23:05,
10.03.2015 / ОБЩЕСТВО
Из блогов БНК: «Староверы на Печоре. Продолжение»
В своем блоге на БНК Николай Лудников продолжает рассказывать о староверах на Печоре. Сегодня он повествует о Великопоженской трагедии: жители скита, заранее предупрежденные о прибытии экспедиции, все «от мала до велика» забились в высокую бревенчатую двухэтажную часовню. А чтобы члены воинской команды не попали в церковь, собравшиеся здесь раскольники сломали крыльцо и лестницу, затворив окна и двери, заперлись и приготовились к самосожжению.
Фото Николая Лудникова
«Это произошло «декабря 7 числа, в половину дня». Вместе с наставником Иваном Акиндиновым, которому «от роду было с лишком девяносто лет», и старицей Александрой всего сгорело в этой часовне «мужска и женска пола с малолетними детьми» 78 человек (Малышев В.И. Усть-Цилемские рукописные сборники XVI–XX вв.).Здесь надо отметить, что оставшиеся вне «заперти» в часовне великопоженские староверы до приезда воинской команды были отправлены общежительством в «тайные в лесах кельи» охранять книги и иконы, принесенные туда, частью еще задолго до «гари», как «лишние», частью же «по известии» о приходе солдат. За день до самосожжения и после его в местных лесах было «сыскано» и задержано десять человек великопоженцев, которые были отправлены потом в Губернскую канцелярию. Это были пять мужчин, три «жонки» и два младенца.
Во время одной из своих экспедиций на Печору В.И. Малышев обнаружил рукопись «Памятник сгоревших в Великопоженском общежительстве в 1743 году», в котором перечислены все 78 имен сгоревших, включая наставника Ивана Акиндинова, в том числе 33 имени мужских и 45 женских, среди них 24 девицы и два младенца женского пола. Вместе с ними сгорело немалое число книг, их видел там мезенец Василий Чупров, который поднимался в часовню для уговоров старообрядцев на выкинутом ими через окно тонком ремне.
В руки команды майора Ильищева попало: хлеба молоченого (ржи и ячменя) – 600 четвертей, немолоченого – 30 куч, лошадей –12, коров дойных более 50, овец – 300 и «множество иного живота», а также «63 книги и икон множество». Вероятно, членами команды майора Ильищева была обнаружена также часть книг, икон и другого имущества, переправленных великопоженцами для хранения в потаенные кельи.
Разрушенные властями скиты вскоре вновь восстанавливались. Так, стараньями новых старцев, пришедших на Пижму вскоре после произошедшего здесь самосожжения, Великопоженский скит был восстановлен в лучшем виде. Это стало возможным благодаря обильным пожертвованиям со стороны многочисленных ревнителей старой веры. В 1835 году здесь проживало 94 старообрядца, в том числе 35 мужчин и 49 женщин.
В 1854 году Великопоженское общежительство было закрыто властями, а все его имущество, в том числе книги и иконы, было вывезено в Усть-Цильму. На месте разоренного монастыря возникла деревня Скитская. Часть староверов под видом крестьян продолжала жить в бывших братских строениях и отдельных кельях. В оставшейся от скита часовне продолжались богослужения, за счет братских средств были приобретены необходимые предметы культа и книги.
В середине XVIII в. на притоке Печоры Цильме был основан мезенцами Омелинский скит. Как и Великопоженский, он принадлежал поморцам. В монастыре располагались часовня, мужские и женские кельи. Число обитателей скита в 1805 году достигало 40 человек. После обнаружения общежительства властями часть проживавших там предпочла уехать. В 1845 г. в Омелино находилось всего до десятка скитников. Скит официально был закрыт по распоряжению архангельского губернатора в 1844 году. Оставшиеся люди продолжали жить в деревне Омелино, устраивать богослужения в небольшой построенной ими часовне.
Согласно народным преданиям, в начале XIX в. был устроен еще один небольшой скит в 83 километрах вверх по Тобышу (притоку Цильмы) в местечке, известном ныне под названием Покойное. Жителей скита поддерживали богатые оленеводы из Усть-Цильмы. В середине XIX века скитники в количестве 17 человек от голода и эпидемии погибли. Однако слава о «покойных» так же, как и «самосгоревших» на Пижме, способствовала росту популярности старообрядческой веры по Низовой Печоре.
Вследствие притока беглых, перехода местных жителей в раскол число старообрядцев постоянно возрастало. По явно заниженным данным епархиального миссионерского комитета, в Печорском уезде в 1893 г. числилось в старообрядчестве 3670 человек.
Немало печорских жителей, придерживавшихся раскола, духовное ведомство относило к православным лишь только на том основании, что их родители не были записаны старообрядцами.
Затрагивая историю старообрядцев, описывая гонения на них со стороны государства, историки, на мой взгляд, порой незаслуженно забывают ту роль, которую сыграли вынужденные переселенцы в культурном развитии Коми края. Сегодняшние устьцилемы по праву называют себя особенной нацией, то наследие, былинное, песенное, письменное, которое оставили после себя их предки, имеет немного аналогов в мире. Многочисленные экспедиции, предпринятые учеными в Печорский край, открыли всему миру огромный культурный пласт, который оставили после себя гонимые своим государством люди, не только выжившие вопреки всему на суровой северной земле, но и сумевшие сохранить свои традиции, высочайшую культуру и летописную память предков.
Открывателем и первым исследователем старообрядческой книжной старины на нижней Печоре по праву считается известный археограф Владимир Иванович Малышев. После множества своих поездок он собрал огромную библиотеку печорских рукописей XVI - XX веков, ныне хранящихся в Древлехранилище ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН. За четверть века историки выезжали на Печору 15 раз, а В. И. Малышев и его ученики смогли найти и открыть миру 716 рукописей XV— XX вв. Всего же в Устьцилемском сборнике Древлехранилища сосредоточено 787 рукописей этого периода.
Огромный, собранный в результате археографического исследования фактический материал позволяет раскрыть интереснейшие страницы из истории культуры этого уникального духовного центра на Севере нашей Родины».
Комментарии (37)
http://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2007/334.html
А зырянам как всегда спасай, лечи и учи всех этих злобных дикарей.
По другому и быть не могло. Проживало десять комиков записали пол России. Ничего не поменялось. Главное разделить и потом раздербанить. Была у них цель и она остается. А вот х им убл юдкам
Договоритесь что погоним вас ссаными тряпками с наше земли.
Этнографическая карта Европейской России 1875 года Александра Риттиха
http://www.etomesto.ru/map-atlas_ethnography/
Как раз начали делить Россию по национальным образованиям и выпустили эту карту не как действительно отражающую действительность, а как руководство к действию.
Посмотрите карту фактического проживания населения России. Карта кликабельна. Кстати, там вообще отсутствуют не только коми, но и зыряне, как таковые. Есть пермяне.
Этнографическая Карта Российской Империи.
http://www.runivers.ru/mp/maps-detail.php?ID=469531&SECTION_ID=8211
Архангелское название появилось после финугорского названия этих мест - Холмогоры. После прихода группы последователей религиозного учения из Константинополя (сегодняшняя Турция) .
Мы все помним...
"Проблема самоидентификации старообрядца в семье и в миру (на материале автобиографических сочинений и писем печорского старообрядческого писателя С.А.Носова)"
http://kizhi.karelia.ru/library/ryabininskie-chteniya-2011/1385.html
Отсюда и понятно, что эти первоисточники, чем оперируют сегодняшние "историки", не иное как литературные произведения, а так же мифы и предания.
Автор пишет о том, мол какой великий культурный вклад внесли самосозженцы в историю Коми края. Это о чем и зачем?
Ну тогда хотя бы уж рассказали почему расскольников понуждали возврату силой, зачем преследовали, кто такие волхвы, ведуны, почему их стали исключать из числа православных?
В Европе тоже в те времена шли пожары. Великая Ватиканская инквизиция по суду сжигала еретиков, а в России они сами себя жгли.
У русских есть возможность объявить о создании русской государственности в другой суверенной стране - Украине. А в России такой возможности нет ? Почему ?
А скит возле Мещуры скорее всего подожгли те, кто считал их еретиками. Ортодоксы не принимают инакомыслия и несогласных довольно часто уничтожали и уничтожают физически.
Староверы куда более честнее и порядочнее, чем приверженцы Московского патриархата. Достаточно посмотреть на деяния руководства МП РПЦ и становится не то , что противно, а мерзко до тошноты.