23:05, 10.03.2015 / ОБЩЕСТВО

Из блогов БНК: «Староверы на Печоре. Продолжение»

В своем блоге на БНК Николай Лудников продолжает рассказывать о староверах на Печоре. Сегодня он повествует о Великопоженской трагедии: жители скита, заранее предупрежденные о прибытии экспедиции, все «от мала до велика» забились в высокую бревенчатую двухэтажную часовню. А чтобы члены воинской команды не попали в церковь, собравшиеся здесь раскольники сломали крыльцо и лестницу, затворив окна и двери, заперлись и приготовились к самосожжению.

DSC01240.JPG

Фото Николая Лудникова

«Это произошло «декабря 7 числа, в половину дня». Вместе с наставником Иваном Акиндиновым, которому «от роду было с лишком девяносто лет», и старицей Александрой всего сгорело в этой часовне «мужска и женска пола с малолетними детьми» 78 человек (Малышев В.И. Усть-Цилемские рукописные сборники XVI–XX вв.).

Здесь надо отметить, что оставшиеся вне «заперти» в часовне великопоженские староверы до приезда воинской команды были отправлены общежительством в «тайные в лесах кельи» охранять книги и иконы, принесенные туда, частью еще задолго до «гари», как «лишние», частью же «по известии» о приходе солдат. За день до самосожжения и после его в местных лесах было «сыскано» и задержано десять человек великопоженцев, которые были отправлены потом в Губернскую канцелярию. Это были пять мужчин, три «жонки» и два младенца.

Во время одной из своих экспедиций на Печору В.И. Малышев обнаружил рукопись «Памятник сгоревших в Великопоженском общежительстве в 1743 году», в котором перечислены все 78 имен сгоревших, включая наставника Ивана Акиндинова, в том числе 33 имени мужских и 45 женских, среди них 24 девицы и два младенца женского пола. Вместе с ними сгорело немалое число книг, их видел там мезенец Василий Чупров, который поднимался в часовню для уговоров старообрядцев на выкинутом ими через окно тонком ремне.

В руки команды майора Ильищева попало: хлеба молоченого (ржи и ячменя) – 600 четвертей, немолоченого – 30 куч, лошадей –12, коров дойных более 50, овец – 300 и «множество иного живота», а также «63 книги и икон множество». Вероятно, членами команды майора Ильищева была обнаружена также часть книг, икон и другого имущества, переправленных великопоженцами для хранения в потаенные кельи.

Разрушенные властями скиты вскоре вновь восстанавливались. Так, стараньями новых старцев, пришедших на Пижму вскоре после произошедшего здесь самосожжения, Великопоженский скит был восстановлен в лучшем виде. Это стало возможным благодаря обильным пожертвованиям со стороны многочисленных ревнителей старой веры. В 1835 году здесь проживало 94 старообрядца, в том числе 35 мужчин и 49 женщин.

В 1854 году Великопоженское общежительство было закрыто властями, а все его имущество, в том числе книги и иконы, было вывезено в Усть-Цильму. На месте разоренного монастыря возникла деревня Скитская. Часть староверов под видом крестьян продолжала жить в бывших братских строениях и отдельных кельях. В оставшейся от скита часовне продолжались богослужения, за счет братских средств были приобретены необходимые предметы культа и книги.

В середине XVIII в. на притоке Печоры Цильме был основан мезенцами Омелинский скит. Как и Великопоженский, он принадлежал поморцам. В монастыре располагались часовня, мужские и женские кельи. Число обитателей скита в 1805 году достигало 40 человек. После обнаружения общежительства властями часть проживавших там предпочла уехать. В 1845 г. в Омелино находилось всего до десятка скитников. Скит официально был закрыт по распоряжению архангельского губернатора в 1844 году. Оставшиеся люди продолжали жить в деревне Омелино, устраивать богослужения в небольшой построенной ими часовне.

Согласно народным преданиям, в начале XIX в. был устроен еще один небольшой скит в 83 километрах вверх по Тобышу (притоку Цильмы) в местечке, известном ныне под названием Покойное. Жителей скита поддерживали богатые оленеводы из Усть-Цильмы. В середине XIX века скитники в количестве 17 человек от голода и эпидемии погибли. Однако слава о «покойных» так же, как и «самосгоревших» на Пижме, способствовала росту популярности старообрядческой веры по Низовой Печоре.

Вследствие притока беглых, перехода местных жителей в раскол число старообрядцев постоянно возрастало. По явно заниженным данным епархиального миссионерского комитета, в Печорском уезде в 1893 г. числилось в старообрядчестве 3670 человек.

Немало печорских жителей, придерживавшихся раскола, духовное ведомство относило к православным лишь только на том основании, что их родители не были записаны старообрядцами.

Затрагивая историю старообрядцев, описывая гонения на них со стороны государства, историки, на мой взгляд, порой незаслуженно забывают ту роль, которую сыграли вынужденные переселенцы в культурном развитии Коми края. Сегодняшние устьцилемы по праву называют себя особенной нацией, то наследие, былинное, песенное, письменное, которое оставили после себя их предки, имеет немного аналогов в мире. Многочисленные экспедиции, предпринятые учеными в Печорский край, открыли всему миру огромный культурный пласт, который оставили после себя гонимые своим государством люди, не только выжившие вопреки всему на суровой северной земле, но и сумевшие сохранить свои традиции, высочайшую культуру и летописную память предков.

Открывателем и первым исследователем старообрядческой книжной старины на нижней Печоре по праву считается известный археограф Владимир Иванович Малышев. После множества своих поездок он собрал огромную библиотеку печорских рукописей XVI - XX веков, ныне хранящихся в Древлехранилище ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН. За четверть века историки выезжали на Печору 15 раз, а В. И. Малышев и его ученики смогли найти и открыть миру 716 рукописей XV— XX вв. Всего же в Устьцилемском сборнике Древлехранилища сосредоточено 787 рукописей этого периода.

Огромный, собранный в результате археографического исследования фактический материал позволяет раскрыть интереснейшие страницы из истории культуры этого уникального духовного центра на Севере нашей Родины».
2654

Комментарии (37)

Добавить комментарий
  • 11
    10 марта 2015 г., 23:20:41
    Ответить
    "Легенды и предания о местночтимых святых и поклонных местах Пижемского края (по материалам исследований нижнепечорских староверов-беспоповцев)"
    http://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2007/334.html
  • Вывод
    10 марта 2015 г., 23:22:21
    Ответить
    Одно только зло от этих религий.
    А от русских одни беды, даже для самих русских.
    А зырянам как всегда спасай, лечи и учи всех этих злобных дикарей.
    • Да успокойся...
      10 марта 2015 г., 23:37:15
      Ответить
      В те времена, да и как минимум 100 лет назад, эта территория к Коми даже не относилась. Посмотри карты в истории Коми и откажи дикарям в лечении.
      • карта 1918
        11 марта 2015 г., 0:07:29
        Ответить
        http://upyourpic.org/images/201405/uj7tl9egzx.jpg
        Посмотри где проживали зыряне, а также самоеды и карелы. И кого совсем не видно на карте ? )))
        • карте 1918
          11 марта 2015 г., 8:30:14
          Ответить
          они там не проживали, а паслись,объедали все вокруг и на соседний участок перемещались. Стадный образ жизни вели, полуживотный)))
        • Жаль нет уже таких личностей как Иван 4 или сталин
          11 марта 2015 г., 8:43:45
          Ответить
          Карта 1918 заметь год и продай хоть какое-то политическое значение этнографам
          Кто составлял. Все те же упыри из гейевропы
          По другому и быть не могло. Проживало десять комиков записали пол России. Ничего не поменялось. Главное разделить и потом раздербанить. Была у них цель и она остается. А вот х им убл юдкам
          • ))
            11 марта 2015 г., 8:49:59
            Ответить
            рассейский пэтриот)))) попросту Дэбил
            • причем полный....))))
              11 марта 2015 г., 10:21:00
              Ответить
              и что самое страшное
              таких большинство...
            • Зырянскому д****у
              11 марта 2015 г., 19:20:06
              Ответить
              Посмотри еще, здесь поточнее, кликабельно до последней деревни, где по Печоре и Вычегде жили зыряне и русские. Выпадешь в осадок.
              Договоритесь что погоним вас ссаными тряпками с наше земли.

              Этнографическая карта Европейской России 1875 года Александра Риттиха
              http://www.etomesto.ru/map-atlas_ethnography/
              • брилле
                11 марта 2015 г., 22:15:52
                Ответить
                Опять карта немца нерусского ? ))))
        • Вас зырян и не видно!!)))
          11 марта 2015 г., 19:08:32
          Ответить
          Кто выпустил эту карту? То-то же!
          Как раз начали делить Россию по национальным образованиям и выпустили эту карту не как действительно отражающую действительность, а как руководство к действию.
          Посмотрите карту фактического проживания населения России. Карта кликабельна. Кстати, там вообще отсутствуют не только коми, но и зыряне, как таковые. Есть пермяне.

          Этнографическая Карта Российской Империи.
          http://www.runivers.ru/mp/maps-detail.php?ID=469531&SECTION_ID=8211
          • ПарМа
            11 марта 2015 г., 22:17:23
            Ответить
            Пермяне = это и есть коми .)
      • 123
        11 марта 2015 г., 21:45:11
        Ответить
        Грубо говоря: то, что южнее Ухты была Вологодской, а севернее Архангельской губернией. Территория нынешнего Усть-Цилёмского района до образования Коми АССР не относилась к Коми АО. Извините за сумбур- внеочередная пятница.
        • ?
          11 марта 2015 г., 22:50:48
          Ответить
          Вологда - название финугорское . Скорее всего из коми языка.
          Архангелское название появилось после финугорского названия этих мест - Холмогоры. После прихода группы последователей религиозного учения из Константинополя (сегодняшняя Турция) .

        • .
          11 марта 2015 г., 22:53:14
          Ответить
          Кстати. Само слово "архангел......ьск" - не русское слово. Из чужого языка.
  • ))
    10 марта 2015 г., 23:25:48
    Ответить
    тоже мне, крот истории)))
  • Потомки
    11 марта 2015 г., 1:04:37
    Ответить
    Будьте крепки в Вере своей,непоколебимы (протопоп Аввакум)
    Мы все помним...
    • Дедок
      11 марта 2015 г., 7:41:55
      Ответить
      Ничего то мы не помним..., и не хотим. Давно ли прошло самосожжение сектантов в п. Обдыр, Княжпогостского р-на????? В марте годовщина. и так все и затихло...
  • 11
    11 марта 2015 г., 7:24:12
    Ответить
    Вот свежий пример, как переписывалась история старообрядчества в Коми "историком" Степаном Носовым после его тяжелой психической болезни.
    "Проблема самоидентификации старообрядца в семье и в миру (на материале автобиографических сочинений и писем печорского старообрядческого писателя С.А.Носова)"
    http://kizhi.karelia.ru/library/ryabininskie-chteniya-2011/1385.html

    Отсюда и понятно, что эти первоисточники, чем оперируют сегодняшние "историки", не иное как литературные произведения, а так же мифы и предания.
  • Жгли солдаты
    11 марта 2015 г., 7:59:07
    Ответить
    Не было самосожжений. Это солдаты сгоняли староверов в здания и заживо сжигали. Точно так же предатели Родины, служившие у гитлеровцев карателями, сгоняли людей в здания и заживо сжигали.
    • Айка
      11 марта 2015 г., 8:21:20
      Ответить
      о чем статья? Вот, например, к какому выводу привел воспаленный ум читателя:"жгли солдаты".
      Автор пишет о том, мол какой великий культурный вклад внесли самосозженцы в историю Коми края. Это о чем и зачем?
      Ну тогда хотя бы уж рассказали почему расскольников понуждали возврату силой, зачем преследовали, кто такие волхвы, ведуны, почему их стали исключать из числа православных?
      В Европе тоже в те времена шли пожары. Великая Ватиканская инквизиция по суду сжигала еретиков, а в России они сами себя жгли.
  • 00
    11 марта 2015 г., 9:52:13
    Ответить
    Читаешь комментарии представителей коми и складывается невольное впечатление, что это маленький, завистливый и злобный народец. Да еще и с присущей себе коми упертостью, как выразился их же яркий представитель в своем писании. Скоро они историю перепишут под себя, определят, что имена Адам и Ева - это коми имена, т.к. имеют перевод с древнего коми. Потом найдут первоисточники того, что жизнь на Земле зародилась именно от коми. Объявят коми язык великим и могучим. Что-то это все так напоминает (шавок в Эстонии, д****ов в Украине и т.д. и т.п.) А результат один "А Моська лает на слона"... Очередной комибред. Очень не хочется образования в Коми своего "Шюцкора" и "Лотта Свярде" по примеру их финоугрских братьев. Всё это уже было, всё это уже проходили. Неужели нельзя жить в мире и согласии, взаимно уважая всё население республики. Да, коми по праву себя считают коренным народом, но почему не могут согласиться с тем, что устьцилёма тоже коренной народ на своей земле. Почему то отдельных коми это обижает и они начинают оспаривать а затем переписывать историю. Зачем, для чего? От злобы своей от обиды какой, не понимаю.
    • шавка тут одна -это ты!!
      11 марта 2015 г., 10:24:58
      Ответить
      у каждого народа есть своя правда
      и правда эта в том ,что реально уже такие ватники как ты подз..ли все окружающие народы и страны. Все в ужасе шарохаются от придурков ,размахивающих оружием по пьяной лавочке. Все эти народы хотят жить в своих странах и духу не слышать потомков тех,кто крошил их родителей в кровавый порошок.
      1
    • ??
      11 марта 2015 г., 11:01:04
      Ответить
      Часто начали писать, что сегодня русский - язык ненависти. Может это правда? На этом языке легче всего унижать, осклрюлят, поганить, плюнуть в душу
    • ?
      11 марта 2015 г., 12:25:12
      Ответить
      00, вам не стыдно ?
    • Для "00"
      11 марта 2015 г., 12:42:11
      Ответить
      "00". Зачем вы разжигаете межнациональную рознь ?
    • Шаман :)
      11 марта 2015 г., 14:07:07
      Ответить
      Кстати. Евреи переводят имя АдаМа как земля. Красная земля ;)
    • 123
      11 марта 2015 г., 22:17:15
      Ответить
      Да все мы хороши, только розог не хватает.
  • 345
    11 марта 2015 г., 11:16:18
    Ответить
    Коми народ очень миролюбивый народ, многда может быть в ущерб себе.
  • Не было самосожений
    11 марта 2015 г., 13:26:56
    Ответить
    Это ортодоксы казаки - жгли старообрядцев
    А сейчас казачье жгёт украинцев за деньги из царской казны.
    • Р
      11 марта 2015 г., 14:04:24
      Ответить
      Да уж. Времена. :(
      У русских есть возможность объявить о создании русской государственности в другой суверенной стране - Украине. А в России такой возможности нет ? Почему ?
      • .
        11 марта 2015 г., 14:09:06
        Ответить
        Действительно . Странно .
        • Тошнит от них
          11 марта 2015 г., 15:54:57
          Ответить
          в средние века православные христиане сгоняли язычников на лед Москва- реки и сжигали их заживо. Иногда встречаются и такого рода сведения о сожжении заживо людей даже в церковной литературе.
          А скит возле Мещуры скорее всего подожгли те, кто считал их еретиками. Ортодоксы не принимают инакомыслия и несогласных довольно часто уничтожали и уничтожают физически.
          Староверы куда более честнее и порядочнее, чем приверженцы Московского патриархата. Достаточно посмотреть на деяния руководства МП РПЦ и становится не то , что противно, а мерзко до тошноты.
        • 321
          11 марта 2015 г., 17:26:56
          Ответить
          Из книги «Очерки истории русской смуты» вождя Добровольческой армией, главнокомандующего Белыми Вооруженными силами на Юге России Антона Ивановича Деникина: «Ни о каком украинском независимом государстве не может идти и речи. Их лидеры, вчерашние батраки у малороссийских и польских магнатов, считают, что государство – это село, и его можно построить, будто вскопать огород после пляшки горилки. Украинство – это эталон бахвальства и местечковой ограниченности, не видящее ничего дальше канавы своего хутора». Это для коми националистов, которые любят кричат понаехали тут....
          • Дали по сопатке
            11 марта 2015 г., 20:03:17
            Ответить
            Мало ли что сказал фашист Деникин. Если бы он не был фашистом, разве бы его перехоронили в России? Расизмом так и прет от так называемой белой гвардии". А с чего им быть другими. Они народ за людей не считали. Для них народ был быдлом. А им народ надавал по сопатке.
          • одинадцатьодиннацать
            11 марта 2015 г., 22:20:27
            Ответить
            При чем здесь Деникин ? И чего добился ваш Деникин ?
          • Деникин - недальновидный и высокомерный .....
            11 марта 2015 г., 22:25:27
            Ответить
            Есть украинский язык . И есть украинский народ . У которого есть право на государство.