Экс-руководитель Комитета лесов Василий Осипов пробудет в СИЗО больше года
Верховный суд Коми сегодня продлил до 27 августа арест экс-руководителю Комитета лесов республики Василию Осипову. Бывший чиновник обвиняется в превышении должностных полномочий, незаконных порубках леса в особо крупном размере, незаконном предпринимательстве, отмывании преступных доходов и получении взятки в сумме 20 тысяч рублей. Кроме Осипова, фигурантами уголовного дела являются два сотрудника республиканского Комитета лесов и три руководителя лесхозов.
Верховный суд сегодня продлил до 27 августа арест экс-руководителю Комитета лесов Коми. Фото Юрия Кабанцева
Сегодня Верховный суд рассматривал очередное ходатайство следователя о продлении ареста Василию Осипову. На этот раз следователь просил продлить пребывание Осипова в СИЗО до 27 августа. Предполагается, что к этому времени все шестеро обвиняемых закончат знакомиться с материалами дела, составляющего почти 80 томов.
В суде Осипов заявил, что ускоренно прочитал последние несколько томов дела, поскольку, как его обнадежил следователь, в этом случае ему могут изменить меру пресечения. В надежде, что его в ближайшее время переведут под домашний арест, экс-чиновник отказался лечиться в тюремной больнице.
Невозможность смягчить ранее избранную меру пресечения в виде ареста следователь аргументировал тем, что Осипову вменяется пять преступлений, четыре из которых относятся к тяжким; что обвиняемый много раз выезжал за рубеж, имеет загранпаспорт. Кроме того, заявил следователь, Осипов с середины 1980-х годов работал в лесной отрасли, там же работают его жена и сын. По мнению следователя, хоть Осипов уже не является руководителем Комитета лесов РК, у него сохранились прежние связи и он может повлиять на свидетелей и других обвиняемых. Факт давления на свидетеля уже был. Василий Осипов был задержан 3 июня прошлого года. 4 июня, после того как Осипов через родственников попытался согласовать показания с директором Сыктывдинского лесничества Алексеем Смертиным, пригрозив последнему увольнением, меру пресечения в виде подписки о невыезде заменили на содержание под стражей.
Обвиняемый просил перевести его под домашний арест и дать возможность подлечиться.
По его словам, он не знает, где находится его загранпаспорт, думал, что его изъяли в ходе обысков.
Адвокат Василий Потапов заявил, что обвиняемый по тем статьям, которые вменяются Осипову, не может больше года содержаться в СИЗО. Защитник обвиняемого сослался на постановление Пленума Верховного суда РФ, в котором говорится об этом. Адвокат считает, что объем обвинения, предъявленного Осипову, явно завышен.
На стадии, когда обвинение уже предъявлено в окончательной редакции, с кем-то из фигурантов уже заключено досудебное соглашение, нет смысла держать Осипова в СИЗО.
Верховный суд Коми удовлетворил ходатайство следователя, продлив арест Осипову до 27 августа.
По версии следствия, в 2012-2013 годах руководитель Комитета лесов Коми Василий Осипов, его заместитель Александр Куратов и заведующий сектором госзаказов ведомства Анатолий Слюсарь организовали незаконное предоставление лесных участков для сплошной коммерческой вырубки без проведения аукционов и заключения договоров аренды. Для придания видимости законности чиновники включали в госконтракты на выполнение работ по охране и воспроизводству лесов пункты, позволяющие проводить сплошные рубки без восстановительных работ. При этом объем подлежащей заготовке древесины значительно превышал получаемый от санитарных рубок, указанных в контрактах. В ряде случаев производилась произвольная замена указанных в контрактах участков на другие лесные массивы.
Только по Сыктывдинскому лесничеству за 2012 и 2013 годы объем незаконно предоставленной в рубку древесины составил 28 тысяч кубометров, а потери бюджета в результате продажи древесины по минимальным ставкам превысили 1,7 млн рублей.
Незаконное предоставление участков привело к необоснованному освобождению лесозаготовителя от обязанности проводить лесовосстановление, санитарно-оздоровительные и противопожарные мероприятия.
Всего по такой схеме было заключено около 50 государственных контрактов, объем незаконно заготовленной древесины составил более 680 тысяч кубометров. По предварительным расчетам, ущерб бюджету превысил 4 млрд рублей.
Помимо экс-чиновника, по делу в качестве обвиняемых привлечены два его бывших подчиненных: Александр Куратов и Анатолий Слюсарь, а также директор Прилузского лесничества Александр Киндсфатер.
Осипову вменяется незаконное предпринимательство. В 2007 году, когда Осипов возглавлял Прилузское лесничество, его подчиненные учредили коммерческое предприятие по заготовке леса ООО «Прилузский лесхоз».
Как установило следствие, Василий Осипов, возглавив с ноября 2010 года Комитет лесов Коми, лично и через доверенных лиц принимал участие в управлении ООО «Прилузский лесхоз», предоставляя компании льготы и преимущества, хотя ему как госслужащему запрещено участвовать в управлении коммерческим предприятием. Сын Василия Осипова Евгений входил в состав учредителей ООО «Прилузский лесхоз» до 2014 года.
С 2011 по 2013 год Осипов от лица Комитета заключил с Прилузским лесхозом три государственных контракта на работы по охране, защите и воспроизводству лесов на общую сумму 14 млн. руб. В нарушение законодательства эти контракты содержали условия об одновременной продаже ООО «Прилузский лесхоз» лесных насаждений для заготовки 170 тыс. кубометров древесины. Ни одному другому лесозаготовителю в республике по госконтрактам не предоставлялось право на заготовку такого большого объема леса.
Для исключения конкурентов по указанию Осипова в аукционную документацию незаконно включались такие условия, чтобы на аукционах в отношении подведомственных госучреждению «Прилузское лесничество» лесов участие принимало только ООО «Прилузский лесхоз». Контракты с ним заключались как с единственным поставщиком.
Полученный Осиповым от деятельности ООО «Прилузский лесхоз» доход с января 2011 по начало 2014 года составил 14 млн руб.
По версии следствия, в 2013 году Осипов обратился к одному из индивидуальных предпринимателей, занимающихся лесозаготовкой в Прилузском районе, с предложением оказать покровительство. В обмен чиновник попросил 20 тысяч рублей. Коммерсант выполнил просьбу, опасаясь возможных негативных последствий отказа.
Комментарии (13)