Глава Коми: «Современный учитель должен быть интересен ученикам как личность»
Об этом заявил сегодня глава Коми во время подведения итогов прошедшего в Сыктывкаре форума «Образование. Государство. Общество», участники которого получили возможность обратиться с вопросами непосредственно к Вячеславу Гайзеру. Около часа руководитель региона общался с работниками сферы образования. Речь шла о строительстве новых учреждений и адаптации их к особенностям детей с ограниченными возможностями здоровья, обновлении концепций этнокультурного образования, патриотизме и его отличии от национализма, любви к Родине. Глава Коми поделился своим мнением о том, каким он видит «идеального» учителя с точки зрения родителя.
Фото Ивана Федосеева
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе специальной коррекционной школы №15 села Пажга Светлана Шустрикова обсудила с Гайзером проблему детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагог поинтересовалась, будут ли сворачивать программы, обеспечивающие создание особых условий для этих детей.
Прежде чем ответить на вопрос, руководитель региона заверил, что, несмотря ни на какие экономические сложности, правительство республики будет при любых обстоятельствах выполнять свои социальные обязательства перед жителями. Глава отметил, что создание как можно более доступной среды для людей с ограниченными возможностями - это тот стандарт, к которому стремится правительство.
- Реализация подобных программ и есть социальное обязательство. Сегодня около тысячи учеников с ограниченными возможностями в системе общего образования имеют право на получение полноценного и достойного образования, при этом не будучи исключенными из процесса социализации, - заверил Гайзер. - На сегодняшний день уже около 40 школ мы можем отнести к учреждениям, в которых базовые условия уже соблюдены. По итогам 2014 года – это почти 12 процентов от общего числа учреждений.
Вячеслав Гайзер рассказал, что в 2015 году количество адаптированных школ увеличится на 20 процентов - появится еще 30 учреждений, приспособленных для полноценного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Месяц назад глава проводил встречу с представителями крупных строительных организаций Сыктывкара и представителями Минархстроя региона, на которой была озвучена необходимость изменения задач проектирования и подхода к строительству в республике. Это позволит вывести из теории в практику понятие «доступной среды» в регионе.
В ходе общения с участниками форума прозвучал вопрос о том, планируется ли продолжать строительство новых образовательных учреждений.
- В моем понимании для того, чтобы в полной мере исполнять социальные обязательства перед гражданами республики, требуется много условий, в том числе и инфраструктура, - ответил Вячеслав Гайзер. - Конечно, учитывая, что у нас в республике еще остается проблема аварийных дошкольных образовательных учреждений и школ, все программы работают и будут работать. За последние пять лет мы построили 15 новых школ. В ближайший год мы построим 11 новых школ и две начальные школы. И общее количество мест, которые дадут эти новые учреждения, - почти три тысячи шестьсот. Мы будем двигаться в этом направлении и дальше, чтобы в первую очередь окончательно решить проблему аварийных учреждений.
Кроме того, Вячеслав Гайзер дал поручение региональному правительству:
- Ставлю задачу очень тщательно относиться к контролю за процессом строительства и дальнейшей эксплуатации образовательных учреждений. Чтобы у нас не возникали в дальнейшем инциденты с новыми объектами и приостановкой их работы, что у нас, к сожалению, бывает.
- Система контроля за строителями должна быть очень жесткой и системной, - обратился глава к министру образования Владимиру Шаркову.
В ходе общения глава Коми рассказал, что ближайшие изменения в законодательстве должны позволить освободить детские сады от уплаты налога на прибыль за осуществление деятельности по присмотру и уходу за воспитанниками.
«В середине февраля в первом чтении Государственной Думой России рассмотрен и принят законопроект по внесению изменений в Налоговый кодекс, где вопросы освобождения, а точнее, обложения по нулевой ставке налога на прибыль для дошкольных учреждений по деятельности присмотра и ухода за детьми и в том числе школ – по продлёнке - предусмотрены. Я уверен, что в ближайшее время законопроект пройдёт второе и третье чтение и это даст нашим учреждениям дополнительные возможности», - отметил Вячеслав Гайзер.
Руководитель средней общеобразовательной школы №16 в Воркуте Елена Матвиенко спросила главу, каких результатов от объявленного Года патриотизма ожидает лично он.
Вячеслав Гайзер ответил, что, по его личному мнению, самое главное - прийти к единому пониманию «любви к Родине». Сейчас, по его словам, тема патриотического воспитания как никогда актуальна, особенно на фоне тех событий, которые разворачиваются вокруг России.
- Зачастую не только молодежь, но и взрослые не понимают разницы между патриотизмом и национализмом. Если благодаря той работе, которую мы ведем, удастся побудить наших жителей задумываться о подобных важных вопросах - это уже будет самый главный результат.
Заместитель директора гимназии искусств Наталья Русеева затронула проблему сохранения коми языка и коми культуры. Русеева подчеркнула, что в регионе не хватает «национальных» кадров и методической литературы. Требуются новые, эффективные концепции.
- Этнокультурная составляющая, - одна из самых приоритетных в работе правительства. Одна из задач, - это создание и обновление соответствующих концепций. Одна из задач, которые стоят сейчас перед министерством образования, - это обновление концепций этнокультурного образования. Конечно, в эту работу должны быть привлечены министерство культуры, высшие учебные заведения. Более того, к этому должна быть привлечена общественность, - сказал глава республики. - В любом случае обновленная концепция будет в кратчайшие сроки разработана и утверждена, и мы будем это жестко контролировать.
Также педагоги обратили внимание на то, что новые государственные образовательные стандарты предъявляют достаточно серьезные требования к качеству образования, но низкая скорость интернет-соединения, особенно в отдаленных сельских территориях, не позволяет внедрять новые технологии.
Вячеслав Гайзер согласился, что подобная проблема действительно существует, особенно в «глубинках», и связана она с низким качеством связи. Глава заверил, что сейчас ведется работа непосредственно с операторами связи, обсуждаются варианты улучшения связи в труднодоступных районах.
В заключение встречи участники поинтересовались у главы, каким он видит образ «идеального современного учителя» с точки зрения родителя и руководителя.
- В моем представлении есть два качества, которые должны быть в современном учителе. Первое - он должен быть интересен ученикам как личность, второе - он должен быть авторитетом для своих воспитанников. Если эти два качества присутствуют, то это уже 90 процентов составляющей качественного образования, - ответил Вячеслав Гайзер.
Говоря о своих школьных годах, глава с ностальгией заметил, что ему очень повезло, потому что в его жизни были именно такие учителя.
Комментарии (22)
Вячеслав Гайзер ответил, что, по его личному мнению, самое главное - прийти к единому пониманию «любви к Родине».
- Зачастую не только молодежь, но и взрослые не понимают разницы между патриотизмом и национализмом.