В Национальной галерее сыктывкарцы расследовали кражу, убийство и похищение
В субботу сыктывкарцы и гости столицы окунулись в атмосферу меланхолии и черно-белую реальность. В саду скульптур Национальной галереи республики прошел фестиваль «Темные аллеи», посвященный стилю нуар. Ограничиваться лишь визуальной частью организаторы не стали и предоставили гостям возможность на себе испытать все прелести жанра - расследовать несколько запутанных преступлений.
Фото Сергея Паршукова
Погода гостей и участников фестиваля не баловала, а вот организаторам холодный вечер пришёлся как раз кстати, осенняя прохлада и надвигающиеся сумерки отлично вписывались в стилистику нуара. Картину дополняли инсталляции с говорящими названиями «Призрачные окна», «Ночные голоса», «Падший ангел», «Загляни в себя...», «Ловец снов», «Трон жёлтого короля», красовавшиеся в разных уголках сада скульптур, а также небольшая фотовыставка «Синдром запоминания» с работами фотографов из Сыктывкара и Санкт-Петербурга. Экспозицию разместили на одной из стен галереи. Минималистичное оформление - фотографии приклеили прямо на фасад здания - и сюрреалистичные чёрно-белые образы публике пришлись по вкусу, и возле фотостены периодически скапливались вновь прибывшие гости. У особо впечатлительных личностей увиденное даже вызвало определённые аллюзии.
- Отличные снимки, красиво снято, но уж больно мрачно. Посмотрела немного, и настроение испортилось, прямо «стена плача» какая-то, - поделилась впечатлениями с подругой девушка в тёмно-синем пальто с алой помадой на губах.
Для людей более стойких и не лишённых жажды знаний организаторы подготовили полное погружение в меланхоличную эстетику нуара. В здании галереи все желающие могли прослушать лекцию преподавателя сыктывкарского университета, кандидата наук Николая Вокуева о стиле нуар в кинематографе. Интерес к теме у публики был настолько велик, что вместить всех желающих аудитория, разместившаяся в одном из залов галереи, не смогла. В своём рассказе лектор сделал упор на социально-культурные причины возникновения нуара, а также на визуальные особенности стиля: запутанность сюжета, преобладание ночных или намеренно затемнённых сцен и особое освещение, при котором актёр практически не выделяется среди обстановки или полностью помещается в тень, что подчёркивает полное погружение персонажей в атмосферу уныния и безысходности.
- Нуар - это чисто американский стиль кино. Великая депрессия в тридцатые годы прошлого столетия и Вторая мировая война погрузили послевоенное американское общество в атмосферу отчаяния, разочарованности и безысходности. На этой социальной почве и возникли фильмы нуар, - рассказал о предпосылках возникновения стиля лектор.
Несмотря на то, что фильмы нуар - явление сугубо американское, в общее употребление термин «нуар» вошёл с подачи французов. После окончания Второй мировой войны во Франции показывали много американских чёрно-белых фильмов, и критик Нино Франк ввел в обиход выражение «film noir», что в переводе с французского означает «чёрный фильм», которое он позаимствовал из книжной серии Марселя Дуамеля «Serie noire». Американцы же этот термин стали использовать лишь три десятилетия спустя, примерно в середине 1970-х годов.
После теоретической части все желающие могли закрепить полученные знания и посмотреть несколько фильмов нуар: «Дочь ужаса», «Леди из Шанхая» и «Целуй меня насмерть». И если две последние картины являются образцами классики нуара, то стилизованный под немое кино фильм «Дочь ужаса» режиссёра Джона Паркера, сочетающего в себе элементы нуар, триллера и фильма ужасов, по вкусу пришёлся не всем зрителям, и в результате к концу фильма в зале появилось довольно много свободных мест.
Действие, которое разворчалось на улице, не лишено было сюжетных перипетий в лучших традициях «чёрных фильмов». Люди в длинных чёрных балахонах и белых картонных масках передавали участникам детективного квеста, опознать которых можно было белому квадрату, закреплённому на груди, записки с подсказками, благодаря которым новоиспечённые сыщики могли раскрыть несколько преступлений: убийство, кражу и похищение. Под меланхоличные мелодии групп «Один на кухне», «Оприход» и DJ KUBUK участники плутали по саду скульптур в поисках криминальных разгадок.
Не забыли организаторы «Тёмных аллей» и о любителях более спокойного отдыха. Для всех гостей фестиваля работали бесплатные экскурсии по выставке «Великие классики 20 века: Пабло Пикассо, Хуан Миро, Василий Кандинский».
Комментарии (2)
Довольно интересный вечер был.
Да, необычный... Да, не для всех... Но в нашем Сыктывкаре таким никто не занимается. Поэтому - респект!!!