Воскресным вечером сыктывкарцы «погрузились» в творчество Владимира Высоцкого
25 января свое 77-летие отметил бы Владимир Высоцкий. В память об ушедшем и всеми любимом поэте на сцене Коми республиканской филармонии в рамках цикла «Мои кумиры» произошла «встреча» сыктывкарцев с творчеством Высоцкого: на протяжении более трех часов здесь звучали поэзия, песни и отрывки его неоднозначной биографии. Инициатор концерта, заслуженный артист России Алексей Моисеенко в качестве «гвоздя программы» пригласил своего друга, российского актера и режиссера Саида Багова.
Фото Андрея Ретанова
Знакомство Багова и Моисеенко случилось не без участия народного артиста России Валентина Гафта, с которым Моисеенко, по собственным словам, «горячо подружился и созванивается каждый день». Напомним, артист вместе с Моисеенко участвовал в концерте «Мои кумиры» в октябре прошлого года.
- По приезде к Гафту в Москву я познакомился с его другом Саидом, который является горячим поклонником творчества Высоцкого и с удовольствием декламирует его стихи, - рассказал Моисеенко. – Мы очень подружились, и я счастлив, что в моей жизни появились люди, которым я смело могу доверить свою концертную программу. Мне остается наслаждаться им и заваривать ему чай.
Открыл вечер столичный гость, который после двадцатиминутных комплиментов своему другу Моисеенко заявил, что петь сегодня не будет - только читать стихи. Багов подчеркнул, что мир Высоцкого слишком многогранен и зрителю еще предстоит открывать, познавать и идти за его мудростью. После этого артист прочитал стихотворение, о существовании которого, по его признанию, до недавнего времени даже не подозревал, - «Растревожили в логове зло».
Затем Саид Багов уступил место еще одному гостю вечера - лауреату фестивалей авторской песни Евгению Петушку, с которым познакомился «буквально вчера».
- Ему 35 лет, и он родился в год, когда умер Высоцкий, - представил Багов новоявленного товарища. - Он вырос на его песнях, впитал их и идет по следам его творчества.
Петушок трогательно исполнил одну из самых известных песен Высоцкого - «Лирическую», чем заслужил громкие аплодисменты зрителей и искренние «Браво!». Моисеенко тут же заметил, что решение пригласить Евгения на концерт было верным, чему подтверждением служит реакция зрителя.
Три разных артиста поочередно сменяли друг друга у микрофона весь вечер. В отличие от остальных Моисеенко, в перерывах между завариванием чая для своих друзей, исполнял не столько Высоцкого, сколько собственные песни. Моисеенко начал с «Коней привередливых» Высоцкого и продолжил своими «Конями красными», которые посвятил поэту.
Артисты не раз вспоминали биографию своего кумира: о его любимых ролях в театре, его любимых женщинах, о том, как Высоцкий смело противостоял системе, которая и поддерживала, и уничтожала его. Говорили и о том, стоит ли противостоять обществу или прогибаться под него, идти на компромисс или быть смелыми.
Прервал задумчивое настроение вечера Евгений Петушок, который исполнил песню «На Большом Каретном» Высоцкого. «Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном!», - подпевал за Петушком приободрившийся зал.
Воодушевленный реакцией публики, Моисеенко решил подхватить «блатную» тему и исполнил ряд подобных песен. «Мы на троих соображали, когда четвертый подошел…», - начал Моисеенко с собственной песни, которую назвал «Драмой у гастронома». Правда, взяв в руки гитару, Моисеенко сразу предупредил, что уступает в мастерстве Евгению, и попросил зрителей не стрелять в него, чем здорово позабавил собравшихся.
В свою очередь Саид Багов рассказал о прошлом Высоцкого, подчеркнув, что тот с детства привык ценить и уважать физическую силу и крепкие кулаки.
- Район Москвы, где он жил, считался не очень респектабельным, отсюда его интерес к «блатным» песням. После войны была объявлена амнистия, и в Москву хлынуло много заключенных, появился жаргон и так называемый кодекс чести: не предавать своих, держать слово, - рассказал Багов. – Военные стрессы глушились водкой, страна кочевала, люди меняли города, семьи, дома. Появлялись банды, такие как знаменитая «Черная кошка», о которой снят фильм «Место встречи изменить нельзя», где Высоцкий сыграл капитана Жеглова.
Также Багов со смехом поведал о прошлом их общего друга. Оказывается, дети в Москве боялись ходить в парк Сокольники, потому что там орудовала компания мальчишек, во главе с «золотозубым Валей Гафтом».
Вечер, по словам артистов, был импровизированным, все здесь происходило спонтанно и неожиданно. Увлеченные творчеством Высоцкого и теплой дружеской атмосферой, они не заметили, как прошло три с лишним часа. Воодушевленный приемом публики Саид Багов вдруг заявил, что «душа просится петь», и исполнил «a capella» русскую народную песню «Не велят Машеньке за реченьку ходить». В ответ на это удивленный вокальными способностями друга Моисеенко тут же вспомнил, что это его любимая песня и с ней он когда-то поступал в консерваторию. Друзья тут же решили устроить некий музыкальный поединок и попросили зрителей рассудить, кто исполняет песню лучше.
Следом за этим Багов прочитал стихотворение Высоцкого «Я к микрофону встал, как к образам», заверив при этом, что каждый из них сегодня был искренним, а вдохновлял их Владимир Высоцкий.
Апогеем «расслабленного и естественного» вечера стала всем известная «Песня о друге» в исполнении Евгения Петушка. «Если друг и не друг, и не враг, а так», - в один голос подхватила за Евгением публика.
- Сегодня удивительный вечер. Собрались три абсолютно разных, но одинаково талантливых человека, которые интеллектуально создали площадку немного другого Высоцкого, - рассказала одна из зрительниц, сыктывкарская поэтесса Надежда Мирошниченко. - Я считаю, что народ сам находит своих выразителей. Так же, как в свое время Маяковский стал таковым по воле именно народа. Когда все боялись говорить открыто, он был смелым, и даже сейчас, когда вокруг царит свобода, он по-прежнему актуален.
По словам Алексея Моисеенко, следующий вечер из цикла «Мои кумиры» будет посвящен творчеству Федора Шаляпина.
Комментарии (9)