Новости партнеров: «Как Сочи осваивает Олимпийское наследие»
Утро 23 ноября в Адлере. Перрон железнодорожного вокзала пока пуст. Удивляешься сколько вокруг пространства, воздуха, зелени. Между строениями проглядывает водная гладь моря, отражающего льющийся с небес свет. И этот симбиоз – синее море, голубое небо, зеленая полоска земли – иначе как великолепием не назовешь. «Вам куда?» - нарушает идиллию неизвестно откуда взявшийся таксист.
Через полчаса я уже в отеле «Бридж Резорт», олимпийское наследие Сочи в Имеретинской низменности. На одном этаже со мной коллеги из Коми: гендиректор ИА «Север-Медиа» Анна Манюк и главный редактор газеты Коми «Республика» Алексей Лазарев.
Координатор медиатура от АРС-ПРЕСС, главный редактор газеты «Черноморская здравница» Ирина Тодоренко по телефону сообщила распорядок завтрашнего дня.
Утром в 9.10 мск мы уже в салоне комфортабельного автобуса, который, как сообщила экскурсовод Наталья Сорочинская, отвезет нас в скайпарк, изюминку Сочи – курорта, самый длинный в мире подвесной пешеходный мост.
Автобус медленно ползет в гору по узкой дороге. Сорочинская обращает наше внимание на вытянувшиеся из подворья побеги хурмы, ярко-желтые плоды повисли на заборе новогодними шариками. Наталья со всеми подробностями рассказывает о субтропической растительности.
Экскурсовод показывает куда-то вниз – там форелевое хозяйство, рыбзавод. Но одолевают цапли, своим длинным клювом таскают мальков, пришлось на водную поверхность натянуть сетку.
Ничего не ускользает от внимания экскурсовода, такое впечатление, что каждая палочка, каждый камень на сочинской земле – достопримечательность, с которой она знакомит гостей.
Автобус выруливает на площадку, приехали. Дует ветер, свежо. Проходим через турникеты. И вот она, двухсотметровая бездна, дно которой и есть устье реки Мзымта.
Два берега ущелья соединяет 439–метровый висячий мост, кажется, его раскачивает ветер. Это и есть скайпарк. Олимпийское наследие, о котором создатели экстремального отдыха в буклете написали: «Создан специально для максимального выброса адреналина, чтобы вновь почувствовать себя живым».
Представляете! Строят самолеты, делают технические открытия, от ввода которых в эксплуатацию есть человеку конкретная польза. А тут сложные конструкции аттракционов, чтобы, очертя голову кто-то летел в бездну, совершил свободное падение в пропасть и вернулся живым…
Забегая вперед, процитирую мэра Сочи Анатолия Пахомова: «Думал: вот вложат деньги непонятно во что, а никто не пойдет в этот парк приключений. Ошибся: он востребован, каждый второй сочинец там побывал, не говоря о приезжих», – Анатолий Николаевич сказал это на Сочинском туристском форуме.
Скайпарк продолжает строиться, для экстремалов изобретают новые виды испытаний. «Головой вниз, сальто – с разбегом, тандем. У нас найдется подходящий вариант для каждого, от новичка до опытного экстремала», – текст из буклета, который предлагают у входа в парк.
Красная Поляна
Наша экскурсия продолжается. Асфальтовое полотно убегает вглубь ущелья, раздвигая две лесистые стены - горы слева и справа.
Но почему такой знакомый ландшафт? Олимпиада, вот оно что! К этим местам было приковано внимание всего мира, а уж о россиянах и говорить нечего, потому и запомнились места, названия которых озвучивает Наталья.
«Город Горки», - сообщает экскурсовод и делает водителю знак остановить автобус.
Мы с молчаливым изумлением осматриваемся: величественные здания по прямой как стрела траектории, строгая линия дизайнерского решения, никаких архитектурных излишеств, аристократизм стиля. Петр Первый мог до бесконечности шагами отмерять на Балтийском берегу будущие улицы, проспекты Петербурга. А здесь, на зажатом клочке земли, не до размаха. Невероятно, но размах налицо.
По-новому осмысливаешь слоган, звучавший в дни проведения Олимпиады «Россия, вперед». Построили город Горки, который составил конкуренцию зарубежным курортам. Преодолев преграды, страна сделала это.
В центре архитектурного ансамбля отель «Сочи Марриотт Красная поляна». Особенности местного ландшафта подчеркивают величие рукотворного архитектурного памятника.
Не знаю, много ли в России подобных строений, но Горки - это здорово, как и ландшафт Поляны.
В 40-а минутах езды от Горок – море, а сам город – центр зимнего горнолыжного туризма. «Марриотт» - визитная карточка курорта», – добавляет экскурсовод и приглашает пройти к подъемнику, это, по ее словам, совсем рядом, в «шаговой доступности».
Сопровождающая нас сотрудница Сочинской администрации Наталья Клоповская радеет за нашу безопасность, просит соблюдать правила передвижения по канатной дороге.
Другой нюанс, я - старшая по возрасту в группе, коллеги Аня Манюк, Алексей Лазарев беспокоятся, как перенесу высоту. Как сказать, чтобы не обидеть молодых: сочинский подъем в сравнении с нашим Домбайским, – легкая прогулка и максимальная высота, на которую мы поднялись – 2 320 метров, никак не ощущается. Завораживает открывшийся с смотровой площадки вид – цепь гор, лыжные снеговые трассы и где-то там, далеко – далеко – голубая полоска. «Неужели море?» - кто-то озвучивает то, над чем в ту минуту думал каждый.
Спуск в компании Ани Манюк, Алексея Лазарева, присоединившихся к нам журналистов из города Чайковского Пермского края и Верхней Пышмы Свердловской области – Александра Бессмертных и Алексея Герасимова.
Легкие сумерки уже укрыли Розу-Хутор. В горах темнеет быстро. Но темнота для Сочи – условность. Тысячи огней вокруг. «Свет в горах, значит, они живут», - комментирует экскурсовод.
Ольга Клоповская знакомит с программой на завтра. Посещение сочинских достопримечательностей, как будто Бог высыпал их из щедрой своей рукавицы. Поездка на бальнеологический курорт «Мацеста», в центр Сочи, парк «Ривьера», Олимпийский парк, на многие другие объекты.
И все под аккомпанемент нашего неутомимого гида Натальи Сорочинской. Благодаря ей, мы так много узнали о Черноморском курорте. Хорошо поставленная речь профессионала, мелодичный голос слушаешь как мантру и запоминаешь каждое слово. Где и как готовят такие кадры?
Все ответы на форуме
Посещение международного туристского форума также входит в программу нашего пребывания в Сочи. В зале главного медиацентра работают две выставки – «Курорты и туризм. Сезон 2015 – 2016 г.г.» и «Гостинично ресторанный бизнес». Тематика первой понятна, а вот второй – не очень.
- Туризм функционирует в тесном взаимодействии с другими сферами, это и гостиничное хозяйство, и транспорт, и сеть питания, многое другое, отсюда взаимосвязь, – пояснили в оргкомитете.
Соответственно и повестка мероприятия, круг участников: представители российского союза туриндустрии, краевых, федеральных структур, мастер-классы от гостиничного бизнеса. Только от туриндустрии 270 участников, в основном это крупнейшие предприятия Кубани. За круглым столом шло обсуждение таких проблем как загрузка олимпийских объектов, повышение профессионального уровня гидов, улучшение качества сервиса.
Участие в работе форума принял помощник президента РФ Юрий Левитин. По его словам главный тормоз в развитии внутреннего туризма – дорогие перевозки между российскими городами и отечественными курортами… «Надо сделать так, чтобы в Сочи летали самолеты из регионов, а не только из Москвы и Петербурга», – сказал Левитин. Для примера привел программу, которая уже действует в Крыму.
Озвучивались и другие предложения. И все же открывший форум заместитель руководителя федерального агентства по туризму Алексей Конюшков в своем выступлении заявил о спаде. «Процесс, начавшийся в прошлом году, когда на 40% упал въездной туризм, ничто иное как замена вектора развития, после чего ставку сделали на внутренний туризм», - сказал Конюшков.
Спад не для Сочи. На пленарном заседании мэр города-курорта Анатолий Пахомов сообщил, что «за 11 месяцев года Сочи принял около 5 млн гостей».
«Средняя загрузка отраслевых объектов возросла до 82%. Мы надеемся на 80-процентную годовую загрузку санаториев, гостиничных, спортивных комплексов», – подчеркнул Пахомов.
Администрация Сочи сегодня – своего рода ударное звено, штаб в борьбе за каждого туриста. Здесь анализируют каждый поворот в освоении Олимпийского наследия успех или промах туристской индустрии «Находить новое, привлекать, заинтересовать приезжающего», - озадачил свою команду мэр.
Слагаемые успеха (5 млн туристов за 11 месяцев т.г., население Сочи 450 тысяч) он объясняет «командной работой с туроператорами, турагентами, руководителями развлекательных комплексов, экскурсионных компаний».
«Я в отрасли работаю около 10 лет и все это время пытались административным ресурсом завести туроператоров на свой рынок. Не получалось. До тех пор, пока не повернулись к их проблеме лицом», - делает выводы из собственного опыта Анатолий Пахомов. Сегодня это дорогого стоит, нашлись бы только желающие перенять опыт.
Конечно, у Сочи ресурс лучшего, самого раскрученного курорта России. Но если однажды созданный резерв не преумножать, быстро останешься на бобах. В Сочи же в этом году расширилась география прибывающих рейсов. Летом Сочинский аэропорт обслуживал 20 тысяч пассажиров в день, как при советской власти. Дали свои результаты и совместные усилия сочинской администрации, профильных федеральных, краевых министерств, ассоциаций, агентств. В городе прошло более 180 мероприятий международного, Всероссийского или регионального уровня, посетило которые миллион человек. «Но мы не делаем ставку только на событийный туризм. Стараемся развить предпринимательство», – отмечает мэр Сочи. 90% малого бизнеса задействовано в сфере услуг туризма.
Где туризм, там бизнес
Подтверждение тому стенды, экспозиции, развернувшийся широкий показ производства продуктов, главным образом переработка фруктов овощей, продукты животноводства, рыба. Внушительное число предпринимателей, честное слово.
Подходим к одной из экспозиций. Знакомимся – Наталья Белоусова, управляющая компанией ООО «БМК». Красивая молодая женщина. По всему видно о себе не думает, вся в бизнесе. Представляет два ресторана «Док» и «Seafood market». Место расположения – морской порт Сочи. Сюда на самолетах с портов Дальнего Востока ежедневно доставляются устрицы, дальневосточные королевские крабы, моллюски надара и спизула, гребешки вандала, мидии.
- Гребешки, ежи – это же рыбный деликатес, - поясняет Наталья. – Дальневосточные устрицы – 100 граммов от 250 рублей, есть поштучно – 590-650 рублей.
По ее словам востребованность высокая, гурманы предпочитают российский продукт французскому. Один раз попробовав, вкусовых пристрастий в дальнейшем не меняют.
У общества за 8 лет работы на рынке морепродуктов – наработанные связи, прямые поставки, надежные партнеры. «Главное – качество продукта, за это несем полную ответственность, - говорит Наталья, – Всегда предлагаем исключительно свежий продукт. Объем продаж достаточно высок».
Рестораны – семейный бизнес Белоусовых. За годы работы подобрали профессиональную команду – повара, менеджеры с опытом работы в ресторанном бизнесе. Помещение арендуемое. Предприятие крепко стоит на ногах, но первоначальном этапе становления помогали городские власти.
Предприниматель Алексей Балуков экспонирует мед. Считает, что дело выгодное. «По мере того как узнают качество меда, появляются постоянные покупатели». По словам предпринимателя, Олимпиада, помогла многим раскрутиться. «Сочи такой город, где сидеть сложа руки не будешь. Энергетика такая, туристов много, все в движении», - говорит Алексей.
Мурат Текеев, выходец из Карачаево-Черкесии, в Сочи живет 8 лет: «Сочи – единственный российский город, сделавший шаг в рынок. Здесь люди уже по-другому выстраивают отношения. Например мы изредка собираемся человек 3-4, звоним землячке, просим приготовить хычины как у нас дома делают. Она выполняет нашу просьбу, мы расплачиваемся. Никакой неловкости ни с нашей, ни с ее стороны, чисто деловые отношения. В северокавказских республиках так не получается. Как начнется: «Ты мне брат, разве могу с тебя деньги брать?» Так я второй раз не приду, если не возьмешь. Сразу тупик.
Те, с кем беседовали, отмечали какая в Сочи дорогая аренда, высокие тарифы, дорогое жилье. И все же город притягивает. «Здесь по-другому живут», - заключил Тимур Текеев.
Вместо послесловия
На выставку в сопровождении официальных лиц, пришел мэр Сочи, осмотрел экспозиции, поговорил с некоторыми бизнесменами.
На пленарном заседании отметил вклад малого бизнеса в развитие туризма. «По прогнозам к концу декабря оборот в сфере туризма достигнет 30 млр. рублей, а число приезжающих в Сочи превысит 6 млн. человек», - сказал Пахомов.
Также сообщил, что город усиливает свой потенциал в бальнеологическом ресурсе.
Автор статьи Людмила Мамхягова и мэр Сочи Анатолий Пахомов
Многие санатории Сочи работают на Тамбуканской грязи. А Мацеста в необходимом ей количестве использует Пятигорский радон. Вот такая взаимосвязь между курортами.
И каково же было изумление, когда услышали, что от Пятигорской грязелечебницы не знают как избавиться. Воистину живем по другому, цитирую Текеева. Одни созидают, другие разрушают.
Наш тур завершился, мы действительно узнавали Россию вместе и говорили о том, когда еще удастся вот так собраться журналистским кругом. Спасибо Альянсу, что предоставил такую возможность.
*** Организаторы медиатура: Администрация города Сочи и АРС-ПРЕСС.
Комментарии (30)
Билеты на состязания не реализовывались и с Москвы,задумайтесь,прилетали по 10 бортов с якобы болельщиками,которых с предприятий отправляли для лектората совершенно бесплатно!
А о погодных условиях ,при которых спортсменам приходилось бежать по лужам,организаторы тоже не задумывались !
Раньше думалось,что господин Путин истинный патриот,защищающий интересы русского народа,а теперь-глубокие сомнения : кому же он СЛУЖИТ?