60-летний ухтинец проехал на велосипеде по Китайской стене
Летом 2012 года ухтинский велопутешественник Владимир Ольшевский первым из туристов совершил восхождение с велосипедом на известное уральское плато Маньпупунер. В 2013 году мужчина на велосипеде проехал из Ухты в Пустозерск (Ненецкий автономный округ). Часть маршрута, которая проходила по речной глади Печоры, он преодолел на велокатамаране. Незадолго до наступления 2016 года Владимир Ольшевский проехал на велосипеде по Великой Китайской стене, сообщила газета «Республика».
С двумя иероглифами в Китай
– Мечта проехать по Великой Китайской стене на велосипеде появилась у меня очень давно, – рассказал «Республике» Владимир Ольшевский. – Это было в далеком 1986 году во время моего первого велотуристического путешествия по Золотому кольцу России. Мечта была из разряда неосуществимых, совершенно абсурдная, как и положено быть настоящей мечте. Однако в конце 2015 года она вдруг начала приобретать совершенно конкретные черты. И вот в октябре я уже стоял в аэропорту Пекина. У меня было практически полное отсутствие знания китайского языка и реалий местной жизни. С другой стороны – наличие навигатора с закачанной точнейшей картой страны и небольшая информация из интернета. Плюс два выученных иероглифа. И этого багажа мне с лихвой хватило для реализации планов.
Знание двух иероглифов оказалось достаточным для того, чтобы объясниться с китайской полицией и не умереть с голоду. Один раз местные полицейские потребовали документы у иностранного велосипедиста и попросили назвать город, где располагается его отель. Оказалось, что русское название столицы КНР – Пекин и английское Beijing – для китайского уха звучат одинаково непонятно. И только изображенный ухтинцем соответствующий иероглиф помог полицейским понять, что тот остановился в пекинском отеле. Иероглиф у стражей порядка вызвал неподдельное удивление и очень уважительное отношение. Второй иероглиф пригодился в местном кафе. Если бы путешественник не знал, как иероглифами пишется слово «ложка», то пришлось бы ему хлебать рисовый суп палочками для еды.
Помимо велопробега по Великой стене, турист посетил китайскую оперу и попробовал утку по-пекински. Опера с элементами эквилибристики и яркими костюмами произвела на ухтинца неизгладимое впечатление. А вот утка по-пекински разочаровала, так как показалась несколько жирноватой. На улицах густонаселенного Пекина россиянина поразило отсутствие пробок и аварий, а также абсолютное равноправие и взаимоуважение велосипедистов и автоводителей. Благодаря этому объехать город по идеальным велодорожкам не представляло никакого труда. На площади Тяньаньмэнь Владимир стал свидетелем того, как китайцы занимают места с четырех часов утра только для того, чтобы просто увидеть церемонию поднятия государственного флага. Причем, чтобы увидеть это торжественное зрелище, в столицу специально приезжает народ из отдаленных городов и деревень. При восходе солнца и поднятии флага площадь прямо расцветает от сотен фотовспышек на селфи-палках.
В Пекине турист посетил императорские дворцы Запретного города и старейшую китайскую святыню – Храм Неба. Также он видел тринадцатиэтажную буддийскую пагоду Тяньнин.
В этом самом старом здании города не тринадцать этажей, а тринадцать крыш. Удалось Владимиру Ольшевскому посетить главные храмы всех трех религиозных учений, культивируемых в Китае. Это конфуцианство, буддизм и даосизм.
– Интересно, с чем связан сейчас в Китае бум этих религий? – задумался турист. – Народу много, полно молодежи. И хотя я лично атеист, но любовался древними красотами чужих для русского человека храмов с замиранием сердца. Даже природа в Китае необычная. Один бамбуковый медведь чего стоит! Китайцы и здесь оригинальны. Ведь есть же везде в мире черный или бурый медведь, есть белый. И только панда – черно-белая. Люди там удивительные. В современном китайце сочетается фантастический сплав древнейших традиций народа и реалий современной жизни. Доброжелательные и вежливые, они с доброй усмешкой смотрели на меня, когда я пытался выяснить, почему это у них так просторно и уютно на дорогах. Как так оказывается, что в огромном мегаполисе я вхожу в метро и вдруг обнаруживаю его уютным и полупустым. Почему их не возмущают постоянные проверки документов, патрули на улицах и куча полицейских в местах скопления народа. Где, в конце концов, их мечта о собственном автомобиле. Народ отвечал, что и без машины хорошо, на этот счет не паримся. Будет надо – купим. А про метро – так ведь рабочий день. И напомнили, что у нас в России раньше тоже было такое понятие, как тунеядец. А в Китае партия и правительство следят за этим очень внимательно. Вопрос о полувоенном положении даже не поняли и ответили вопросом на вопрос: а как же порядок и угроза терроризма?
Народа-то у нас много. Да мы и не замечаем как-то этого неудобства. Наверное, благодаря такому отношению в Китае у всех относительно спокойная жизнь и уверенность в завтрашнем дне.
По гребню стены
Главным своим достижением от поездки в Поднебесную Владимир Ольшевский считает велопробег по Великой Китайской стене. Правда, удалось проехать только шесть километров из общей длины стены, которая составляет более 8 851 километра.
– На пункте пропуска, когда я пытался пройти с велосипедом на стену, меня ожидало испуганное, близкое к панике заявление администрации о категорическом запрете проезда на велосипеде по стене, – вспоминает ухтинец. – Сказали, что они головой отвечают за безопасность туристов и поэтому с велосипедами туда нельзя. Да и встречающий меня в аэропорту Пекина русскоговорящий водитель рассказал, что за пятнадцать лет работы он еще ни разу не встречал человека с такими авантюрными планами, как у меня. И предупредил, что мне гарантированно запретят подняться с велосипедом на реконструированный участок стены. Типа бюрократов хватает везде.
Владимир оказался готов к запретам и разработал план взятия стены заранее. Он спрятал велосипед около стены и зафиксировал его координаты на навигаторе. Затем поднялся на стену, прошел два с половиной километра до места спуска, которое не контролируется службой охраны. Нашел едва заметную тропинку, спустился по ней на трассу к велосипеду. А дальше поднялся обратно, но уже с велосипедом. На гребне стены он вышел к нереставрированной части сооружения и уже тут поехал на велосипеде по разрушенному полотну.
– Это громко сказано, что поехал, – делится впечатлениями турист. – Узенькая тропинка, очень извилистая, часто прерываемая глубокими трещинами. Вокруг сплошные заросли. Да и сама стена прорастает насквозь. И это неудивительно. Ведь известно, что она состоит из уплотненного грунта, укрепленного камнями. Растут кипарис и сосна. Часто попадают на пути маленькие бамбуковые островки. Стена то с одной, то с другой стороны разрушена. Возвышаются старинные полуразрушенные сторожевые башни, и уходят вниз отвесные пятиметровые обрывы. А вокруг – красота! Осенние цвета, яркие миниатюрные ящерки и мелкие грызуны под ногами, и неизвестные громадные птицы, лениво планирующие в небесах. Ни одного человека рядом, и оглушающая тишина. Прошел час. Я уже начал было подумывать о ночевке на стене. Однако через шесть километров выехал к маленькому горному поселению и стометровой бреши в стене. А так как до наступления темноты оставалось всего три часа, то я решил возвращаться в Пекин. Первый пробный велозаезд по стене закончился очень успешно. Я на практике доказал, что по ней на велосипеде можно проехать. Хоть и не так быстро, как хотелось бы. Ведь камни-то все позарастали и ушли в землю, а стена оказалась не пологой, а с сильными подъемами, спусками и даже ступеньками. А к своей мечте я все-таки прикоснулся. Ну и что из того, что я проехал только 6 километров по стене. Зато мечта не исчезла, а приобрела конкретные черты и стала еще более желанной.
По словам Владимира Ольшевского, велотуризмом он увлекся еще в 1986 году. Ездил по городам Германии, Польши, Швеции и Финляндии, был на раскопках античной Трои. Путешествовал до Байкала и по республикам Средней Азии. А покорив Китай, теперь присматривается к другим азиатским странам.
Комментарии (13)
Про гостиницу. Достаточно взять визитку на ресепшене - дают во время заселения. После прогулок показываешь таксисту - везет куда надо. Полицейские не останавливали - ничего не скажу.
Во всех кафе, ресторанах предлагают к супу ложки . Они, правда, не металлические, как у нас, а фарфоровые (кстати, бульон из супа они выпивают, а потом уже палочками едят гущу). От вилок сами отказывались, т.к. палочками владеем и было интересно пробовать местную кухню, необычную, но довольно вкусную.
Опять же умереть с голоду в Китае, если есть деньги, довольно сложно - еда дешевая. И их бич-пакеты (ехали по стране и брали в поезд), по сравнению с нашими, гораздо вкуснее.
Про велосипед вообще не понятно, как собирался там подниматься. Там довольно большое расстояние нужно подниматься по ступенькам (см. на заднем плане у дяденьки). Кстати, ступеньки разной высоты - в этом трудность подъема.
Также не ясно, если смог пробраться к стене, протащить туда велосипед, зачем надо было возвращаться ко входу, платить за вход, потом спускаться и поднимать велосипед на стену и уже ехать дальше? Зачем такие сложности?!
"Они с доброй усмешкой смотрели на меня, когда я пытался выяснить, почему это у них так просторно и уютно" - стесняюсь спросить, на каком языке пытался выяснить, если "У меня было практически полное отсутствие знания китайского языка". Скорее всего, пытал гида, а они научены отвечать на каверзные ответы иностранцев - там люди работают идеологически проверенные и обученные соответствующими структурами.
А так, конечно, молодец - исполнил мечту.