На обсуждение: «Куда катимся»
Иностранные автомобильные концерны приезжали в Россию, когда она была страной с богатеющим населением, десятками миллионов потенциальных покупателей и грандиозными перспективами. Сегодня ведущие мировые бренды уезжают из страны с мусорным экономическим рейтингом и беднеющими гражданами, находящейся к тому же в политической изоляции, пишет «Газета.Ru»
Фото Юрия Кабанцева
Американский концерн General Motors 18 марта, прямо в день празднования присоединения Крыма к России, объявил об уходе с российского авторынка бренда Opel и подтвердил фактическое сворачивание бизнеса Chevrolet. На нашем рынке сохранятся, и то, скорее всего, временно, лишь несколько премиальных моделей.
Россия практически в одночасье перестала быть привлекательным для мировых автомобильных компаний быстро развивающимся рынком.
По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, новый год российский авторынок начал с обвального падения. В январе 2015 года в России было продано на 24,4% машин меньше, чем за январь прошлого года. В феврале-2015 к февралю-2014 падение оказалось еще более существенным, на 37,9%.
Как сильно изменились времена. В 2009 году Сбербанк пытался купить концерн Opel у находившегося на грани банкротства GM. Сделка сорвалась, но GM стал одним из самых крупных иностранных инвесторов в России, вкладывая в производство на территории нашей страны сотни миллионов долларов. Концерн создал здесь десятки тысяч рабочих мест. Причем это были по-прежнему редкие для нашей страны инвестиции не в газ или нефть, а в реальное производство.
Конечно, можно утешать себя тем, что в решении американского концерна больше политики, чем экономики. Даже если отбросить конспирологическую версию о том, что о своем уходе из России концерн объявил в день присоединения Крыма сознательно, чтобы «испортить нам праздник», показательно, что из Украины GM уходить не собирается. Хотя там ситуация с экономикой и местным авторынком еще более плачевная. Правда, и своего производства у концерна там нет, только продажи.
На самом деле этот исход начался не сегодня. Мало кто сейчас вспоминает, но в конце прошлого года свой бизнес в России тихонько свернула испанская автокомпания Seat. Тогда же нас покинул тайваньский Luxgen, который и пришел к нам всего-то два года назад. Никакой «Украины» тогда еще и в помине не было. Теперь приостановила поставки в Россию и небольшая корейская автокомпания SsangYoung. Она налаживала производство на Дальнем Востоке, которое должно было стать альтернативой фактического запрета на ввоз в нашу страну иномарок из Японии.
А ведь после кризиса 2009 года наш авторынок не только поднялся со дна, но и стал одним из самых перспективных в Европе и мире. Западные автокомпании постоянно указывали на низкий уровень автомобилизации населения в России, в то время как европейский автопарк уже давно перенасыщен.
Сама возможность купить хороший относительно недорогой иностранный автомобиль — привозной или собранный внутри России — и была доказательством выхода из кризиса для миллионов российских семей.
Владение нормальным современным автомобилем, а не старым «ведром на колесах», очень скоро стало обыденным явлением. Личное авто в России перестало быть роскошью, превратившись в обычное средство передвижения. Впрочем, и роскошные автомобили состоятельные россияне покупали едва ли не охотнее всех в мире — даже в нынешний кризис на фоне обвала продаж премиальный сегмент в России продолжает устойчивый рост.
Всего за год российская экономика стала настолько невыгодной для инвестиций, что крупнейшие мировые автогиганты начали уезжать. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков говорит, что свято место пусто не бывает— замена найдется. Но в условиях обвала продаж, падения рубля (мы теперь называем «укреплением», когда курс ненадолго опускается ниже 60 рублей за доллар) и, главное, густого политического тумана на наших дорогах, никакое место не освобождается.
Рынок просто схлопывается и продолжает падать.
К сожалению, не стоит особо рассчитывать и на то, что ведущие мировые бренды заменят китайцы. Автокомпании Поднебесной, крупнейшего авторынка мира, не очень понимают, что им теперь делать в России. Они ведь тоже хотят зарабатывать.
Разумеется, совсем без автомобилей мы не останемся. Продают же автомобили в живущем много лет под международными санкциями Иране или в бедных странах вроде Кубы. Просто станем свалкой подержанных иномарок и собственных не слишком качественных авто. А ведь именно для того, чтобы оградить наш рынок от старых машин, вводились заградительные пошлины, из-за которых иномарки у нас стоят в среднем в полтора раза дороже, чем в Европе. Но с падением курса рубля цены на машины стали просто неподъемными. А ведь глава «АвтоВАЗа» на этой неделе предложил еще поднять пошлины на иномарки для очередной поддержки отечественного автопрома.
Жертвами решения американского автопроизводителя станут еще как минимум 25 тысяч россиян, которые теперь, скорее всего, потеряют работу. Под угрозой закрытия почти 300 официальных дилеров. Следом за GM могут последовать другие мировые бренды, которые уже задумываются об уходе с российского рынка, но теперь психологически им будет проще — раз уходит такой гигант, куда уж остальным.
Но дело ведь не только в авторынке. Он лишь лакмусовая бумажка общего состояния экономики, потому что на нем завязано множество отраслей.
На съезде РСПП Владимир Путин пообещал расширение свободы бизнеса для привлечения инвестиций. Только инвестировать в страну желающих все меньше — никто не знает, насколько далеко может зайти наша нынешняя конфронтация с Западом. Словам властей, о том, что все будет хорошо, и что мы за свободу бизнеса, уже верится с трудом. Тем более все чаще слышится тезис «придется потерпеть». Мы все дальше съезжаем с магистрального шоссе экономического развития на свой особый, мало кому понятный путь. Поэтому рынку, и не только автомобильному, придется смириться и готовиться к затяжному кризису.
Как показывает опыт других стран, оказавшихся в изоляции, падение может затянуться на десятилетия. Пока сами не вернемся, никто к нам не приедет.
Комментарии (146)
Также Honda Motor RUS уведомила о том, что продолжает работу в России, несмотря на нестабильную экономическую ситуацию. В настоящий момент компания работает в штатном режиме. Специально для россиян в нынешнем году компания представит две новинки в сегменте кроссоверов — обновленный CR-V и новое поколение Pilot.
«Несмотря на временные нестабильные рыночные условия, наша средне- и долгосрочная стратегия, а также планы в России остаются неизменными», — сообщил корреспонденту «За рулем.РФ» официальный представитель Toyota Motor.
Все это привело к тому, что большинство автозаводов работают в настоящее время с минимальным уровнем рентабельности.
«Рекомендованная скидка составляет с 20 марта 25% на все модели Opel. Дилер может предлагать еще дополнительные скидки», — сказала корреспонденту «За рулем.РФ» официальный представитель марки Opel в России Назели Атабекова.
Один из дилеров Opel в Москве готов предоставить скидки до 330 тыс. рублей. «Предлагаем ограниченную партию автомобилей Opel по ценам 2014 года. Выгода может составить от 144,1 до 330 тыс. рублей в зависимости от выбранной модели», — говорится в материалах автодилера, с которыми ознакомился корреспондент «За рулем.РФ». Из них следует, что, например, с учетом всех скидок и спецпредложений Opel Astra можно приобрести за 820,9 тыс. рублей против 955 тыс. ранее, Astra GTC – от 1,03 млн рублей (от 1,29 млн ранее), Opel Mokka – от 885 тыс. рублей (1,175 млн ранее), Antara – от 1,329 млн рублей (ранее 1,574 млн).
Президент автодилера «Фаворит Моторс», который, в том числе, реализует автомобили под марками Chevrolet и Opel, Владимир Попов уверен, что решение американского концерна «чисто прагматичное» — после роста цен более чем в 1,5 раза спрос на продукцию компании резко упал. Потенциальные клиенты стали переходить на другие марки, включая Kia и Hyundai.
Представитель группы «Автомир» считает, что GM может пересмотреть свое решение об уходе Opel и массовых моделей Chevrolet из России до конца года. С чем согласен и аналитик PwC Сергей Литвиненко. Он уточнил, что GM может возобновить выпуск Chevrolet и Opel в России через 1,5-2 года к моменту восстановления продаж на авторынке. Эксперт напомнил, что компания уже уходила из России в 2001 году и вновь появилась на нашем рынке только в 2008-м, пишет kommersant.ru.
Так, Volkswagen будет придерживаться своей инвестиционной программы и откроет в этом году, как и было запланировано, центральный склад запчастей и аксессуаров в Чехове и завод двигателей в Калуге. Сейчас в Калуге методом мелкоузловой сборки выпускают Skoda Fabia, Volkswagen Tiguan, Polo седан и Skoda Rapid. Методом крупноузловой сборки — Volkswagen Touareg, Volkswagen Multivan, а также Audi A6 и A8. На мощностях Горьковского автозавода выпускают Skoda Yeti, Octavia и Volkswagen Jetta.
В компании Ford также корреспонденту ТАСС заявили, что продолжат работать по плану с учетом запусков новых моделей, а также завода двигателей. Производитель работает совместно с российским производителем Sollers. В России в данный момент производятся модели Focus, Mondeo, Transit, Tourneo Custom, Edge, S-MAX, Ford Galaxy, Explorer, Kuga и EcoSport. В 2015 году на СП начнется сборка новых модификаций Ford Focus и Ford Mondeo во Всеволожске.
В свою очередь Renault и Nissan планируют оставаться на российском рынке, несмотря на кризисные явления в отрасли и падение продаж практически всех автомобильных брендов. В Renault по-прежнему верят в российский рынок и считают его стратегическим, а в Nissan отметили, что хотя и корректируют производственный план в зависимости от потребности рынка, однако своей стратегии на российском рынке не меняют. Так, на заводе в Санкт-Петербурге приостановили конвейер, но мощности при этом не сокращают, как и персонал.
РФ - пуп планеты Земля.
Будущее за новыми технологиями, которые упорно продвигают Японцы и французы.
бггг))))) 70лет комуняги визжали об этом.
теперь вот с колен встает. На глобусе не мало стран,что с колен поднялись :Сев. Корея, Венесуэла, Иран...
Откуда такая низкая самооценка у работящего народа в самой богатой ресурсами стране? Идеология отвечает на вопрос “почему я должен”. Почему страна, в которой я живу, по праву может требовать моей преданности, соблюдения ее законов, единения в обществе
Один Калашников этого не замечает...
Тупые.
И так видно, что туфта!!!!
Экономическим кризисом, но и полным развалом государства на множество мелких самостоятельных образований. И это тоже очевидно для каждого, кто способен мало - мальски думать и размышлять. Понятно, что в России создана прослойка людей, лишенных способности думать, так как их зомбировали на то, чтобы вместо познания воспринимать все лишь на веру. То есть верующий, мягко говоря, это в значительное степени ущербный человек, не способный к серьезной аналитической деятельности. Мир верующий описан в романе Оруэлла " Скотный двор".
Вся экономика этой страны держится на экспорте необеспеченных бумажек. На которые почему-то молятся олухи, вроде тебя.
Повестку-то еще не получил? Или уже откуда из-под Воронежа строчишь?
Вы опять этого хотите ?
все заводы были построены инженерами из-за бугра.
Или под ГосДеп, или все в ГУЛАГ? Жесткая перспектива...
))
И уже не в первый раз БаНКа выставляет материал антироссийской реторики.
Хотя с первого взгляда и не скажешь, тут нет открытых призывов, но подтекст ОЧЕВИДЕН. Этакое ненавязчивое капанье на сознание, что всё становится хуже, санкцие нас губят и, как тут в конце хитро сказано, "пока сами не вернёмся, никто к нам не придёт". Явный намёк, что Кремль идёт не тем путём.
Да и вспомнить сложно, когда на сайтх ЖД было что- то в поддержку Кремля, Путина. Только каждый день - Гайзер,Гайзер,Гайзер...
А что по сути автопрома, покидающего Россию, так, во первых, авторынок просто насытился, во вторых, есть понятие конкуренции...
http://www.youtube.com/watch?v=lk8hocLXO2w
Скажите, откуда такой страх?
http://www.youtube.com/watch?v=9rHvt199fKc
Мешков , это ваши - не либералы.
http://kungurov.livejournal.com/109476.html
Ну, вот вынем свои 100 млрд. их экономики США - и посмотрим что будет:)
На самом деле именно вокруг этого весь кипишь, а вовсе не из-за страны 404.
Пишете из мин-правды укропии?
Так и вы нам просто смешны.
Мы, О.Мешков ))))
Теперь он на бнк воюет с бандеровцами.
А у этих идиотов еще хватило ума самих себя вывести из России по соображениям "политики".
Ну, займут их место китайцы. И кто кому злобный буратина?
А какого "быдла" есть сейчас деньги? У испанского, итальянского, немецкого?
А насчет "хотят отдать" - ты как, из Кремля пишешь? Или тебе доклады присылают.
валят то пусть валят вот только это рабочие места куда людям пойти ведь у кого ипотека, дети у нас и так безработица страшная........................
СРОЧНО ПОВТОРИ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ СИНТАКСИС!
- Нет.
- И эти люди хотят в Европейский Союз!
Просто, наглядно, ясно.