content/news/images/43132/4102057_mainPhoto.jpg
22:13, 06.10.2015 / КУЛЬТУРА

Ученые Коми нашли в могильнике украшения эпохи Великого переселения

В Коми завершились раскопки археологического памятника - Эжольского курганного могильника эпохи Великого переселения народов. Памятник датируется V-VI веками. Ученым удалось поднять из земли богатейший материал - множество фрагментов керамики, украшений из серебра и бронзы, остатки кожаных и меховых изделий. Извлеченные из могильника останки покойных помогут узнать, кто находился на этой территории 1,5 тысячи лет назад, рассказала ТАСС руководитель экспедиции, младший научный сотрудник отдела археологии Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН Татьяна Туркина.

Ученые Коми нашли в могильнике украшения эпохи Великого переселения
Фото Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН

-Памятник открыл в 2013 году завотделом археологии нашего института Виктор Карманов. Он исследовал жилищный комплекс эпохи бронзы и при определении его границ выявил два погребения. Они представляли собой два захоронения - мужчины около 60 лет и подростка около 15 лет. Второе погребение еще в древности было разрушено, - рассказала Татьяна Туркина.

В 2014 году она продолжила раскопки на периферийной части могильника, чтобы понять, где его границы. Была вскрыта насыпь, нашли керамические сосуды и их фрагменты, которые шли по кромке насыпи и были установлены друг на друга, что, скорее всего, носило ритуальный характер.

По словам собеседницы агентства, в этом году было изучено 15 погребений различной степени сохранности. "Захоронения были совершены по обряду ингумации. В основном это покойные, лежащие на спине, ориентированные головой к воде. На поясе практически у каждого располагались железные ножи", - отметила исследовательница.

- Наиболее интересны два погребения. Одно - групповое, в нем лежали трое покойных. Люди были в кожаной обуви с бронзовыми пряжками на ногах, в поясах - кожаные сумочки с условно называемым жертвенным набором: это фрагменты шейных украшений - гривн из серебра, железные ножи в бронзовых ножнах, наконечники ремней, - рассказала она.

В другом погребении, по предварительным данным, была женщина в меховом головном уборе с двумя круглыми пряжками по бокам и с меховой сумкой в районе пояса, в которой находился бронзовый браслет, обмотанный кожаным ремешком, в ногах также были обнаружены фрагменты кожаной обуви с бронзовыми пряжками. Поверх могилы лежал настил из дерева с окантовкой из бересты.

- Настил чудом неплохо сохранился. Лодка это или нет, сказать пока очень трудно. В этнографических исследованиях гораздо более позднего времени зафиксированы примеры того, что если покойного привозили хоронить по реке в лодке, то потом ее сверху погребения и оставляли. Предстоит в этом разобраться, - сказала Туркина.

При раскопках могильника ученые получили хороший антропологический материал: из 15 исследованных погребений в 9 найдены черепа, частично сохранились костяки. Антропологи смогут определить пол и возраст погребенных. Благодаря органическому материалу по результатам радиоуглеродного анализа можно будет назвать точные даты памятника.

4102060.jpg

Исследовательница отметила, что раскопки были сильно осложнены тем, что еще в древности многие погребения были разрушены. Это могло носить ритуальный характер. Предполагается, что черепа выкидывались из могил, возможно для того, чтобы "обезвредить" духов покойных.

Как отметила Туркина, подобных памятников всего семь на территории Коми, в основном они располагаются в бассейне реки Вычегды, один - на Печоре. "Все они уникальны, поскольку подобный обряд захоронения не связан с местным населением, а с пришлыми, южными племенами", - сказала она.

- В эпоху Великого переселения нардов, на волне миграционных процессов к нам на север пришли пришлые племена, носители более южных традиций захоронения под курганными насыпями. Они здесь просуществовали некоторое время, смешались с местными и к VIII веку нашей эры традиции курганных могильников исчезли, - рассказала археолог.

По ее словам, это была самая масштабная экспедиция последних лет в Коми в составе около 50 человек. К работам привлекались сотрудники Национального музея Коми, преподаватели и студенты Сыктывкарского госуниверситета, Вятского государственного гуманитарного университета. Теперь ученым предстоит тщательно изучить полученный материал.

4054

Комментарии (44)

Добавить комментарий
  • Выпуск 1993
    06 окт. 2015 г., 22:39:09
    Ответить
    Увидел фото и напала ностальгия!
    В 89-м копали, после 1 курса истфака СГУ, Пожегодское городище в Княжпогостском районе. Такой же лес, сосны! Жара, июль! Какие наши годы!
  • я
    06 окт. 2015 г., 22:49:36
    Ответить
    выпуску 1993
    Игорёк - это ты!
  • Археолог
    06 окт. 2015 г., 23:03:02
    Ответить
    Афа ты????
  • зырянин-язычник
    06 окт. 2015 г., 23:19:01
    Ответить
    Опять какие-то пришельцы у этих изТОРиков
    Вообще-то зыряне и хоронили головой к воде.
    И почему в этот раз не упоминаете , что керамика имела местный орнамент, а не пришельцев.
    Небыло-никакого великого переселения, это выдумки изТОРиков, для сокрытия реального РАССЕЛЕНИЯ Евразии с востока на запад, а после с севера на юг.

    Когда будут подробные фотоматериалы находок для общественного обозрения? Или опять фильтровать будете?))))
    Отправлено из мобильной версии
    • неизТОРик
      06 окт. 2015 г., 23:45:15
      Ответить
      Да, баба Яга русский дух горазда разводить...
  • все бы новости были такими
    07 окт. 2015 г., 0:13:48
    Ответить
    читать интересно
    удачи в новом сезоне. кстати, не указали, где находится сам памятник...
  • Зырянин-язычник
    07 окт. 2015 г., 0:39:30
    Ответить
    Да ещё совет изТОРикам
    Не ссылайтесь, больше на курганную теорию Марии Гимбутас.
    Она после находок АРКАИМА на южном урале и подобных деревянных землянок у ХАНТЫ уже не состоятельна, а значит ложна.

    Не будьте такими дремучими, свой головой думайте. Ну или новую еврейскую сказку предъявляйте.



    • Дремучий
      07 окт. 2015 г., 8:43:12
      Ответить
      Ну вот официально обоснуйте несостоятельность, опубликуйте в научном издании под своим именем. А не флудить по чем зря в комментариях, начитавшись непонятно чего. Под громкими заявлениями надо иметь смелость своим именем подписываться, это и покажет твердость ваших взглядов и готовность состоятельно, доказательно и обосновано доказать свою точку зрения.
      Отправлено из мобильной версии
      • Зырянин-язычник
        07 окт. 2015 г., 10:18:53
        Ответить
        Дремучей
        Вы точно дремучая. На дворе время глобального интернета и мгновенной информации, позволяющей получать мгновенный доступ к мировым археологическим кладовым.
        И теперь не надо получать разрешения на публикации и одобрения ВАШИХ изТОРических светлостей с НАДУТЫМИ щеками на исторические иследования.
        Время вашей лживой изТОРии прошло.

        Что касается гипотезы курганной культуры, натянутой Марией Гимбутас, то она и так шаткая в логическом плане, разбивается об строения лесных народов, и тут не надо никаких докладов, чтобы понять, что степные кочевые народы не могли быть более развитыми, чем лесные, обладающие более обширными запасами и широким кругом предметов для развития и оседлыми образом жизни.
        Так что, немогли пустынные иранцы нести развитие лесным народам, как не тяните за уши, всё было РОВНО НАОБОРОТ. )))
        • фристайлер
          07 окт. 2015 г., 11:37:28
          Ответить
          Все это бесполезно. Основная канва исторической науки заложена давно, под нее выделяются гранты, а историки работают ради публикаций, которые делает мафия из нескольких научных издательств во всем мире. В принципе, это устраивает 90% историков и 99% плебса. С каждой публикацией на остов, пусть и гнилой, нарастает мясо и поэтому довольно трудно этот остов поменять - никому не нужна, пусть и правдивая, но неопределенность. А начинать расчищать авгиевы конюшни нужно как минимум с древнего Египта и еврейского "рабства". Вот там порылись "египтологи" - мама не горюй. Заметьте, к примеру, вавилонологов или персологов нет, а египтологи - есть.
          • .
            07 окт. 2015 г., 12:03:54
            Ответить
            да , к тому же идет уничтожение древних памятников в сирии и около ......
            странно....
          • Зырянин-язычник
            07 окт. 2015 г., 12:10:30
            Ответить
            Фристайлу
            Два маленьких факта по египту.
            1) гаплогруппа фараонов оказалась европейская R1b.
            2) в карелии найдены более древние пирамиды.
            http://www.yperboreia.org/tour08-19.asp

            Так что, небыло никакого египетского рабства, был как раз приход более развитых в североафриканскую пустыню.
            • Зырянин-язычник
              07 окт. 2015 г., 12:24:48
              Ответить
              ещё закономерность
              Более развитые, более разумны, а потому более миролюбивы.
              Менее развитые более воинственны.

              Теперь понятно почему РИМляне (североафриканцы), захватившие евразию в средние века, не способны были ни к чему, кроме войны.И потому город РОМА им построили этруски, а все их достижения, это достижения порабощенных ими варваров.
              С уничтожения римлянами культуры евразийских народов и тянется вся эта лживая изТОРия для порабощенных народов.

              Это видно и сейчас, но теперь РОМейцы не контролируют информационные потоки, запрещая через монорелигии ПОЗНАНИЯ, потому их мифы и начали рушиться.
              • г
                07 окт. 2015 г., 13:33:54
                Ответить
                т
                Зырянин-язычник, вы - гений. Полностью с вами согласен - ХАНТЫ и МАНСИ, построившие деревянные землянки, потом построили египетские пирамиды. По пути в африку они мимоходом в Карелии соорудили маленькие пирамидки. А потом были Сербия, Мексика, Боливия и Марс.
                • фристайлер
                  07 окт. 2015 г., 21:06:14
                  Ответить
                  Если подходить к вопросу ответственно, пирамиды относятся к супердревнему периоду истории. К современной нам цивилизации они отношения могут не иметь. Если они простояли в таком состоянии 4 тыс.лет, то могли и простоять 20 тыс.лет. Радиоуглеродный анализ, понятное дело, бесполезен - пирамиды ведь не спекали или выплавляли. Но такая точка зрения в сложившуюся историческую канву не умещается.
        • зырянину
          07 окт. 2015 г., 12:47:05
          Ответить
          информацию можно и с туалетной бумаги считывать. Вам говорят опубликуйте данные в "авторитетном" источнике (не веселые картинки и мурзилка) и на Вас будут ссылаться.
          • Зырянин-язычник
            07 окт. 2015 г., 13:23:48
            Ответить
            А без "авторитетных" источников сами не умеете думать? )))
            Кто вас научил верить толстощеким ученым? )))

            Расскажу маленькую историю, про нашего земляка Каллистрата Жакова, который ещё в начале 20 века заметил, что японские слова очень похожи с коми -зырянскими.
            Об этом он подготовил доклад перед "высоким советом", но толстощекие изТОРики его высмеяли и сорвали доклад. Калистрат Жаков покинул аудиторию.
            Как оказалось позже "Гара-морт" оказался прав, и японские фонемы заимствованые японцам у северо-китайцев оказались действительно смыслово похожи с коми-зырянскими.
            Это характеристика уровня изТОРических учЕнных акадЭмиков.

            Времена изменились, и теперь нет необходимости испрашивать поддтверждения и разрешения у надутых от важности ученых советов, теперь люди сами познают и своим умом отбирают, что закономерно, а что лживо, обмениваясь между собой.
            И основываются на реальную предметную археологию, а не бла, бла, бла изТОРиков. А находок на территории Руси ещё много будет, устанете ещё корректировать свои познания.
            • .....
              07 окт. 2015 г., 13:32:04
              Ответить
              верно.
              а в подмосковье всё больше и больше находят финнугорские артефакты.
            • Это тот
              07 окт. 2015 г., 13:39:54
              Ответить
              Жаков, который вместе с Питиримом Сорокиным на заседании Русского Географического общества в Питере пытались поставить под сомнение исследования Журавского ? Не те ли это два предателя интересов коми народа, которые хотели сдать в концессию англичанам весь печорский край?
              • ..
                07 окт. 2015 г., 14:20:25
                Ответить
                Это тот Жаков , который в официальных российских источниках представляется как первый русский этнограф .
                • Зырянин-язычник
                  07 окт. 2015 г., 15:41:39
                  Ответить
                  Калистрат Жаков называют ещё зырянским Пушкиным, за его сказочные произведения.
                  А он сам имел псевдоним, ГАРА_ морт ( солнечный селовек).
                  Его вклад в этнографию Руси ещё даже не дооценен.
              • Зырянин-язычник
                07 окт. 2015 г., 15:30:17
                Ответить
                Этому
                А вместо англичан в производством, в зырянский край пришли НЕПРЕДАТЕЛИ немецкий шпиЁн Ульянов с палачом Джугашвили и из цветущего и богатогго края сделали убогую тюрьму для народов СССР.

                Этим гордишься?
  • Племена шли 5 веков...
    07 окт. 2015 г., 7:30:23
    Ответить
    "пришли пришлые племена"...поэзия!!!
  • Сажин В
    07 окт. 2015 г., 8:08:24
    Ответить
    То были великие Укры
    • Сажину В
      07 окт. 2015 г., 10:10:48
      Ответить
      Маловероятно, хотя....
      Великие Укры были великими землекопами, выкопавшими Черное море...Теоритически, они могли добраться до пределов Биармии только тихой сапой, т.е. копая туннель как кроты норы. Следы их пребывания надо искать глубже. Сопутствующими находками могут быть шкурки от сала, ошмётки желто-синих тряпок и пучки оселедцев(чубы на башке), которые они выдирали друг у друга когда ругались паны.
      • Максим
        07 окт. 2015 г., 12:11:52
        Ответить
        Насмешил))) Еще приколов пиши. Хоть что то интересное.
  • Значит
    07 окт. 2015 г., 9:45:30
    Ответить
    И раньше люди драпали от сель... В поисках лучшей доли!
    Ясно все)
    Отправлено из мобильной версии
  • 1972
    07 окт. 2015 г., 9:55:47
    Ответить
    Поздей рассказывал про древнюю лыжу , а это первая в мире Коми лыжная команда.
    Отправлено из мобильной версии
  • Кэртайка
    07 окт. 2015 г., 10:17:28
    Ответить
    зырянину язычнику
    где брал информацию, интересно почитать про историю нашей земли
    • Зырянин-язычник
      07 окт. 2015 г., 10:30:51
      Ответить
      Кэртайке
      Да она ВО_КРУГ только своим взглядом смотри, и не попадайся на лживые уловки изТОРиков, уводящих от реального прошлого.
      • ну уж...
        07 окт. 2015 г., 12:50:11
        Ответить
        Уж не "лучше" всякий бред самиздатовский, на улице распространяющийся читать?
    • б
      07 окт. 2015 г., 13:20:21
      Ответить
      ь
      Ну дайте уже зырянину-язычнику Нобелевскую премию.
      • Зырянин-язычник
        07 окт. 2015 г., 13:29:23
        Ответить
        Угадайте кому больше всех дают нобелевские премии? )))
        И за что дают нобелевские премии?
        И ДЛЯ ЧЕГО дают нобелевские премии? )))

        Это один из механизмов создания МИФА. )))

        • б
          07 окт. 2015 г., 13:36:22
          Ответить
          ь
          Хрен с ней с Нобелевской. Ну дайте хоть какую-либо премию. На опохмел не хватает.
      • Нобель
        07 окт. 2015 г., 13:33:00
        Ответить
        зырянину по ходатайству "б"
        НА - тебе премию. Не потеряй
      • Софи
        07 окт. 2015 г., 13:33:51
        Ответить
        Кстати , есть и альтернатива нобелевской премии....
        только у нее нет такого лобби....
        есть в инете....
  • Эй, на БНК!!!
    07 окт. 2015 г., 13:35:30
    Ответить
    Тут у Вас активный зритель телеканала РЕН-ТВ объявился! Мифы, всемирный заговор, я счас расскажу, как всё было на самом деле, у меня книжка одна есть...Начинайте фильтровать! А то осень, обострения....Надоело ерунду читать!
  • а
    07 окт. 2015 г., 20:30:10
    Ответить
    захоронение
    Это захоронение хантов что ли??
    • нет не хантов
      07 окт. 2015 г., 20:38:51
      Ответить
      Черноморских пришельцев захоронение
      Так ученые говорят.
      • Анатолий
        07 окт. 2015 г., 20:45:13
        Ответить
        6 век
        Это же до образования России еще, какие еще "черноморы"
        • Анатолий
          07 окт. 2015 г., 20:46:22
          Ответить
          Черное море
          Побережье Черного моря было освоено еще греками в античные времена.
          • А
            07 окт. 2015 г., 20:50:46
            Ответить
            Остатки
            Может это остатки последнего легиона Римлян??
            • 8
              07 окт. 2015 г., 21:24:25
              Ответить
              8
              Кстати, у викингов был обычай прикрывать погребение воинов своими лодками.