Из блогов БНК: «Новые оценочные механизмы придут...»
В 80-е воротники на мужской зимней одежде могли быть норковыми или ондатровыми, но никогда(!) песцовыми или лисьими (это женщинам), а в Мурманске, например, так не считали, в Тобольске тоже. Это была чисто сыктывкарская фишка. Унисекс в Сыктывкаре тоже приживался совсем не так, как в Вологде или в Перми. Что сейчас? Сейчас в городах нет «свой моды», своей внутренней оценочной политики, пишет в своем блоге на платформе БНК публицист Григорий Спичак. Публикуем текст его поста полностью.
Лет тридцать назад город знал, кто у него лучшие строители (уж десяток человек назвать мог точно), кто лучшие парикмахеры, кто лучшие артисты и ученые... Город знал — это знали многие и очень многие — от студентов до пенсионеров, и даже старшеклассники знали этих лучших.
Вопрос хотелось бы задать так — зачем знал? Почему знал? И — что это говорило об обществе?
Знал, потому что это были ориентиры (или если не ориентиры, то некие подтверждатели — что эта ниша общественной жизни имеет своих мастеров).
Получается, что знал их город затем, чтобы общество имело внутренние (не общероссийские или ТВ-ориентированные) критерии развития, не зависимые от массовых трендов, от навязываемого откуда-то издалёка критерия мастерства.
Почему знал и почему это было для общества важно? Потому что работал внутренний, т. е. местный оценочный механизм — извне оценки тоже не навязывались. Как пример — если в нашем городе в 80-е воротники на мужской зимней одежде могли быть норковыми или ондатровыми, но никогда(!) песцовыми или лисьими (это женщинам), то в Мурманске, например, так не считали, в Тобольске тоже... Это была чисто сыктывкарская фишка.
Унисекс в Сыктывкаре тоже приживался совсем не так, как, например, в Вологде или в Перми. Что сейчас? Сейчас нет в городах «свой моды», своей внутренней оценочной политики. Центральные каналы ТВ сказали, что это красиво — хавайте... И речь не только об одежде. То же самое в строительстве (будто строить на болотах и сыпучих грунтах, в вечной мерзлоте и на скальных породах одно и то же). Куда ушел оценочный механизм?
Почему СМИ перестали интересовать местные маэстро? Про резчиков по дереву и про местные ленточные половики и свистульки сколько уж можно?
Что это говорит об обществе? И в смысле критики и самокритики, и в смысле — что в обществе исчезло?
Исчезло творчество. Увеличилось то самое «потребление», которое для 80% граждан в формуле «и так сойдет» или в формуле «ну так ведь вон по телевизору живут»....
Массовая культура и кич — это явления о которых уже написано и перенаписано, но … тут пришла Четвертая индустриальная революция. Для нашей страны она пока стоит с топориком за углом. Но завтра (лет через 5-7) она будет и здесь...
Общество обречено на творчество. Или умрет. Обречено, потому что только один вопрос занятости (отсутствия занятости) заставит два поколения россиян искать и творческий выход, и адаптироваться к очень узким местническим условиям, и самоорганизовываться. А самоорганизовываться — это искать приемлемые критерии «правильно и красиво».
***
Обсуждение в интернете (и уж тем более отдавать на откуп троллям оценочные механизмы) невозможно. Сам по себе оценочный механизм имеет несколько уровней оценок — от профессионального до обывательского, от оценки интеграции с другими сферами жизни до оценок живучести тренда... Но это уже другая тема.
Комментарии (18)
Я его лет 30 знаю
Морозко и Василенко привет
Советский блат, который был еще лет 30 назад.
И слава Богу , что исчез !
Раньше достанешь джинсы, и ты счастлив на полгода.
Мне брат с Германии привёз кроссовки на липучке. Я за ними, как за хрусталём ухаживал.
Да с коробки конфет или банки кофе можно было получить хорошее настроение на неделю.
А какую радость сейчас доставляют доступные товары? Только огорчение, если нет средств на их приобретение...
....
работать надо больше , если нет средств.
как чеченцы много работать .
(заключительная фраза фильма "Курьер")
....................
Город знал - где поБЛАТУ можно купить обувь ,
одежду , части к автомобилю , колбасу , парфюм ,.....
И Город спрашивал друг у друга -
ты можешь достать хороший франц.парфюм ?
ты можешь достать колбасу ?)))
К счастью времена дефицита и блатников прошли .
Можно купить все и везде.
А хочешь оставться и быть творческим , пожалуйста , на твой выбор .....
Хочешь - потреб**й , хочешь создавай сам .
А размечтался Гриша развитых экономиках, которые перешли в новый технологическую эру. К нам она придёт через 5-7 лет? Ужасно смешно...