![](/themes/business/gfx/offerNews.png)
Главное
Новости |
Интервью |
Обзоры |
Лайфхаки |
Пресс-релизы |
Дело Гайзера |
Так и живем |
Спасибо за подвиг |
Мы из Коми |
Всё о пенсиях |
Тесты |
Рабочий человек |
Здоровая Республика |
Заповедная Коми |
Печать века |
Люди и деньги |
- // ПОЛИТИКА
- // ЭКОНОМИКА
- // ОБЩЕСТВО
- // ЭКОЛОГИЯ
- // ПРАВО
- // СПОРТ
- // КУЛЬТУРА
- // ПРОИСШЕСТВИЯ
- // ТЕХНОЛОГИИ
- // АВТО
- // ПРИВЕТ, СОСЕД
- // ДОКУМЕНТЫ
- // ГЛАЗ НАРОДА
- // БИЗНЕС В ОНЛАЙНЕ
- // ВСЕ О НАЛОГАХ
- // ВСЕ О КОРОНАВИРУСЕ
- // ПРОКАЧКА С БНК
- // ЦИФРА ДНЯ
- // ТЯГА В НЕБО
- // 100 ЛЕТ КОМИ
- // ЛЮДИ И ДЕНЬГИ
- // ПИСЬМА НАДЕЖДЫ
- // ЗДОРОВЬЕ
- // СВОИ
- // СтарТуй
Сергей Гапликов отдал дань уважения малой родине Питирима Сорокина
Врио главы Коми Сергей Гапликов принял участие в торжественных мероприятиях со дня рождения всемирно известного социолога Питирима Сорокина. Сергей Гапликов посетил родную деревню учёного - Турья в Княжпогостском районе, где возложил цветы к памятнику учёному и побывал в доме-музее Питирима Сорокина.
«Республика Коми богата талантливыми людьми. И мне очень приятно быть сегодня здесь вместе с вами и почтить память одного из талантливейших сыновей Коми края. Питирим Александрович Сорокин - это человек, который невероятным трудолюбием и незаурядными способностями добился невероятных высот в науке. Но при этом, он всегда оставался верен родной земле. Его строки о ней, воспоминания о природе, людях наполнены теплотой и любовью к истории и культуре. Замечательно, что наши студенты - те, кто сегодня учится в университете, названным именем Питирима Сорокина, узнают, каким он был патриотом. Это нужно прививать в каждом человеке», - цитирует Сергея Гапликова пресс-служба руководителя региона.
Комментарии (64)
Гапликов действительно выглядит глупо в поклонении социологу.
Кстати, никто не читал и не знает его(Сорокина) трудов, так как они не переведены и не изданы на русском языке. "Коми сын" писал на английском языке.
- какие чисто конкретно предположения вызывают у вас сомнения?.
- какие чисто конкретно мои издания вы прочитали?
И не надо говорить за большинство.
Прототип одного из героев Пикуля ("Честь имею").
К 1917-му году был генерал-майором Гентшаба, к 1940-му - генерал-майор авиации.
Два ордена Святого Владимира, два Святого Станислава, Святая Анна, два ордена Ленина, четыре - Красного Знамени -)
Умер относительно недавно, в 1963 году, в 94 года.
Сделал для России куда больше, чем космополитен Питирим Сорокин...
И по-моему, в Архангельке улица тоже есть Самойло. Помнят подвиг героев.
Зато гоблинов, троллей и оленей немеряно
Всех лишили, а этих - нет... Потому что нечего лишать.
Кланяйся, унтер в генеральских портках!
Ленин. Фанатик и антисоциальный экстремист
Два месяца назад, вскоре после моего прибытия в эту страну, на ужине, на котором присутствовало несколько выдающихся американских ученых, мне было задано много вопросов относительно России. Среди них был вопрос относительно здоровья Ленина.
"Ленин безнадежен и может умереть в любой момент. Самое большее - он может прожить год или два", - ответил я.
"Почему? Газеты пишут, что его здоровье улучшается и что скоро он сможет вернуться к политической деятельности".
Я улыбнулся и сказал: "Человек, который находится в последней стадии прогрессивного паралича, человек, который более чем два года неспособен писать, говорить и двигаться, - такой человек может вернуться только в землю, которая произвела всех нас".
Когда газеты сообщили о смерти Ленина, один из присутствовавших на том ужине напомнил мне об этом моем заявлении. Это "пророчество" о смерти Ленина было сделано на основе характеристики болезни Ленина, которую приватно дали мне в 1922 году в Москве два выдающихся медицинских специалиста, которых приглашали лечить его.
Был ли Ленин жертвой тяжелой болезни, которую они подозревали, или некоторой другой формы прогрессивного паралича, его беспомощное состояние было известно не только коммунистам, но великому множеству русских людей.
Обострение ленинской болезни началось в конце 1921 года. На одной из конференций того времени его речь была настолько запутанной и нелогичной, что его коллеги были вынуждены прервать его посредине речи и увести. Позже две или три из его предполагаемых речей на митинге металлургических рабочих и других митингах были опубликованы в большевистских газетах, но мы знали, что Ленин не присутствовал на этих митингах и что его речи были написаны другими коммунистами.
Вскоре распространился слух, что Ленин сошел с ума, что со словами: "Боже мой! Что я сделал с Россией и русским народом", обхватив голову руками, он бегал по Кремлю. Вскоре после этого его увезли в Горки, национализированное поместье русского фабриканта С. Морозова, расположенное под Москвой.
Высокие стены были возведены вокруг дома, и идиллическое и мирное окружение из цветов, садов, собак, коз, птиц и ульев было создано для этого отнюдь не мирного человека. Новая стена укрыла мир от Ленина и его от мира. Его настоящая жизнь была окончена. Здесь этот полуидиот, который не мог ни говорить, ни писать, ни даже что-то понимать, исключая нескольких моментов в период сравнительного улучшения, провел последние два года своей жизни в безнадежном и беспомощном состоянии...
"Сам бог наказал его" - так понимали лучшие элементы русского народа состояние Ленина в последние годы его жизни. Теперь эта агония закончилась. Она была символична и значительна.
Зловещая личность Ленина
Какого рода человек был Ленин? Я не сомневаюсь, что есть большое множество людей такого же типа, как Ленин, которые молятся ему как богу или "спасителю человечества". Ясно, что многие наивные и неумные люди, слушая высокопарные надгробные слова, рассматривают Ленина как величайшего позитивного героя своего времени.
Я уверен также, что среди будущих историков найдутся некоторые "умные" ученые, которые, говоря словами Тэна, "сделают из этого крокодила божество". Давайте отбросим все эти фантастические концепции и проанализируем Ленина с более прозаической, но более научной точки зрения.
Биологический и психиатрический аспекты его природы ясны. Мания величия, оптимизм, несмотря на ужасное состояние русского народа в период последних лет его правления, навязчивая вера в неизбежность мировой революции, неспособность понять реальные результаты своих действий - эти черты являются характеристикой прогрессивного паралича на последнем этапе болезни. Это означает, что Ленин со времени своего возвращения в Россию был больным человеком.
Посмотрите на лицо Ленина. Разве это не лицо, которое можно найти в альбоме "прирожденных преступников" Ломброзо? Крайняя грубость, выраженная в безжалостных убийствах, в безжалостных резолюциях разрушить весь мир по своей
личной прихоти, свидетельствует об этих зловещих чертах.
Полное отсутствие у Ленина всех моральных, религиозных и социальных принципов, его абсолютный цинизм, украшенный звонкими фразами о "буржуазных предрассудках", и так далее являются характерными антисоциальными стигматами. Его дикая энергия в разрушении, его практика "прямого действия", его фантастическая производительность в распространении ненависти и его полная неспособность следовать любой творческой активности являются дальнейшим олицетворением антисоциальных и опасных склонностей Ленина.
"Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и её пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а г****. «Интеллектуальным силам», желающим нести науку народу (а не прислуживать капиталу), мы платим жалование выше среднего. Это факт. Мы их бережём. Это факт. Десятки тысяч офицеров у нас служат Красной Армии и побеждают вопреки сотням изменников. Это факт."
В. И. Ленин (Из письма к Горькому 15 сентября 1919 года
А г-н И.О. уже напрягает, слишком много его. Когда работаем-то? Открываем. почитаем, снег убираем типа субботник и т.д. Утомлил.
Поэтому рекомендую:
Во-первых, прочитайте мнение экспертов об актуальности идей Питирима Сорокина
• «Питирим Александрович Сорокин – гигант социологической мысли XX века»
Роберт Кинг Мертон — один из самых известных американских социологов двадцатого века.
• «Питирим Сорокин: пророк политического будущего, которое является нашим настоящим… Стоя на плечах такого гиганта, мы можем смотреть вперед».
Гарольд Браун, проф. Университета Северная Каролина.
• «Выдающийся ученый, человек всех времен года, социолог и творческий мыслитель всех времен»
Джозеф Форд,физик (США)
• «Наследие Питирима Сорокина является краеугольным камнем, одной из глубочайших и прочнейших основ того мировоззрения, которое поможет обществу преодолеть противоречия и кризисы переходной эпохи и сформировать именно такое в своих основных чертах интегральное общество, которое и предсказывал в своих произведениях Питирим Сорокин.
Ю.В.Яковец – президент Международного института Питирима Сорокина – Николая Кондратьева, Россия
• «Возможно, этот ученый спас мир от ядерной катастрофы, веско и ответственно и доказательно заявив, что для войны двух противостоящих блоков нет принципиальных причин».
Б.П. Кутузов, российский историк и публицист
• « Для настоящей популяризации Сорокина и его трудов в России придется еще немало поработать. И вернуться он должен таким, каким был на самом деле: глубоких знаний, демократических убеждений и большой души человеком, настоящим патриотом России. Во время войны с фашизмом он сотрудничал с Комитетом помощи России, — теперь пришло время, когда его труды и идеи должны помочь духовному возрождению нации”
А.В. Липский – социолог.
• "Питирим Сорокин был сложным и в чем-то парадоксальным человеком... Он тонко чувствовал конфликты времени и дал им достойное выражение. Его влияние печатным словом и преподавательской деятельностью на социальную науку и далеко за ее пределами — громадно".
Из некролога, опубликованного в гарвардской университетской газете, подписанного выдающимися социологами и учениками Сорокина — Дж. Хомансом, Ф. Уайтом, Т. Парсонсом и другими
Где получил образование Сорокин? Где он услышал о социологии? В России! Вы может не слышали такой фамилии Ковалевский М.М.? Так вот, он организовал частный Психоневрологический институт, где Ковалевский вместе с социологом де Роберти создал первую в России кафедру социологии, где потом учился Сорокин. С именем Ковалевского связано также формирование секции социологии при Историческом обществе в Санкт-Петербургском университете в 1912 году.
Максим Максимович Ковалевский является виднейшим российским социологом, уточнивший представления о предмете и методе социологии и основавший школу политической социологии. Сорокину до него не дорос, хотя и был учеником Ковалевского.
Да, добавлю аргумент, который на либералов действует, как аксиома. Ковалевский в 1912 году являлся номинантом на Нобелевскую премию мира.
Вы, неуважительно относитесь к текстам, которым оппонируете.
Прочитайте внимательно и увидите, что ошибаетесь по поводу «только» американских ученых. Из 7 приведенных мной оценок, 3 российских исследователей его творчества.
Кроме того, я могу привести еще тысячу оценок актуальности идей Питирима Сорокина из тысячи докторских и кандидатских диссертаций и монографий, защищенных российскими исследователями – сорокиноведами, а также, мнения ученых – исследователей творчества Сорокина из 50 стран мира, на языки которых переведены труды нашего земляка.
Социологический факультет МГУ ежегодно проводит Сорокинские чтения. В этом году они состоятся 17-18 февраля. Я планирую выступить на них с докладом «К вопросу о надежности и актуальности использования идей П.Сорокина о самоубийстве для анализа суицидального поведения населения Республики Коми». В докладе я делаю вывод, что идеи Сорокина о суициде сверхактуальны для изучения чрезвычайно высокого уровня самоубийств на его родине в 21 веке.
И, конечно – же, я знаком с социологическим наследием М.М. Ковалевского. Кроме того, я принимал участие в ковалевских социологических чтениях, проводимых социологами Санкт- Петербургского университета.
Непонятно также, почему Вы комментируете анонимно. Рекомендую открыть ваше личико.
Но, все же, отвечу, хотя, даже партийные комитеты не отвечали на анонимные письма. Во-первых, из Питирима Сорокина никто не делает кумира. Ученые во всем мире изучают его актуальное научное наследие, которое составляет более 40 томов книг. Назовите хотя бы одного уроженца земли Коми, ученого, труды которого переведены на 50 языков мира? Ученые сорокиноведы есть во многих странах мира, даже в Японии. Японские исследователи Сорокина несколько раз приезжали в Коми и побывали на его родине. Как Вы думаете, почему во всем мире и во многих регионах страны ( судя по географии диссертаций и изданных научных трудов), изучают Сорокина, проводят сорокинские чтения, научные конференции, а на его родине, отдельные анонимусы, которые и одной его публикации не прочитали, заявляют ну социолог, ну учёный, ну родился он в Турье....и всё!, поскольку «конкретных заслуг перед республикой у него нет». А у Ломоносова, есть конкретные заслуги перед Архангельской областью? Но вот уже лет этак лет 80 ученые области изучают его наследие и проводят ломоносовские чтения и есть даже награда областная имени Ломоносова.
Теперь по поводу, заявления: «народ не принимает кумиров, которых ему навязывают вопреки его воле». Вам уже кто-то отвечал, что кто вы такой, чтобы заявлять обо всем народе, и делать такие широкие обобщения. Вы, что проводили изучение общественного мнения по этому вопросу?
Кучка трусливых анонимусов, которые и знать не знают кто такой Сорокин, и уж тем более, не знакомых с его научным наследием, это не народ.
Мне, например, ясно одно, что ученому сообществу и образовательными учреждениями, необходимо осуществлять системное информирование населения о наследии Питирима Сорокина и других выдающихся деятелей науки и культуры Коми края, в том числе и о Журавском.
Ну, а то, что ВРИО Главы РК С.Гапликов принял участие в торжественных мероприятиях посвященных «Коми Ломоносову», единственному великому российскому макросоциологу, философу, культурологу, гуманисту Питириму Сорокину. Это является одной из форм осуществления государственной политики Республики Коми в отношении научного наследия выдающихся деятелей науки Коми края.
• Зыряне – народ даровитый, легко обучающийся грамоте, легко пе¬ренимающий то, что ему понравится, и с особой склонностью к «практике», за то их и прозвали «северными американцами». [Со¬временные зыряне, с.94]
• Отсутствие крепостного права и вообще какого бы то ни было гнё¬та было одной из причин, способствовавших самостоятельности зырян. И теперь зырянин чувствует себя свободным. [Современ¬ные зыряне, c.94]
• Зыряне – народ мирный, гостеприимный и честный. [Современные зыряне, c.94]
• Зыряне – третий народ по грамотности в России: по грамотности зыряне стоят действительно очень высоко. [Современные зыряне, c.60]
• Зыряне – народ крепкий, сильный, рослый.. [Современ¬ные зыряне, c.94]
• Общинные мораль и нравы коми основывались на обычаях Золо¬того Века, Десяти заповедях и на взаимопомощи… Они соблюдали эти нормы как глубоко внутренние «категорические императивы», а вовсе не из страха наказания. [Долгий путь, c.10]
• Избы крестьян не имели замков, поскольку не существовало во¬ров. Взаимопомощь являлась обычным делом, организующим всю жизнь крестьянской общины. [Долгий путь, с.10]
• В политическом и социальном отношении коми никогда не знали рабства или крепостного права. Зыряне всегда были свободными людьми и решали свои дела самостоятельно, при помощи непо¬средственного самоуправления. [Долгий путь, с.11]
• Традиционный дух взаимопомощи в мои годы был ещё достаточно силён и проявлялся в самых разных формах деятельности внутри сельской общины. Это препятствовало развитию слишком замет¬ного неравенства и резкому экономическому, политическому рас¬слоению жителей села… Даже между двумя полами в основном соблюдалось равноправие. В результате здесь не было «классовой борьбы» и сформировавшихся политических партий, отстаиваю¬щих свои законные интересы. [Долгий путь, c.12]
• Коми народ обладал замечательной эстетической культурой, кото¬рая обогащала и облагораживала души этих людей. [Долгий путь, с.14]
• Религией коми народа (и моей семьи тоже) являлось русское пра¬вославие, смешанное с пережитками дохристианских, языческих верований… Никакого противостояния между элементами двух религиозных культов не наблюдалось, как не наблюдалось их и между представителями нескольких сект и направлений в рамках этого «языческого христианства» – все они были привержены еван¬гелической ипостаси, миру и непротивлению злу насилием. Осно¬вой этого «мирного сосуществования» являлось общее убеждение в том, что весь мир – это живое единство и что «истина едина, люди только называют её разными именами». На протяжении всей жиз¬ни среди коми народа я не припомню хотя бы одного случая рели¬гиозной нетерпимости или гонений за веру. [Долгий путь, c.33]
• Почти весь коми народ говорил по-русски, владея вторым языком. [Долгий путь, c.10]
• Зырянский язык вовсе не мешает русскому языку, напротив, только тогда русский язык можно хорошо усвоить, когда знаешь и пони¬маешь свой язык. [Пёстрое кружево. Общедоступный учебник со¬циологии, c.204]
• Воспитываясь в такой социальной среде, я естественным образом впитывал бытующие в ней верования, моральные нормы и нрав¬ственные принципы: дух независимости, справедливости, уверен¬ности в себе и взаимопомощи. [Долгий путь, c.13]
• Перед нами задача: прочное возрождение России и русского наро¬да, длительное увеличение его материального и духовного благо¬состояния.
• Задача возрождения России падает на Ваши плечи, задача – бес¬конечно трудная и тяжёлая. Сумеете ли Вы выполнить её? Сможете ли выдержать этот экзамен истории?
• Стремись быть сознательным сообщественником, развивай свои знания, контролируй своё поведение, старайся управлять им, дей¬ствуй, но не под влиянием слепых сил, а на основе знаний, борись за лучшее, но не зверскими методами, а методами сообществен¬ника, уважай и цени всякого человека, ибо то, чем ты гордишься, что ты имеешь, что составляет твое «я», создано не тобой, а всеми людьми, жившими до тебя и живущими с тобой.
• Не следует быть излишним пессимистом, но нехорошо быть и «блаженным россиянином».
• Сделай, что можешь, лучше потерпеть неудачу в достижении великой цели, чем успешно плавать на мелководье.
• Знаю, не розами покрыт грядущий путь. Он тернист, ждут на нём бездны новых страданий, унижений, оскорблений и трудностей... Крутые кряжи, опасные перевалы и разбойничьи засады ожидают путника... Но не будем падать духом. Возьмём с собой ценности Знания, готовность к Труду и лишениям, напряжённую волю к До¬бру и светлую Надежду... С ними не пропадём...
• Решающим фактором освобождения нас самих, всей нашей культу¬ры и общественной жизни от заразных моральных отбросов явля¬ется именно последовательное, честное и решительное участие в этой деятельности всех ответственных людей, где каждый действует наиболее подходящим для него образом.
• Нужно помнить, что необходимое условие прогресса, создания правды, истины и красоты – есть жизнь. Если её нет, нет и выс¬ших ценностей. «Она поправима, а смерть – нет». Поэтому все силы общества, науки и каждого человека должны быть положе¬ны на борьбу за жизнь.
• Приходит время для созидания новой родины и самосозидания новой, ответственной, глубоко идеалистической и в то же время глубоко практической демократии. Пора приступить к этим зада¬чам. ...Кто её может и должен выполнять? Подлинные живые силы народа, глубоко почвенные, умеющие хранить высоту идеалов и способные делать великое дело.
• Люди, любите друг друга, не будьте равнодушными друг к другу, не смотрите друг на друга, как на простые «номера» и «фишки», а как на человека, которому необходима посторонняя помощь: ду¬ховное утешение и ободрение и материальная помощь и поддерж¬ка. [Самоубийство как общественное явление, c.114]
• Любовь и истинная доброта, а не ненависть и сила создают мир, гармонию, социальное и моральное благополучие. Это урок, кото¬рый человечество должно выучить и сделать своей главной внутренней составляющей.
• Молодому поколению, вступающему в жизнь, должен быть предоставлен простор для выявления своих способностей и средства (материальные и духовные), снабжающие его орудиями для творчества и социально полезной деятельности.
• Развитие и культивирование знаний в нашей Родине – задача оче¬редная, неотложная и, быть может, важнейшая из важнейших.
• Первое, что вы должны взять с собой в дорогу, – это знание, чистую науку, обязательную для всех, кроме дураков, не лакействующую ни перед кем и не склоняющую покорно голову перед чем бы то ни было; науку, точную, как проверенный компас, безошибочно указывающую, где Истина и где Заблуждение…
• Второе, что вы должны взять с собой, – это любовь и воля к произ¬водительному труду, тяжёлому, упорному, умственному и физиче¬скому. Время «сладкого ничегонеделания»… кончилось. Мир – не зал для празднующихся, а великая мастерская, и человек – не мешок для переваривания пищи и пустого прожигания жизни, а пре¬жде всего – творец и созидатель.
• Оздоровление семьи, улучшение её организации в том направлении, чтобы она, как первый скульптор, лепящий Socius’a из биологиче¬ской особи, создавала и выпускала из своих рук индивидов со знани¬ями, с волей, с энергией, полагающихся на самих себя, – эта задача доступна каждому из Вас и составляет Вашу основную обязанность.
• Берегите детей! Не беда, если настоящее печально. Но беда, если и будущее безнадёжно. А будущее в детях!
• Не будем падать духом. Возьмём с собой ценности Знания, готов¬ность к Труду и лишениям, напряжённую волю к Добру и светлую Надежду... С ними не пропадём... С ними снова выберемся из мрачных пропастей крови и смерти на широкую и столбовую дорогу истории.
• Для тех, кто не упал духом, кто ещё сохранил любовь к родине, кто ещё считает своим долгом бороться за свободу, ответ один: нужно Россию строить заново.
• Открой же глаза свои и трезво посмотри на своё состояние. Это первое условие Возрождения. Если моё неверие и моя тревога не¬правы, если в тебе больше сил, чем я думаю, если ты, наперекор всему, сумеешь вновь поднять свою голову и воссоздать себя, – мое неверие и тревога простятся мне. Простятся потому, что они под¬сказаны тревогой за тебя, любовью к тебе, горькой печалью за тебя, желанием помочь тебе, мой великий русский народ.
• Личный почин, личная инициатива, личная энергия, производи¬тельная работа «по совести», а не согласно указке и капризам кого бы то ни было, – вот то, что нужно. Будет это – приложится всё остальное. Таковы те главные ценности, которыми Вы, с моей – быть может, весьма несуразной – точки зрения, должны запастиcь, пускаясь в великий путь и подготовляясь к великому экзамену. Я не знаю, выдержите ли Вы это тягчайшее из тяжких испытаний. Но надеюсь, что «Сим победиши».
• Наше будущее создаём мы. И чем активнее будет каждая личность, тем выше будут её идеалы, тем быстрее мы будем приближаться к Правде и тем чище и прекрасней будет Правда человеческая.
• Я желаю удачи будущим поколениям, чтобы они выросли благороднее, мудрее и более способными к созиданию, чем мы.
• Хочу верить и всем сердцем желаю Вам полного успеха.
Кучка трусливых анонимусов, которые и знать не знают кто такой Сорокин, и уж тем более, не знакомых с его научным наследием, это не народ"""""""(В.Теребихин)
Я понимаю, что информация не укладывающаяся в ваше восприятие фигуры Питирима-рвёт ваши шаблоны, но то, что Вы выдали в вышеприведённой Вашей цитате - шедевр в стремлении не слышать правды и отстоять "гиганта мысли" в выгодном для Вас свете.
Вдумайтесь в суть того, что Вы нацарапали - и позвольте ответить Вам тем же - А ВЫ ПРОВОДИЛИ ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ЭТОМУ ВОПРОСУ? Где?Как?Кто? и уж будьте добры дайте ссылку на источник, где можно ознакомиться с результатами изучения. И во вторых - на счёт Ваших критериев по определению признаков принадлежности к народу и не народу, ставя во главу угла степень осведомлённости в сорокинских трудах , говорит как раз о том, что вы сами далеки от народа, который и продуцирует Толстого, Некрасова, Бунина и Сорокина в том числе. И что по Вашему, люди прочитавшие всех российских классиков, знакомых с трудами Ключевского, Валишевского, Канта, Ницше нельзя причислить к народу ибо Сорокина не читали. Бред сивой кобылы тов. Теребихин. Ваш Сорокин-учёный с мировым именем и это никто не оспаривает. Оспаривается лишь его роль в истории Республики Коми, которая как бы это ни было Вам досадно слышать и читать - нулевая.
Известно, что сам Сорокин, по знакомству закончил двухклассную церковноприходскую школу в Гаме, в которую не все могли попасть, одну из немногих на территории заселенной зырянами. Последующее образование он получил на континентальной Руси, которую коснулось крепостное право. На территории будущей Коми не было учебных заведений. Если вы настоящий ученый, исследуйте этот вопрос, и не повторяйте лжи, из цитаты Питирима Сорокина.
1. Назовите выдающихся зырянских педагогов, дававших образование зырянам.
2, Перечислите зырянские университеты, институты, школы наконец, в которых получали зыряне образование.
3.Перечислите следы этого образования, проявляющихся в открытиях, изобретениях, культуре, истории зырян.
Этим комментарием, уважаемый, вы показали, что проиграли аппоненту в споре за истину, доказав тем самым, что Питирим Сорокин лжец.
А ответ таков. Питирим Сорокин в одной из своих самых ранних публикаций "Современные зыряне"(1911 год) , привел данные по уровню образования зырян сославшись на результаты статистического обследования Верхне-Вычегодских волостей, произведенного в 1901–1902 гг. . Вы сами можете прочитать эту публикацию в журнале "Наследие, №1, за 2011 год. Статья размещена на сайте Центра "Наследие" имени Питирима Сорокина.
А более полную информацию о развитии духовной культуры в Коми крае в 19 и 20 веках вы можете прочитать в издании "История Коми с древнейших времен" ИЯЛИ , 2004 г.
С точки зрения этической, даже если и молодой Питирим Сорокин и ошибся в одной из оценок, разве использовать понятие "лжец". А проиграть оппоненту в споре за истину - это считаю вполне нормальным и распространенным (и не только в науке), явлением. Только к кому мне обратиться с этим признанием, если победитель "скрывает личико"? Победителя в студию!
В этой цитате Сорокин в корне неправ. Правда непонятно, что он имеет ввиду, под термином крепостное право. Не было продажи людей?
Видимо Сорокин недостаточно изучил вопрос о крепостном праве в Новгородской республике, а затем в Московии. Территоря нынешней Коми подчинялась этим княжествам.
В Новгородской республике смерды находились в зависимости от государства. В более позднем расширительном смысле — все крестьяне, основное население страны, низший социальный слой. Смерды имели собственную землю и вели на ней хозяйство, должны были платить налоги князю и отбывать натуральные повинности. Князь мог подарить смердов церкви, переселить их. В отличие от обычных крестьян-общинников, смерды жили в сёлах, а не в весях. Воинская повинность смердов состояла, по разным версиям, в личном участии в пешем войске, в поставке лошадей для конного войска (Пресняков А. Е.) либо в личном участии в конном войске (Рыбаков Б. А.).
Так вот зыряне относились к смердам.
К XV веку категория смердов превращается в категорию крестьяне. В XVI—XVII веках слово смерд использовалось для обозначения служилого населения в официальных обращениях к царю и царя к населению.
Слово смерд употреб**лось в качестве обозначения религиозной принадлежности. Смерд — самоназвание тех, кого привычно именуют «язычники». В произношении «смарт» используется как название одного из трёх направлений индуизма, самого древнего. Слово «смерд» происходит от санскритского «смрити» — помнить.
Современные исследования историков республики в целом, подтверждают эту оценку из самой ранней публикации П.Сорокина "Современные зыряне". См. "История Коми с древнейших времен до конца 20 века" Т.1, Сыктывкар, 2004 год.
Так, на стр. 274, исследователи утверждают, "особенностью ,социальных отношений населения в Коми крае являлось отсутствие крепостничества". Имели место "лишь элементы крепостничества". Далее смотрите сами.