Главные редакторы в Коми считают подорожание печатных СМИ ударом наповал, но готовы бороться за читателей
На днях, видимо, в качестве «подарка» к Дню российской печати заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин в интервью «Российской газете» заявил, что в ближайший год отрасль СМИ, в особенности печатные, ждут не лучшие времена. Из-за падения курса рубля увеличиваются траты на многие компоненты, используемые в полиграфии, поскольку их покупают за валюту. Речь идет не столько о бумаге, сколько о расходных материалах - краске, пластинах, компонентах, предназначенных для промывки машин. Прогноз неутешительный: цены на бумажные издания вырастут на 30-50 процентов. И примерно на столько же упадут объемы рекламы в газетах. Глянцевые журналы ожидает еще большее падение. БНК узнало у редакторов крупнейших печатных республиканских изданий и «районок», как их газеты будут выживать в этот непростой период, а также что ждет рынок печати в целом.
СМИ, в особенности печатные, ожидают не лучшие времена: стоимость изданий возрастет до 50 процентов. Фото Юрия Кабанцева
Дарья Шучалина, главный редактор общественно-политической газеты Республики Коми «Красное знамя Севера», член Общественной палаты РК:
- Проблемы с ростом цен на услуги типографий – это еще полбеды. Не менее серьезный удар по «кошельку» редакций - регулярное удорожание системы распространения через «Почту России». Ради выживания почтовики поднимут цены на один из своих ключевых источников доходов. А это доставка газет населению.
А на вопрос о том, как бороться за подписчиков, ответ один: публиковать такие статьи, которые им интересны и полезны, чтобы жители Коми голосовали рублем за полюбившиеся печатные СМИ. В нынешних условиях только сами читатели могут стать опорой для изданий.
Алексей Лазарев, главный редактор газеты «Республика»:
- Печатные СМИ остаются и в России, и в республике востребованными, некоторые СМИ умудряются даже наращивать тиражи. Что касается ценовой политики — здесь происходят изменения, с нового года республиканская типография повысила стоимость услуг на 7-10 процентов. И повысили они, действительно, из-за расходных материалов, которые у них привязаны к курсу доллара. Но речь не идет о повышении до 50 процентов. В нашем случае увеличение будет не такое значительное. К примеру, в прошлом году газета «Республика» в розницу в торговых сетях стоила 10 рублей, так же она будет стоить и в этом году. Мы не меняем ее отпускную цену — семь рублей. В целом есть еще проблема с работой «Почты России», услуги которой составляют основную часть подписки, впрочем, это проблема для газетчиков всей страны.
Татьяна Мелехина, главный редактор газеты Койгородского района «Новая жизнь»:
- Видимо, монополисты хотят сразить газеты, печатные СМИ наповал и сделать их абсолютно недоступными для рядовых читателей. Мы заключили договор с типографией на год, рост цен определенный уже есть, пока он не катастрофический, но непонятно, чем это может обернуться дальше и как у нас будут складываться отношения с «Почтой России» - услышат ли они и государство вопль газетчиков. Я думаю, в случае чего, придется решать проблему, как говорится, в ручном режиме. Пока мы находим общий язык с типографией, сейчас месяц и год только начались и сложно делать какие-либо выводы, но тревога есть.
Раиса Глущенко, главный редактор газеты «Печорское время»:
- Мы знали, что 2015 год будет достаточно напряженным. Например, нас уже поставили в известность, что бумага с 1 января дорожает на 15 процентов. Все вокруг дорожает, подписчики богаче не становятся, как выполнять те же услуги за меньшие деньги? Однозначно — искать какие-то альтернативные пути выживания. У нас альтернатива такова: «Печорское время» самостоятельно осуществляет подписку на свое издание и доставку газеты в рамках города. Там, где не может проехать и пройти наша техника, мы отдаем доставку в руки «Почты России», но это в глубинке. Таким образом мы работаем последние полтора десятка лет, и это нам многие годы помогало выжить. В 2013 году мы допустили стратегическую ошибку, когда дали подписывать газету в глубинке и доставлять газету в городе «Почте России». Качество этой услуги не устроило не столько нас, сколько подписчиков. В то же время государственным СМИ неправильно оставаться без поддержки государства — оно не может жить без своего рупора, будь то республиканская газета или муниципальная. Газета «Печорское время» начала выходить в 1942 году, это говорит о том, что даже в сложнейшее военное время газеты выходили. Не думаю, что у нас сейчас такое же время. Сейчас многие газеты, например, в Москве, выходят в электронном виде, районные газеты перевести на электронку — это стратегически неправильный ход, потому что традиционно бумажный носитель читает большая часть населения. Здесь нужен комплексный подход — использовать все доступные методы, в том числе, газета должна сама стараться.
Евгений Рочев, газета «Усинская новь»:
- Сейчас не то что страна, весь мир мучается этой ситуацией. Я считаю, что газетам и стоит больше места уделять рекламе, лично договариваться о платных материалах к каким-нибудь юбилейным датам компаний, а чтобы не потерялась подписка, заключать долгосрочные договоры с крупными предприятиями — идти не непосредственно к читателю, а подписывать через руководителей предприятий. Недавно я, например, на 100 человек подписал предприятие — чтобы увозили газету на буровые. Есть места, где нет интернета, поэтому на бумажном носителе газеты все равно будут существовать. Наши власти должны поддерживать СМИ, потому что без СМИ никто не будет знать о их работе. Иногда получается наоборот — к примеру, мы ниже себестоимости публикуем нормативно-правовые акты, а это уже нарушение гражданского кодекса. Кроме того, нужно, чтобы у СМИ были оборотные средства, без них существовать практически невозможно. Еще одна проблема — дорогие типографские услуги, в том числе и у нас в республике, в результате чего многие газеты уходят печататься в соседнюю Кировскую область, где в три-четыре раза дешевле, и увозят туда деньги.
Нина Леканова, главный редактор газеты Прилузского района «Знамя труда»:
- В прошлом полугодии и так уже более чем на 200 процентов подорожала доставка, а для сельских районов это была вообще шоковая терапия со стороны почты. Возмущений от сельских читателей было очень много, но мы старались дойти до них, потому что понимаем, что самый главный источник информации для селян — это районная газета. Новое повышение цен ставит под вопрос существование многих районок. Мы однажды переходили на двухразовую доставку, но после изучения мнения читателей вернулись к прежней — трехразовой. В этом году стоимость типографских услуг возросла на 10 процентов, все это не лучшим образом отражается на тираже, основном источнике нашего бюджета. Для привлечения читателей мы проводим различные акции — розыгрыши призов, конкурс почтальонов, конкурс на лучшее почтовое отделение за сохранение тиража по обслуживаемому участку, проводим дни подписчика. Работаем на имидж редакции, в том числе и в социальных сетях — уже 31 год проводим лыжные соревнования на приз газеты и 8 лет — соревнования по футболу. И это показывает, что работаем мы не впустую — за прошлый год в редакцию поступило 739 писем и более 40 жалоб, по которым люди получили в газете разъяснения.
Комментарии (28)
Вот это новость. А про СМИ - не интересно =))
семерка станет окончательно - тухлым отстоем.
Сейчас то там полтора землекопа тусят.
А будет полная блевота.
Можно вообще вернуться к жизни при лучине.