Сотрудникам органов по делам несовершеннолетних сильно усложнят жизнь
Сегодня Общественная палата Коми собрала представителей практически всех ведомств, так или иначе связанных с системой профилактики правонарушений в отношении несовершеннолетних. Анализируя причины трагедии в Эжве, где погибла двухлетняя девочка, все присутствующие согласились, что надзорные органы «проморгали» ребенка . В эпицентр дискуссии попала и проблема сожительства и «несерьезного» отношения к институту брака среди молодых пар.
Фото Николая Антоновского
Как отметила председатель Общественной палаты Галина Киселева, произошедшая с ребенком трагедия раскрыла главную проблему: системы профилактики в регионе работают неудовлетворительно, а все предпринимаемые меры, к сожалению, не дают никакого результата.
- Как нам предотвратить появление аналогичных ситуаций? – обратилась Киселева к участникам встречи.
Роман Койдан, отвечая на вопрос, подчеркнул, что никакие действия сейчас уже не вернут погибшую девочку, тем не менее, профильным ведомствам стоит направить свои усилия на профилактику подобных ситуаций в первую очередь.
- Таких ситуаций, когда правоохранительные органы не реагируют, достаточно много, и проблема сейчас принципиально не решается, - сказал Койдан. – Наработана практика привлечения к ответственности сотрудников, которые ненадлежащим образом выполняют свою работу, но, на мой взгляд, это лишь один механизм работы. Необходимо больше внимания уделять не поиску и наказанию виновных, а способам предотвращения таких трагических ситуаций. Все меры профилактики, применяемые сегодня, фактически не дают желаемого результата.
Койдан вспомнил жесточайшую ситуацию, произошедшую в прошлом году в Вуктыле, когда бывший сожитель матери убил двух девочек и попытался сжечь их останки.
- Ситуация аналогична: мужчина не находился в законных отношениях с матерью, - подчеркнул Койдан.
Обсуждая вопрос, чего же все-таки не хватает, чтобы система профилактики работала лучше, начальник отделения организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних регионального МВД Светлана Мельникова доложила, что в республике отсутствует система ранней профилактики семейного неблагополучия.
- Поверьте, мы много работы проделали, проанализировали свои ошибки и недоработки, - начала Мельникова. - Мы провели уже межведомственные рейды в Сысольском, в Койгородском, Прилузском и Сыктывдинском районах. Нашей целью были именно дети до семи лет. Мы выясняли, по каким причинам они не посещают дошкольные учреждения, как медицинские работники передают информацию в детские сады.
По словам Мельниковой, в этих районах ведутся списки детей, которые не посещают детские сады, но в этих списках совершенно нет информации о семьях группы риска.
- В Койгородском районе такой список был подготовлен только по указанию, и оказалось, что 135 детей не посещают детские сады, при этом ни один сотрудник, представляющий систему профилактики, не знает причины отсутствия малышей.
Мельникова сообщила, что сейчас в ведомстве готовится приказ, по которому . Также в ведомственном приказе появится новая категория – «сожители».
- Фактически, по требованию министра, мы обяжем проводить такую же работу с «сожителями», как и с законными представителями. Проблемы есть, мы проблемы видим и готовы с ними работать, - заключила Мельникова.
Член Общественной палаты Валентина Жиделева рассказала, что она сама когда-то принимала участие в подобных рейдах, после которых «по месяцу приходила в себя». По мнению Жиделевой, подобных горе-родителей нужно сразу лишать родительских прав.
- Может быть, есть возможность проводить работу по предупреждению появления детей в таких семьях? - обратилась Жиделева к участникам встречи. - Разве это нормально, что мы изымаем по четыре ребенка из одной семьи? Это результат нашего либерального отношения к подобным мамам и папам. Почему эти так называемые матери позволяют, чтобы их любовники, которых мы называем сожителями, мучили детей? Воспитать добропорядочных родителей – это слишком сложная задача.
Член Общественной палаты Мнацакан Никогосян, в свою очередь, отметил, что большинство семей становятся неблагополучными со временем, а не являются таковыми изначально.
- Нужно вести работу до того, как молодые люди становятся матерями и отцами, - начал Никогосян. - Те стандарты, которые мы принимаем на законодательном уровне, близки европейцам и американцам, но они абсолютно не подходят нашему менталитету. Честно говоря, все, что мы сейчас делаем – фикция. Как только что-то случается, мы начинаем активно работать, а после успокаиваемся, тем самым давая возможность появляться новым проблемам.
Мнацакан Никогосян акцентировал внимание на том, что есть семьи, которые становятся неблагополучными постепенно, и это вина государства, которое не дает возможности каждому работать и зарабатывать. Никогосян предложил начинать работать с такими семьями при подаче заявления в загс.
Директор Центра обеспечения деятельности министерства образования Коми Любовь Кимпицкая обратила внимание на бездействие депутатов, работающих в муниципалитетах.
- Участковые работают на семь-восемь поселений, и они не могут уследить за всеми, даже при большом желании, - убеждена Кимпицкая. – Еще одна проблема – бездействие и равнодушие соседей. Я, конечно, не приверженка западных методов и считаю, что в этом вопросе они немного перебарщивают. Однако лучше уж переборщить, чем отмалчиваться, как мы.
Кимпицкая добавила, что отличным стимулом для нерадивых родителей является материнский капитал. Некоторые из них и вовсе рожают только ради того, чтобы получить от государства деньги, называя своих чад «золотыми детьми».
Абсолютно все участники встречи сошлись во мнении, что всем сотрудникам, работающим с детьми, необходимо быть крайне внимательными, выяснять причины возникновения даже незначительных синяков и не бояться откровенных разговоров с родителями.
- Эту девочку мы все вместе проморгали, - сказала Любовь Кимпицкая. – Но, чтобы подобное не повторялось больше, необходимо вернуть прежние механизмы профилактики. Работники детских садов, к примеру, практически ничего не знают о своих подопечных. Почему, согласно статистике, в Коми дети из неблагополучных семей появляются только после 4-5 классов, а где они были до этого?
По мнению Кимпицкой, все сотрудники дошкольных учреждений должны быть более внимательны к детям. Особые претензии участники встречи направили в адрес работников системы здравоохранения. По мнению многих, врачи должны, начиная уже с женской консультации, вести учет потенциально неблагополучных семей и сигналить об этом в соответствующие ведомства. Более того, им стоит обращать внимание на каждые мелочи, включая неопрятный внешний вид маленьких детей, грязную одежду и так далее.
- Не всегда за 10-15 минут медицинский работник может объективно оценить ситуацию, - ответила на предложение представитель министерства здравоохранения Елена Помаскина. – Что касается работы в женской консультации, то вся информация собирается со слов женщины и не всегда оказывается правдивой. Зачастую правда открывается только после родов.
Также Помаскина обратила внимание на то, что сейчас в приоритете у государства и республики увеличение рождаемости, вне зависимости от социального статуса женщины. Более того, по словам Помаскиной, депутаты предлагают внести в законодательство изменения, по которым сожитель женщины, которая приняла решение прервать беременность, имеет решающее слово. Если он выступает против - беременность не прерывается.
Начальник Управления опеки и попечительства минтруда и социальной защиты Коми по Сыктывкару Наталья Мастракова заметила, что в Коми за последнее время возросло количество семейных споров.
- Сегодняшние молодые родители считают судебный способ решения семейных проблем нормальным. Понятие семьи трансформировалось, - сказала Мастракова. – Почему мы чаще обвиняем должностные лица, якобы только мы должны оберегать ребенка. При этом мы забываем о ближайшем окружении детей: бабушки, дедушки и другие родственники являются равноправными членами семьи, и на них тоже лежит ответственность.
Также Мастракова обратила внимание на то, что сотрудникам органов опеки сейчас крайне сложно работать, потому что нет четких критериев оценки безопасности ребенка.
- На сегодняшний день ситуация в Коми такова: специалисты не только не хотят работать в органах опеки, но и уходят отсюда. У нас катастрофически не хватает кадров, и мы не можем охватить дальние точки, - сказала Мастракова. - Четких критериев, по которым можно было бы понять, стоит ли забирать ребенка, нет. Этому не учат в университетах, это не прописано в законодательстве. По большому счету, мы работаем по наитию, руководствуясь своими личными ощущениями.
Мастракова предположила, что ситуация изменится, если внести изменения в законодательство.
В заключение сотрудник Управления опеки и попечительства добавила, что в случае с погибшей девочкой из Эжвинского района непосредственной угрозы жизни ребенка не было.
Комментарии (30)
Следом всегда идут новости о толстухе Дашке–бесперебойном источнике бреда, и ПалВалентиныче Шнурове– многоотраслевом универсале–болтуне
Сегодня план нарушен)
Или приказ странный или автор текста
Чуть ночь превратится в рассвет,
вижу каждый день я:
Кто в глав,
кто в ком,
кто в полит,
кто в просвет,
расходится народ в учрежденья.
Обдают дождем дела бумажные,
чуть войдешь в здание:
отобрав с полсотни —
самые важные! —
служащие расходятся на заседания.
Заявишься:
«Не могут ли аудиенцию дать?
Хожу со времени она».—
«Товарищ Иван Ваныч ушли заседать —
объединение Тео и Гукона».
Исколесишь сто лестниц.
Свет не мил.
Опять:
«Через час велели прийти вам.
Заседают:
покупка склянки чернил
Губкооперативом».
Через час:
ни секретаря,
ни секретарши нет —
голо!
Все до 22-х лет
на заседании комсомола.
Снова взбираюсь, глядя на ночь,
на верхний этаж семиэтажного дома.
«Пришел товарищ Иван Ваныч?» —
«На заседании
А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома».
Взъяренный,
на заседание
врываюсь лавиной,
дикие проклятья дорогой изрыгая.
И вижу:
сидят людей половины.
О дьявольщина!
Где же половина другая?
«Зарезали!
Убили!»
Мечусь, оря.
От страшной картины свихнулся разум.
И слышу
спокойнейший голосок секретаря:
«Оне на двух заседаниях сразу.
В день
заседаний на двадцать
надо поспеть нам.
Поневоле приходится раздвоиться.
До пояса здесь,
а остальное
там».
С волнения не уснешь.
Утро раннее.
Мечтой встречаю рассвет ранний:
«О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!»
1922