Михаил Герцман: «Симфоническую музыку нужно играть в Сыктывкаре каждый третий понедельник»
В Государственном театре оперы и балета республики случилось поистине историческое событие – концерт симфонического оркестра. Его идея возникла более двух месяцев назад, в итоге – практически полный зал благодарил музыкантов стоя, а председатель союза композиторов республики Михаил Герцман предложил ввести традицию и регулярно баловать сыктывкарских ценителей музыки симфоническими концертами.
В Государственном театре оперы и балета республики впервые прозвучал Вагнер. Фото Андрея Ретанова
Доукомплектовать оркестр театра настолько, чтобы он смог исполнять симфонические произведения, удалось только в этом сезоне – в столицу Коми прибыли контрабас, виолончель, валторна, скрипки и альты. Все эти инструменты уже были представлены в оркестре, но в недостаточном количестве. Всего на сцене собралось 49 музыкантов и главный дирижер – в последний момент удалось найти еще и второго ударника. На скрипках солировали Сирануш Аджиян и Эльвина Беляева, на кларнете – Вадим Бормотов.
Главный дирижер театра Азат Максутов подобрал для концерта непростой репертуар. В первом отделении гостей ждала знакомая всем постоянным зрителям театра увертюра к опере «Свадьба Фигаро» и никогда ранее не исполнявшаяся в Сыктывкаре сороковая симфония Моцарта – одно из наиболее популярных произведений венского классика, написанное за три года до его смерти.
Как отметил председатель союза композиторов республики Михаил Герцман, эта симфония уникальна тем, что открыла дорогу новому течению в музыке – романтизму.
- Первое отделение прозвучало поразительно хорошо, публика была удивительно чуткой и надо сказать, что оркестр был просто изумителен: первая часть с этой мятежной главной темой, известной всей, и очень глубокая вторая часть с нежными перекличками, очень философская. По-особому прозвучал трагический менуэт, - восторженно прокомментировал он услышанное.
Кроме того, композитор высказал предложение – завести традицию – каждый третий понедельник месяца устраивать в театре симфонический концерт.
- Сыктывкар соскучился по такого рода концертам. Мы живем в городе, где нет симфонического оркестра, который регулярно дает концерты, как в крупных городах. Я живу здесь уже 45 лет и всегда мечтал о том, чтобы у нас были симфонические концерты. А то, бывает, пройдет концерт, потом три года пролетит и снова концерт, еще одиннадцать лет – и снова симфонический концерт, – посетовал Михаил Герцман. - А хотелось бы каждый третий понедельник каждого месяца. Тогда бы культура нашего города сделала бы очень важный психологический, эстетический шаг вперед.
Во втором отделении звучала труднейшая музыка Вагнера, творившего на полвека позже. Оркестр во главе с дирижером сделал очень серьезный шаг, рискнув сыграть всемирно известные произведения в таком малом составе – 49 музыкантов, в то время как минимальное количество инструментов в оркестре, играющем Вагнера, должно быть 70, а то и 80. Из них только первых скрипок – более десяти.
Музыканты исполнили увертюры к операм «Летучий голландец», «Риенци, последний трибун» и «Тангейзер», а также самый известный отрывок – «Полет валькирий» из оперы «Валькирия». Несмотря на малый состав, оркестру удалось заворожить зрителя. После второго произведения из зала стали раздаваться крики «Браво!». Однако не обошлось и без шероховатостей – в самый ответственный момент – в начале «Полета Валькирий» музыканты слегка переволновались, и дирижер Азат Максутов запустил «дев-воительниц» на второй круг, исполнив начало третьего акта оперы второй раз, на бис.
- Я счастлив, что музыка Моцарта и Вагнера вызвала такой бурный прием у зрителей, поделился впечатлениями Азат Максутов, поблагодарив публику и заметив, что с таким ее настроением симфонические концерты в Сыктывкаре стоит проводить чаще. - Идея потрясающая, но тогда нам нужно существенно увеличить оркестр. Нам его и так нужно увеличивать, поскольку для Вагнера он недостаточно мощный.
В этот же вечер оркестр получил и первое приглашение на гастроли в Ухту от Владимира Юрковского, который с недавних пор возглавляет там управление культуры.
Комментарии (19)
Не до музыки. Давайте по средам.
Глупо делать это по конкретным дням.
Вопрос к автору статьи: что к нам сами инструменты привезли или всё-таки музыканты наконец приехали? И на время приехали или постоянно?
Осенью 2012 на фестивале "Шедевры и премьеры" это произведение было исполнено оркестром "Musica viva".