22:37, 26.03.2010 / ОБЩЕСТВО

Скандал в детдоме Католикова вынудил парламентариев Коми задуматься об общественном контроле за интернатами

Комитет госсовета Коми по социальной политике намерен приступить к разработке законопроекта об общественном контроле за деятельностью интернатных учреждений. Причиной тому стали последние события, связанные с сыктывкарским детским домом-школой имени Александра Католикова. Мнения заинтересованных сторон по этому вопросу в ходе рабочего совещания 26 марта выслушала председатель комитета Ольга Савастьянова.

 

госсовет.jpg

Госсовет разработает проект о контроле за интернатами. Фото Николая Антоновского

 

Напомним, 17 февраля на пресс-конференции в офисе Коми правозащитной комиссии «Мемориал» сыктывкарка Елена Иванова, лишенная в свое время родительских прав за пьянство, заявила о том, что ее десятилетний сын периодически подвергался насилию со стороны воспитателей и старших воспитанников школы-интерната. Кроме того, по утверждению женщины, из-за плохого поведения ее сына положили в республиканскую психиатрическую больницу, хотя медицинских показаний для этого не было.

Начальник отдела по делам несовершеннолетних и молодежи прокуратуры республики Людмила Черноскутова ознакомила присутствующих с результатами проверки, начатой, по ее словам, после появления в СМИ первой информации о ситуации в католиковском интернате.

- Проверка показала, что все дети категорически отрицали факты применения насилия к ним и факты так называемой дедовщины. Наоборот, они сказали, что у них на протяжении многих лет практикуется шефство старших воспитанников над младшими, они оказывают помощь воспитателям в группах по всем вопросам, в организации учебы и отдыха, - сообщила Черноскутова.

Относительно фактов лишения или ограничения питания провинившихся воспитанников нарушений прокуратурой также выявлено не было. Дети, наоборот, утверждали, что «воспитатели заставляют их съедать все, что им дается в столовой».

- Были даже факты, что дети не съедали фрукты, выкидывали их в окно, - отметила Людмила Черноскутова. - Ни один ребенок не говорит, что он остался хотя бы один раз без питания.

 

Черноскутова.jpg

Прокурор Людмила Черноскутова не подтвердила факты издевательств в интернате

 

По факту необоснованного, по мнению матери, помещения ее сына в психиатрическую больницу Черноскутова сообщила, что ребенок, имея с 2006 года установленный диагноз и наблюдаясь у врача-психиатра, получал в стационаре «адекватное лечение согласно установленному диагнозу». В этой части нарушений также выявлено не было, что подтвердила и присутствовавшая на совещании заместитель министра здравоохранения Коми Евгения Котова.

- Для нас не составляет труда получить информацию о состоянии воспитанника какого-либо интернатного учреждения и оценить качество оказываемой ему медицинской помощи, что в этом случае и было сделано, - сообщила Котова.

Как отметила Людмила Черноскутова, материалы проверки были переданы в следственное управление, которое также провело собственное расследование. 15 марта следователь следственного отдела по Сыктывкару отказал в возбуждении уголовного дела. Оснований для отмены вынесенного постановления найдено не было.

Что касается мотивации, объясняющей поведение Вадима Иванова, Черноскутова сообщила, что «ребенок категорически не желает проживать в детском доме, он хочет жить с мамой, и этим объясняется его поведение и в детском доме, и по отношению к своей матери».

Начальник отдела интернатных учреждений и специального образования министерства образования республики Светлана Лобанова позволила себе высказать оценочное суждение о взаимоотношениях Вадима Иванова и его матери. По словам чиновницы, то поведение, которое демонстрирует мальчик, - это «протест маленького брошенного детеныша, который хочет к маме».

- Плохо ему не от того, что детский дом был такой плохой и люди были рядом с ним плохие. Основная проблема в том, что мама, как игрушку, брала этого ребенка у бабушки, играла с ним, обещала ему: «Сыночек, я тебя люблю, я заберу тебя домой», а в результате ребенок был предан в очередной раз и снова помещен в казенное здание, - сказала она.

По словам Лобановой, Вадим Иванов из интерната имени Католикова был переведен в детский дом поселка Краснозатонский не потому, что «ему было там плохо», а чтобы «вытащить его из психотравмирующей ситуации».

Уполномоченный по правам ребенка в Коми Анастасия Булавина на днях обсуждала сложившуюся в Сыктывкаре ситуацию с Павлом Астаховым, уполномоченным по правам ребенка в России. По ее словам, он попросил держать его в курсе всех событий, связанных с судьбой Вадима Иванова.

- То, что эта ситуация приняла такой резонанс, он не одобряет, поскольку это приносит вред, прежде всего, ребенку. Конечно, общественность нужно привлекать, но чтобы это был деловой контакт, - сообщила Булавина.

Между тем действия Булавиной по привлечению Павла Астахова к контролю за ситуацией в Сыктывкаре подвергла критике уполномоченный по правам человека в Коми Людмила Завьялова.

- Я абсолютно не понимаю, почему Астахов на контроле должен держать? - недоумевала Завьялова. - Это грош цена нам всем: прокуратуре, уполномоченным, одному и другому. Мы, что, не можем собственными силами в республике разобраться и принять какие-то решения?

Что касается принятия республиканского закона об общественном контроле за деятельностью интернатных учреждений, Людмила Завьялова заявила, что он абсолютно не нужен. По ее словам, в республике и так достаточно структур, которые вправе работать в этом направлении: органы опеки и попечительства, прокуратура, комиссия по делам несовершеннолетних, два аппарата уполномоченных – по правам человека и по правам ребенка, попечительские советы при интернатных учреждениях. С Завьяловой согласилась и Светлана Лобанова.

В свою очередь Анастасия Булавина одобрила идею о разработке такого законопроекта, как, впрочем, и Людмила Черноскутова, и Владимир Ломов, представитель следственного управления СКП РФ по Коми.

- Мы считаем, что вполне возможно принятие такого закона, потому что все-таки прокурорский надзор иногда может и не охватить какие-то моменты, - отметил Ломов. - Если со стороны общественности будет такой контроль, в принципе, ничего в этом плохого, я думаю, не будет.

Выступавший в числе последних член Коми правозащитной комиссии «Мемориал» - организации, которая одна из первых заговорила о необходимости принятия такого закона, - Эрнест Мезак привел в пример схожий закон о контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, который в республике «успешно реализуется».

 

Савастьянова.jpg

 

Завершая рабочее совещание, Ольга Савастьянова сообщила о готовности руководимого ею комитета разработать законопроект об общественном контроле за деятельностью интернатных учреждений с учетом мнений всех заинтересованных сторон.

 

731

Комментарии (26)

Добавить комментарий
  • Скандал в детдоме Католикова вынудил парламентариев Коми задуматься об общественном контроле за интернатами
    27 марта 2010 г., 6:35:35
    Ответить
    Вынудил.Парламенрариев.Бедненькие мои вынуждены задуматься
  • Юле то
    27 марта 2010 г., 7:31:26
    Ответить
    Посевкиной забыли спасибо сказать
    ведь именно у нее хватило смелости вывалить все проблемы на суд общества
    а проблемы все равно есть
    не верю я прокурорским , ни капельки , что все так гладко
  • лучше бы фотку нач. отдела Минобраза
    27 марта 2010 г., 7:33:54
    Ответить
    показали, чем опять на Черноскутову смотреть
    не очень приятно смотреть и на членов комитета по соц.пол., лица которых выражают тоску и безразличие к заявленной теме
  • Александр Грыгорыч Л.
    27 марта 2010 г., 9:01:03
    Ответить
    А у нас в Белоруссии вот так!
    В последние годы в республике начала развиваться новая форма работы с детьми-сиротами: из домов-интернатов ребят переселяют в детские дома семейного типа и так называемые детские деревни.

    «SOS-Детская деревня» представляет собой всемирнопризнанную модель длительного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, и социальных сирот. В основе этого проекта лежит семейный подход в опеке детей, реализуемый согласно определенным принципам: у каждого ребенка должна быть заботливая мама; малыш живет с братьями и сестрами; каждая семья создает свой собственный дом; все дома объединены в одно сообщество — деревню.

    Впервые идея детской деревни была реализована в Австрии в 1949 году Германом Гмайнером. Аббревиатура SOS означает термин «социальное участие».
  • Какая же дура эта Булавина! Астахову больше делать нечего?!!
    27 марта 2010 г., 11:17:31
    Ответить
    Он занимается уже вовсе вопиющими делами. Здесь рядовой частный
    случай.
    Завьялова права: составьте график и ходите по очереди: Завьялова, Булавина, Савося, прокуратура, ....Какой еще Савосе нужен отдельный закон! Имитирует деятельность что-ли, оправдывает свою дорогую квартиру? Хватит пылить!!!
    А лучше идите работать в интернат! Посмотрим сколько выдержите! Савосю, Булавину на усиление в интернат!!!
  • За что спасибо Посевкиной?
    27 марта 2010 г., 11:21:48
    Ответить
    В любом интернате (во взрослом в т.ч.) куча разных проблем и решают их люди, работающие там ЕЖЕДНЕВНО без шума и пыли. У каждого, поступающего в интернат своя трагедия и судьба.
    Булавина, всех на учет к Астахову не поставищь. Ты полный НОЛЬ. Гайзер, кого вы берете в команду! Разберитесь. Стыдно же, ей богу.
  • Глас вопиющего
    27 марта 2010 г., 13:00:03
    Ответить
    Этот пример должен стать предупреждением всем так называемым "педагогам" и "воспитателям", которые воспитывают и обучают своими методами, исходя из своих способностей и взглядов на воспитание. Как правило путем наименьшего сопротивления. Как показывали по телевидению, чтобы ребенок не кричал, заклеивали рот скотчем. Горе- "воспитатели" должны всегда помнить, что за нарушение последует соответствующая реакция и что общество неравнодушно к этим детям. Кем бы эти дети они ни были рождены (а рождаются все равными), где бы ни воспитывались- это будущее нашей страны, будущие и солдаты и милиционеры и даже депутаты.
  • Голос
    27 марта 2010 г., 13:28:19
    Ответить
    Им, депутатам, это надо?
  • Бывает
    27 марта 2010 г., 15:23:31
    Ответить
    Юля как Джордано Бруно. Тему о необходимости этого контроля Посевкина подняла. А теперь это уже идея прокуратуры и депутатов!! Отлично - девушку облили грязью а сами пиарятся!!
  • Е. Букентий
    27 марта 2010 г., 17:15:35
    Ответить
    Нуждаюсь в гроссбухе выского качества,
    ибо, начав отслеживать количество общественных советов, комитетов, комиссий, контролеров, а также палат, поймал себя на недостаточном количестве действующих извилин. Действующие продемонстрировали полную неспособность зафиксировать общий список общественных советов, комитетов, комиссий, контролеров, а также палат, а также их составов, председателей, полномочий, многоточий, междупрочий.

    Нуждающийся в качественном гроссбухе,
    всех искренне уважающий, готовый принять участие и выразить сочувствие, при этом всегда ваш

    Е.Букентий
  • Фемида
    27 марта 2010 г., 17:18:35
    Ответить
    бывает
    Так это старый бюрократический способ чиновников, если не смогли отстоять свои интересы и спокойствие, значит надо сделать это своей победой и заслугой.

    Да, а где обещанное уголовное дело на Посевкину.

    И не понятно, если факты не подтвердились, то откуда столько волн.
  • Горожанин
    27 марта 2010 г., 19:57:53
    Ответить
    Почти во всех таких учереждениях есть дедовщина. Она выражается в насилии старших над девочками и мальчиками младшего возраста. Иногда и при участии воспитателей. У воспитанников складываются извращённые отношения к общению. И это всегда скрывают и везде, считают нормальным делом в детдомах. По статистике большая часть ребят, после детдомов попадает в колонии и тюрьмы, девочки становятся проститутками, потому что больше ничего не умеют делать, за что платят. И зачем государство тратит такие средства на содержание домов, если на выходе полный минус. От этих граждан нет пользы государству, одни убытки. А если будем скрывать это будет продолжаться и дальше, в ущерб интересам всего общества.
  • 123
    27 марта 2010 г., 22:18:08
    Ответить
    Да, о себе депутаты загодя стали заявлять. "Хорошо", что есть такие ситуации как эта с детским домом, так и галочку себе поставим за новый закончик. А толку-то что? 4 года сидели-сидели, а тут законы попёрли...
  • цыган
    28 марта 2010 г., 10:33:26
    Ответить
    А юрист первого класса "рыжьё" обожает!?
    Его "печатка" ну никак не смотрится при парадной рубашечке. И куда глядит начальство? Не на фуршет же пришёл.
    • Да уж. Форма и излишества - вещи несовместимые.
      28 марта 2010 г., 12:14:22
      Ответить
      Соблюдайте определенный дрес код, прокуратура!
      Не хватает еще серьги с бриликом в ухо и цепь поверх формы в 3 ряда.
      Думайте, где работаете. Это безвкусно!!! И не этично!!!
      Перепелица В.А. - вы нач. ОК, сделайте внушение.
  • Маруся
    28 марта 2010 г., 14:54:55
    Ответить
    О САВЕ
    Омерзительная эта Сава, она простых граждан просто за людей не считает, сталкивались по работе...Если ты просто человек, а не шишка, она даже свою тупую ушастую башку не повернет...а вы говорите о детях...в гробу она их видала, квартирку подгребла, а мы все ей пох..
  • Давайте
    28 марта 2010 г., 16:04:39
    Ответить
    честно признаемся
    Дедовщина есть везде. Есть в обычной школе (и только учителя это не признают). Есть дедовщина в армии (только дурак отрицает), есть дедовщина во многих вузах и средних учебных заведениях. Есть так называемая дедовщина в нашем общесте - вы посмотрите вокруг, посмотрите на продавщиц, на кондукторов в автобусах, на самих себя - как вы и все они относятся к детям, к тем, кто младше нас заведомо? Минимум - грубо и снисходительно. Нынешние интернаты и порядки, в них царящие - это порождение нашего с вами общества. И пока мы сами не изменимся, не изменится ни-че-го. Прежде всего, нужно начать уважать тех, кто слабже нас. И тогда в различных учреждениях установленные "зоновские" порядки станут неприемлемыми.
    А нсчет "Маруси" - если Вы к Савастьяновой с такими же выражениями "подъезжали", то и правильно она Вам не помогла. "Простые" граждане такой феноменальной грубостью не блещут.
    • Маруся
      28 марта 2010 г., 17:19:47
      Ответить
      Вы из космоса свалились, как я посмотрю? Не далее как вчера? С какой планеты, если не секрет? Давно "грубо" и "снисходительно" стали синонимами? Как, впрочем, "Сава" и "помощь"?
    • По повыоду Савоси и Бушуевой...
      29 марта 2010 г., 14:14:50
      Ответить
      Не делали и не будут ни делать ни помогать, если лично не заинтересованы или вы (как написала маруся из себя "не
      шишка"). Уж давайте правду говорить.
      Бушуева та вообще великий спе-т от социалки, гнать поганой метлой и близко больше ни в Госсовет, ни в гос. учреждения не допускать. Хватит работы в Фонде Жулье-Север-Инвест".Как проскочила в Госсовет, пусть даже и по спискам!? Избиратели, думайте...!
  • Не посторонний
    28 марта 2010 г., 18:10:05
    Ответить
    Уже давно не удивляет непрофессионализм комитетчиков по СП.
    Подсказываю:нет необходимости рожать новый закон,надо знать действующие!При каждом органе опеки есть(ДОЛЖНЫ БЫТЬ)КОМИССИИ по охране прав и законных интересов детей и граждан,нуждающихся в опеке и попечительстве,т.н.Опекунские советы.Полномочия у них большие.Расширяйте их состав,включайте прокуратуру,общественность всех мастей, депутатиков всех уровней и - за работу!
  • ***
    28 марта 2010 г., 18:18:30
    Ответить
    На политическом Олимпе Коми Севастьянова элементарно не смотрится. Хрупкая. И не только.Что за вкусы были у Торлопова? Вспомните Кравченко. Жаль, что не она возглавляет комитет.
  • P.S.
    28 марта 2010 г., 18:22:59
    Ответить
    Вообще-то по этим Вдогонку. Вдогонку.
    Вообще-то по этим азбучным истинам вас должна просвещать главная опекунша республики г.Романец.Ее это обязанность,в том числе по созданию системы общественно-государственного контроля за работой всех интернатных учреждений для детей и взрослых.
  • Объективная
    28 марта 2010 г., 18:29:54
    Ответить
    Да!
    А если еще сравнить результативность работы и качество законотворчества!Совсем разные весовые категории...
  • Ушастик
    28 марта 2010 г., 20:51:04
    Ответить
    Какой вдумчивый парламентарий сидит на фото.Как первоклашка, ещё руку поднять и портрет отличницы. Прямо таки слуга народа, сейчас так и спросит, а что дальше делать? Только беда в том, что дальше вопросов и невыполнимых идей нет никаких движений. Методика вынь да положь не всегда срабатывает.
    О-хо-хо. Грустно.
  • Ух Их
    29 марта 2010 г., 11:44:20
    Ответить
    Между тем действия Булавиной по привлечению Павла Астахова к контролю за ситуацией в Сыктывкаре подвергла критике уполномоченный по правам человека в Коми Людмила Завьялова. - Я абсолютно не понимаю, почему Астахов на контроле должен держать? - недоумевала Завьялова. - Это грош цена нам всем: прокуратуре, уполномоченным, одному и другому. Мы, что, не можем собственными силами в республике разобраться и принять какие-то решения?
    О как? А что всполошились то так?

    Что есть собственные силы? Смотрю вполне дружный коллектив собрался, мнение совпадает, вроде уже разобрались во всем, все со всем согласны, беседа исключительно "около", "о будущем".
    Почему народ не особо верит результатам проверки?

    Что даст закон? Зачем он нужен? Что он изменит?

    А какую безмерную веру в будущем получат наши здешние проверяющие, если результаты их проверок подтвердит Генеральная прокуратура РФ и независимое журналистское расследование какого-нибудь центрального телеканала.
  • ольга
    07 сент. 2011 г., 15:57:37
    Ответить
    Я тоже не верю ни прокурорам ни тем более социальной защите,они не защитники а нападающие! Они должны помогать,они помогают только себе и отбирают детей у родителей,заявляют при этом по меньше работайте,тогда из- за 14 часовой работы можно и врачей лишить прав на детей,идиотизм!