда вопрос: эти люди клевещут на россиян, признавая всех умственно отсталыми д****ами или судят о людях по себе? Похоже, что все же, эти люди меряют других по себе. Потому что немало русских людей по всем регионам России умеет свободно говорить и на родном языке,и на языке того региона, чьим именем назван регион, и иностранными языками.
            Чем больше языков знает человек, тем он умнее. Зная языки, ему легче понять культуру других народов и сравнивать культуры. Понимание этого дает уважание к культурам других народов и к культуре своего народа.
            А без этого появляется лишь шовинист, или ,как после второй мировой войны их называют- нацист. Для которого своя нация превыше всего. Поэтому знание других языков им влспринимается как попытка унижения или унижение его нацистского мировоззрения.
            • Иван
              17 февр. 2016 г., 7:32:26
              Ответить
              То что тут многие пишут приводя скажем так не совсем корректные примеры это скорее от незнания того о чём говорят, нежели от знания...Ведь у нас свобода, так что каждый учит дополнительно столько языков сколько хочет сам кроме конечно государственного и по школьной программе дополнительного языков, никто другим не может навязывать ничего...каждый сам выбирает..
  • 123
    14 февр. 2016 г., 16:56:53
    Ответить
    А кочегар из УФСИНа и браконьер Буткин опять спит.
  • Ирина
    14 февр. 2016 г., 19:51:22
    Ответить
    давайте начнем с нынешних чинуш. уверена, больше половины не знают коми язык.
    • Иван
      14 февр. 2016 г., 20:17:09
      Ответить
      Скорее мне кажется необходимо повышать грамотность населения в плане изучения русского языка и культуры)
      • коренной сыктывкарец
        27 марта 2016 г., 15:09:15
        Ответить
        Абсолютно точно.