14:56, 09.03.2015 / ОБЩЕСТВО

Из блогов БНК: «Староверы на Печоре»

В своем блоге на БНК Николай Лудников продолжает рассказывать об истории староверов на Печоре. По словам автора, чтобы осмыслить масштаб и причины переселения на среднюю и нижнюю Печору наших предков, необходимо знать предпосылки этой миграции. В своих публикациях Лудников знакомил с происходившими на Руси событиями в XVII веке. На это раз он решил вернуться в своем повествовании на несколько столетий назад, в далекий 15-й век.

rodnaya-Pechora_preview_610.jpg

Фото из блога Николая Лудникова

«Поскольку раскол русского общества в XVII веке, который именуют «Никоновским» и который заставил огромные массы верующего населения сорваться со своих родных мест и искать счастья в краях суровых и неведомых, обусловлен был двумя веками раньше, когда император Иоанн VIII Палеолог, константинопольский патриарх Иосиф, уполномоченные от восточных патриархов и несколько греческих епископов, а также русский митрополит Исидор, грек по национальности, и суздальский епископ Авраамий подписали с папой Евгением IV Ферраро-Флорентийскую Унию.

Политическое положение Византийской империи, начиная с 12 века, было крайне тяжелым. Рассчитывая при содействии пап защитить империю от многочисленных врагов, Византия искала союза с Римом. Поэтому в 15 веке греческий император Иоанн Палеолог решил под предлогом соединения церквей подчинить Греко-Восточную Церковь папе и за это получить помощь от западных государей. Папа согласился на предложение императора. Решено было провести Вселенский собор, на котором и рассмотреть вопрос объединения.

8 октября 1438 года папа по соглашению с императором открыл Собор.

Вот как рассказывает о тех событиях святитель Марк Ефесский: «…Затем начались речи о примирении и компромиссе, и некто из наших сказал, что хорошо облобызать мир и достичь святого согласия между нами, так, чтобы и не являлось, что Западные Отцы находятся в противоречии с Восточными; и уже некто начал философствовать о том, что «чрез» у наших учителей является равнозначным «от» («из»), и что оно («чрез») делает Сына Виновником Духа. Таким образом, постепенно возникло латинствование, а затем начали работать над способом заключения Унии… Император обратился с речью к своим грекам, призывая их немедленно заключить Унию… Закончил он свое выступление следующими словами: «Всякий, кто препятствует заключению этой святой Унии, является более дурным предателем, чем Иуда»».

Однако не сразу патриарх и иерархи пошли на компромисс и открытое предательство. Видя, что Уния может провалиться, император предпринял иной шаг. Он через посредничество Исидора Киевского, человека, наиболее приемлемого для латинян и наиболее беспринципного в отношении Православия, запросил папу, что греки получат, если Уния будет заключена. Вопрос был поставлен прямо - папе предлагалось купить Православную Церковь. Это был страшный момент в истории Православной Церкви, страшный своим цинизмом и кощунством. Невольно его сравниваешь с предательством Иуды, когда он пришел и обратился к синедриону, говоря: «Что ми хощете дати, и аз предам вам Его» (Мф. 26, 15).

Третьего июня 1439 года греки собрались для окончательного голосования. Каждому участнику предлагалось представить свое письменное заявление о своей вере. Первым выступил Патриарх, который заявил, что он не намерен изменять или оставить переданный Отцами догмат, но поскольку латиняне, не от себя, а на основании Священного Писания показали, что Дух Святый исходит также и через Сына, и это «через» делает Сына Виновником Святого Духа, то он заключает с ними Унию и общение. После него греки заявили, что они принимают догмат об исхождении Святаго Духа от Отца и Сына, как от одного Начала и от одного естества, и, что это исхождение является одним единым действием.

Святой Марк Ефесский, Антоний Ираклийский и еще два епископа отказались дать согласие на такое мнение. Святой Марк, однако, был единственным, который решительно выступил в тот час, когда рушились устои православного догмата об исхождении Святого Духа.

Несмотря на страшное давление и угрозы, святитель остался непоколебим. Патриарх имел беседу с Марком Ефесским, умоляя его подписать Унию, однако тот не допускал никакого компромисса. Свою мысль о невозможности чего-то среднего он выразил так: «Может ли быть нечто среднее между истиной и ложью, отрицанием и утверждением, светом и тьмой; и, хотя между светом и тьмой может быть найдено нечто среднее, именуемое – сумерки, однако между истиной и ложью не может быть найдено ничего среднего». Впоследствии святой Марк писал Георгию Схоларию: «…Никогда, о человек, то, что относится к Церкви, не разрешается через компромиссы».

Принятие православными латинского догматического учения было началом бесславного поражения Православной делегации на Соборе во Флоренции. Говорится, что если кто сказал «а» - тот уже поневоле должен будет сказать и «б», и «в», и т.д. Когда 9 июня Император послал к Папе четырех митрополитов: Киевского, Никейского, Мителенского и Трапезунтского – самых больших сторонников Унии, папа им сказал следующее: «По милости Божией мы теперь в согласии по важнейшему догмату, но мы должны еще, дабы изъять всякое заблуждение, вместе исследовать вопросы относительно чистилища, примата, квасного или бесквасного хлеба и служения Литургии».

Сторонники Унии требовали, чтобы Марка принудили подписать Унию, но император не желал принимать крутых мер против святителя. Отсутствие подписи св. Марка было фатальным ударом для дела Унии, поскольку все подписи ничего не стоили в сравнении с одной единственной подписью – св. Марка Ефесского. Этот больной раком кишечника, смертельно изможденный человек, находящийся в опале у властей мира сего, был духовным вождем Православия и тем гигантом, который представлял Православную Церковь, сильную – в немощи, богатую - в убожестве и непобедимую - в Божественной Истине.

Отчетливее всего понял свое поражение папа Евгений IV, человек, несомненно, государственного ума. Сиропул рассказывает, что, когда папе Евгению IV его кардиналы с торжеством представили Акт Унии, подписанный греческими представителями, Папа спросил, подписал ли Марк Ефесский, и, не увидев его подписи, сказал: «Итак, мы ничего не сделали!».

Продолжение следует.
2370

Комментарии (47)

Добавить комментарий
  • 11
    09 марта 2015 г., 16:07:57
    Ответить
    Сколько еще будет таких лудниковских (киселевских) историй, заточенных под русский мир. Главная цель - доказать, что коми край - это исконные земли русских)))))
    • А
      09 марта 2015 г., 16:27:01
      Ответить
      ты чего межнациональную рознь разжигаешь,наши предки спокой вместе жили и помогали друг-другу...Тебе чего надо?
    • Чем докажешь?
      09 марта 2015 г., 17:03:41
      Ответить
      что коми край - это исконные земли русских)))))
      Какие документы есть у коми, что это "истинно" зырянские земли?
      Факты-в студию!
      • ))
        09 марта 2015 г., 17:10:41
        Ответить
        Засунь свои гэбисткие замашки себе в жэпу))) Бабу свою строй и допрашивай)
        • Понятно
          09 марта 2015 г., 21:10:36
          Ответить
          Никаких доказательств нет. Одни амбиции и фантазии))).
          Всегда эта земля была всех, только не коми.
          Нигде не нашел НИ ОДНОГО документа, что коми являются правопреемниками зырян.
          • Алексей.
            09 марта 2015 г., 21:43:32
            Ответить
            Архивы врага на тот момент уничтожались, тот же ИГИЛ, в другой обёртке. Всё что связано с другим восприятием мира уничтожалось, радикальный фундаментализм как никак. Да,добавлю. Коми это не правопреемники, это правообладатели на огромную территорию нашей планеты. Наши гены, наш язык, наша культура наполнили мир разнообразием.
            • !
              10 марта 2015 г., 1:32:21
              Ответить
              Верно !:)
              Отправлено из мобильной версии
            • Имя
              10 марта 2015 г., 22:05:45
              Ответить
              Наши гены, наш язык, наша культура наполнили мир разнообразием.
              Огорчу вас. Даже в России численность коми-статистическая погрешность от общего числа населения))). Даже не упоминаю о какой нибудь Индии, или Китае))).
              Поржал в голос).
  • 111
    09 марта 2015 г., 16:12:19
    Ответить
    хохлы всегда продажными были
  • Гнобили как могли
    09 марта 2015 г., 16:35:48
    Ответить
    Еще в конце 19 века старовер не имел право передавать имущество по наследству. Государство забирало себе. Так как православная церковь была государственной структурой и подчинялась госчиновнику обер прокурору.
    • коми язык
      09 марта 2015 г., 18:01:34
      Ответить
      главное
      коми морт изучай
      • в сша все изучают яэыы туземцев
        09 марта 2015 г., 18:10:30
        Ответить
        вот где демоераьтия
        Комментарий и туземцы коми в сша очень доаольны. деньги даьют ижемцы ботитесь как туземцы
        • поучись у гебельса
          09 марта 2015 г., 18:14:02
          Ответить
          кака упроавлть стадом
          элем елементарные вещи а та все николаевава
  • парма
    09 марта 2015 г., 18:21:09
    Ответить
    Шонъян ыджыд мам тай вӧлі шулая, мый быдсяма йӧз тай свет вылас олӧны. Мед гижӧны, мый кӧсйӧны. ми тай асьным тӧдам да радейтам ай муӧс. Миянлысь веж пармасӧ мича юяс- тыяснас некод на оз вермы миян сьӧломысь гусявнысӧ
    • горожанин
      09 марта 2015 г., 19:32:21
      Ответить
      в тему
      Давайте по-русски,а?) Прочитал статью...поражаюсь ...какой фигней страдали люди))) Хотя на кону была все та же власть...
      Отправлено из мобильной версии
    • 123
      09 марта 2015 г., 20:07:38
      Ответить
      Рочен гиж. На Печору, во всяком случае нижнюю, русские пришли намного раньше коми. Пустозёрск был образован в 1499 году. Официально Усть-Цильма в 1542?, Ижма- 1567. Староверами в нынешнем понимании тогда были все, все крестились двумя перстами.
      • Алексей.
        09 марта 2015 г., 20:28:26
        Ответить
        "Следующий, ставший наиболее масштабным, поход русских войск на Югру был предпринят в 1499—1500 годах. Всего в этой экспедиции приняло участие, согласно архивным данным, 4041 человек, разделённых на три отряда. Командовали ими московские воеводы: князь Семён Курбский (командуя одним из отрядов, он одновременно являлся и начальником всего похода), князь Пётр Ушатый и Василий Гаврилов Бражник. В ходе этого похода были покорены различные местные племена, а в состав Московского государства вошли бассейны Печоры и верхней Вычегды. Интересно, что сведения об этом походе, полученные С. Герберштейном от князя Семёна Курбского, были включены им в его «Записки о Московии». На земли, подчинённые в ходе этих экспедиций, была наложена дань пушниной." Оккупация однако.
      • Ты - это озеро.
        10 марта 2015 г., 1:36:51
        Ответить
        Слово пустозерск произошло от коми "пусТы". Ты - озеро.
        Вот и получилось - ПусТы - озеро.
        Так что здесь уже были коми и коми названия.
        Отправлено из мобильной версии
        • 123
          10 марта 2015 г., 7:49:31
          Ответить
          А что такое Пус? Полевой узел связи на берегу озера? А как быть с другим значением слова ты- лёгкое? С деревней Пустыня в Ижемском районе? Не надо заниматься задорновщиной. Посмотрите хотя бы педивикию. Топонимический словарь Афанасьева тоже неплох.
          • :)
            10 марта 2015 г., 10:18:46
            Ответить
            Задорнов не знает ни одного финугорского языка. Скорее всего даже не слышал о них , как и большинство русских в России :))))))))
            Русские думают, что на севере - "арийские клады". :))))?
            Отправлено из мобильной версии
            • 123
              10 марта 2015 г., 10:57:07
              Ответить
              Имеются ввиду "лингвистические" изыскания Задорнова по русскому языку. Он такие перлы высказывает. Я сначала думал стеб, да не , на полном серьёзе. Задорновщина из того же ряда, что фоменковщина.
              Освоение нижней Печоры шло с севера русскими и с юга коми. Заметьте, в Усть-Цилемском районе нет ни одного населённого пункта, основанного и населённого коми.
      • Итак
        10 марта 2015 г., 1:38:34
        Ответить
        Усть - Цильма. Произошла от коми слова "ЧильМа". Так что здесь до прихода русских были коми и коми язык :)
        Отправлено из мобильной версии
        • 123
          10 марта 2015 г., 7:56:45
          Ответить
          Чильма-русское слово заимствованное из прибалтийско-финских языков но никак не из коми.
          • Еще раз
            10 марта 2015 г., 10:10:23
            Ответить
            Коми и есть финский. Но никак не русский. И русский никак не есть финский .
            Отправлено из мобильной версии
          • Чиль-Ма
            10 марта 2015 г., 10:11:44
            Ответить
            Чиль-Ма - это финугор ское слово. Коми слово.
            Отправлено из мобильной версии
            • 123
              10 марта 2015 г., 11:05:01
              Ответить
              Афанасьев А.П.
              Цильма – Чильма, Чилим, р., лев. приток р. Печора; Усть-Цилемский р-н. Диал. рус. чильма «безлесное, топкое моховое болото», «глубокая яма (окно) на болоте с открытой поверхностью или затянутой мхом», «трясина», заимствовано из ф.-у. языков. Ср., фин зііша, кар., Шта,эст., зііш, морд., зеіше саам., баіше «глаз» и рус. географические термины-метафоры окно «открытая вода в зарастающем болоте», «углубление, яма в болоте», глаз «окно воды на болоте». Цильма (Чильма, Чилим) из приб.-фин., Бііша, саам, саіше или рус. чильма «(река), текущая) по топким болотам», «(река, берущая начало) из топких болот». Скорее всего, река получила свое название по заболоченному низкому водоразделу с многочисленными окнами между бассейнами рек Пеза и Цильма. Именно через эти окна (чильмы) проходил водно-волоковой путь, соединяющий реку Мезень с Печорой. И где здесь про коми?
              • 48
                10 марта 2015 г., 12:15:53
                Ответить
                Ни к тем, ни к другим не отношусь, но правды для хочу дополнить. Волок с Пезы на Цильму проходит через приток Пезы реку Рочуга. Так что Коми гидронимы существовали тут давно... да и Цилемское Рочево, что как мы понимаем- русское" было дано явно не русскими.
                • 123
                  10 марта 2015 г., 13:32:28
                  Ответить
                  "В действительности всё было не так, как на самом деле."
                  Просто надоел весь этот с..ч. Типа: вас здесь не стояло, да я первый был, а я вообще с ночи занимал.
                  • ?
                    10 марта 2015 г., 14:19:35
                    Ответить
                    т.е. аргументов больше нет ?
                  • 48
                    10 марта 2015 г., 14:48:17
                    Ответить
                    "Вас тут не стояло" можно запросто отнести и к зырянам. Коми сами пришли на эту землю, хотя и задолго до русских. Тенденция такова, что видимо скоро мы услышим более веский аргумент- "Я Чудь и это все наше..., а вот вас тут действительно не стояло.." ;) Хватает чудаков...
                    • 123
                      10 марта 2015 г., 20:13:31
                      Ответить
                      Все мы сюда откуда то пришли. И вообще, прародина человечества - Африка:-) Ненцы наверное раньше были, ханты, та же чудь. У Иванова хорошая книга есть Сердце Пармы. Там правда 15 век описывается, через 100 лет после Степана Храпа, вОйны Вымских князей с лесными хантами.
            • 123
              10 марта 2015 г., 11:15:56
              Ответить
              И ещё. Не говорят же про слово предположим польского происхождения, что оно русское потому, что языки славянские.
              • получается
                10 марта 2015 г., 14:18:45
                Ответить
                Да. Значит все таки первыми были финоугры.
                • 123
                  10 марта 2015 г., 20:17:13
                  Ответить
                  Слово то финноукрское, но пришло с русскими.
                  • 123
                    10 марта 2015 г., 20:18:10
                    Ответить
                    финноугорское
  • Нашествие
    09 марта 2015 г., 21:06:50
    Ответить
    От нашествия ортодоксов пришедших со средиземного моря и севера африки страдала не только коми и русь
    Пострадала вся европа.
    Староверы, это настоящие ПРАВО СЛАВНЫЕ, потому и были изгнанны византийцем НИКОНОМ, что не смогли стерпеть геноцида Руси.
    Зыряне на печоре были за долго до староверов, но тем не менее приютили беглых и помогали обустроиться.
    Набеги византийского (московского) казачья конечно же продолжались вплоть до начала 20 века.

    Посмотрите на одеяния казаков и попов ортодоксов и вы поймёте ОТКУДА пришла эта беда на РУСЬ и ЮГРУ.

    Религия отрава для порабощённых народов.
    • 48
      10 марта 2015 г., 12:17:43
      Ответить
      Никон был мордвином...
  • 33
    09 марта 2015 г., 21:27:20
    Ответить
    религия не только опиум для народа,но и очень прибыльный бизнес
  • 11
    09 марта 2015 г., 21:53:59
    Ответить
    Агрессия против всех и вся и во что это выльется. В прибалтике русский мир планирует организовать очередной Домбос. Кто все это остановит?
    • Неужто
      10 марта 2015 г., 11:01:41
      Ответить
      Штирлиц материализовался?
      Кто с тобой панами-то делился? Маккейн, который считает,что "взятие Мариуполя откроет сепаратистам путь на Прибалтику"? Стратег, 6ля...
    • Шаркич
      10 марта 2015 г., 17:26:57
      Ответить
      Посему могу повторить давнишнее предупреждение обычным российским юзерам. Старайтесь не общаться в ЖЖ с украинцами. Во-первых, это неприятно – люди лают по-собачьи, поют сектантские гимны, марают русский язык ректальными обмылками мовы, и хамят, хамят, хамят. Главное же нет там ума и смысла даже на грош, даже на уровне «рассудительности» прилежного второклашки. Только «обырвалг», «ещё парочку», «отмодерировано». Это люди КОНЧЕННЫЕ (ц).
  • Познавательная заметка
    09 марта 2015 г., 23:09:05
    Ответить
    интересные комментарии. Хотелось бы ещё узнать про быт нынешних староверов.
  • Облик
    10 марта 2015 г., 5:36:44
    Ответить
    Православные Московского патриархата заживо сжигали вместе с домами за инакомыслие. Не щадили православные тех, кто соблюдал старую православную веру... Звериный облик московского патриархата...
    • Шаркич
      10 марта 2015 г., 17:24:59
      Ответить
      Старовры сами сжигались превосходно, как раз вместе с домами.
  • Анатолий
    10 марта 2015 г., 17:20:01
    Ответить
    Религия
    А в чем же все таки разница между РПЦ и староверами. Знаю, что у староверов в Кирове огромные сходы каждым летом проходят со всей страны.
  • живу я здесь
    10 марта 2015 г., 19:31:59
    Ответить
    К чему потрясать устоявшемуся
    Надо бы уважительно поспрашивать у самих старообрядческих общин, если они соблаговолят ответить. А та на всё воля Божья.
    • 11
      10 марта 2015 г., 20:19:47
      Ответить
      "Торжество Древлеправославия на Поморском Севере"
      http://protopop-avvakum.ru/2012-08-26/

      А почему бы не спросить?