Владимир Шарков: «Образование в Коми можно назвать одним из самых качественных»
Сегодня в Сыктывкаре начался региональный форум «Образование. Государство. Общество». Около 400 представителей вузов и ссузов съехались в столицу Коми, чтобы поделиться уже отработанными практиками, обсудить «накипевшие» проблемы в сфере образования и пути их решения. Министр образования Владимир Шарков поставил перед участниками задачу: повысить эффективность работы учреждений, чтобы все образовательные организации Коми занимали лидирующие строки в федеральном рейтинге.
Фото Николая Антоновского
- Подготовка кадров имеет ключевое значение в экономике России и для республики Коми, - сказал, приветствуя коллег, Шарков. - Я считаю, что образование в Республике Коми можно назвать одним из самых качественных. Когда я приезжаю в Петербург и Москву, встречаюсь с ректорами известных вузов, все они отмечают качество подготовки наших абитуриентов. Тем не менее, проблемы, безусловно, есть. Сейчас качеству образования уделяется большое внимание, и все наши учреждения в скором времени будут подвергнуты независимой оценке качества, которая определит наш место рейтинг на общероссийском уровне.
Подобный форум, посвященный качеству образования, уже проходил в Пензе под эгидой Общероссийского Народного Фронта. Делегаты из Коми, которым удалось побывать на федеральном мероприятии, предложили провести в Коми подобного формата встречу, на которой в процессе дискуссионно-демонстрационного общения специалисты сумеют разработать стратегию развития образования в республике. Теперь подобная «весенняя встреча» работников сферы образования станет в Коми традиционной.
Эксперты и организаторы не раз подчеркнули, что основная проблема в сфере образования на сегодня, - это несоответствие требований работодателей и тех профессиональных навыков, которые дает учреждение.
Один из организаторов встречи, проректор Сыктывкарского государственного университета Наталья Михальченкова рассказала, что в 2015 году прекращает свое действие принятая ранее концепция модернизации профобразования. Отныне новые федеральные стандарты направлены преимущественно на то, чтобы ответственность за полученный результат брали на себя все участники цепочки образования: школа, ссузы, вузы и даже работодатель.
- Начиная со среднего общего образования, вместе с представителем ссуза, вуза и работодателем мы должны договориться о том результате, который мы ждем, - объяснила журналистам Михальченкова. - На это направлены новые федеральные образовательные стандарты, основная цель которых, - подготовка максимально результативных выпускников.
Введенная система прикладного бакалавриата и академической исследовательской магистратуры, которая уже два года реализуется в Коми, как раз призвана увеличить эффективность подготовки студента.
- Суть в том, чтобы перенести часть образовательной деятельности на территорию работодателя. Мы не готовим сегодняшних специалистов только в кабинетах. Теперь мы опираемся на то содержание, которое нам диктуют крупные работодатели в отраслях, продолжила Михальченкова. - Кафедры создаются непосредственно на предприятиях и в тех лабораториях, которые мы совместно с работодателем создали.
Учреждения, получившие лицензионные требования, уже успели перестроиться. А вот работодатели пока нет. Многие еще воспринимают практикантов по-старому, то есть по схеме: «куда-нибудь сунуть, лишь бы не мешался».
- Хотя те, кто достаточно прогрессивен, это все предприятия IT-отрасли, «Монди СЛПК» и другие крупные организации погружают студентов полностью в работу и используют их труд непосредственно для того, чтобы они приносили им ценность в бизнес-процессе, - сказала Михальченкова.
Также проректор СыктГУ заметила, что достаточно большой разрыв образовался между содержанием подготовки и требованием работодателей в гуманитарном и инженерном блоке.
Об инженерной отрасли сказал и ректор УГТУ Николай Цхадая, который одним из первых выступил на форуме, затронув тему проблем и перспектив развития единого образовательного пространства Коми.
- Не так уж и плох был образовательный процесс в советские времена, когда мы получали специальность инженера. Раньше это звучало очень гордо, и эта профессия вызывала уважение к человеку. «Инженерная самодостаточность» - этот термин мы не только испоганили. Мы его каленым железом выковали и вытравили из уст нашей молодежи, - посетовал докладчик.
Кстати, Цхадая как раз и был участником федерального форума в Пензе. В рамках этой площадки родилось поручение для президента, в результате которого в высшие учебные заведения вернули специалитет по нефтегазовому делу.
- К великому сожалению, фундаментальную основу образования, которой раньше мы гордились, теперь упростили, - сказал Цхадая. - Но говорить о том, что нельзя принимать новые методы мировой системы, нет никаких оснований. Система бакалавриата именно в гуманитарной сфере как раз самая подходящая.
В своем докладе Цхадая обратил внимание на одну из самых серьезных отрицательных тенденций в Коми - это демография.
- Помню те времена, когда в Коми было около 1 миллиона 270 человек. Сейчас мы дошли до 870. Это катастрофическое падение, - заключил ректор УГТУ.
Цхадая поделился, как в УГТУ пытаются решить эту проблему: благодаря мощной, интенсивной и даже дерзкой профориентационной политике в УГТУ привлекает иностранных студентов.
- Сегодня у нас свыше 500 иностранных студентов, представители Африки, Анголы. Сирии и других стран. Таких ребят порядка 17 человек. Первый выпуск студентов из Казахстана уже был. Восемнадцать человек после окончания вуза остались в республике, - рассказал Цхадая.
Он призвал коллег начать подобную работу не только для того, чтобы улучшить демографию в регионе, но и повысить статус республиканского образования в мировом образовательном пространстве.
Всего в форуме организовано девять площадок, выстроенных по двум принципам. Первый - по уровням образования, где представлены дошкольное, образование, профессиональное и дополнительное. Второй принцип тематический, где выступления посвящены патриотическому воспитанию, государственно-общественному управлению, профессиональному стандарту педагога и образованию детей с ограниченными возможностями.
*** Организаторы образовательного форума Республики Коми "Образование, государство, общество": Министерство образования Республики Коми, Сыктывкарский государственный университет, Коми республиканский институт развития образования и Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А. Куратова.
Комментарии (59)
Каждый год минус ~10000 чел. Из них 70% - это трудоспособное население. Это ли не катастрофа?..
Если у Н.Д.Цхадая отсутствует образование-а цель в жизни, как больше украсть и как больше человек посадить на иглу.
Всякий сброд набрал и радуется еще тому, что они у нас "ассимилируются".
А детей силком изучать по коми.
Куда наш проректор собралась в прозрачной блузке с таким видным красивым бюстом? Ну никак на интервью по серьёзным вопросам!
Образование Коми деградирует. Создалось впечатление,что не готовились к форуму.ПОЗОР