Фермеры могут внести предложения по развитию подсобных хозяйств в республике
Действенные советы и предложения по развитию личных подсобных хозяйств в республике планирует услышать заместитель председателя правительства Коми Константин Ромаданов не только от заинтересованных ведомств, но и от фермеров, представителей предприятий отрасли и сельхозкооперативов. Об этом он заявил сегодня на заседании координационного совета по вопросам взаимодействия производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с организациями торговли.
Фото Алексея Зрячева
С самого начала совещания Константин Ромаданов настроил собравшихся на активный диалог, ожидая услышать предложения о развитии сельского хозяйства в регионе.
- Мне бы не хотелось, чтобы вы делали пространные доклады, кто и сколько сделал. Расскажите о том, что надо сделать, чтобы продукция предприятий республики была максимально представлена на полках наших магазинов. Такая задача была поставлена в начале года министерству сельского хозяйства, и они ее обязаны системно реализовывать, - заявил в начале совещания Ромаданов.
О закупках сельскохозяйственной продукции от населения доложил и.о. министра сельского хозяйства и продовольствия Коми Алексей Буткин. По его словам, личные подсобные хозяйства (ЛПХ) вносят существенный вклад в реализацию приоритетного направления деятельности министерства на 2015 год — это стопроцентное обеспечение муниципального заказа продукцией местных товаропроизводителей, увеличение доли поставок местной продукции в торговые сети республики, повышение самозанятости населения.
- В сравнении с другими сельхозпроизводителями, в общем объеме поставляемой на республиканский рынок продукции доля ЛПХ резко снижается – 3-4 процента по разным наименованиям, - заявил Буткин.
Как было озвучено, на начало года в Коми насчитывалось 92 тысячи семей, содержащих ЛПХ, а общая площадь выделенной для ведения сельхоздеятельности земли составляла свыше 17 тысяч гектаров. Возможность получить доход от излишков привлекает немало сельских жителей. Для увеличения объемов сбыта излишков продукции, произведенной в ЛПХ, министерство предлагает несколько решений. К примеру, это предоставление господдержки по отдельным направлениям - в рамках существующих видов субсидирования без дополнительных затрат. В планах также выделение средств на реализацию малых проектов, в частности, для строительства небольших овощехранилищ. Кроме того, в Коми продолжают создавать убойные пункты.
Как выяснилось, Константин Ромаданов услышал от Алексея Буткина всего несколько действенных предложений:
- На самом деле ничего кардинально не изменилось. Не знаю, как минсельхоз разрешил свои проблемы, но по факту, учитывая то, что я слышу от людей, изменений нет. Муниципалитеты закупают продукцию других регионов, хотя нельзя сказать, что она лучше по качеству и дешевле по цене. Наши фермеры научились производить качественную и конкурентоспособную по ценам продукцию. Но мы с вами, как власть, почему-то не дорабатываем в плане обеспечения доступа к ней.
По итогам совещания вице-премьер заявил, что в течение недели он ждет предложения уже от фермеров, представителей предприятий отрасли и сельхозкооперативов. Такие «наказы» войдут в итоговый документ совещания и будут использованы для работы по совершенствованию взаимодействия, в частности, между личными подсобными хозяйствами и торговыми предприятиями.
Комментарии (34)
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Коми представило план по увеличению на республиканском рынке доли продукции, производимой в личных подсобных хозяйствах. Исполнительный директор ЗАО «Ассорти» Максим Маркушев объясняет, почему у министерства ничего не получится.
«Тема меня волнует не только как представителя бизнеса в этой цепочке, но и как гражданина страны, за которую я переживаю. Ключевую цифру, которую я услышал в докладе, — что доля нашей продукции личных подсобных хозяйств на продовольственном рынке составляет всего 3-4 процента. Однозначно могу констатировать, что доля эта мизерная, незначительная. К сожалению, из доклада, кроме размазывания и неэффективного, на мой взгляд, использования бюджетных денежных средств в виде не всегда действенных субсидий, я ничего не услышал. Единственный момент, который меня радует – это то, что мы поднимаем вопрос об усилении роли института потребкооперации. Но из доклада я не услышал действенного механизма, который может быть заложен в основу реальных инструментов развития сельского хозяйства и производства.
В основе развития сельского хозяйства ведущих европейских стран институт потребкооперации является объединяющим звеном для мелких производителей, которые являются сырьевыми производителями. Кооперация в настоящей форме – это остаточные предприятия советского периода, которые трансформировались в большей степени в торговые организации, обладающие активами в виде помещений, через которые можно реализовывать продукцию. А я говорю об институте потребкооперации как объединении сильнейших хозяйственников в республике, сильнейших хозяйств, которые вокруг себя могли бы объединять мелких фермеров, которые бы производили сырье. Непосредственно ключевые потребкооператоры были бы важнейшим звеном, которые отвечали бы и за переработку, и за сбыт – так, как это делается во многих успешных странах мира.
В докладе, кроме распределения денег и непонимания реальных инструментов того, насколько эти деньги принесут выгоду, я не слышу ничего. У нас мелкое фермерство — оно полумертвое, давайте открыто говорить об этом, как бы это грубо ни звучало. Я общаюсь с фермерами – там работать некому помимо всего прочего. Нет людей, которые элементарно коров будут пасти. Что сейчас говорить о том, чтобы усилить какие-то цифры за счет госзаказов. А где коммерция, где коммерческая основа? А где реальное понимание сбыта? А где дальнейшее развитие ярмарочной торговли?
Я могу себя считать профессионалом в области бизнеса и торговли, я живу в республике уже три года, и за этот период министерство сельского хозяйства и продовольствия меня ни разу не пригласило на совещания для того, чтобы обсуждать конкретные вопросы взаимодействия. Мне жаль об этом говорить. Если пройтись по докладу, то я как хозяйственник, как тот, кто понимает, как нужно продавать, как человек, который имеет очень широкий кругозор и видит, как развивается сектор сельского хозяйства по всему миру, слава богу, у меня есть эта возможность, мне хочется констатировать, что сейчас я не слышу никакой конкретики.
Субсидирование. Чтобы деньги работали, нужно давать их тем, кто может управлять этими деньгами. Можем ли мы сейчас выделить крупнейших хозяйственников, на которых нужно сделать ставку? Деньги сейчас нельзя давать не под конкретных людей, не под конкретных хозяйственников. Иначе инвестиции размажутся ровным слоем.
Вот мы говорим – какую серьезную программу мы проделали по развитию убойных пунктов. Ну и что – построили эти пункты. А кого убивать в этих пунктах? Что, бабка, которой нужно продать курицу, будет идти черти за сколько, чтобы курицу освежевать и на рынок принести? Так рынков нет, даже в Сыктывкаре нормальной ярмарочной торговли нет, регулярной, с распределением мест, с постоянно присутствующим фермером, который мне, сетевику, никак мешать не будет, — этого нет. Этот институт или в зачаточном, или в полуобморочном состоянии».
Я бываю резковат только лишь в силу того, что у меня болит душа. Я понимаю, что есть Норвегия, есть другие страны, есть определенный опыт развития, даже в наших климатических условиях.
Я не поленился и нашел программу развития сельского хозяйства республики на ближайшее время. Это документ на 600 страниц. Как представитель бизнеса, который понимает, что такое организация, что такое ресурсы, а ведь это не только деньги, но и люди, и средства производства, я в 600-страничном документе не увидел никакой конкретики. Два-три листа распределения бюджетных средств, и никакого четкого понимания реальной организованной системы. Мы недооцениваем того, что нам не хватает сильных профессиональных ресурсов, республика должна привлекать профессионалов со всей России.
Еще один вопрос, который серьезно стоит уже не один десяток лет, — это формирование овощехранилище и других логистических комплексов для обеспечения стратегических запасов продовольствия и для развития мелкого фермерства. Считаю, что в основе этого процесса должно быть понимание следующих моментов: либо это абсолютно государственное и, к сожалению, часто так бывает, полубесхозное пространство, за эффективность которого непонятно кто и как будет отвечать, либо это должна быть система логичтических центров, хранилищ, в которой должен быть создан понятный экономический механизм. Овощехранилища должны быть в общей системе коммерции. Вы говорили о 4 миллионах? Я хочу сказать, что за 4 миллиона нормальное овощехранилище не построить даже одно. Непонятые какие-то деньги. А если на шесть объектов, то их не хватит даже на систему обеспечения температурных режимов.
У нас многие производители, что мелкие, что крупные, не очень четко понимают, что такое вся цепочка, что такое канал реализации конечного продукта, как быть конкурентным в сравнении с близлежащими областями. Не заблуждайтесь в том, что наша продукция дешевле. Но, может быть, фермерский продукт и не должен быть дешевым? И фермер должен понимать, как и где его сбывать. Сейчас лучше концентрироваться в рабочих группах на конкретном плане действий, на понятной и внятной стратегии развития сельского хозяйства с четкими ресурсами. План не может быть написан без привязки к конкретным людям. От людей зависит результат. И надо структурировать все планы исходя из реальных механизмов и начиная от бабульки в деревне до всей системы сбыта и реализации».