Гастроли финского театра состоятся, несмотря на возмущение православных активистов
Спектакль «Globally wanted» театра «Circus Uusi Maailma» из Финляндии, показы которого запланированы 13, 14 и 15 ноября на сцене Академического театра драмы им. В. Савина, еще до премьеры на сыктывкарской сцене вызвал гнев и возмущение православной общественности города. По двухминутному трейлеру верующие пришли к выводу, что постановка носит порнографический характер и является составляющей западной пропаганды, вектор которой направлен на растление российской провинции. Расценивая спектакль как открытую идеологическую диверсию по отношению к населению республики, общественники обратились в Общественную палату Коми, где вчера состоялось открытое обсуждение проблемы с участием руководства Министерства культуры региона, театра драмы, членов палаты и противников финских гастролей. Сегодня участники дискуссии рассказали БНК о своей точке зрения на ситуацию.
Заместитель директора театра драмы Владимир Казаковцев полагает, что такая бурная реакция потенциальных зрителей обусловлена тем, что в России еще мало кто знаком с таким видом искусства, как пластический театр — именно в этом жанре работает труппа «Circus Uusi Maailma». Этот театр хорошо известен в Европе, был на гастролях в Великобритании, Швеции, Германии, объездил всю Финляндию. Выступление в Сыктывкаре станет для труппы первым опытом работы в России. Затем «Circus Uusi Maailma» планирует ехать в Рязань, также ведутся переговоры с Москвой и Санкт-Петербургом.
Сотрудничество драмтеатра с коллективом из Финляндии началось после очередного российско-финляндского форума, и уже этим летом финский театр в рамках одного из грантов Министерства культуры Финляндии репетировал на сцене драмтеатра.
- Это другой спектакль, не «Globally wanted», его премьера состоится в следующем году, пока неизвестно, где. Дело в том, что в Европе, как правило, театры не имеют собственной площадки, в отличие от русского репертуарного театра. А мы летом в отпуске, сцена свободна, - рассказал Владимир Казаковцев.
В перерывах между репетициями в Сыктывкаре финны показали черновую версию «Globally wanted» членам художественного совета, также на просмотр, по словам Владимира Казаковцева, были приглашены общественники
- Трейлер спорный, он не дает представления о спектакле, к чему все эти кульбиты. Были моменты, когда сложно сказать, персонаж — мужчина или женщина, то есть такой унисекс. Естественно, это вызовет вопросы у нормального россиянина. Вопросы были и у меня, пришлось даже три раза пересмотреть спектакль в записи. Но зрителю будет достаточно и одного раза, чтобы понять, принимает он это или нет.
Владимир Казаковцев согласен с тем, что форма постановки проблемы может быть воспринята неверно — настолько уж она для нас непривычна.
- Но они-то понимают, что хотят сказать. Сейчас Европа находится в духовном кризисе: когда тебе с детства все можно, начинаешь вырабатывать определенную модель поведения. Режиссер спектакля на самом деле ставит вопрос о том, куда мы двигаемся, к чему мы катимся. Я прямо спросил ее, о чем этот спектакль, что они ищут, и она ответила: «Любовь».
По словам Владимира Казаковцева, гастроли финского театра в Сыктывкаре, в том числе, рассчитаны на привлечение новой аудитории — это зрители от 18 до 30 лет, которые сейчас в театре бывают нечасто.
Заместитель директора театра драмы считает, что недопонимание православных общественников не выльется в конфликт с епархией.
- Конфликт мог быть, если бы мы поставили что-то вроде «Тангейзера» на бюджетные деньги, тогда вопрос, как мы расходуем деньги налогоплательщиков, законен. Но здесь мы говорим о начале сотрудничества с Министерством культуры Финляндии, на чьи деньги и осуществляются гастроли театра.
Финнам уже рассказали, какой резонанс произвел их спектакль в Сыктывкаре.
- Я объяснил им ситуацию. Они очень хорошие, добрые молодые ребята, которые занимаются творчеством, искусством, и никому его не навязывают, - рассказал о реакции финских артистов замдиректора.
Знакомство с финским экспериментом интересно не только зрителям, но и театралам.
- Это современное искусство, и надо определиться, принимаем мы его или нет. Я просто рекомендовал бы сыктывкарцам это посмотреть, в спектакле очень интересное музыкальное оформление, проделана большая работа по свету — их художник по свету является одним из лучших в Европе — для нас это вызов, потому что мы работаем по-другому, - отметил Владимир Казаковцев.
Министр культуры Коми Анастасия Прокудина считает, что судить о постановке по двухминутному трейлеру, по меньшей мере, некорректно.
- Вчера общественность пришла к выводу, что никаких запретных тем там нет, закон эту постановку разрешает. И, самое главное, если быть объективными, те, кто заявляют о нарушении норм морали, целиком спектакль не видели.
Заместитель министра культуры республики Марина Метелева сообщила, что вопрос с разрешением гастролей финского театра прорабатывался детально, в том числе на уровне Министерства культуры России с тем, чтобы там оценили, насколько эта постановка допустима и нарушает ли она этические нормы. Кроме того, худсовет при Минкульте Коми также оценил спектакль, а критик Вера Морозова написала на него профессиональную рецензию.
- Спектакль, безусловно, состоится, хотя сейчас билеты продаются сложно. Мы пришли к решению, что из-за нетрадиционной формы подачи материала и неподготовленности к такому нашего зрителя перед началом спектакля до публики будет донесена основная информация о постановке. Не увидев этого, сложно оценить, готовы мы или нет принимать такие постановки, - считает Марина Метелева, добавляя, что экспериментальные постановки являются важным элементом концепции развития театрального искусства в России. - Пусть они спорные и даже не всегда успешные.
Председатель Общественной палаты региона, на площадке которой выносили вердикт финнам, Галина Киселева сначала придерживалась стороны протестующих.
- А после обсуждения я поняла, даже если в искусстве нас пугает налет того, чего видеть не хочется, надо понимать, что мир искусства — это не только отражение действительности, но и возможность самовыразиться. Хотя у меня сначала было желание попросить запретить спектакль, теперь я понимаю, что запрещать нельзя, не надо бояться на это смотреть, - поделилась впечатлениями Галина Киселева, которая теперь намерена сходить на «Globally wanted». - Мы, наверное, даже сделали рекламу спектаклю, вызвали к нему интерес. В Европе он воспринимается неоднозначно, и зрителей, как правило, приходит немного. Вчера прозвучало предложение перенести его на камерную площадку. Вообще, думаю, в Сыктывкаре должна появиться экспериментальная сцена.
Заместитель председателя православного педагогического общества республики имени Стефана Пермского Тамара Ичеткина — автор обращения в Общественную палату Коми — о слушаниях не знала, потому на них не присутствовала. Но своим мнением о грядущих гастролях финского театра поделилась.
- Мы отправили протестное письмо, поскольку тема спектакля - проблемы в однополой семье. Извините, у нас таких проблем нет, пусть они эти проблемы в своем финском государстве решают.
По мнению Тамары Ичеткиной, спектакль в Сыктывкаре показан не будет, общественность этого не позволит.
- Они что, на наши налоги собираются наших детей извращать? Пусть спектакль поставлен не на средства российского бюджета, но, вообще-то, они собираются показывать его в республиканском драматическом театре, государственном театре. Пусть идут в ночной клуб, какой-нибудь бордель и там показывают, мы туда не ходим и наши воспитанные дети туда не ходят. А невоспитанные пусть идут, если родители сквозь пальцы на это смотрят. Для нас это не проблемы — это грех, и общество православных педагогов не даст эти проблемы пропагандировать.
Министерство культуры Республики Коми предоставило БНК рецензию театроведа и критика Веры Морозовой на спектакль «Globally wanted». Приводим текст рецензии полностью.
«Circus Uusi Maailma» в Сыктывкаре
В Сыктывкаре предполагаются гастроли финского театра «Новый мир» с постановкой режиссера Сейи Хоккарайнен «Globally wanted».
Из отрывков, выложенных в Интернете, сыктывкарскому зрителю предлагается достаточно непривычная постановка. В основе драматического спектакля мы, россияне, ожидаем развития сюжета (т.е. текста, написанного драматургом), развития образов-характеров и внятно заявленной морали (идеи). В финском спектакле ничего этого, скорее всего, нет, поскольку он решён не в реалистическом ключе, а в постмодернистском. Данное художественное направление набрало свою силу и своеобразную энергетику в западной Европе, и наверняка мы вскоре тоже окажемся в поле его притяжения.
Что можно почерпнуть из предложенных видеоэпизодов, чему удивиться? Во-первых, нет текста. Предполагаю, что вместо него возможны отдельные междометия и, в лучшем случае, короткие реплики. Во-вторых, перед нами возникают некие образы без точного определения характеров, но с возможностью угадывания за символически костюмированными героями, за своеобразно декларируемыми мизансценами и пластическими этюдами - взаимоотношения определённых социальных типажей. В-третьих, зрителю придётся, скорее всего, самостоятельно прийти к идее, то есть, к главной мысли постановки. Но в этом пункте ни один режиссер не угадает, как его зритель даже после просмотра классического спектакля словесно оформит задуманную им идею - слишком разная публика наполняет залы.
Если вообразить, что в привычном нам спектакле текст - это река, несущая в себе сюжет, характеры и мысли как некие плавсредства, то в финском спектакле рекой, очевидно, служат плотное музыкальное сопровождение и эффектно меняющееся световое оформление, а «лодками и плотами» - акробатические номера и пластические этюды, решенные в резкой, экспрессивной манере.
Актеры данной постановки нацелены режиссером С. Хоккарайнен не на переживание и перевоплощение, а на представление образов, - это актерское средство используется режиссурой зачастую, если того требует замысел. В финской постановке, которая иносказательно вскрывает непростые проблемы современного общества, представление для выражения сути образа - наиболее адекватно. Актер представления как бы со стороны смотрит на своего героя, не трансформируясь внутренне - это заметно по представленным фрагментам. Исполнители не меняют выражения лица, - на них будто надеты маски. Таким образом, реализуя брехтовскую теорию отчуждения, то есть, известного отстранения от играемого образа, режиссер позволяет актерам оставаться внутренне «чистыми», имеющими право осудить или поддержать своего героя.
Не видя постановки в целом, невозможно ее ни похвалить, ни осудить. Тем не менее, фрагменты видео дают пищу для размышлений, и всегда найдутся зрители, которым захочется увидеть нечто новое и непривычное в театре, не выезжая ради этого в дорогостоящие туристические поездки. Как не остановишь технический прогресс - так не остановить и лавину художественных новаций. Если в спектакле нет откровенных политических выпадов, если нет пропаганды межнациональной розни, нет порнографии (лизнуть языком шею партнера или имитировать даже без телесного контакта близость - эти сцены никак не назовёшь порнографией), если нет пропаганды жестокости и насилия, а есть только стремление в непривычной художественной форме - ярко и эмоционально - высказать наболевшее, то постановку запретить нет причины.
Что касается интернет-высказываний тех, кто экстремистски трактовал фрагменты постановки, то, по моему глубокому убеждению, они просто «повелись» на откровенно провокационный заголовок журналистов сайта.
Комментарии (126)
- А после обсуждения я поняла, даже если в искусстве нас пугает налет того, чего видеть не хочется, надо понимать, что мир искусства — это не только отражение действительности, но и возможность самовыразиться. Хотя у меня сначала было желание попросить запретить спектакль, теперь я понимаю, что запрещать нельзя, не надо бояться на это смотреть, - поделилась впечатлениями Галина Киселева..."
))просто прелесть!
Министр Прокудина согала, сказав: "- Вчера общественность пришла к выводу, что никаких запретных тем там нет, "
Далеко не все высказывались за то, что там ничего плохого нет.
Кроме того, если Прокудина имеет ввиду под общественностью пятерых присутствующих членов палаты, то это ещё не общественность, и не все члены палаты могут называться "представители общественности" В палаткеобщественников не более 5-6 человек.
Впрочем, вся палатка - это ставленники господина Чернова, о чьей ориентации ходили разные слухи. И спектакль, как утверждал обратившийся в ОПу, есть его инициатива.
Что палатка, что БаНКа, по прежнему имеют в своём составе отборный Черновский материал, потому и мне слова не давали на том обсуждении, и сейчас только мнение тех, кому нужен этот гомосячий спектакль,.
По тому, кто пойдёт его смотреть, можно вычислить представителей гомосячьего сообщества Сыктывкара.
Нормальный мужик не пойдёт смотреть на баб с яйцами в колготках.
Так что думайте, мужики, светиться вам среди п****ов или не насылать на себя подозрения...
А почему пытаешься другим запретить ?
В церквях своих темных указывайте и то, когда на свои деньги их построите, а в чужие ХРАМЫ СВЕТА нос свой мохнатый не суйте.
Тоесть СОЛНЕЧНОЕ, СВЕТЛОЕ, СВЯЩЕННОЕ МЕСТО.
И в сосуде ТЕЛЕ - хранилище энергий солнца и в других местах, где есть СВЕТ.
СВЕТ носитель информации и знаний ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И СОЗИДАТЕЛЬНЫХ,
Вот потому-то у ортодоксов и темные церкви и ночные праздники с мертвецами.
Не СВЕТУ они служат.))))
Помалкивали бы уж, паразиты.
Ваша паразитическая контора?
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "КОМИ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНЫЙ ЦЕНТР УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕЗЕРВА"
Регион: Коми, республика
Юр. адрес: 167000, г. СЫКТЫВКАР, ул. КОММУНИСТИЧЕСКАЯ, д. 3, кв. 208
Дополнительное образование детей
Дата регистрации: 1 ноября 2002 года
Чему учите детей за государственные деньги?
Одни жалкие потуги.
Начните с себя, псевдоморалисты, работники культурки -"давай поженимся"
Тьфу, лицемеры.
А с другой стороны Матвеев и Казаковцев очень далеки от театрального искусства. Они оба не имеют даже маленького клубного, даже начального самодеятельного образования в этой сфере культуры. Для них театр - тайга и лес дремучий. Стыдно, дамы и господа! Вот теперь понятно, почему на гастроли Воркутинского театра сыктывкарцы ходят с большой охотой и любовью! Дедушка Крылов ещё сказал про наших матвеевых и казарцевых: Беда, коль сапоги начнет тачать пирожник, а пироги печь сапожник.
И эти люди, не понимающие, что пишут, пытаются рассуждать о постмодернизме...
Так высказала своё мнение Ляшенкова на встрече в театре, по данному спектаклю. Мне интересно, она своих детей поведет на спектакль или нет? Ну, если они у неё есть, конечно. Может эта дама значится родителем № 1 или № 2 ? В Швеции и Финляндии по телеку показывают детскую передачу, где действующие лица К****** и СТРУЯ... На наших экранах Филя и Каркуша перед сном, а там к****** и струя... есть разница для ребёнка? А вот для Ляшенковой какашки предпочтительнее. И это председатель федерации профсоюзов, УЖАС!
" Это сюр, гротеск, абсурд, - рассказал заместитель директора драмтеатра Владимир Казаковцев. – Я смотрел этот спектакль четыре раза, но, я понял только с третьего раза».
ТУПОЙ И ЕЩЁ ТУПЕЕ! Оставлю без дальнейших комментариев.
ДА! И кстати, я терпеть не могу "Черный квадрат" Малевича. И считаю идиотами тех, кто в него пялится)))))))))
Смотрись чаще в зеркало.
И все три раза сторож музея успевал восстановить ее к утру!
Православные тоже приходите, может людьми станете после спектакля.
Под видом эксперимента в искусстве нам навязывают чуждые нам ценности. И подобное искусство ставит своей целью попытку "прописать" на нашей территории эту мораль, дать ей как бы законное право на существование в нашей среде, сделать ее частью, обычной привычной реалией этой среды. А что? Сначала приглашают посочуствовать проблемам в семье пусть и однополой, акцент-то на слове семья, поиски любви - это никому не чуждо, это нас сближает. А сознание делает свое дело, уничтожается парадоксальная новизна существования родителей номер раз и два, это становится привычным и мы уже сами начинаем говорить: а что здесь такого?
Подтачиваются и разрушаются основы нашего общества, его моральных устоев, разрушается институт семьи - нация перестает воспроизводиться с той скоростью, которая необходима для сохранения ее индентификации.
Ну вот, в общем-то цель и достигнута.
задумайтесь, почему среди исповедующих ислам не таких проблем. Почему у них сохраняется сильнее, чем у европейцев, чистота нации и веры, почему вопреки всембесконечным войнам они сохраняют свою численность и уже заполонили Европу настолько, что начинают диктовать католикам и православным свои законы и навязывать свои традиции. А теперь попробуйте представить на мусульманской сцене выступление Кончиты Вурс или пьеску с финскими поисками любви в однополой семье.
Чистоту и нравственность -их нужно беречь! И это архиважно!
Ведь нельзя быть немного безнраственным, как нельзя быть немножко вором или чуть-чуть беременной
Это вы свой нос суете всюду. В школы к детям, в театры, в литературу, в карман налогоплательщиков, в культуру русскую и зырянскую.
Это вы неруси православные жизнь поганите и лишаете русь знаний и познаний, вгоняете в своё дремучее дикарское средневековье.
Вы и есть враги руських народов. И не надо стрелки от себя переводить, от СВЕТА не спрячетесь.
Зачем руським чуждая насильствено навязаная религия?
Зачем вы на Руси?
Если только вас раньше двуполые не разнесут.
Задолбала комидрама своими заявами, что зритель в Коми для них не тот, то на одно действо, то на другое.
они там, видно, на ВСЕ готовы!
А этих с позволения сказать финских друзей - в ночной клуб или бордель. Там их тема будет близка посетителю.
Хотя кто его знает, может попадутся люди с нормальными убеждениями, могут и побить.
И поделом.
Пусть в своей финляндии эксперементируют, у них там еще много интересного имеется, чего нам на дух не надо- ювенальная полиция к примеру
Но, слава Богу, благодаря Инету мы теперь в подробностях знаем о моральном климате в этих странах, об их беспрецедентной толерантности ко всему пошлому, низкопошибному и аморальному. И переговоры с Москвой и Питером (где наиболее рьяно пытаются добиться проведения гей-парадов, не впечатляют ну вот ни капельки. Так что сии обоснования неокультуронесущего только отвращают - не более.
зато духовность и попы!!! Гордитесь дальше, народ-блохоносец...
Берегите свою душу, храни вас всех Бог.
Я бы обходил подобные мероприятия за километр, там уныло и печально.
Достаточно вспомнить как один из иерархов МП РПЦ с выпученными по фамилии Чаплин требовал запретить носить в России женщинам и девушкам летом короткие юбочки, шортики и маечки. Кое- кто даже задумались, не г******суалист ли этот Чаплин, раз его так раздражают обнаженные части тела женщин и девушек?Но посыл его был услышан православной общественности. Ведь Чаплина до сих пор не изгнали с должностей. Похоже, что требование запретить показ финского спектакля в Коми- это из той же серии требований, что и запрет о ношении коротких юбочек, шортиков и маечек. Я так считаю.
А церковь матушку не трогай, это свято для многих людей, если честно простят тебе злые слова, а у некоторых и руки почешутся дать тебе по лицу , ну, просто за оскорбление их святого чувства за церковь Соборную Апостольскую Православную Единую. Верим именно в эту веру, а не в какую другую "секту". Храни тебя Бог, неправославный. И почаще улыбайся жизни.
А церковь матушку не трогай, это свято для многих людей, если честно простят тебе злые слова, а у некоторых и руки почешутся дать тебе по лицу , ну, просто за оскорбление их святого чувства за церковь Соборную Апостольскую Православную Единую. Верим именно в эту веру, а не в какую другую "секту". Храни тебя Бог, неправославный. И почаще улыбайся жизни.
Это они оскверняют своим присутствием храм, а некоторые пребывают и в алтаре.
Некоторым из них вы руки целуете и получаете "благословение" - благословение сатанинское.
Пойми, что не тобой построено и не тобой будет же снесено. На все воля Божья, всесвятая, всеблагая. А ты и я и все мы всего лишь рабы Божьи. Просто не у всех открыты глазки еще на жизнь, вот и рассуждают и ересь несут.
Как при Хрущёве Н.С.
Хоть избеситесь до пены изо рта.
Коллектив Драмы один из самых продвинутых в республике, они не боятся эксперементировать и кроме того имеют прекрасный, талантливый молодой коллектив! С хорошим современным репертуаром!
Чтобы что-то понять, нужно просто сравнить! Хватит уже на ложках то стучать!
И по поводу руководства театра и министра культуры скажу следующее -
и пекарь, и слесарь дома на диване охренеть какие режиссеры и постановщики, не говоря уже о футболе и т.д.
Кто как работает, тот там и работает ( если понятно, то еще не все потеряно с вами).
Спасибо, приятно было поболтать!!!!!!
Больше агрессии, экспресси, человеческой ненависти, злобы и ярости православные дикари.
ЯВите свету своё истиный звериный оскал из под овечей шкурки. ))))
Жутко наблюдать, как византийская секта из людей зверей делает.
И ведь эти звери к детям в школах подбираются....Вот тут уж не до веселья родителям.
сегодня приходит ислам. Со своими традициями . Например , запрет на водку.
больше ненависти, больше звериной сущности ортодоксальной. Не ситейсняетесь ЯВЪить СВЕТУ своей звериной сущности, грызите всё ЖЫВОЕ.
Языческий праздник Хэллоуина на планете....))))))