РСЯ лента топ
12:25, 13.02.2015 / ПРАВО

Главреды республиканских СМИ написали письмо председателю Верховного суда Коми

«В судах Республики Коми журналистам все сложнее освещать процессы. Особенно тяжело работать фоторепортерам и операторам, особо трудно снимать судебные заседания, на которых судьи рассматривают коррупционные дела. Для судов и, в частности, судей Верховного суда РК вошло в практику: полное наложение запрета на съемку – без разницы – фото или видео». Так начинается письмо главных редакторов республиканских СМИ председателю Верховного суда Коми Вячеславу Александровичу Шишкину.

RET_9988.jpg

Фото Андрея Ретанова

БНК приводит текст письма полностью:

«Председателю Верховного суда Республики Коми Вячеславу Александровичу Шишкину

В судах Республики Коми журналистам все сложнее освещать процессы. Особенно тяжело работать фоторепортерам и операторам, особо трудно снимать судебные заседания, на которых судьи рассматривают коррупционные дела. Для судов и, в частности, судей Верховного суда РК вошло в практику: полное наложение запрета на съемку – без разницы – фото или видео.

Мы с уважением относимся к судьям и лицам, обеспечивающим их работу, - к представителям третьей власти в Российском государстве. И журналисты наших изданий являются законопослушными гражданами: если судья запрещает фиксировать его работу, фотокорреспонденты и телеоператоры покидают зал заседаний. Однако наши читатели и зрители желают получать из судов республики полноценный фото- и видеоряд. До последнего времени мы вынуждены были находить законный способ визуализации материалов из судов. Проще говоря, журналисты подолгу, порой часами ожидают перерыва в судебных заседаниях, чтобы поймать в кадр обвиняемых в резонансных преступлениях.

Что говорит Закон? В соответствии с ч.7 ст.10 ГПК РФ лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства. Фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и телевидению допускаются с разрешения суда.

Согласно п.18 Постановления Пленума Верховного суда от 15.06.10г. №16 "О практике применения судами Закона РФ "О средствах массовой информации", фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и телевидению допускаются лишь с разрешения суда (судьи) (часть 7 статьи 10 ГПК РФ, часть 3 статьи 24.3 КоАП РФ, часть 5 статьи 241 УПК РФ), представитель средства массовой информации, присутствующий в открытом судебном заседании, в целях получения соответствующего разрешения обязан поставить в известность суд (судью) о своем намерении произвести кино- и (или) фотосъемку, видеозапись, трансляцию судебного заседания по радио или телевидению.

При решении вопроса о возможности и о порядке проведения кино- и (или) фотосъемки, видеозаписи, трансляции судебного заседания по радио и телевидению суду (судье) следует исходить из соответствующих процессуальных норм (часть 7 статьи 10, часть 5 статьи 158 ГПК РФ, часть 3 статьи 24.3 КоАП РФ, часть 5 статьи 241 УПК РФ), а также из необходимости обеспечения баланса права каждого на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом (часть 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации, статья 1 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации") и права каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (статья 23 Конституции Российской Федерации), на охрану своего изображения (статья 152.1 ГК РФ).

Аналогичная правовая позиция отражена в п.13 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 13.12.2012г. №35 "Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов" «Фотосъемка, видеозапись, киносъемка, а также трансляция по радио и (или) телевидению хода судебного разбирательства могут осуществляться исключительно с разрешения суда (часть 7 статьи 10 ГПК РФ, часть 3 статьи 24.3 КоАП РФ, часть 5 статьи 241 УПК РФ). В таком же порядке допускается осуществление видеотрансляции хода судебного разбирательства в сети Интернет.

Между тем, в соответствии с пунктами 14,15 вышеуказанного постановления Пленума Верховного суда РФ от 13.12.2012г. №35, лица, присутствующие в открытом судебном заседании, но не являющиеся участниками процесса, представители редакций средств массовой информации (журналисты), желающие осуществлять фотосъемку, видеозапись, киносъемку, трансляцию хода открытого судебного разбирательства, должны обратиться к суду с соответствующей просьбой (заявлением). Такая просьба отражается в протоколе судебного заседания, если он ведется судом, и подлежит обязательному рассмотрению судом с учетом мнения участников процесса.

При принятии решения о допустимости осуществления фотосъемки, видеозаписи, киносъемки, трансляции хода открытого судебного разбирательства суду следует исходить из того, что такая фиксация возможна по любому делу, за исключением случаев, когда она может привести к нарушению прав и законных интересов участников процесса, в том числе права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, содержащих сведения личного характера (статья 23 и часть 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации, часть 7 статьи 10 ГПК РФ, часть 3 статьи 24.3 КоАП РФ, часть 5 статьи 241 УПК РФ). Если суд придет к выводу, что фотосъемка, видеозапись, киносъемка, трансляция хода открытого судебного разбирательства не приведут к нарушению прав и законных интересов участников процесса, то он не вправе их запретить только по причине субъективного и немотивированного нежелания участников процесса такой фиксации.

Решение суда об удовлетворении или об отказе в удовлетворении просьбы (заявления) об осуществлении лицами, присутствующими в открытом судебном заседании, но не являющимися участниками процесса, представителями редакций средств массовой информации (журналистами) фотосъемки, видеозаписи, киносъемки, трансляции хода открытого судебного разбирательства отражается в протоколе судебного заседания (пункт 7 части 2 статьи 229 ГПК РФ, пункт 7 части 3 статьи 259 УПК РФ). При этом отказ суда в удовлетворении просьбы (заявления) о такой фиксации указанными лицами должен быть мотивированным (пункт 5 части 1 статьи 225 ГПК РФ, часть 4 статьи 7 УПК РФ)

Мы уже привыкли к тому, что журналистам республики при освещении резонансных процессов коррупционной направленности в лучшем случае дают пару минут на протокольную съемку, однако является ли такое ограничение законным? Как правило, судьи, которые давно отгородились от представляемого журналистами гражданского общества мнимыми и удобными причинами типа «у меня маленький кабинет», «вы будете мешать мне своими объективами», «подсудимые не хотят, чтобы их снимали» просят фотографов и операторов покинуть зал заседаний. Но соотносятся ли такие действия с позицией, изложенной в постановлении Пленума Верховного суда РФ, по поводу того, что решение об отказе журналисту в произведении фото- видеосъемки судебного заседания должно быть мотивировано объективными причинами?

В январе в частной беседе с помощником Верховного суда РК Алексеем Васильевичем Голосовым одному из наших коллег было доведено, что согласно постановлению Пленума Верховного суда РФ у журналистов есть веские причины снимать судебные заседания. На деле все обстоит иначе: практически ежедневно сотрудники службы судебных приставов и конвоя запрещают даже расчехлять аппаратуру в коридорах Верховного суда Республики Коми и судах городов и районов. И призывы о помощи к чиновнику, который от имени председателя Верховного суда контактирует с журналистами, успеха не имеют, на правах хозяина положения он встает на сторону судебных приставов.

В связи с этим мы просим председателя Верховного суда Республики Коми разъяснить нам порядок работы в судах журналистов. И дать пояснение: почему в судах Коми в ежедневном режиме мы сталкиваемся с одними и теми же проблемами – проявлением неуважения к журналистам и в нашем лице – нашим читателям. И почему освещать коррупционные процессы в нашей республике с каждым днем становится все сложнее? Последний тому пример – заседание аппеляционной коллегии Верховного суда Республики Коми по делу бывшего руководителя администрации села Койгородок Ивана Трифонова в минувший вторник, когда сотрудник службы конвоя и судебный пристав еще до захода в зал заседания в коридоре запретили снимать осужденного.

Главный редактор информационного агентства «Комиинформ» Татьяна Галингер

Главный редактор информационного агентства БНК Елена Красильникова

Главный редактор газеты «Республика» Алексей Лазарев

Главный редактор газеты «Красное знамя Севера» Дарья Шучалина

Главный редактор газеты «Трибуна» Владимир Сумароков

Директор ГТРК «Коми гор» Наталья Линкова

Председатель Союза журналистов Республики Коми Эдуард Пименов

Главный редактор газеты «Аргументы и факты Коми» Елена Баякина

Главный редактор газеты «Комсомольская правда Коми» Дарья Майорова

Главный редактор портала «7x7» Максим Поляков

Главный редактор ньюс-рума «Pro Город Сыктывкар» Светлана Иевлева

Главный редактор газет «Панорама столицы» и «Моя Эжва» Александра Бушуева».

4033

Комментарии (23)

Добавить комментарий
  • 123
    13 февр. 2015 г., 12:49:40
    Ответить
    Потому что суды - это власть.
    А власть всегда не публична. Ей всегда есть что прятать.
  • Шишкин
    13 февр. 2015 г., 12:49:44
    Ответить
    Суды
    И правильно делают, полностью поддерживаю. Вот когда Вы научитесь объективно и правдиво подавать информацию, а не по заказу определенных лиц, вот тогда и обращайтесь. Хотя, думаю тогда и проблем с судами не будет!
    • читатель
      13 февр. 2015 г., 13:46:18
      Ответить
      Абсолютнг в точку!
    • Видеозапись не объективна?
      13 февр. 2015 г., 17:03:01
      Ответить
      По мне, так как раз наоборот - без фото и видео легче исказить информацию и всё перепутать.
  • Ксения
    13 февр. 2015 г., 12:58:13
    Ответить
    Главный редактор портала «7x7» Максим Поляков
    Этих на пушечный выстрел подпускать нельзя! Всё переиначат!
  • Самбади
    13 февр. 2015 г., 13:11:28
    Ответить
    Налицо
    четкое непонимание судами функций СМИ: их до сих пор рассматривают как назойливое насекомое, которое мешается в процессе. Большинство членов судейского корпуса не понимает выгод от сотрудничества с журналистами, в том числе от лучшего понимания людьми судебной работы.
    Тот же процесс по бухгалтеру Билайна комментировался людьми крайне негативно не потому, что суд грубо нарушил закон, но ИМХО потому, что читатели просто не поняли (а работники пресс-служб суда не разъяснили) мотивы принятия такого решения.
    Да, журналисты перевирают; ну так проводите работу по разъяснению что и как

    Просто закрыться в своей судейской келье и как принтер шлепать приговоры несложно. Информационная закрытость - не самая лучшая политика для судов, по моему мнению
  • Лёля
    13 февр. 2015 г., 13:11:43
    Ответить
    Людям порно качественного не хватает, а они в суд лезут.
  • Житель
    13 февр. 2015 г., 13:25:51
    Ответить
    Суда народного боятся.
  • Анатолий
    13 февр. 2015 г., 14:15:40
    Ответить
    А зачем.
    Решения же все равно публикуют. Т. е. до сведения граждан доводятся.Мне допустим было бы неприятно, когда я в качестве свидетеля на суде, и меня снимают на камеру.
    • Юрист
      13 февр. 2015 г., 21:47:15
      Ответить
      Ваше утверждение верно лишь для одной ветви судебной системы - системы арбитражных судов (все судебные акты публикуются оперативно, в полном объеме и без всяких изъятий). В судах общей юрисдикции (в том числе в нашем любимом Верховном суде Коми) дай бог судебный акт на сайте появится через месяц, но половина так и не удостоится чести быть опубликованными, а та часть судебных актов, которая все же публикуется, публикуется с таким большим числом изъятий, что зачастую фактуру дела понять не представляется возможным.
      • Анатолий
        15 февр. 2015 г., 13:24:44
        Ответить
        Неисполнительность
        К сожалению это простая халатность "обслуги" суда- то что не сразу публикуют или публикуют некачественно. Согласен, что сам факт освещения решений судов сторонними лицами- СМИ к примеру приведет систему в порядок.
  • Шишкин
    13 февр. 2015 г., 15:00:56
    Ответить
    Кака-сяка фамилья - ШИШКИН? То ли высоко висит, то ли часто падает?
  • вертер
    13 февр. 2015 г., 15:08:50
    Ответить
    Тогда и не плачьте, почему о процессе ничего не говорят в новостях, ничего не показывают. В коридоре снимать нельзя! Абсурд!
  • вертер
    13 февр. 2015 г., 15:11:05
    Ответить
    Это только у нас в Коми. Посмотрите центральные каналы , снимают везде и в коридоре и возле суда. А у нас?
  • Александр Щиголев
    13 февр. 2015 г., 15:13:41
    Ответить
    Кто дал указание ограничивать прессу, тому и жалуются ребята. Вот наивные!!!
    .
    При Шишкине у нас создано такое правосудие, которое напоминает клановую структуру. Подавляющее число мантий раздаётся исключительно своим, то есть по принципу родственно-половых связей. Почти каждый новоиспечённый судья чей то родственник, супруг, любовник(ца) или ещё какая форма протежирования высокопоставленных особ.
    А любая клановая структура, как организация существующая не законно, огораживает себя от излишнего внимания. Ведь этот клан создавался вовсе не для того, что бы наши права более тщательно защищать....
    • вася
      13 февр. 2015 г., 15:21:41
      Ответить
      спасибо за правду-полностью правы.
  • когда уж журналисты
    13 февр. 2015 г., 16:37:42
    Ответить
    начнут уважать закон. Черным по белому сказано "на усмотрение судьи или суда". Что еще надо. Есть закон и не важно какой вы должны его уважать. А про "семерку" полностью согласен. Поляков еще тот журналист - говоришь одно выдает совсем другое. Его даже близко к суду подпускать нельзя.
    А теперь самое главное. Кому нужен наезд на Шишкина. С прокуратурой обломались - за суд взялись. Ох и доиграетесь - напорог вас пускать перестанут
    • закон есть закон
      13 февр. 2015 г., 18:13:27
      Ответить
      "на усмотрение судьи" - от чего это усмотрение зависит: от настроения или на чем-то должно основываться и мотивировано?
  • я
    13 февр. 2015 г., 20:26:30
    Ответить
    Деньги любят тишину
  • 123
    14 февр. 2015 г., 11:46:16
    Ответить
    Только у нас, в России,
    делается на усмотрение суда, а не на основании закона. Где ещё так.
  • журналист
    14 февр. 2015 г., 13:49:34
    Ответить
    НИЗЗЯ!..
    Вы фамилии-то почитайте "подписантов")))) кроме, пожалуй, Красильниковой и Сумарокова остальных вообще никуда пускать нельзя. Какой уж там суд! Работать, да, сложно. Но персоны журналистов уж совсем неадекватные....
    • согласен
      15 февр. 2015 г., 7:32:13
      Ответить
      Зачем журналиста в зал суда пускать? Человека неизвестно осудят или нет, а они его уже на весь свет с грязью мешают, и делают это избранное, по заказу. НЕЧЕГО ИМ ТАМ ДЕЛАТЬ!
      Отправлено из мобильной версии
  • журналист
    20 февр. 2015 г., 12:05:23
    Ответить
    закон
    Съемка судебного процесса проводится только с разрешения суда или судьи. Аудиозапись может вестись свободно, при этом даже не требуется уведомлять о ее ведении суд.

    Съемки вне процесса, а также копирования с помощью фотоаппарата судебных документов не запрещено. Обратите внимание "съемки вне судебного процесса". то есть в коридоре суда снимать РАЗРЕШЕНО. И НИКАКИХ письменных разрешений на это не требуется.Иногда судебные приставы запрещают проносить фотоаппараты в здание суда, ссылаясь на распоряжение председателя или установленные им правила. Этот запрет незаконен. Однако, он содержится в некоторых подзаконных актах судебных органов.
    необоснованные запреты, несомненно, направлены на воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов и могут квалифицироваться по статье 144 УК РФ.
    Часто судья устно отказывает в посещении корреспондентом судебного процесса, иногда – ссылается на необходимость разрешения председателя суда либо на внутренние правила об обязательной/временной аккредитации журналистов при нахождении в суде. И, практически никогда, на законную просьбу показать постановление о запрете СМИ присутствовать в зале суда, судьи ничего не отвечают. Ведь письменный акт суда во всех случаях нужно мотивировать. Иначе, подобные действия судьи – незаконны, так как ни один российский кодекс не выноситт вопрос о посещении журналистами судебного процесса с целью его освещения на усмотрение суда. Представителям СМИ при приглашении их в судебное заседание нужно четко знать свои права, а в спорных случаях – обратиться к судье за разъяснениями, объяснить (хотя ФЗ «О СМИ» и не обязывает этого делать) цель сбора материалов: выход сюжета/статьи/репортажа; время предполагаемого присутствия в суде: певрые полчаса, все заседание, весь процесс от начала до конца; заказать аккредитацию в суд; по итогам освещения судебного процесса направить вышедший материал в пресс-службу/суд/судье, рассматривавшему дело. Итак, согласно ст. 241 УПК РФ в судебном заседании по уголовному делу журналисты вправе присутствовать без ограничения судьи по делу или председателя суда за исключением случаев, когда в деле фигурирует государственная или иная тайна; рассматривается дело с участием лиц до 16 лет; о половых преступлениях; по требованию сторон для обеспечения их безопасности. При этом судья должен вынести постановление/определение о закрытом судебном процессе.
Архив