Руководитель воркутинского драмтеатра Виктор Ножкин: «Мы рвались в Сыктывкар»
В воскресенье в Сыктывкаре завершаются первые за последние восемь лет гастроли Воркутинского государственного драматического театра. Артисты из Заполярья привезли в столицу Коми четыре взрослых и два детских спектакля. Несмотря на приличную стоимость билетов, от 300 до 500 рублей, все постановки прошли с аншлагом. О том, чем сегодня живет самый северный профессиональный театр страны, в интервью БНКоми рассказал его руководитель Виктор Ножкин.
Виктор Ножкин привез в Сыктывкар знаменитый Воркутинский государственный драматический театр. Фото Артура Артеева
- Вы очень редко приезжаете в Сыктывкар. Сказываются финансовые проблемы?
- На гастроли нужны средства, а их, как обычно, не хватает. Если в 1980-х годах прошлого века мы через год могли себе позволить приехать в Сыктывкар, то сейчас - не чаще одного раза в 7-10 лет. В Сыктывкар приехали 28 артистов и сотрудников театра. Мы привезли шесть спектаклей. Больше не смогли, так как перевозка декораций - дело дорогое.
- Ваш театр всегда славился широким репертуаром. Сколько спектаклей ставится у вас сейчас?
- В репертуаре сейчас двенадцать новых спектаклей. В прошлом году мы представили восемь премьер – это половина всех премьер республики! Три спектакля мы поставили в рамках бюджетного финансирования, остальные - на собственные средства. С начала года мы уже поставили «Пигмалион» по пьесе Бернарда Шоу и посвященную Великой Отечественной войне композицию «Час мужества пробил». Сейчас ставим детский спектакль по произведениям Григория Остера. Театр, несмотря на все трудности, и дальше намерен давать ежегодно по восемь-девять премьер. В перспективе хотелось бы поставить спектакль по карело-финскому эпосу «Калевала». Но это должна быть не проходная постановка, а явление в театральной жизни России. К сожалению, пьесы коми авторов в последние годы в Воркуте не ставятся. Для этого нужен режиссер, который бы мог почувствовать и передать их специфику.
- А своего режиссера разве нет?
- Уже много лет у нас все спектакли ставят приглашенные режиссеры.
- Не боялись, что в Сыктывкаре вас уже забыли, и публика на спектакли не пойдет?
- Когда в Воркуте гастролировал театр из Сыктывкара, то бывший мэр города Игорь Шпектор лично помогал в распространение билетов. Роман Зенищев этим, конечно, не занимается, но билеты и так хорошо разошлись. А ведь продавали мы их «по старинке» - через театральную кассу. Сейчас так уже практически никто не делает - билеты продают распространители. Цена билетов на наши постановки от 300 до 500 рублей. Любопытно, что дорогие билеты расходятся быстрее. Видимо, нужно было поднять стоимость всех билетов до пятисот рублей.
- В свое время у вас работало 150 артистов. А сколько сейчас?
- Да действительно, когда-то наш театр гремел на всю страну. Его история началась 8 августа 1943 года, когда начальник Управления Воркутстроя НКВД СССР Михаил Мальцев подписал приказ о создании Воркутинского музыкально-драматического театра и утвердил труппу в составе 23 человек. Коллектив театра состоял из заключенных артистов и «вольнонаемных». Художественным руководителем стал бывший главный режиссер Большого театра СССР, находившийся в то время в заключении, Борис Мордвинов.
Уже 1 октября 1943 года состоялась первая премьера - оперетта Имре Кальмана «Сильва». Для её постановки не было даже обыкновенных нот. Тогда исполнительница роли Сильвы Наталья Глебова, в прошлом актриса Ростовского музыкального театра, напела всю оперетту, а заключенный-концертмейстер наиграл на фортепиано и записал на ноты. В годы Великой Отечественной войны театр показывал 600 спектаклей и концертов в год, выпускал в среднем до 30 новых постановок и концертных программ.
Из лагерей по всей стране в Воркуту доставляли политических зэков — бывших актеров, музыкантов, художников. И уже в первые пять лет после создания театра число артистов перевалило за 150. На воркутинской сцене играли прима Московского театра сатиры Валентина Токарская, солист питерской Мариинки Теодор Рутковский, первый исполнитель песни «Широка страна моя родная» Борис Дейнека, пела исполнительница старинных романсов Татьяна Лещенко-Сухомлина. В театре работал известный кинодраматург и литератор Алексей Каплер.
Почти вся труппа состояла тогда из заключенных. На репетиции и выступления их привозили под конвоем. Спектакли проходили с аншлагом, но аплодисменты были запрещены. Существовало положение о том, что аплодировать заключенным нельзя. В 1950-е годы многие актеры, музыканты освободились и покинули Воркуту. Из-за этого исчез знаменитый театральный оркестр. А с его уходом в начале 1950-х годов перестали ставиться оперы и оперетты.
Но 1960-80-е годы прошлого столетия называют «золотыми» в истории театра. В репертуаре труппы в эти годы были лучшие произведения русской, советской, зарубежной драматургии. Гастроли проходили практически по всему Союзу. Перед перестройкой в театре играли четырнадцать заслуженных и народных артистов республики. На сегодня в труппе театра всего 17 актеров. Видимо, этого достаточно, хотя оптимально было бы 25. У нас много молодых артистов, и поэтому возникает проблема с тем, кто будет играть стариков. Сказывается специфика города. Достигая пенсионного возраста, актеры стараются уехать из Воркуты.
- Когда вас снова ждать в Сыктывкаре? Через семь лет?
- Надеюсь, что раньше. В мае снова планируем приехать. 15 мая мы бесплатно покажем для сыктывкарских ветеранов спектакль «Час мужества пробил». В Воркуте во время этой постановки в зале, не скрывая слез, плакали и ветераны, и подростки.
Комментарии (18)
Стыдно за воркутинский театр.Полная деградация. Не хожу на сык спектакли, теперь никогда не буду ходить на воркутинские.
Впрочем, и у таких постановок есть своя аудитория.Сзади две тётки ржали лошадиным ржанием.Может они были подсадные, может раздавили бутылочку, а может истинные ценители "высокого" искусства, которого нам, интеллигентам, не понять.
Это В.Сигарев-молодой драматург,режиссер.Почитайте или посмотрите фильмы В.Сигарева. В.Сигарев это как М.Горький, вытаскивает снова социальные темы.Это РОССИЯ!
Это ситуация!
А вам "интеллигентам" советую прочитать "На дне".
На спектаклях не надо отдыхать.Надо думать.А когда
мозг думает он мыслит,переживает.
Но классика не удалась,актеры работали на 50%,
кроме князя!