На фестивале «Кино, меняющее город» рассказали, почему люди уезжают из Сыктывкара
В столице Коми - в Центре «Октябрь» - стартовал трехдневный фестиваль кино о городе и для города, организатором которого стал активист «Городских проектов» фотограф Сергей Котов. В первый фестивальный день гостям предложили третий фильм трилогии режиссера Гари Хастуита о дизайне «Урбанизированный», посвященный проблемам планировки в условиях стремительного развития городов. После фильма на урбанистические темы со зрителями пообщался директор по развитию московской онлайн-школы городских предпринимателей Vector Дмитрий Абрамов.
Сергей Котов задумывал фестиваль как возможное начало диалога между общественностью и муниципальными властями на тему совершенствования города с точки зрения эстетики и комфорта. Появление «Кино, меняющего город» стало возможно благодаря гранту чешской гуманитарной организации «Человек в беде», на курсы которой Сергей попал весной этого года.
- Я написал проект, получил под это дело грант, и вот мы его реализуем, - не стал затягивать с началом просмотра довольно продолжительной – почти полтора часа – документальной ленты организатор фестиваля.
«Урбанизированный» начинается с закадрового текста о том, что городское проектирование - это язык города, и все его параметры тщательно продуманы. Утверждение довольно спорное, особенно в свете последних постов известного блогера, посвященных Сыктывкару. Как заметил спикер первого дня фестиваля, жаль, что режиссер, снимавший фильм в Индии, Бразилии, Чили, Дании, США и других странах, до России не доехал – наша страна дала бы Гари Хастуиту дополнительный материал для анализа.
Рассказывая о проблемах мегаполисов, режиссер продемонстрировал трущобы Мумбаи, уплотняющиеся с каждым годом, и такие же трущобы в Чили, борьба с которыми ведется путем строительства социального жилья. Благополучный Копенгаген показан как велостолица, власти которой поняли, что велосипед требует значительно меньше места для парковки, чем автомобиль, держит своего владельца в тонусе и не загрязняет окружающую среду. Чтобы жители Копенгагена не боялись пересесть на двухколесный транспорт, велодорожки в датской столице проложены между тротуарами и местами для парковок, таким образом, велолюбители отгорожены от интенсивного движения на дороге. Заканчивается лента историей перестройки тупикового железнодорожного вокзала в Штутгарте в сквозной. Дорогостоящий проект «Штутгарт-21», реализация которого началась в 2010 году, вызывает протесты населения, периодически собирающегося на митинги и демонстрации. В 2011 году жители провинции Баден-Вюртемберг, в которой находится Штутгарт, из-за проблемы с вокзалом даже не проголосовали за прежние муниципальные власти, представляющие правящую немецкую партию. Таким образом авторы фильма хотели сказать, что все, включая вопросы развития и использования территории города, в руках его жителей.
Создатели фильма неоднократно обращают внимание на то, что отвечать на запросы городского населения необходимо максимально продуманно: урбанизация идет такими темпами, что к 2050-му году в городах будет проживать 75% населения планеты, а, значит, в разы увеличиться отрицательное влияние цивилизации на окружающую среду.
Выступление Дмитрия Абрамова было опосредованно связано с только что показанным кино, но об этом спикер предупредил заранее, предложив зрителям поговорить на волнующие их темы, касающиеся городского устройства. Чтобы задать направление беседе, Дмитрий Абрамов рассказал о том, как уехал из родного Томска, в котором ему было скучно, сначала в Санкт-Петербург, а потом в Москву, где стал сотрудничать с онлайн-школой Vector, принимать участие в проектах института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» и работать над проектами Pecha Kucha Night Moscow и Creative Mornings Moscow.
Дмитрий Абрамов продемонстрировал гостям фестиваля небольшую презентацию, картинку для первого слайда которой – «Почему люди уезжают?» - взял из блога Ильи Варламова, посвященного Сыктывкару. На фото изображена креатура на детской площадке – солнышко из половины покрышки с лучиками, часть из которых утеряна, в виде крашеных пластиковых бутылок.
- Это очевидно: потому что уезжают активные, образованные, прогрессивные люди, которые могут создавать что-то новое, собрать единомышленников. Город без них страдает. Галерист Марат Гельман выявил закономерность: два из трех уезжают в Москву или Питер не за зарплатой и карьерой, а за интересной жизнью, потому что в родном городе ее получить не могут, - назвал главный недостаток русской провинции Дмитрий Абрамов. – Но появились люди, которые осознанно не уезжают из родных городов и делают жизнь в них лучше.
О нескольких таких героях Дмитрий Абрамов рассказал на встрече с неравнодушными к тому, как выглядит и чем живет Сыктывкар, жителями. Архитектор Сергей Кремнев с женой Юлией Кривцовой не уехали из Ярославля, потому что создали культурный центр «Текстиль», вокруг которого собирается прогрессивное сообщество города, и в Ярославле теперь не скучно. Филолог Ангелина Остащенко не уехала из Красноярска, потому что решила организовать в городе хороший книжный магазин, и занимается его совершенствованием уже два года. Архитектор Никита Жиляков не уехал из Екатеринбурга потому, что создал в городской лекторий, куда приглашает лучших спикеров страны.
По словам Дмитрия Абрамова, для того, чтобы город был комфортным, в нем должно быть много «третьих» мест, то есть общественных пространств, на которых – как альтернатива квартирным посиделкам – могли бы встречаться и общаться люди. Один из самых популярных форматов «третьего» места принадлежит Ивану Митину – автору концепции «циферблата» (или «антикафе»), которая не так давно была презентована в Лондоне.
- Это уникальная история, когда русские придумали что-то свое, - отметил Дмитрий Абрамов.
По словам московского специалиста, при создании городского проекта, городским предпринимателям (именно так называются люди, пытающиеся изменить город к лучшему и обладающие при этом предпринимательским мышлением) необходимо определиться, на какой запрос общества будет отвечать их концепция. В качестве примеров он привел несколько успешно реализованных на практике идей. Первая – это взаимодействие пригорода Стокгольма, откуда население быстро стало перебираться в столиц Швеции, с цирком, которому не могли найти пристанище. Остановившийся в Бутчюрки цирк за несколько лет превратил город в симпатичное сообщество представителей творческих профессий. Еще один пример ответа на общественные запросы – услуга аренды грядки в Берлине за 220 евро в год, которую предоставляет Макс фон Графенштайн. Перспектива получать к столу экологически чистые, выращенные собственными руками продукты так вдохновила бюргеров, что они довольно быстро приобрели в аренду небольшие участки земли, стали с энтузиазмом их возделывать, общаться с соседями по грядке и приглашать экспертов, советы которых сказываются на качестве и объемах урожая.
Сегодня, во второй день фестиваля, в 16.00 в «Октябре» начнется показ фильма «Новый русский дизайн», по завершению которого выступит основатель дизайн-студии Estrorama Андрей Будько.
Комментарии (26)
Скоро и наши крестьяне начнут мочить англоговорящих... Или просто в рыло давать.
Help me!" А на берегу стоит русский и спрашивает: "И чё, и помог тебе этот английский?"
скоро здесь останутся одни гайзерыистиховскиековзелипоздеевы ну и т.д.
Кто то однажды сказал: Коми в коме, наверное это навечно.
Такая плотность населения, по понятным причинам , не добавит здоровья жителям Сыктывкара. Что касается "грядок в Берлине", то это заоблачные мечты нашего больного воображения. Посмотрите сколько заложено в бюджет на земледелие, а потом прогнозируйте. Захотели срубить денег на фантастическом проекте... Пожалуйста!
Получили гранты, используйте их на проблемы сегодняшних дней.Зайдите в самый трущобный район города и постройте там детскую площадку для детей. До 2050 года очень далеко, а жить надо сейчас. Желаю удачи!
Сейчас часто езжу в Центральную Россию и не верю своим глазам - везде города приводятся в порядок, строятся системно, а не абы куда дом воткнуть! Все люди двигаются, чувствуется, что жизнь кипит. А у нас - имитация горящих глаз, никому не нужной суеты и дерганий, выдаваемых за активность. А на деле больше похоже на остаточные судороги у трупа. Как жаль! Все профукали, мягко говоря! Желаю удачи новому Главе. Скоро пенсия, уеду я отсюда!
1. Экология - как бы не говорили, Монди и ряд предприятий весьма усердно все загрязняют, от чего появляются хронические болезни и т.д
2. Финансовая сторона - зарплаты не великие, выехать в отпуск - это большого стоит. Вывезти ребенка на море стоит не маленьких денег. С центра России это сделать проще и быстрее.а можно и вообще жить рядом с морем)
3. Согласен со многими высказываниями, что выйти в Сыктывкаре некуда, ДА, так и есть. С ребенком можно погулять на стефановской площади и возможно в кировском парке. Каких то развлечений больше нет. То что предлагается в многих ТЦ, стоит немыслимых денег и то все непонятное и никчемное. Парковых зон просто нет, развлечений кроме баров и ресторанов тоже. Детям заняться нечем.
Расскажите теперь, как можно с ребенком жить в городе, в котором выйти с ним некуда, экология такая, что страшно думать и несусветная грязь.
Я не хочу сказать что город плох, есть города и хуже, но что сделала ВЛАСТЬ, для того чтобы жить было людям комфортно???. Н И Ч Е Г О... заботились только как встроить тот или иной ТЦ или жилой дом во дворы существущих и т.д.
Администрации глубоко начхать на людей живущих в городе, на детей.
В бытность была попытка начать строительство детских площадок, хоккейных коробок в дворах. Так все уже в таком состоянии, что страшно выпускать туда ребенка. В свое время в Эжву ездили, когда там был еще Гончаренко, погулять на детских площадках. Потом его убрали и все захерело.
О чем тогда может быть речь, любой здравомыслящий человек при возможности конечно покинет Сыктывкар и Республику, чтобы дети могли развиваться и расти в нормальных условиях.
Уехал несколько лет и не то что не жалею, даже не тянет обратно, хотя родился и прожи в нем большую часть жизни.
а человек - где лучше,
поэтому и уезжают.
От безнадеги
уезжают...