Создатели сыктывкарского арт-хауса «наступив в лужу, расшевелили целое болото»
В ЦДК «Октябрь» состоялось не рядовое для столицы Коми событие, вызвавшее небывалый «наплыв» творческих людей, - закрытый показ дебютного фильма сыктывкарского режиссера Игоря Нестерова «Кровин» в рамках проекта «Киносреда». По мнению зрителей, «наступив в лужу», авторам картины в то же время «удалось расшевелить целое болото».
«Приготовьтесь к тому, что этот не совсем обычный фильм может шокировать ваш слух и восприятие», - предупредила ведущая вечера, перед тем как погас свет. Арт-хаус по-сыктывкарски - это остросоциальное кино, насилие не на экране, но в головах, грязные дворы, казематы «малосемеек» и их обитатели, знакомые каждому «ребята с нашего двора». Фраза «этого парня я уже где-то видел» красной строкой проходит через весь фильм. «Все свои, город-то маленький» - поясняют герои.
Список действующих лиц довольно шаблонный и буквально вырван из современной российской действительности. По одну сторону - сын богатых родителей, бандит, нечистый на руку сотрудник полиции и его несчастная пассия, по другую - пытающийся вывести эту компанию на чистую воду порядочный опер и некий Кровин, чьи методы правосудия вызывают сомнения. «А твоя мать-то, наверное, так тобой гордится!» - в начале картины говорит статному юноше его бывшая учительница. Далее начинается настоящая «балабановщина», ведь Кровин вот уже три года в бегах после дезертирства с оружием и двойного убийства, а его возвращение из небытия для отмщения обидчикам любимой девушки видится автором не иначе как борьба за справедливость.
Кадр из фильма "Кровин"
Начало интригует, герои много говорят о насилии, но повествование на экране не выглядит по-настоящему жестоким. Диалоги скорее подчеркивают атмосферу дешевого триллера в антураже сыктывкарского гетто, переданного на большой экран дрожащей камерой и обрывистым монтажом. Нарезанные в инстинктивном порядке сцены создают настоящее броуновское движение, которое на сорок минут картины увлекает зрителя за собой, не оставляя времени подумать, а был ли Кровин. Открытая крышка гроба в заключительной сцене оставляет финал киноленты открытым: то ли это реальная история, перекочевавшая на экран прямиком с сыктывкарских улиц, то ли умелая мистификация расчетливого режиссера, создавшего «лакомый кусок для хейтеров». Появляются титры, и зал взрывается аплодисментами, сгорая от нетерпения в ожидании дискуссии с создателями фильма и ответа на главный вопрос, созревший после просмотра: зачем?
- Я себя режиссером еще не считаю. В этом проекте я не преследовал глобальных планов, просто хотел реализовать свою мечту. Это практика, как будто я учусь в институте кинематографии, а это моя курсовая работа. Продолжение следует, - ответил Игорь Нестеров.
По его словам, сценарий фильма был придуман за два часа, изначально никакого сюжета не было, все началось с двух сцен и постепенно обрастало деталями. На съемки не было потрачено ни рубля, а актерами стали исключительно непрофессионалы, друзья автора и обычные сыктывкарцы, от знакомого дворника до преподавателя колледжа искусств. Вслед за режиссером на сцену вышли исполнители ролей, оператор Сергей Мишарин и звукорежиссеры фильма из Manaraga Records.
- Мне очень хотелось помочь человеку. У нас сейчас очень мало решительных людей, желающих что-то сделать в этой жизни, чем-то рискнуть. Мы с ним одного поля ягоды. Я не очень удовлетворена тем, что получилось. Что-то недослышала, недопоняла, но я нисколько не побоюсь сесть на эту «скамью подсудимых» и нести ответ перед зрителем по всей строгости, - объяснила свое участие в проекте преподаватель колледжа искусств Надежда Изюмская, сыгравшая в фильме учительницу.
После премьеры эмоции новоиспеченных киноактеров били ключом. «Бандит» Павел Сачков, герою которого на протяжении всего фильма хотелось «заклеить рот скотчем», активно доказывал, что в жизни он вовсе не такой, как его экранный персонаж. Еще один фигурант титров Петр Музыка, по его словам, осуществил свою мечту - снялся в кино, пусть даже и в Сыктывкаре.
Вопрос зрителя «Какова социальная цель фильма и его миссия?» вызвал в зале бурные дискуссии на тему, что такое социальная цель и нужна ли она.
- Просто кто-то попробовал. Серая масса скажет: вот это плохо, это не получилось. Просто возьмите и попробуйте! - парировал сыктывкарский «сам себе режиссер». - Здесь я ничего не вкладывал, когда чему-то научусь, тогда и буду что-то доносить в своих работах. Сейчас я сам не могу сказать, какова цель и в чем сюжет фильма.
- Большое спасибо вам, что попробовали. Мы в Сыктывкаре действительно погрязли в «кинотрясине», ничего в этом плане не развивается. Это первый шаг, и результат не важен. Не думаю, что стоит критиковать или искать какие-то цели в этой пробе пера, - выразила признательность одна из зрительниц.
- Игру актеров оценю хорошо. Задачей фильма было поставить кляксу, эпатировать публику. Для большего пока не хватает интеллектуальной и сценарной подготовки. Сюжет можно было так не закручивать, а то никто ничего не понял. Шаблонные образы актеров не могли быть другими, ребята просто сыграли сами себя, так называемое «я в прилагаемых обстоятельствах», - поделилась впечатлениями с корреспондентом БНК преподаватель сценического мастерства колледжа искусств Надежда Изюмская.
Комментарии (13)