21:47, 09.03.2015 / ОБЩЕСТВО

На обсуждение: «Большие проблемы малых языков»

И литературоведы, и языковеды, и этнографы отмечают неуклонную деградацию языков малых народов России. Деградация здесь – строго научный термин. Языки малых народов попросту выходят из обращения и забываются. Приходится говорить о потере национальной идентичности целых народов – и не только: у языкового «вымирания» есть и экономические аспекты, пишет «Эксперт Северо-Запад».

YUR_8887_preview_610.jpg

Фото Владимира Юрлова

Можно ли противостоять исчезновению языков малых народов, выясняли петербургские ученые на круглом столе «Исчезающие языки России». Основные тезисы обсуждались достаточно откровенно:

– с точки зрения нормального развития этносов, границы – это всегда плохо, и границы культурных пространств – тоже. Фактически происходит следующее: территориальное деление оказывается важнее языкового. Люди, в силу исторических обстоятельств оказавшиеся в зоне господства другого языка, теряют шансы вернуться в культурный контекст предков;

– деградация малых языков ведет к обеднению культурного контекста, и не только культурного. Здесь речь идет даже не о «корнях» и не о «духовных скрепах». В конце концов, в приграничных районах или в областях постоянного проживания двух (или нескольких) народов двуязычие – это нормальная ситуация. Причем двуязычие всегда идет на пользу, люди с двумя языками более адаптивны;

– для целого ряда областей Северо-Запада двуязычие – это не милый анахронизм, а ценное преимущество (в том числе и за счет лучшей адаптации носителей). Так, в нынешних условиях финно- и карелоязычные люди в приграничных областях, и в Ленинградской области, и в Карелии, и в Санкт-Петербурге могли бы очень пригодиться в плане сотрудничества с финскими компаниями. Пока что складывается впечатление, что сами финны больше интересуются этим вопросом, чем российские власти на местах. Такое отношение следует признать недальновидным.
Да и в целом, в деле сохранения идентичности малых народов политическая воля исключительно важна.

Язык в коме

Малочисленные народы, о языковой культуре которых шла речь на круглом столе, локализованы в Сибири, на Севере и Дальнем Востоке. В СЗФО это, в частности, Коми и Карелия (где до сих пор распространены языки финно-угорской группы). Нужно заметить, что там с поддержкой национальных языков дело обстоит относительно неплохо. В местах, где само присутствие малых народов и наличие у них своего языка официально не закреплено, ситуация плачевна. На территории Северо-Запада, в частности Ленинградской области, проживают такие народы, как вепсы, водь (самоназвание – ватьялайсет), ижора, ингерманландские финны (то есть потомки очень давних переселенцев). Численность последних уменьшилась на 40% с переписи населения 2002 года по 2010-й, численность вепсов – на 34%. Сегодня число ингерманландских финнов составляет около 8 тыс., из них 1,5 тыс. могут хоть как то изъясниться на финском языке. Большинство молодых ингерманландских финнов языка не знает. Численность вепсов составляет 3,5 тыс., из них менее 1 тыс. говорит на вепсском языке. Всего лишь около десяти человек воспроизводит ижорский язык, семь – водский. По мнению специалистов, порог «невозвращения» водского языка уже преодолен.

Языки малочисленных народов, ежедневное использование которых сокращается, во всем мире находятся в сложном положении. По статистике, предложенной ЮНЕСКО, на таких малых языках– общее их число составляет 96% – говорит 4% населения Земли. И это число неуклонно уменьшается в связи с тем, что носителями языка остаются пожилые люди в глухих деревнях, в то время как молодое поколение знает лишь отдельные фразы и не имеет желания учить язык.

Оценка уровня жизнеспособности языка

- Язык тесно связан с культурой, это неразделимые вещи, – считает заместитель директора Института лингвистических исследований РАН Евгений Головко. – Мы видим мир через язык, через слова, выражения, метафоры. В связи с глобализацией самыми незащищенными оказываются языки этнических меньшинств. Они формально вроде защищены какими-то законами, но в реальной жизни не всегда такие законы работают из-за колоссального давления – политического или какого-либо другого. Русский язык формально получается важнее, если человек хочет учиться, работать. Молодое поколение переориентируется на русский язык, а сферой применения для языка меньшинств остается только сфера, связанная прежде всего с народными промыслами, как, например, оленеводство.

- Прежде чем говорить о сохранении языка, надо говорить о сохранении самого этноса, традиционной культуры, – уверена доцент кафедры этнокультурологии института народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена Софья Сорокина. – Нужно думать о способах выживания этносов. Думать, как этносу иметь возможность сохранить себя, свою традиционную культуру, а потом уже этнос будет возрождаться, если будут созданы условия.

Таким образом, предполагается, что для полноценного функционирования языка необходима традиционная среда, традиционное хозяйство. Но как спасать, скажем, языки Севера, где все меньше пасут оленей и все больше живут в городах?

Государственное дело


Специалисты отмечают: проблему поддержки малых народов федеральные власти в основном «скинули» на регионы – а у тех отсутствуют необходимые средства. При этом государство должно возрождать «здоровый патернализм». «У нас в стране беда с национальной политикой – декларативна, существует лишь на бумаге, на практике не реализуется совсем, – считает Евгений Головко.

В Республике Карелии карельский, вепсский и финский имеют статус языков национальных меньшинств, принят закон о поддержке этих языков. При этом этнические финны-переселенцы появились в Карелии (в 1920-х годах) гораздо позже, чем в Ленобласти (задолго до образования Петербурга), но в Ленинградской области никакой статус финскому языку не присвоен. Впрочем, по мнению председателя общества ингерманландских финнов «Инкерин Лиитто» Владимира Кокко, в последнее время правительство Ленинградской области предпринимает усилия для сохранения финно-угорских малочисленных народов. Была принята государственная программа, направленная на возрождение и просвещение национального самосознания.

Комментируя эффективность мер, предусмотренных Федеральным законом «О гарантиях прав малочисленных народов», председатель Ассоциации коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Надежда Булатова отмечает: нет механизма применения этого нормативного акта, нет финансирования, за счет чего все, что прописано в законе, становилось бы возможным. «Все что происходит и чего добиваются люди, – это заслуга регионов и самих народов», – уверена она.

Еще одна проблема – возможность (или невозможность) изучать язык. Так, преподавание языков малых народов ведется только в местах компактного проживания населения. Если же люди разбросаны по различным местностям, то они лишаются такой возможности. Также сохраняется обучение там, где есть хозяйственная деятельность – оленеводство, рыболовство. Сейчас обучение национальному языку в школах производится один час в неделю, что, безусловно, недостаточно. Как отмечает Надежда Булатова, чувствуется и нехватка преподавателей.

Остро стоит и вопрос с учебной литературой для изучения языков. В 2009 году издательство «Просвещение» прекратило публикацию учебно-методической литературы для всех школ Севера. Эту работу теперь осуществляют местные издательства (где они есть) за счет администрации регионов, где компактно проживают эти этносы.

Язык как средство производства


Интересный аспект для Санкт-Петербурга – потребность в финноязычных кадрах. Владимир Кокко отмечает проблему изучения финского языка в Северной столице:

- Сегодня финский язык в Санкт-Петербурге – исчезающий язык, и это парадоксальная ситуация. В школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области преподается финский язык как иностранный, две школы в Санкт-Петербурге сохраняют статус специализированных с изучением финского языка, язык изучается учениками со второго класса. В остальных школах – финский язык в форме факультатива. Но гигантская проблема в том, как он преподается. Учителей финского языка не готовят. В СПбГУ принимают на обучение пять-семь человек, в 2014 году выпустили пять магистров, из них три студента устроились работать в Генеральное консульство: иными словами, выпускники не спешат идти в учителя. Между тем утрата финского языка – это ущерб интересам государства, так как нет другой страны, у которой были бы более тесные связи с Финляндией, чем у России. Около 500 финских фирм работает в городе, и им скоро не будет хватать переводчиков и сотрудников. Надо что-то делать, что-то менять.

Действительно, пока что больше озаботились этим вопросом сами финны, спонсируя некоторые «языковые» программы. К числу таких программ относится проект «Финно-угорские языки и культуры в дошкольном образовании», который реализуется c 2013 года в контексте многих проектов двух соседствующих государств и соответствует основам заключенного в 1992 году Соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Финляндской Республики о сотрудничестве в области культуры, образования и научно-исследовательской деятельности.

Проект опирается на потребности и инициативы самих финно-угорских народов – а такие инициативы, бесспорно, существуют. Возможно, здесь первичен экономический интерес (тем, кто владеет языком, легче найти работу). Однако не стоит сбрасывать со счетов и другие мотивы.

- Главное условие сохранения и возрождения языка – это желание самих носителей сохранить его, – поясняет Евгений Головко. – В центре этого желания – стремление к самоидентификации. Группа людей хочет отличаться от остальных: у нас есть своя культура, свой язык – вот на этом желании все и держится. Желание самих людей выучить язык – это важно. Дело государства – создать условия, обеспечить финансирование, а там уж люди сами разберутся. Если есть желание заявить о себе – тогда будет и преподавание в школе, и изучение.

Действительно, если сами представители малых народов не будут заинтересованы в существовании своей культуры, никакое финансирование и никакие государственные программы поддержки тут не помогут. Язык и литература – не артефакт и не музейная ценность. Как бы странно это ни звучало, в данном случае сохранение национального языка – дело самих носителей этого языка. Без них и языку, и культуре просто негде будет существовать.

1783

Комментарии (136)

Добавить комментарий
  • Наста
    09 марта 2015 г., 22:04:32
    Ответить
    В СССР выпускники национальных школ, т. е. имеющие в аттестате по родному языку, как, например, коми- оценку, при поступлении в ВУЗ вместо сочинения сдавали изложение, Для коми абитуриентов писать изложение было легко, потому что по-русски они писали очень грамотно, без ошибок, Русский что слышит, то и пишет. Коми что видит, так и пишет. Кроме того, для выпускников из сельской местности и выпускников национальных школ имелись льготы для поступления в ВУЗ, они поступали вне конкурса. Для сохранения языка имелась очень сильная мотивация- легче поступить в институт, дальше повышать образовательный уровень. Надо взять из советского прошлого самое лучшее и не надо второй раз изобретать велосипед.
  • **
    09 марта 2015 г., 22:05:37
    Ответить
    эТО РЕАЛЬНО ПРОБЛЕМА
    но только проблема тех людей для которых сохранение , усложнение, формализация такого рода языков - либо специальность либо бизнес, для нормальных носителей малых языков это часть фольклера память детства,который они сохранят и без учебников и без грамматики - как "одесский" говор. Ну а финский язык сюда примешивать не надо - финский язык сохранили не лингвисты, а НОКИА, ФОРТУМ, НЕСТЕ и ВАЛИО
    • Суоми да Коми
      10 марта 2015 г., 1:58:09
      Ответить
      Финский язык сохранила независимость Финляндии :)
      • )))
        10 марта 2015 г., 8:44:12
        Ответить
        которую мы им подарили...
        • )
          10 марта 2015 г., 10:44:29
          Ответить
          это из серии "российские спортсмены уступили"?))

          подарили они, мечтатели )
        • мы ?
          10 марта 2015 г., 12:18:33
          Ответить
          )) вы тогда еще в пелёнки не писали .....
  • Нет малого языка
    09 марта 2015 г., 22:41:38
    Ответить
    нет больших проблем
    Хотите сохранять - сохраняйте за свой счет. Все уши прожужжали, лишь бы не работать, сидеть на конференциях, иметь разные льготы и финансирование.
    • :- )
      10 марта 2015 г., 0:29:57
      Ответить
      В Сыке уже давно всё решили: главный язык - коми!
      Его и надо учить и сохранять.
      • )
        10 марта 2015 г., 10:46:12
        Ответить
        как хорошо, что в сыке наконец-то что-то решили.
        т.о. можно заключить, что проблема коми языка решена и можно больше об этом не писать?
        какое облегчение за вас-комячков.
  • **
    09 марта 2015 г., 23:50:35
    Ответить
    Китайский надо учить давно!
    • !
      10 марта 2015 г., 2:00:36
      Ответить
      Ох как обрадуются китайские политики . Какая поддержка государственного языка Китая :)))!
      • мяо- мяо
        10 марта 2015 г., 5:45:54
        Ответить
        В Китае живут более 600 народностей, говорящих на своих языках и имеющих самобытную культуру.
        • Ни фи Га
          10 марта 2015 г., 7:26:49
          Ответить
          И в Китае точно так же озабочены исчезновением малых языков... это мировая проблема
  • Ленин
    10 марта 2015 г., 7:44:56
    Ответить
    Россия - тюрьма народов)
    • ленин
      10 марта 2015 г., 8:50:13
      Ответить
      шизофреник.он не любил россию.поэтому он помог европе устроить революцию,ныне наз майданом,в 1917 году.он предатель,как и многие россияне,которые теперь находятся в оппозиции и обнимаются с бараком,маккейном и т. д.так ведь дело может опять дойти до революции.любители больших денег все ушли в оппозицию и работают на сша и европу.так же было в украине.и мы видим результаты такой деятельности оппозиции.если человек умен,знает ,как выйти из кризиса и поднять экономику страны,он должен помогать своему руководству своей любимой страны,а не обниматься с врагами нашей страны. на счет языка.каждый человек любой национальности,если он патриот своей страны,если он уважает своих предков,он сохранит свой родной язык и не забудет своих предков.и не надо никого в этом ущемлять.а это право каждого человека. во всех республиках россии обучают на своем родном языке и он обязателен. и не слышно,чтобы там были такие проблемы в этом,как в РК.уважайте местное население.а то приехали ,получили работу,квартиру бесплатно,а теперь начинаете местных всячески унижать,оскорб***ь.а местные давно уже без всяких льгот спокойно по егэ поступают в вышки на бюджетной основе.учатся по всем предметам отлично и хорошо.они знают свой родной язык,русский лучше,чем сами русские,английский или немецкий,а то и то и другое.народ коми чтит своих предков.они не забудут их и свой родной язык.где бы они ни были,они объединяются ,общаются на своем родном языке.вчера была встреча коми в калининграде.пришли 25 человек.группа растет не по дням,а по часам.туда многим коми пришлось переехать.в коми сложно устроиться,тк все выгодные рабочие места занимают украинцы,татары,евреи.но наши не пропадут.они везде-и в москве,и в питере.и все находят хорошую работу по профессии.я русская.но я очень уважаю коми за их честность,порядочность,преданность родине.даже при ссср доверяли юго-восточные границы только коми юношам.а с юга отправляли парней на север в стройбаты.
      • я
        10 марта 2015 г., 12:14:40
        Ответить
        мне нравится ваш комментарий!!!Я считаю, вся проблема в навязывании изучения Коми языка в школах в той форме которая сейчас существует...А Коми- народ,хороший народ...как и все народы...
    • Тюрьма народов ,сказал Ленин.....
      10 марта 2015 г., 12:37:37
      Ответить
      В том числе и русского народа ? Наверно. Так как........
      Удивительно,
      но у русских есть возможность
      создать свою государственность
      в Украине ,
      но нет в России ??
      Это как понимать ?
      • ...
        10 марта 2015 г., 12:39:01
        Ответить
        Русские республики созданы на Украине, но не в России ........
        Грустно. И страно. Что у русских нет возможности построить свою государственность в России ........
  • проблемы
    10 марта 2015 г., 8:55:05
    Ответить
    устраивают пришлые.их уже больше,чем местных.начали всячески их вытеснять,унижать,оскорб***ь.сказка о зайце и лисе очень актуальна в последнее время в РК.
  • Хм
    10 марта 2015 г., 10:18:53
    Ответить
    Проблема в вас
    Если хотите -изучайте, пойте, ругайтесь на коми языке! Но не надо его насаждать как гегемонию коми народа! Все языки равны и русский и коми! Жизнь показала востребованность русского языка, как средства межнационального общения! И кто же из русск их виноват, что коми язык не востребован? Вот и латинский язык, некогда господствовавший в древности стал артефактом! В этом нет ничего особенного, есть жизнь и она все расставляет по приоритетам!
    • а
      10 марта 2015 г., 10:28:20
      Ответить
      татарский востребован или башкирский? они имеют право на свой язык,а коми -нет? чем же коми хуже их? или в татарии живут только татары?поэтому у них таких проблем? кто бы объяснил?
      • Так
        10 марта 2015 г., 10:42:31
        Ответить
        а кто отбирает у коми право на свой язык? Только вот сами коми ни правом, ни языком своим не пользуются. Вопрос: почему кто-то должен сохранять коми язык для коми?
        А что касается татар... Вот когда коми в РК будет хотя бы половина, и большинство из них будут хотя бы в быту пользоваться родным языком - тогда и поговорим.
        А вы все сидите и ждете, что вам ваш язык добрые русские дяди на тарелочке поднесут.
        Не, ребята, сами-сами-сами.
        • а кто отбирает у коми право на свой язык? Только вот сами коми ни правом, ни языком своим не пользуются.
          10 марта 2015 г., 12:05:53
          Ответить
          Абсолютно верно. Не нужен им самим их коми. Иначе не перекрашивались бы активнейшим образом все 1970-80-е "в русских" по паспорту.

          Что им нужно? Различные финансовые и не только приятности за вывеску коми. За вывеской же этой - пустота.
        • русский
          10 марта 2015 г., 12:27:11
          Ответить
          А кто тебя ,"Так" заставляет учить коми язык ?
          Не учи.
          • Меня
            10 марта 2015 г., 14:08:03
            Ответить
            не заставляют.
            Детям я разрешила не учить:) Так что все в порядке.
            • )
              10 марта 2015 г., 14:22:50
              Ответить
              А Вы им разрешили не учить "язык врага" - американско-английский ??
              Представляю как бесится Обама , когда российские родители отказываются учить мировой английский язык.
              • .
                10 марта 2015 г., 14:23:55
                Ответить
                который есть государственный язык Америки :)
                • ?
                  10 марта 2015 г., 14:31:42
                  Ответить
                  Обаме нравится, когда все учат государственный язык Америки. В обязательном порядке. ?
                • Нет такого понятия
                  10 марта 2015 г., 21:52:59
                  Ответить
                  государственный язык Америки(США)
                  Можешь там жить и не знать английский, говорить на своем.
                  Так и делают пол-страны, говорят на испанском)))
              • Насчет Обамы
                10 марта 2015 г., 14:31:18
                Ответить
                не знаю, думаю, ему наплевать.
                А вот местным коми-нацикам то, что кто-то не учит их язык - просто серпом по яйцам.
                А английский дети учат. Пользы всяко больше, программировать смогут, техническую литературу читать. Может и Хемингуэя в оригинале. За границей объясниться смогут. А на коми что им читать? Одну басню про Перу-богатыря?
                • Коми
                  10 марта 2015 г., 14:39:00
                  Ответить
                  Жить скоро не смогут в Коми не зная языка. Начнем везде говорить на коми, что будешь делать? На пальцах объясняться?
                  • А ты начни
                    10 марта 2015 г., 14:45:35
                    Ответить
                    там видно будет:)
                  • Ты забыл
                    10 марта 2015 г., 15:46:56
                    Ответить
                    вас тут - меньше четверти населения. Из них на родном языке могут общаться чуть больше половины, т.е. примерно каждый восьмой житель республики.
                    И как ты думаешь, кому придется объясняться на пальцах?
                  • УУУУУ
                    11 марта 2015 г., 10:07:27
                    Ответить
                    Ну пипец пришел всем некоми
                    Мечтать не вредно, может хоть так успокоение придет!
  • 123
    10 марта 2015 г., 10:29:43
    Ответить
    Через пару поколений проблемы не будет, так как не будет самого языка. И на госуровне с этим ничего не поделаешь, всё идет из семьи. Что толку учить коми в школе, если в деревенских детсадах ребёнка учат говорить по русски. Даже не знаю, чмеятса или кокотать.
    • да,вы правы.
      10 марта 2015 г., 10:44:00
      Ответить
      лисички.зайцы уедут скоро все. я думаю тут скоро основной язык будет либо украинский,либо татарский,либо идиш.
    • русский
      10 марта 2015 г., 10:48:12
      Ответить
      язык наш государственный.поэтому его должны знать все,кто проживает в россии.да,дети коми с рождения изучают и разговаривают на русском так же,как и на своем родном коми языке.так же с великим удовольствием изучают иностранные.и не возмущаются.учат все и успешно.
      • 123
        10 марта 2015 г., 13:01:56
        Ответить
        Я не совсем правильно выразился. Из детей в детском саду "выбивают", коми и они начинают говорить только по русски. И дома тоже. Понимать то понимают, а не говорят. Двусмысленность какая то получилась.
        А в школе коми- дополнительная нагрузка. Я учился в русском классе и у нас 4 раза в неделю 6 уроков и 2 раза 5, а у друга,учившегося на год младше в коми классе-4 раза по6 1 раз5 и 1 раз7. И это учитывая меньшую нагрузку по русскому.
        • Кто
          10 марта 2015 г., 13:39:09
          Ответить
          "выбивает"? И почему? И куда смотрят родители? Ну, если им и правда надо, чтобы дети знали родной язык-то?

          Пока сами коми не начнут говорить и писать на своем языке, причем так, чтобы это было еще кому-то интересно - никакие школьные уроки его не спасут.
    • Я
      10 марта 2015 г., 10:51:51
      Ответить
      согласна с вами на 100 %!!! В школе в 6 классе 2 часа в неделю Коми язык, а информатика1 час в неделю.Катастрофа.Я вроде бы и не против Коми языка,но думаю обязаловкой ничему ни кого не научишь...
      • с информатикой
        10 марта 2015 г., 11:10:10
        Ответить
        все отлично справляются,даже 2-летние уже умеют обращаться с планшетом и сотиком. это не проблема.а языки не всем даются,даже английский многие не могут осилить.
        • Я
          10 марта 2015 г., 11:38:58
          Ответить
          Информатика-это не только умение обращаться с планшетом и телефоном...а вот изучение языка отнимает уйму времени и очень жаль ,что даже мало-мальские знания Коми языка кому то в жизни пригодятся...даже а глубинке народ Коми на своем языке не говорит.
        • Электорат
          10 марта 2015 г., 11:44:00
          Ответить
          Сравнивать "умение обращаться с планшетником" со знанием информатики примерно то-же, что сравнивать физику с умением свет выключать...
          • Я
            10 марта 2015 г., 12:05:00
            Ответить
            Читайте внимательно комментарий... Там написано, Это не только умение обращаться с планшетом и телефоном.А то выхватываете из текста куски и трактуете как будто самый умный физик!!!
            • Электорат
              10 марта 2015 г., 12:39:08
              Ответить
              Ответ писался не тебе. Успокойся.
              • Я
                10 марта 2015 г., 12:44:32
                Ответить
                Спокойствие,только спокойствие...
  • Коми
    10 марта 2015 г., 10:47:58
    Ответить
    гнать пора русских с коми земли
    • гнать не надо.
      10 марта 2015 г., 10:49:22
      Ответить
      пусть меньше возмущаются ,а учат то,что положено в любой республике.да и я думаю не русские возмущаются,а другие нацмены
      • Коми
        10 марта 2015 г., 10:52:30
        Ответить
        кто учит тот пусть останется а кто не учит пусть едет в свою россию
        • Ты не попутал
          10 марта 2015 г., 10:57:23
          Ответить
          убогий?
          Моя Россия - тут. И нас - куда больше. Довыступаешься - вернем в керку посеред леса:) Будешь на коми с медведями говорить. Еси сам еще не разучился.
    • Статью захотел
      10 марта 2015 г., 10:55:49
      Ответить
      гоняльщик:)?
      Поедешь в Мордовию, еще один язык учить
    • Электорат
      10 марта 2015 г., 11:45:23
      Ответить
      Разжигаешь, животное? Статьи не боишься? Или по сусалам? Диванный воин, мля...
    • Сергей
      10 марта 2015 г., 14:10:38
      Ответить
      Начинай "гнать", кто тебе мешает или "кишка тонка"?
      • время дай
        10 марта 2015 г., 14:15:57
        Ответить
        выгоним
        • Помечтай
          10 марта 2015 г., 14:42:29
          Ответить
          убожество.
          Силенок не хватило даже на то, чтобы родной язык сохранить, а туда же, "выгоним":)
  • пару тройку
    10 марта 2015 г., 11:12:26
    Ответить
    бы за комменты за ненависть к коми оштрафовали,успокоились бы.это натуральное разжигание,как в укропии.
    • ???
      10 марта 2015 г., 11:43:40
      Ответить
      А прочему вы позволяете себе постоянно оскорб***ь русских? На коми-нациков законы РФ не распространяются?
    • пара дырявая
      10 марта 2015 г., 11:46:40
      Ответить
      Ты почему нежелание учить язык к ненависти приравниваешь?
    • На себя посмотри
      10 марта 2015 г., 11:49:42
      Ответить
      националист недоделанный
    • парe тройкe
      10 марта 2015 г., 11:55:11
      Ответить
      Любовъ к коми за уголовную статью? Оригинально.

      А не поумерить ли вам, коми, свою ни на чем не основанную гордыню?
      Кто вы такие? Что вы сделали, что вы сейчас из себя представляете?

      Вас можно изучать только лишь как инфузорию под стеклышком.

      Бухтя про уважение себе, он между делом пнул целую страну (что название Украина коми-полиглот все не освоит?) и ничтоже сумняшеся продолжил дальше гундосить про уважение к себе любимому. Меж тем, уж что бы там ни было на Украине, а культуры, литературы и истории там в разы поболе будет, чем может похвастать убогий коми.
  • Олег Мешков
    10 марта 2015 г., 11:51:05
    Ответить
    все проблемы коми народа сводят к языку
    а начать нужно с уровня жизни в коми деревнях, затем изучать взаимодействие культур. И лишь потом делать выводы о необходимых мерах.
    • Мешкову
      10 марта 2015 г., 12:22:48
      Ответить
      Верно. Деньги на финансирование русского языка , например , за рубежом - сократить . И эти деньги - в коми деревни. И в русские деревни.
      • ehehe
        10 марта 2015 г., 12:30:06
        Ответить
        Прекрасно. И название для программы уже давно имеется "Потемкинские деревни".

        Такое милое маниловское благодушие - забота о коми в коми-деревнях, которые давно уже пусты, т.к. все эти былинные коми, не будучи дураками, давно съехали в город и не обязательно даже в Сыктывкар, все более тяготея к Москве и Ст-Петербургу. Комфорт любят.
        • у
          10 марта 2015 г., 12:33:58
          Ответить
          Пусты и русские деревни.
        • Олег Мешков
          10 марта 2015 г., 12:36:14
          Ответить
          "ehehe" - зачем смеётесь над оставшимися в деревне?
          хотите подчеркнуть свою значимость?
          • ehehe
            10 марта 2015 г., 12:45:19
            Ответить
            T.е. с содержанием вы согласны и вас оскорбила лишь усмешка по поводу бесперспективности вашей затеи под названием "Потемкинские деревни" и оставленных теми же благородными коми, сбежавшими в города, своих стариков-родителей?
            • Олег Мешков
              10 марта 2015 г., 12:53:52
              Ответить
              если вас веселит нынешнее состояние деревень, то меня огорчает....
              и если у вас нет уважения к этим людям, то мне его в вас не воспитать...
              • eheh
                10 марта 2015 г., 13:00:40
                Ответить
                Воспитайте уважение к "этим людям" у тех, кто их оставил там. И не лезьте со своими нравоучениями и пустыми благостными предложениями, которые должны, очевидно, финансироваться не из вашего кармана. Адъю, мечтатель.
                • Олег Мешкеов
                  10 марта 2015 г., 13:24:18
                  Ответить
                  да, некоторые ( eheh ) строят из себя практика, знатого всего и высшего учителя....
                  но им почему то не хватает способности запомнить ник, под которым они давали свой предыдущий комментарий....
  • парe тройкe
    10 марта 2015 г., 11:55:36
    Ответить
    Любовъ к коми за уголовную статью? Оригинально.

    А не поумерить ли вам, коми, свою ни на чем не основанную гордыню?
    Кто вы такие? Что вы сделали, что вы сейчас из себя представляете?

    Вас можно изучать только лишь как инфузорию под стеклышком.

    Бухтя про уважение себе, он между делом пнул целую страну (что название Украина коми-полиглот все не освоит?) и ничтоже сумняшеся продолжил дальше гундосить про уважение к себе любимому. Меж тем, уж что бы там ни было на Украине, а культуры, литературы и истории там в разы поболе будет, чем может похвастать убогий коми.
    • опять
      10 марта 2015 г., 12:02:00
      Ответить
      пошли оскорбления.коми уже и убогие.это просто ужас.а чего вы у себя не пригодились и приехали в коми?объясните.или тоже не захотели изучать свой язык?
      • где?
        10 марта 2015 г., 12:08:06
        Ответить
        где же вы оскорбления увидели в фактах? И кто ж вам приедет-то по собственной воле? У вас и глава из ссыльных.
      • Да никуда мы не приехали
        10 марта 2015 г., 12:31:26
        Ответить
        родились тут, и мама с папой - тоже.
        "К коми" приехали, это ж надо, сколько самомнения:)
        Ребята, уймитесь, вы никому не нужны. Что с языком, что без языка - бе разницы.
      • Да никуда мы не приехали
        10 марта 2015 г., 12:31:37
        Ответить
        родились тут, и мама с папой - тоже.
        "К коми" приехали, это ж надо, сколько самомнения:)
        Ребята, уймитесь, вы никому не нужны. Что с языком, что без языка - бе разницы.
        • Точно.
          10 марта 2015 г., 12:48:12
          Ответить
          Никому не нужны и это их бесит больше всего. И не нужен им никакой язык (даже самим не нужен), им нужно, чтобы о них говорили, изучали... )))

          Лучшее средство против моли (коми) будет просто их игнорировать. Не произносить вообще это слово коми. Сами исчезнут.
  • очень
    10 марта 2015 г., 11:59:16
    Ответить
    сильно в комментах чувствуется пренебрежение к коми другими национальностями.и не надо приукрашивать себя.раз есть такой закон,то от вас ничего не зависит.как ни оскорб**йте,а учить придется.
    • Олег Мешков
      10 марта 2015 г., 12:10:19
      Ответить
      так то бандеровские прихвостни...
      У них в укропии целое министерство ПР...идурков
      • И Мешков с симптомами географического идиотизма?
        10 марта 2015 г., 12:22:03
        Ответить
        И Мешков с симптомами географического идиотизма и одновременно тоже оскорбленный и униженный и винящий во всех бедах всемогущих хохлов? Как народ легко манипулируем. Скоро придется памятник заказывать жертвам телепропаганды.
        • !
          10 марта 2015 г., 12:25:39
          Ответить
          Неплохая идея о памятнике жертвам телепропаганды.)))
          Телепропаганда - оружие , направленное против здоровья российского народа.
          Кто со-финансирует , непример 1 канал ? Разве не "европа"??
          • -
            10 марта 2015 г., 12:29:46
            Ответить
            Человек, придавленный телевизором.
            А сверху европейские владельцы телевизионных каналов ))))))))))))
            Ведь и первый канал тоже финансируется из кармана европы .....
      • Олег Мешков
        10 марта 2015 г., 12:33:11
        Ответить
        на цитату "и винящий во всех бедах всемогущих хохлов"... Всё не так:
        1. надеюсь, что скоро бандеровские защитники подавятся от злобы
        2. А на их примере те, у кого в башке либеральная галиматья, возьмутся за ум....
        • дорогой дохтур мешкоф!
          10 марта 2015 г., 12:50:48
          Ответить
          Столько ненависти, как в российских "патриотах", вообще в манипулируемых россиянах - трудно поискать. Поэтому придержите диагноз для себя, дорогой дохтур мешкоф.
          • Олег Мешков
            10 марта 2015 г., 12:58:26
            Ответить
            Когда услышал из уст либероидов по поводу гибели Немцова, что виновата созданная в России обстановка неневисти, то долго смеялся над этими дурачками...
            Или они не слышат про расовые волнения в США, или не знают про еврейские проблемы во Франции...

            А диагноз вам дан - грантососы...
            • )
              10 марта 2015 г., 13:04:04
              Ответить
              О майн гот. Немцов, грантососы... По-нес-ло.
              Вам не сходить самому к тому дистанционнму дохтуру мешкову, чьи услуги вы тут завуалировано рекламировали только что?

              Сдайте деньги на памятник. Мы вас запишем на камне.
              • Олег Мешков
                10 марта 2015 г., 13:26:06
                Ответить
                ну, а вы то о чем?
                мною развивается тема, кто мешает коми языку (коми народу)....
    • закон в россии, что дышло, как известно, и абсолютно не обязателен к исполнению.
      10 марта 2015 г., 12:14:46
      Ответить
      Не льстите себе. Даже с изучением из-под палки никаких пламенных любителей коми словестности вы на выходе не получите. Просто никаких по-коми говорящих не получите. ПРичина проста: нет бытового общения, которое составляет основу любого языка, нет экономической и культурной жизни на этом языке, а вся наносная чушь из шольной программы выветрится за 2 месяца.
      Простой тест.
      Много людей говорит на иностранных языках даже сейчас? А ведь все их учили, годами и не только в школе. И в 90% - булки себе заказать в забегаловке не могут.
      • Я
        10 марта 2015 г., 12:20:29
        Ответить
        Все верно!!!
      • это
        10 марта 2015 г., 12:21:40
        Ответить
        в воркуте,может,нет.там в основном высланные.а в районах населения по-больше.там люди общаются на коми языке.почему их язык надо уничтожить.они такие люди,как и все остальные.россия большая.не хотите изучать,найдите место ,где кроме русского ничего больше не изучают.если вы башкир-изучайте башкирский в башкирии и т. д. это закон.а закон надо исполнять.во всех республиках этот закон исполняют без проблем.
        • Достали вы уже
          10 марта 2015 г., 12:49:50
          Ответить
          со своим "не хотите изучать - уезжайте". Не хотим. И скоро - не будем.
          Закон не запрещает мне говорить на родном русском языке на всей территории РФ:) А вам - на вашем родном языке.
          Вы никак не поймете одной простой вещи. Ваш язык умирает потому, что сами коми его не используют. Не хотят, не могут, не считают нужным - не знаю, вам виднее. Вы пройдите по Сыктывкару - много вы коми услышите?
          И то, что мои дети тратят время на изучение вашего родного языка - языку не поможет. Тем более так, как их учат.
          Коми язык могут спасти только сами коми. Вводя его в бытовой, экономической, научный оборот. Не смогут - значит, не смогут, умрет язык.
          • язык
            10 марта 2015 г., 12:59:35
            Ответить
            Верно. Надо брать пример с Финляндии.
            Где язык сохранился. И перенимать инструменты сохранения языка.
            • Так
              10 марта 2015 г., 13:06:54
              Ответить
              дело в том, что те, кому наверное надо - коми. А они ничего перенимать не хотят. Хотят чтобы опять за них все сделали:)
              У финнов совсем другая история. Финский - родной для большинства жителей страны, его не нужно сохранять. Но вот там умудряются еще и шведский поддерживать...
            • Надо брать пример с Финляндии.
              10 марта 2015 г., 13:07:37
              Ответить
              Надо!)
              В Финляндии, на которую так любят кивать коми, как с недавних пор русские на китайцев (хотя ни те, ни другие ни китайцам, ни финнам и в подметки не годятся и жизни той не знают), есть кое-что и помимо языка. Вот на этом кое-чем другом и строится строитсыя жизнь успешного народа, а не нытиков-попрошаек коми.
            • финны
              10 марта 2015 г., 13:54:57
              Ответить
              Финны создали независимое государство .
              И тем самым
              спасли свой язык.
              • Финнов
                10 марта 2015 г., 14:06:08
                Ответить
                все-таки 5.5 млн.
                Коми - 230 тысяч. О какой "независимости" вы тут буровите?
                • Русская республика на Украине
                  10 марта 2015 г., 14:30:23
                  Ответить
                  Ну в русской республике , созданной на Украине, русских тоже не миллионы , и что ? Создали же ?
                  • Вы ничего не путаете
                    10 марта 2015 г., 14:32:55
                    Ответить
                    именно "русскую"? Там все по нац. признаку?
                    Кстати, а что вам Украина покоя-то не дает? Майдана захотелось?
                  • Если вы про ДНР-ЛНР
                    10 марта 2015 г., 14:37:19
                    Ответить
                    то там народу раз в 10 больше, чем в коми в Коми:) И минимум в два раза больше, чем все население РК.
                    • но.
                      10 марта 2015 г., 14:51:41
                      Ответить
                      Но русских там меньшинство.
                      • Вас в Гугле забанили
                        10 марта 2015 г., 15:02:42
                        Ответить
                        что ли? Идите и смотрите, кого там большинство
                        • .
                          10 марта 2015 г., 15:08:54
                          Ответить
                          Только оттуда )))) Теперь твоя очередь...
          • Правильно
            10 марта 2015 г., 22:01:46
            Ответить
            Коми язык могут спасти только сами коми. Вводя его в бытовой, экономической, научный оборот.
            Пусть открывают курсы языков программирования на коми, или преподают химию на коми)))
    • Закон
      10 марта 2015 г., 12:33:03
      Ответить
      и поменять можно. И что тогда останетстя от "национальной самобытности" коми?
      • выходите с обращением
        10 марта 2015 г., 12:55:16
        Ответить
        и законно добивайтесь .но не надо никого оскорб***ь и унижать.ум и честность с порядочностью не зависят от национальности,а зависят от воспитания и желания учиться и просвещаться.
        • А кто вас оскорб**ет-то?
          10 марта 2015 г., 13:04:24
          Ответить
          Почему любое упоминание коми языка (кроме как восторженных рассказок о его нужности (кому?)) воспринимается некоторыми как оскорбление и унижение?
          Коми кто-то не дает развивать свой родной язык? Так ведь не развивают. А предпочитают обижаться и унижаться. Обиженным больше платят?
        • "желания учиться и просвещаться"
          10 марта 2015 г., 14:32:35
          Ответить
          вы очень трогрательны в своей наивности, но
          с каких пор коми язык = просвящение?
  • гость
    10 марта 2015 г., 12:05:15
    Ответить
    Оленя жалко(((
  • обращение к бнк
    10 марта 2015 г., 12:16:42
    Ответить
    просьба не выставлять темы,которые сеют национальную рознь.РК,как и Россия многонациональна.судя по комментам людей можно довести до майдана.то ли это укропы троллят,то ли кто ,не знаю.уши вянут читать комменты.в украине уже украинцы-нацики почти всех русских уничтожили.
  • Электорат
    10 марта 2015 г., 12:46:45
    Ответить
    Есть в Коми существо- на "Коми язычник" откликается, хотя не является ни тем, ни другим.
    Это животное Гадит везде, где заметит слово РПЦ, русский, коми...
    Занимается оно ЭТИМ года 2-3.
    Скорее всего- поймал спонсирование с Украины- там майданы закончились, и их кураторы переключились на Россию... А тут пархатый зильбердог с Ко...
    • да,это правда.
      10 марта 2015 г., 12:52:56
      Ответить
      нехороший человек.лбами всех сталкивает.явно оппозиционер.
    • Читатель
      10 марта 2015 г., 12:53:00
      Ответить
      В Коми интернете есть собачка с кличкой "электорат",
      которая гавкает на всех, чьё мнение отличается от его мнения ))))))))))
      • а есть
        10 марта 2015 г., 13:00:19
        Ответить
        еще под ником"читатель",который тоже осуждает тех,которые имеют другое мнение,в отличие от него.
    • Между прочим
      10 марта 2015 г., 12:55:32
      Ответить
      Не трогайте РПЦ.РПЦ поддерживает малые языки.
      • ?
        10 марта 2015 г., 13:00:12
        Ответить
        А как поддерживает ?
        • Электорат
          10 марта 2015 г., 13:06:39
          Ответить
          Попробуйте поискать информацию, как цивилизованные европейцы обращались с КОРЕННЫМИ жителями южной, северной америки... Африки... Много ли там осталось КОРЕННЫХ жителей?!

          Много ли там построили атомных электростанций, дорог, заводов, школ, больниц?!!!
          • .
            10 марта 2015 г., 13:58:03
            Ответить
            Что вы все тащите для примера несчастную америку ?
            Зачем вы все равняетесь на несчастную америку ?
            ........
            Электростанции , дороги, заводы, школы ..... в России строили разные народы России..В их числе были и еврейский народ ,татарский, карельский, русский, коми, удмурты , вепсы ,....
            • Электорат
              10 марта 2015 г., 21:26:20
              Ответить
              Да не вопрос!

              Только почему во всех проблемах русские- москали виноваты?! Даже голодомор они устроили (хотя Джугашвили при власти был)?
      • рпц
        10 марта 2015 г., 13:02:13
        Ответить
        поддерживает все народы России.поэтому и РПЦ-русская православная церковь.
        • на мой взгляд
          10 марта 2015 г., 13:59:52
          Ответить
          Нет . Не поддерживает.
          Службы ведет только на церковном языке. Патриарх разговаривает со своей паствой только на русском.
          • вы
            10 марта 2015 г., 15:15:17
            Ответить
            один коми язык не можете усвоить,а патриарх должен знать все языки страны?
            • Р
              10 марта 2015 г., 17:31:23
              Ответить
              Папа Римский говорит на многих языках . Чем Патриарх хуже ? Вы считаете, что он не способный или глупый ??? Тоже может выучить Патриарх пару другую российских языков.
    • Электорату
      10 марта 2015 г., 14:54:43
      Ответить
      Электорат, зачем вы разжигаете межрелигиозную рознь ?
      Не надо так плохо о язычниках . И язычники имеют такие же права в России , как и христиане, иудеи, мусульмане.....
      • Электорат
        10 марта 2015 г., 21:27:44
        Ответить
        Извиняюсь - ты даун? Если нет- найди факт "разжигания"
  • коми
    10 марта 2015 г., 14:14:26
    Ответить
    Поддерживаю коми в том что русским пора задуматься нужны ли они на коми земле? Мы ощущаем на себе санкции а виноваты в этом русские, коми тут вообще не приделах.
    • Артур
      10 марта 2015 г., 14:37:50
      Ответить
      Какие именно "санкции" ты ощущаешь, бэ-до-лага? Развивай свой язык - кто тебе мешает??
      • РФ
        11 марта 2015 г., 10:50:58
        Ответить
        Некоторые коми - как дети малые, все плачут, что их кто-то обижает! Смешные они...
        • РФ-у
          11 марта 2015 г., 10:55:14
          Ответить
          Только наши могут опускаться до таких реплик
          • РФ
            11 марта 2015 г., 15:38:59
            Ответить
            Сказали же: "некоторые"! А плакальщики обидчивые - тут как тут...