02:44, 18.01.2010 / ЭКОНОМИКА

Группа «Монди» задала коми селу трудовой вопрос

Модернизация лесозаготовки «Монди» ведет к массовым сокращениям в сельских районах Коми. "Молодежь Севера" изучила вопрос, кто должен заниматься проблемами уволенных коренных жителей.

 

tehnika.jpg

Механизация лесозаготовок убивает коми глубинку. Фото МС

В конце 2009 года менеджмент «Монди Сыктывкарский ЛПК» с гордостью объявил о почти полном (95%) переходе на считающуюся более современной сортиментную заготовку древесины. Эта схема предполагает, что срубленные деревья распиливаются на сортименты непосредственно на месте рубки. В настоящее время чаще всего это производится с помощью харвестеров и форвардеров. Модернизация схемы лесозаготовок приводит к конфликту лесного гиганта и местных сообществ. Главы сельских районов юга Коми бьют тревогу: модернизация привела к массовым сокращениям. В результате перехода на заготовку харвестерами и форвардерами в республике с 2008 года сокращено почти 500 человек.

 


 

В Койгородском районе на сегодня работой в лесном комплексе занято 13% трудоспособного населения. За последние пять лет число работников лесной отрасли уменьшилось почти на 1000 человек. Только в этом году после объединения Палаузского и Койгородского лесокомбинатов «Финлескома» (основной лесозаготовительный актив «Монди» - БНКоми) без работы остались около 200 человек. Такие цифры привел глава района Михаил Тебеньков. Забота о трудоустройстве всех этих людей - теперь только его проблема.

- Проблема стоит катастрофически остро, - говорит Тебеньков. - Решение принимает хозяин - лесозаготовки должны вестись по новой технологии, на современной технике, необходимо уйти на 100 % от ручного труда. Нас сразу предупредили, что возврата не будет. Этот вопрос я был вынужден поставить на селекторном совещании с Вячеславом Гайзером (на тот момент 1-ый заместитель главы РК - БНКоми) еще в сентябре. Тогда я заявил, что ожидается сокращение еще 200 человек по Койгородскому району, и эта цифра для нас - просто катастрофа.

По мнению Тебенькова, «Монди» поступает хитро:

- Они по взаимному соглашению с работником все подписывают, пособие за шесть месяцев выплачивают - у них сокращения нет, они красивые, а через шесть месяцев или даже раньше этот работник идет в центр занятости на учет. А у меня всего 19 вакансий в районе.

По словам главы района, возможностей трудоустраивать людей у муниципального образования сейчас нет. Раньше работала целевая муниципальная программа по развитию предпринимательства. До 2009 года существовал фонд поддержки малого предпринимательства. Но, как отметил Тебеньков, сейчас Бюджетный кодекс РФ запрещает создавать такие фонды поддержки.

- Как глава администрации я всех своих безработных прошу: давайте пойдем в сельское хозяйство, будем организовывать личное подсобное и фермерское хозяйство, - рассказывает глава. - Это материально поддерживается законодательством и правительством Республики Коми. У нас есть свой молочный завод, способный перерабатывать до 12 тонн, но нет сегодня таких объемов. Есть цех по переработке мяса, оборудование стоит, мы его еще не запустили.

 


 

Директор по лесообеспечению ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» Владимир Полищук отрицает, что на предприятии идут массовые сокращения. После долгих переговоров с корреспондентом он, наконец, назвал цифру. По его словам, эта мера в 2009 году коснулась лишь чуть более 70 человек, и то, в основном, в управленческом аппарате, - устранялись дублирующие функции.

- Это естественно, не может быть двух директоров, двух главных инженеров, - заметил Полищук. - Остальные, с кем мы расстались, ушли по соглашению сторон, в основном это люди предпенсионного и пенсионного возрастов, которым уже тяжело заниматься традиционными заготовками.

Даже если исходить из данных проекта «Концепции лесообеспечения Монди СЛПК», презентуемых предприятием на каждом выездном совещании Комиссии по координации развития лесозаготовок в РК, очевидно, что названная Полищуком цифра занижена.

К примеру, общая численность людей, занятых на предприятиях «Финлеском», «Эжватранс», «Эжва» и «Эжвадорстрой» в 2008 году составляла 4230 человек, в 2009 — 3837, что на 393 человека меньше. Планируется, что в 2010 году в лесозаготовительных процессах будет занято по этим четырем предприятиям 3731 человек, следовательно, количество работающих станет меньше еще на 106 человек.

«Группа «Монди» будет нести ответственность за судьбу работников лесозаготовительных предприятий Коми в ходе модернизации оборудования», - заявлял президент Mondi Business Paper Гюнтер Хасслер в начале 2005 года. Уже тогда компания заверяла, что будет заботиться о высвобожденных работниках, исходя из своих корпоративных принципов «Хорошая гражданская позиция» по отношению к территории, где ведет свой бизнес.

Тогда же генеральный директор «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК» Ринат Старков говорил о том, что в компании разрабатываются планы инвестирования средств в обеспечение стабильной социальной обстановки в лесных районах Коми. В частности, компанией предполагалось, что бумажники сосредоточат свои усилия на экологических проектах и лесовосстановлении, создании новых производств по переработке леса. Прошло пять лет, новых производств в районах не появилось. Изменилась лишь позиция менеджмента предприятия.

- От позиции главы (района - БНКоми) очень многое зависит, - заявляет теперь директор по лесообеспечению «Монди». - Координирующая роль должна принадлежать муниципальной власти. Если глава видит ключевые проблемы, знает, как их решать, - будет проще создавать что-то новое. Рабочие места есть потенциально, просто мы их не видим или не хотим. Роль «Монди» здесь какова? Мы будем сотрудничать, выделим финансовые средства и будем контролировать, чтобы это было не просто пополнение дефицита бюджета.

Еще один способ справиться с напряженностью на рынке труда в отношении бывших работников лесозаготовительных предприятий, по мнению Полищука, это создание в республике Лесной академии, где люди могли бы получить новые специальности. Впрочем, все это пока в проекте, неизвестно будет ли вообще реализовано.

Тем же, у кого нет желания учиться или ждать, когда в районах будут созданы какие-либо рабочие места, «Монди» предлагает самоорганизоваться и идти к ним на подряд, где можно заниматься той же самой традиционной заготовкой, делая выборочные рубки, строя лесные дороги, чтобы харвестеры и форвардеры могли работать на полную мощность.

Желающих «самоорганизовываться» пока немного, да и условия «Монди» ставит жесткие. В приоритете будут малые предприятия, которые кроме заготовки леса будут заниматься строительством дорог, вывозкой, а в идеале - лесовосстановлением. Кроме того, «Монди» будет строго оценивать квалификацию персонала, наличие технических средств, собственную инфраструктуру (хотя техникой предприятие-монополист готово обеспечить подрядчиков по остаточной стоимости), историю сотрудничества с холдингом.

 


 

- Процесс перехода на механизированную заготовку - объективный, - считает Юрий Паутов, координатор по лесной политике фонда «Серебряная тайга» (фонд занимается вопросами содействия и поддержки участников лесных отношений в развитии устойчивого управления лесами в Республике Коми и других регионах Российской Федерации - БНКоми). - И процесс этот не остановить, как не остановить прогресс. В Швеции и Финляндии этот процесс проходил в 90-е годы, и компании вместе с государством, вместе с администрацией предлагали методы, как занять местное население. Финляндия, например, просто занялась интенсификацией лесного хозяйства. То есть люди, которые освобождались от валки, раскряжевки, трелевки, начинали заниматься посадкой, выращиванием, уходом за лесом и так далее. И этот процесс шел постепенно. То есть не как у нас, раз - и практически за пять лет объем заготовок харвестерами и форвардерами вырос с 10 до 90 %.

«Серебряная тайга» возлагает ответственность за нивелирование негативных последствий модернизации на региональную и муниципальную власть, а не на «Монди». По мнению Паутова, органы управления территории должны были заранее озаботиться этой проблемой и предусмотреть компенсационные механизмы. И внедрять эти механизмы в партнерстве с бизнесом.

 


 

- Снизить социальные последствия от увеличения количества безработных можно только создавая новые смежные предприятия, например, по деревопереработке, по строительству дорог, где высвобожденные с лесозаготовок люди будут заняты и смогут зарабатывать на жизнь, - уверен глава Удорского района Руслан Ульянов.

Предложения «Монди» о том, чтобы высвобождаемые люди самоорганизовывались в малые предприятия и шли на подряд, Ульянов называет «утопичными». По его мнению, в районе людей, которые в силу своих деловых качеств способны создать малое предприятие, да еще трудоустроить наемных рабочих, нет.

- Да, мы признаем, что не можем реально людей организовать. И это обидно, потому что количество безработных в районе увеличивается, а, следовательно, это - снижение доходов населения, повышение социальной напряженности, снижение налогов, - признается глава района.

Со своей стороны администрация района готова содействовать продвижению любого проекта по лесопереработке, но реальных проектов очень мало.

- У нас буквально за последний год открылось только одно предприятие по лесопереработке - в Усогорске, - говорит Ульянов, - да и то турецкое.

 

922

Комментарии (28)

Добавить комментарий
  • Самбади
    18 янв. 2010 г., 8:33:46
    Ответить
    Ну хоть кто-то
    честно признал, что не может сделать то, для чего поставлен на свою должность...

    "- Да, мы признаем, что не можем реально людей организовать. И это обидно, потому что количество безработных в районе увеличивается, а, следовательно, это - снижение доходов населения, повышение социальной напряженности, снижение налогов, - признается глава района."
  • Сократите чиновников
    18 янв. 2010 г., 8:51:55
    Ответить
    чтобы появились нужные люди
    "По его мнению, в районе людей, которые в силу своих деловых качеств способны создать малое предприятие, да еще трудоустроить наемных рабочих, нет."
  • мЭстный
    18 янв. 2010 г., 9:02:38
    Ответить
    1.освободите от налогов
    2.снизте цены на бензин
    3.уберите таможенные барьеры
    4.сократите ментов и чиновников - меньше мозги компоссировать будут бизнесу
    и тады люди сами будут жить и работать без госюдарства млятского
  • рыбак, охотник
    18 янв. 2010 г., 9:10:40
    Ответить
    ай-ай
    блин, вы бы посмотрели, что оставляют после себя Хорвесетры, форвадоры, пустыня, голая, страшная пустыня, ни в какое сравнение с ручным трудом. Теперь догадайтесь, почему такие машины в Скандинавии заперщены?
  • serf
    18 янв. 2010 г., 9:39:42
    Ответить
    дороги надо строить и не будет безработицы
  • Комментарий
    18 янв. 2010 г., 10:05:43
    Ответить
    serf - надо, но не панацея.

    рыбаку: вчера фильм был "И на камнях растут деревья" - про Скандинавию. По таким почвам можно и на Харевестерах.

    мЭстному: можно все-таки в рамках полномочий республики и районов ?

    ..."да и то турецкое...". Кто владеет на Удоре ж/д тупиками - тот владеет лесозаготовкой.
  • мЭстный
    18 янв. 2010 г., 10:21:13
    Ответить
    комментарию
    мЭстному: можно все-таки в рамках полномочий республики и районов ?
    в каких рамках нах, если маскали (ПуМе) всё вокруг обложили
    налоги мля самые высокие в мире
    бензин мля самый дорогой в мире
    таможенные пошлины мля самые большие в мире
    коррупция мля самая большая в мире
    ментов, чиновников, проверяющих миллион
    вопрос: как работать чтоб быть рентабельным?
  • мЭстный
    18 янв. 2010 г., 10:28:56
    Ответить
    монополизм
    кругом мля одни монополии пукинские
    ж/д мля не работает, тока тарифы поднимает
    электроэнергетика, аналогично, тарифы выше чем в китай продают электроэнергию
    газпром ваабше пипец
    комунальшики - одни выражения
    вопрос как работать? на дрова переходить и гужевой транспорт
  • Комментарий
    18 янв. 2010 г., 10:51:49
    Ответить
    Речь вроде о сельских лесорубах...

    Какие пошлины на селе ? Какой ж/д тариф ? И с каких пор лесозаготовка перешла на газ ?

    Как то бы мухи отдельно, газы - отдельно.
  • мЭстный
    18 янв. 2010 г., 11:17:30
    Ответить
    комментарию
    1.пошлины таможенные на границе на оборудование для лесозаготовки и переработки и на прочую хрень, которая в росии не производится, а также на автомобили импортные
    ж/д тариф на вывоз продукции лесопереработки и доставку грузов (жратвы) в нашу глухомань
    газа в наших деревнях нет и не будет, будем топить на дровах цеха и дома, от сюда охренительная эфективность предприятий лесопереработки, и условия жизни
    так что мухи без газа, и тарифов не живут - дохнут
  • Комментарий
    18 янв. 2010 г., 11:23:13
    Ответить
    Ну вроде как селяне технику из-за границы не закупают, ж/д тупиков (как правило) не имеют. Жратва - отдельная тема. Свою иметь надо.
    Лесопереработка ? У нее есть "порог рентабельности". Ниже которого пофиг на чем топить печку в ангаре с ленточной пилой :)
  • рыбак, охотник
    18 янв. 2010 г., 11:25:16
    Ответить
    в связи с запретом сплошных рубок в Московской области продаёт: 1. Харвестер Тимберджек 1270С

    Жила-была, как говорится в разных побасенках, красна девонька. В диком-предиком Лесу жила и, нарочно сказать, на самом что ни на есть его северо-западе. Всем известно, что «Северо-Западный регион России всегда славился своими лесами …»

    Жила красна девочка нескучно, но простенько, питалась, чем Лес послал: ягоды, коренья всякие, здесь грибочек ухватит, тут шишечку прикарманит, – с голоду не пухла, но скромненько, а главное, с матушкой-природой в полной гармонии. Откуда она взялась, никто не догадывался – мало ли каким ветром надуло; а, как её звали, и того меньше знающих, поскольку девонька не то чтобы худо слова выговаривала, просто не знала толком, как это делается. Все больше слушала, широко раскрыв уши, как шуршит развесистая клюква, как газетные утки на болотах крякают да всякий звон, про который не знамо, где он.

    Но это только присказка – сказка впереди, и чем дальше в Лес, тем больше Пром в ней будет.

    Прознала как-то девонька, что «…русский лес активно вырубают …», что «…северные соседи специально для этого придумали настоящие „машины смерти“ », что «…как раз в эти дни в 65 километрах от Петербурга финны показывают, на что способны их „машины-убийцы“ ». Кто ей про то наплел – неведомо, может, сорока-жульналистка на хвосте принесла, а то и дятел настучал, однако побрела наша дуреха ненаглядная не туда, куда глаза глядят, а туда, где «…корреспонденты „Смены“ лично убедились в том, что от нашего леса могут остаться одни щепки ».

    Долго ли, коротко ли шла она звериными тропками, а тут послышалось ей из-за деревьев «дыр-дыр» и «жиу-жиу». На «дыр-дыр» девчушечка быстрехонько смекнула, что не иначе это Задир Джон отфыркивается, глотая древесятину, – «настоящий ночной кошмар, всплывший из больного подсознания конструктора ». Глянула тихонько из-за кусточков и обомлела вся: «адская машина направляется к следующему дереву », чтобы демонстрировать достижения «финской лесоуничтожительной техники ».

    И по всему белому свету, по всем нашим Лесным угодьям катился стон. Не то чтобы Лесным угодникам, но даже «неподготовленному человеку встреча с огромным монстром на колесах, который финны предлагают использовать для валки наших лесных угодий, может стоить душевного равновесия». А лесные злыдни – «финские бизнесмены » – «довольно ухмылялись » и потому ухмылялись, что знали северные прохиндеи: «…за час не особо торопливой работы одна такая машина способна повалить аж 20 кубометров леса ».

    Не стерпела этого зрелища девонька, не снесла красная. Выхватила белыми рученьками из портупеи всамделишный бабочковый сачок, затопала босыми ноженьками и ну давай на великанов наскакивать. Нахраписто, грозно эдак наяривает, не по-детски – девчушечка маленькая, да ударненькая. Но только не устоял баболовочный агрегат супротив адских супостатов – развалился на глазах. Всплакнулось тут девоньке, взгрустнулось – и побрелось от лиха подальше. Никто более её и не видывал, говаривали только, грибков та девонька более не потреб**ет и газет не выписывает…
  • мЭстный
    18 янв. 2010 г., 11:40:00
    Ответить
    рыбак, охотник
    дык создайте заповедник тады на всю комяндию
    будем рыбаками да окотниками
    и нах не нужно ни электричесвто, ни машины, ни дороги
    а если серьезно при совдепии было более 50 леспромхозов, которые заготавливали миллионы кубов, рубили сплошняком, сейчас этого нет
    лес падает, гниёт, заражается вредителями, горит, короче всё как было миллион лет назад до нашей эры
  • Администрация
    18 янв. 2010 г., 13:00:44
    Ответить
    лес это экосистема, ей положено, гнить, расти, снова гнить, только у нас придумали термин перестойный лес идиоты совдеопвские, чтобы обосновать тезис, что рубить надо обязательно
  • мЭстный
    18 янв. 2010 г., 13:50:13
    Ответить
    ЭкоТех
    нормал, дык тогда монди закрыть надо и лес запретить рубить, и покупать всё из за бугра, кормится тока шишками да ягодами. красота сплошная экология, ЭкоТех
  • Шулепов Евгений Геннадьевич
    18 янв. 2010 г., 14:03:42
    Ответить
    Лес - это не только экосистема, но...
    В принципе, к лесу можно подходить как к ЛУГУ, или ПОЛЮ, если хотите. На поле растет трава, которую косят, соответствующим образом обрабатывают и превращают в корм скоту. И так происходит ежегодно.
    У леса просто период восстановления не год а 120 лет. А так - та же трава.
    И зачем такая истерика вокруг этого всего не я не понимаю.
    И почему часть территории моей офигеть какой необъятной и не заселенной Родины не отдать под лесозаготовку? Безусловно без фанатизма и с мероприятиями по лесовосстановлению, лесосбережению.
  • рыбак, охотник
    18 янв. 2010 г., 14:17:32
    Ответить
    я за закрытие
    мля, зас..-ли, рубить-то тоже надо уметь. Балансовый и деловой лес по всей дороге валяется, гниет, вовремя не вывезли, полгода постоял, синева появилась - все не годится, и нигде не убирает, никому не нужен, местные на дрова не вывезут, дорого вывезти и нечем. Так и гниет прямо вдоль дорог. После вырубки никакого восстановления, наше лесник зоколеблся новые машины покупать, все, видать, нужные акты приемки вовремя подписывает. А пустныя, мать её, многокилометровая. По лесу ходил, где в 70-е- вырубки были, более или менее уже восстановлось, и брусничка тебе, и сосенка вылезла, а тут до дерна все подрано. Дороги между поселками раздолбали до неузнаваемости, ремонтировать никто не собирается. Сам видел как лотали мост, - накидали жердей и три раза проехали КАМАзом, а то, что по такому мосту даже скорая не проедет, всем по хер. Дорогу за Корткеросом видели? это что ли дорога? Всю весну гоняют по три прицепа сзади тянут, когда по ней и легковой то не стоит. Всех мля, Мондяне поувольняли, сначала съели конкурентов, а потом поувольняли, поляки мля, понакупали земли малым предприятиям одно г. оставили. Пилорамы понаствили, а пилить, то пилят, то не пилят, напряжение в сетях то наших 180 В. Двигатели не хрендячят. Опилки вывезти некуда так и сваливаю.т в кучу Гора уже с трехэтажный дом. Внизу года 2 снег уже не таял. Поджигают летом, смог как в Лонодоне, пожарники уже 2 раза с Аннушек прыгали, думали пожар. Я за прогресс, в лес хожу с навигатором, а свет в избе от переносной станции, но башкой то думать надо. Еще детям нашим здесь жить.
  • Комментарий
    18 янв. 2010 г., 15:10:56
    Ответить
    рыбаку, охотнику
    По сути - все верно, согласен, НО
    - в 70-е разве не сплошняком рубили ?
    - в 70-е за "балансовый и деловой лес по всей дороге валяется, гниет, вовремя не вывезли, полгода постоял, синева появилась - все не годится..." такие "хозяева" отправлялись сами лес валить.

    Согласен: "рубить-то тоже надо уметь"
  • наблюдатель
    18 янв. 2010 г., 16:35:21
    Ответить
    всем
    1 харвестер, 2 форвардера заменяют 50 чел при хлыстовой заготовке, харвестеры реально запрещены в Европе, т. к. после них пустыня; в отрасли большие сокращения и работу не найти (только по блату)
    Вывод: Mondi на всех пох кроме своей прибыли
  • 666
    18 янв. 2010 г., 17:08:32
    Ответить
    Спокойно, ребята! Через миллион лет из Комякии выйдет знатное месторождение каменного угля))))
  • рыбак-охотник
    18 янв. 2010 г., 17:54:18
    Ответить
    комментатору
    70-е, что верно то верно, тоже оставляли древесину, врать не буду, но:
    1) сажать, очень много сажали;
    2)культура леса была хоть какая то (строили мосты, содержали дороги), эти же нихрена не хотят, только везут и везут, везут и везут.
  • Si
    18 янв. 2010 г., 20:24:45
    Ответить
    что делать
    Как понимаю, никто не знает, что нужно делать. Даже уважаемый мЭстный забыл, что еще нужны Деньги (технику прикупить, а не чиновникам Программы писать). И сбыт продукции – в первую очередь баланса. Но все вопросы, наверное, к Правительству. Сколько совещаний, конференций на тему лесной отрасли – только один решенный вопрос. Это предоставление Монди лесных участков на льготных условиях.
  • QWERTY
    18 янв. 2010 г., 21:18:41
    Ответить
    Судя по снимкам из гугла не только при наших внуках, но уже и при детях леса в нашей республике не будет. Отгадайте с двух попыток, кто наживется на изведении леса и получит ли хоть что-нибудь простой гражданин республики от вырубки.
  • Житель Коми
    19 янв. 2010 г., 0:20:56
    Ответить
    Достойные ученики "усуча"
    Австрияки ,которые превращают территорию РК в безжизненную зону,а коренных жителей на постепенное вымирание являются достойными учениками "усача".Что касается Полищука и Старкова,то такие субьекты за пригоршню евро будут петь оды в честь любого работодателя если это даже будет "усач". / Тем же, у кого нет желания учиться или ждать, когда в районах будут созданы какие-либо рабочие места, «Монди» предлагает самоорганизоваться и идти к ним на подряд, где можно заниматься той же самой традиционной заготовкой, делая выборочные рубки, строя лесные дороги, чтобы харвестеры и форвардеры могли работать на полную мощность./- Полищук. Т.е. Полищук даёт понять,что коренное население только и способно на подсобные работы,как люди второго сорта. Если вспомнить,то Гитлер такую же роль отводил коренному населению России в случае его победоносной победы над СССР.
  • мЭстный
    19 янв. 2010 г., 5:41:27
    Ответить
    тема плавно скатилась в экологию
    я конечно не специалист в лесной отрасли, но люди же лес добывали и будут добывать. Вопрос лесовостановления конечно сложный вопрос.
    но я говорю в обшем
    налоги самые высокие в мире
    бензин самый дорогой в мире
    таможенные пошлины самые большие в мире
    коррупция самая большая в мире
    ментов, чиновников, проверяющих миллион
    кругом одни монополии которые просто грабят население и малый бизнес
    ж/д не работает, тока тарифы поднимает
    электроэнергетика, тарифы выше чем в китай продают электроэнергию
    газпром, комунальшики

    это политика кремля по эксплуатации населения проживаюшего на данной территории и ни какой волшебник не сможет поднять производство в таких условиях, все надежды на кремль, что помогут это пустые мечтания, мы им нах не нужны, только разграбить бюджет и вывезти денюжки в англию для покупки квартир своим деткам
    коментарий вон даже предлагает на своё продовольствие перейти, ваабше опупительно
    вспомним детство когда одну картошку жрали, нам ничего не надь, тока работу давай, спасибо КПСС
  • мЭстный
    19 янв. 2010 г., 5:46:34
    Ответить
    дополнение
    политика кремля полного обдирания населения как раз и приводит к тому что лесовостановление не производится, дороги не строятся и прочее
    деньги из региона выкачиваются и пускаются на какието бредовые лилипутские проекты типа нанотехнологий, войны с грузией, помоши уго чавесу и прочую хрень.
    хватит уже наверное регионы доить до последней капли и грозить всему миру голой задницей, смешно уже умным людям ей богу
  • Комментарий
    19 янв. 2010 г., 9:17:21
    Ответить
    Рыбаку-охотнику - респект. Гадить там где кормишься - ни о каком "приобщении к мировым ценностям" и речи быть не может.
    По трудоустройству сокращенных. Если сокращают "стабильные" (не летучие) бригады - это одно, если многочисленное семейство и друзья клана бывшего начальника ("теплые" места) - то расклад немного другой.
    Если работников "лесных складов" - еще одна вариация.
    Но такой статистикой вряд ли кто поделится.

    "Назад в СССР" - с топорами на лесоповал, женщин в сучкорубки, мужиков в снег и грязь по самые МТС в любое время года ? Уйдет поколение, готовое на такие "подвиги" и вряд ли молодежь придет добровольно им на замену.
  • мЭстный
    19 янв. 2010 г., 11:26:58
    Ответить
    В России официально построено «самодержавие и престолонаследие»
    Я лично придерживался понятия «военно-полицейский феодализм»