Финский театр предоставил зрителю свободу выбора
Вчера в Сыктывкаре начались трехдневные гастроли финского проекта «Новый мир» со спектаклем «Globally wanted», о котором задолго до показа ломала копья без энтузиазма воспринимающая эксперименты в искусстве общественность. Обещая не допустить показа, поборники нравственных ценностей предпочли воспользоваться правом не ходить на постановку. Посмотревшие же спектакль вышли из театра драмы им. В. Савина с разными, но не оскорбленными чувствами.
Финская компания «Новый мир» (Uusi Maailma) основана в 2006-м году, за девять лет ее коллективом было поставлено более 70 шоу, самым популярным из которых сегодня остается «Globally wanted». 55-минутную постановку спектаклем в традиционном значении слова назвать тяжело: представляя визуальный (или физический) театр, «Новый мир» создал перформанс, основанный на смешении драматического искусства, акробатики, паркура, пантомимы и рок-концерта. Учитывая еще и полное отсутствие слов, за исключением нескольких междометий и общепонятных выражений на английском, многообразие трактовок произведения финского коллектива естественно.
В Сыктывкаре представление о «Globally wanted» сложилось благодаря публикации в одной из сыктывкарских газет и промо-ролику, который можно свободно разыскать в интернете. Двухминутная рекламная нарезка, в которую вошли самые провокационные эпизоды перформанса, и газетная аннотация, интерпретирующая их как типичную схему взаимоотношений в европейской семье, очень смутили сторонников традиционных семейных ценностей.
Однако совершенно непонятно, по каким признакам пять человек, проживающие практически все сценическое время в пределах граней большого куба, можно назвать семьей. В европейской прессе – спектакль показывали в Великобритании, Германии, Швеции и Финляндии – сюжет «Globally wanted» расшифровывают как историю о бурной вечеринке с плохими последствиями или как повествование о «воссоединении мистического племени в черной крепости под ритуальную музыку, которая берет свое, как результат – поврежденные умы и изуродованные тела». Некоторые западные рецензенты выбрасывают белый флаг: «Globally wanted» - это отрыжка черноватого бурлеска прямо тебе в лицо. Я понятия не имею, с чем это сравнить. Не с чем. Страшные и в то же время приятные ощущения».
Режиссер спектакля Сейя Хаккарайнен предпочитает не наставлять зрителя на пути к «верной» трактовке.
- Я не скажу, о чем это. Каждый пусть решает сам. В мире не существует одной-единственной правды, правд много, - накануне первого показа в Сыктывкаре ответила режиссер на самый популярный вопрос; согласно ее представлениям, каждое мнение является верным, поэтому слова только мешают, навязывая зрителю конкретику.
Пять человек, конечно, могут быть и семьей, и племенем, и компанией подростков, но, прежде всего, это люди вообще, и главное в них – именно общечеловеческое, не зависящее от пола и возраста. Поэтому вряд ли стоит воспринимать персонажа в юбке и узорчатых колготках как трансвестита, а остальным участникам действия приписывать трудности с ориентацией. Заключенные между восемью гранями большого куба, пытающиеся выстроить какие-то отношения, обижающие и обижающиеся, робкие и жестокие, влюбленные и самовлюбленные, они, конечно, отчасти символизируют мир и человечество в нем. И, наверное, как невозможно сделать объективное окончательное заключение о жизни – просто потому, что каждый видит только часть целой картины, - так и невозможно до конца сложить «пазл» «Globally wanted»: если куб – это мир, то что за его пределами, куда довольно часто выходят герои? почему первая половина спектакля выдержана в черно-белых тонах, а потом актеры переодеваются в костюмы «кричащих» цветов? зачем изначально не слишком гармоничные персонажи спустя некоторое время выходят на сцену калеками?
Вопросы порождает и форма выражения идеи: бесконечные трюки на перекладинах сначала физически полноценных людей, а затем ограниченных лангетами и инвалидной коляской. Эпизод, когда три персонажа синхронно вращаются вокруг шестов, а потом одному из них мешает повернуться кресло, к которому он прикован, заставляет задуматься, что у каждого есть точно такое же «кресло», не позволяющее делать «как все». Кроме того, заявленное как цирк представление, может вызвать ряд критических замечаний по части чистоты исполнения – например, русская цирковая и балетная традиции выглядели бы в этих условиях куда более впечатляюще и зрелищно. Но у «Нового мира» форма неразрывно связывается с содержанием, и интерес представляет именно то, почему о поставленной проблеме финский театр говорит именно таким образом, сопровождая действо эффектным световым и музыкальным оформлением.
Вопреки ожиданиям, финский проект заинтересовал сыктывкарцев не до аншлага в зале: четверть кресел в театре драмы вчера вечером остались пустовать. Пришедшие познакомиться с образчиком современного направления в европейском театре восприняли спектакль неоднозначно – кто-то назвал увиденное «пустой варежкой», кто-то восхищался нетривиальностью постановки.
Особенностью первого показа «Globally wanted» стало совместное обсуждение спектакля зрителями и финскими артистами. «Собрание» в фойе драмтеатра продолжалось более получаса. За это время зрители, поначалу пытавшиеся добиться информации о сюжетной линии и смысле увиденного, поддавшись обаянию и непосредственности финнов, стали интересоваться их хобби и особенностями имиджа и благодарить за возможность посмотреть на другое искусство. Гости, в свою очередь, признались, что аплодисменты и реакция на шоу непосредственно во время его показа, пришлись им очень по душе.
- То, что вы взбудоражили нас, это точно. Такие чувства необычные. Разморозили нас, - обратилась к актерам она из зрительниц.
- В следующий раз обязательно придет больше людей, потому что сейчас информация о спектакле прошла в искаженном виде, - добавила к сказанному еще одна впечатленная просмотром женщина.
Дискуссия завершилась взаимными аплодисментами и коллективным фотографированием с финскими артистами.
Комментарии (87)
А Щеголев Сашка щас кончит от гнева)
P.S. Спектакль очень крутой.
На спектаклю шли или те, кто не понимал, о чём это ну и вся голубая тусовка Сыктывкара.
Уважающий себя мужик, зная, что это пропаганда гомосятины, на спектакль не пойдёт...
Впрочем, и зритель у нас не притязательный. Если мы можем стоя рукоплескать такой находке "режиссёра", как изнасилование Гамлетом Офелии на красном рояле, что с нас взять...)
развивая вашу мысль можно и Брежнева в голубых записать, очень уж нежный человек был
Только в одной его песне я мог бы заподозрить намёк в слова:
"... Югославский солдат и Британский матрос
Каждый хочет любить и подругу и друга..." )))
И на "Щекунчика" я хожу без отвращения...)
Не путайте содержание с авторством....
Но не драммтический театр. Всему своё место.
Вот если они будут показывать своё представление в баре "Голубая устрица", то радужный флаг им в руке.
Хотя вся эта тусовка гомосячья была заказана ещё Черновым. Ни Киселёва, ни Минкультуры, ни дирекция театра, являясь выходцами из обслуживающего персонала бывшего руководства Коми, просто не посмели отменить данное ранее указание.
А вдруг Чернов с Гайзером вернуться!!!....
У дырявых своя жизнь и живете в ней не появляясь в нашей
Типа, давайте к нам, будете как мы, цэ Еуропа)))
И тогда не нужно будет писать рецензий, как эта, все время сползающая на оправдания сомнительным действам и экивоков в сторону не готовых к экспериментам зрителям.
Театру нужен дешевый пиар под любым соусом? Понятно, Мариинка сюда не приедлет, так соберем что ни попадя, преподнеся в анонсах, что сие есть необычно новое?
Так один тип тоже такое недавно сделал, прибил гениталии к брусчатке Красной площади.
Новое? Да. Необычное? Да. Ну и своего рода тоже эксперимент.
Эксперименты бывают разные. Что ж на сцену все тащить?
Четверть пустого зала это много. А если учесть, что зал и так не велик, то многовато оказалось в Сыктывкаре театральных зрителей, не готовых к эксперименту.
Опять комидраме со зрителем не повезло.
Короче, в этот сезон мы решили туда не ходить. Пусть там худрук с режиссером чистые экспереминты проводят. Без помех.
Все дело в том, что, видимо, какой то невежественный общенный деятель или политик заявил публичнооб оскорблении редигиозных чувств, а депутаты Федерального Собрания позднее тупо проголосовали за безграмотный с юридической точки зрения закон. Это один из множества законов, принятых депутатами Федерального Собрания РФ, которые лично для меня стали не только позором депутатского состава, но и посмещищем. Я так считаю.
P.S. от гомофоба до гея один шаг. а в спектакле, так вообще все натуралы.
п****ы и в Африке п****ы
Это просто п****, товарищи.
А у Александра Щиголева скорее всего какая-то психологическая травма, связанная с этой темой.
И не будет настоящий мужчина кого-то унижать.
А по теме: Оскар Уайльд был бисексуалом, его осудили отцы праведные, своих грехов не замечающие. Марсель Пруст был г******суалом, Алан Тьюринг( его именем названа премия-аналог Нобелевской премии в области компьютерных наук и технологий ) стал жертвой гомофобии, Сергей Параджанов сидел по статье за мужеложество.
Уж казалось бы более русского и православного поэта, как Сергей Есенин, трудно найти.
Так и у него была кратковременная гомо связь со 100% геем ,крестьянским поэтом Николаем Клюеевым.
ЛГБТ — аббревиатура, возникшая в английском языке для обозначения лесбиянок (Lesbian), геев (Gay), бисексуалов (Bisexual) и трансгендеров (Transgender)