Ректор СыктГУ Марина Истиховская: «Из университета видно много вопросов, которые требуют государственного решения»
В этом году состоялось официальное объединение Сыктывкарского государственного университета и Коми государственного педагогического института в один республиканский вуз. Не так давно новый объединенный университет прошел государственную аккредитацию и был аттестован по всем направлениям подготовки. О том, как будет развиваться вуз в дальнейшем, что принесет ему присвоение имени известного социолога Питирима Сорокина, и о современных студентах рассказала БНК ректор СыктГУ Марина Истиховская.
Видео Виктора Бобыря
Фото Николая Антоновского
- Вы практически два года занимаете пост ректора Сыктывкарского госуниверситета. После довольно кардинальной смены сферы деятельности насколько уверенно и комфортно Вы чувствуете себя в этой должности сейчас?
- Абсолютно комфортно себя чувствую, работая в университете. Для меня вообще характерно каждые 8-10 лет менять сферу деятельности кардинально. Поэтому для меня такая смена, в целом, комфортна, поскольку много новых дел и проектов — это всегда очень интересно и увлекательно.
- Как удается совмещать должность ректора с депутатством в республиканском Госсовете? И та, и другая работа требует много времени и сил.
- А это не разные направления. Работа в университете прибавила занятий в моей депутатской деятельности: отсюда, из университета, видно очень много вопросов, которые требуют государственного решения, даже с точки зрения выполнения стратегии развития нашей республики, а способствовать ее выполнению - дело каждого депутата. В той части, которая касается университета, - это подготовка кадров для республики, вопрос разработки механизма стимулирования абитуриентов, чтобы они оставались в нашей республике и учились в наших вузах.
- Как в условиях кризиса будет работать вуз? Планируются ли сокращения педагогического состава и других сотрудников? Не отразится ли неблагоприятная экономическая ситуация на зарплатах и стипендиях?
- Мы уже знаем свое государственное задание и знаем, соответственно, финансирование, в том числе и стипендиальный фонд на следующий год. Стипендиальный фонд остается в прежнем размере, сокращений в этом плане нет. В целом же, цифры по госзаданию сокращены на десять процентов, и здесь задача университета в том, чтобы попытаться заработать дополнительные средства, чтобы эти десять процентов восполнить. Сегодня вуз активно работает, привлекая внебюджетные средства, предоставляя различные образовательные услуги, программы дополнительного образования, программы по повышению квалификации, работая по привлечению научных грантов. На мой взгляд, коллективу абсолютно по силам восполнить сокращение в государственном задании в следующем году.
С точки зрения сокращения штата, кризис ни при чем. Произошла реорганизация, присоединился педагогический институт. Одна из задач реорганизации — сокращение штата, обслуживающего персонала. В течение этого года — еще до того момента, как мы поняли, что находимся в ситуации кризиса, - уже на 30 процентов сократили административно-управленческий и обслуживающий персонал. Профессорско-преподавательский состав сократился, по-моему, на четыре-пять процентов. Мы обязаны выполнять ту дорожную карту, по которой к 2018 году средняя заработная плата профессорско-преподавательского состава должна быть двойной от средней зарплаты по региону. Есть еще один показатель — количество студентов на одного преподавателя. Сегодня это один преподаватель на десять студентов, а к 2018 году должен быть один преподаватель на 12 студентов. Здесь можно пойти двумя путями: сокращая ППС, либо вариант, который мы для себя взяли за основу – наращивая количество студентов, предоставляя и открывая новые программы, привлекая абитуриентов и добиваясь расширения деятельности вуза. Мы расширяем спектр программ дополнительного образования, которые позволят занять освобождающихся преподавателей, использовать их потенциал в полной мере. Поверьте, для руководства университета очень важно сохранить потенциал каждого преподавателя и использовать его на благо нашей молодежи, давая те знания, которые им нужны с точки зрения дальнейшей жизни и профессиональной деятельности.
- Из-за сокращения финансирования не придется ли «ужимать» некоторые направления?
- Однозначно, никакие направления мы не собираемся ужимать. Для нас важно каждое направление - та же самая история, филология, на которые очень активно, кстати, поступают абитуриенты и стремятся получить это образование. Но, поскольку вуз направлен на подготовку кадров для республики, естественно, мы будем усиливать направления и расширять спектр различных программ по тем направлениям, которые важны для нашего региона. А для республики важна отрасль образования, и мы должны думать о том, каким образом готовить нового педагога. Мы будем участвовать в экспериментах - это однозначно. Мы уже заключили договор с Московским городским педагогическим университетом — это один из ведущих вузов, отрабатывающих подготовку стандарта педагога. Еще одна область – здравоохранение: мы будем получать новые лицензии, практически готовы пакеты документов для новых направлений подготовки. Например, медицинские биотехнологии. Я считаю, что это направление достаточно интересно. IT – без IT сегодня никуда, даже филология требует соответствующих технологий. Важен естественно-научный блок. Безусловно, для нас важен туризм, мы дальше будем продолжать подготовку по этому направлению. Таким образом, нам важны все направления, но есть те, которые лежат в плоскости обеспечения развития стратегии нашей республики.
- На какой стадии сейчас находится процесс реорганизации вуза? Что еще необходимо сделать? Возникают ли в связи с этим какие-то проблемы?
- Реорганизация - это процесс длительный, и не может он завершится в год-полтора. Да, формально завершили все в январе этого года - перешли на единый юридический счет, весной приняли решение о новой структуре университета с учетом присоединившегося института. Но самое главное – то, что не может быть завершено в короткие сроки, - это вопрос формирования единого коллектива, командной работы. В этой части потребуется два-три года, хотя по ряду институтов я уже вижу единый коллектив.
- В декабре университет проходил аккредитацию. Каковы ее итоги?
- Аккредитация для нас была волнительным моментом - должны были аккредитовываться, в том числе, и программы, которые только «пришли» в университет. Требования к программам на уровне института одни, а университет — это несколько другое. Но я хочу сказать, что коллектив педагогического института - они молодцы, выложились по полной, смогли в короткие сроки вытянуть на общеуниверситетский уровень все программы, справились блестяще с этой задачей. В целом, университет прошел достаточно успешно всю аккредитацию: эксперты – их было 20 и проверяли они 67 программ - высоко оценили представленные документы, увидели какие-то новые, интересные для себя подходы. Эксперт по юридическому направлению, например, сказал, что давно не видел такого качества документов. Много хороших отзывов о естественно-научном направлении, гуманитарном блоке, IT - там вообще говорить не приходится. Кстати, даже деловые контакты у нас завязались. Мне кажется, что самый хороший итог этой аккредитации в том, что у нас появились новые партнеры из разных вузов.
- Ранее много говорилось о перспективе сотрудничества СыктГУ с зарубежными вузами. Насколько она реализована сегодня?
- Международные контакты Сыктывкарского госуниверситета достаточно широки. Безусловно, здесь приоритет отдан финно-угорскому направлению. Активно развиваются различные международные программы академических обменов студентов и преподавателей. Серьезное направление для нас Германия. Для любого российского вуза считается высшим пилотажем иметь программу двойных дипломов. С Университетом города Хайльбронна (Германия) у нас есть такая программа. Высокий уровень международных контактов – и они довольно плодотворны – у направления «Дизайн» с Италией, Норвегией, Финляндией. Для академических обменов у нас только одно препятствие — плохое знание языка нашими студентами. Чтобы найти кого-то и отправить в ту же самую Германию - это «следствие ведут колобки» по всему университету. Даже вопрос не в студентах, а в целом языковая подготовка в нашей республике сегодня, наверное, не на уровне находится, и в этой части самому университету надо работать, потому что именно мы готовим преподавателей иностранных языков. Именно поэтому мы поставили задачу развития международной языковой среды университета. Мы провели большую работу с экзаменационным департаментом Кембриджского университета и уже готовы подписать с ними договор. Он позволит нам усилить языковую подготовку и принимать экзамены соответствующего уровня, выдавать сертификаты международного стандарта.
- Когда университет будет переименован?
- Насчет переименования у Министерства образования и науки РФ никаких вопросов нет, все поддерживают. Вопрос только в принятии новой редакции устава, в котором уже будет новое наименование. Новая редакция устава сейчас находится на экспертизе в Москве. Я думаю, что до конца года эта работа не завершится, скорее всего, все будет готово в январе.
- Какие перспективы откроет для вуза присвоение ему имени Питирима Сорокина?
- Это серьезное новое научное направление, которое важно не только для республики и России, но и для мировой социологии. И здесь университету еще предстоит работать, потому что новое направление должны лицензировать, должны появиться ученые, которые заинтересованы в его развитии. В целом, это даст СыктГУ соответствующий имидж и статус - и уже не только в рамках нашей страны, но и на международном уровне.
- Вы работаете еще и как преподаватель. Что можете сказать о современных студентах?
- Мне папа говорил: вот ты когда начнешь ругать молодежь, значит, ты уже перешел в мудрый возраст. Действительно, студенты другие. Они не хуже и не лучше, чем были тогда, когда мы учились, - просто другие. Сегодня молодой человек, приходя в вуз, уже обладает пусть хаотичными, но серьезными знаниями. И здесь очень важен момент, готов ли преподаватель не просто к лекции, а готов ли он работать со студентами в формате диалога. Лекция – как это было раньше, когда люди сидели и записывали, - наверное, от такого формата надо отказываться. Использование современных технологий сегодня уже должно быть нормой, как и использование дистанционных курсов в аудитории, возможность для студента не просто лекцию услышать, а самому стать исследователем — это тоже должно быть нормой преподавания, а это уже немного другая работа в студенческой среде.
Комментарии (49)
Вангую, что фотки были 4 раза обработанны и инвертированы под газету.
В армии есть традиция при вливании одной войсковой части в другую, для сохранения традиций ее почетные наименования и награды передавали в эту часть.
Почему бы это не сделать это в отношении КГПИ и СГУ, передать СГУ данный орден и что бы он именовался Сыктывкарский ордена Знак Почета государственный университет, тем самым будут в университете будут сохранены традиции КГПИ.
Советское образование ценилось на всех континентах. Выпускники были гораздо эрудированнее и грамотнее в своей профессиональной области.
Ректору необходимо понимать высшую школу, чтобы не позволять себе таких бездарных высказываний. Если только она не потворствует развалу системы образования...
Законспектируй "Материализм и эмпириокритицизм".
Уже давно здесь. Все документы для жизни имею.
А Американского до сих пор НЕ ЗНАЮ.
ЛЕНЬ учить.
Могу читать тех-литературу и достаточно хорошо понимаю её
для зарабатывания $$$(microsoft.com +).
Так почему же не знаю?
На самом деле проблема в РАЗГОВОРНОМ языке.
Не практикуюсь. Перед компьютером разговаривать не надо.
А с государством, на улице - тех знаний что есть, хватает.
Ну как у там в 13-ти стульях. Весь словарный запас из 13 слов. Так вот.
Решал проблему с Американским во времена своего приезда.
Ходил в 3 разные БЕСПЛАТНЫЕ школы.
Только одна из них оказалась Настоящей.
И в ту не попал для успешной учёбы. Опоздал, статус кончился.
В другие что ходил - потеря времени. НО !
они мне дали главное - УБИЛИ СТРАХ перед иностранным языком.
Вот тогда и нашёл свою методику обучения самостоятельно.
И потом уже, в Internet-е позже, нашёл ЕЁ же у других авторов за $$$.
Зачем покупать? Если нашёл сам и бесплатно - только занимайся.
В Сыктывкаре есть учителя которые чуть-чуть используют такую технологию.
И их ученики - учатся ЗАГРАНИЦЕЙ. Не все, единицы, таких учеников.
Но всё же такие есть !
Не благодаря этим учитеям, а благодаря СВОЕМУ упорству и стараниям.
И чуть-чуть - этим самым учителям, НЕ ЗАБИВАЮЩИМ учеников.
Теперь к некоторым выводам:
проблема не в учениках - проблема в Системности.
То что называется в России -
обучение Иностранному Языку по своей сути
ЭТИМ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ !
Это что-то другое, но никак не обучение.
ОСВОЕНИЕ бюджетных средств - Да, осваивают, получают зарплату.
ученики отсиживают лекции/занятия - УБИВАЮТ своё время.
РЕЗУЛЬТАТЫ ГДЕ ?
ВСЕ в России учились какому либо Иностранному Языку, и ЧТО ?
На себя посмотрите и сами себя спросите - Что Вы знаете ?
А те кто знает и помнит чего - УЧИЛИСЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО.
не так ? Кто-то хочет возразить по Существу?
Ну так на..... нужно ТАКОЕ обучение в учебных заведениях ?!
это называется просто ВОРОВСТВО.
---------------------------------
ГЛАВНЫЙ вывод:
у Вас в России учителя Иностранных Языков - САМИ ЕГО НЕ ЗНАЮТ.
А те что говорят что "занают" - Bullshit.
(есть переводы в Wiki на русском, а лучше всего объяснено в Лукоморье,
кто-нибудь понял что я сказал ?)
за редчайшими исключениями.
Почему Редчайшими?
Да потому что! каким нужно быть Идиотом,
с Совершенными знаниями Иностранного - чтобы УБИВАТЬ своё время в Школе?
Когда есть более достойно оплачиваемая работа за Это ВНЕ её ?
вот и всё !
кругом $$$.
В чём сила Брат ? - В Деньгах вся сила !
Поэтому начинать надо с Преподавательского состава.
Будут ли изменения начаты ?
Понятно что НЕТ и НИКОГДА в ближайшем будущем !
переходим к вопросу: ЧТО ДЕЛАТЬ ?
ответ весьма прост - САМОСТОЯТЕЛЬНО найти ту самую технологию.
БЕСПЛАТНО заниматься.
И получать Результаты.
по поводу возникновения вопросов -
"а чё ты такой умный? ну так давай её сюда, доказывай"
я ЕЁ ДАРОМ раздаю ВАШИМ учителям уже 15 лет, когда приезжаю.
и что?
за эти года
НИ ОДИН учитель Иностранного Языка НЕ ВЗЯЛ.
ВСЕ ОТКАЗАЛИСЬ !
им ЭТО НЕ НАДО !
Эта технология не входит в программу обучения.
поэтому то что получено даром - оценено не будет.
Давайте СВОИМ трудом добивайтесь.
Ценить будете когда найдёте.
С Новым Годом Вас !
Всего Хорошего.
а я САМ здесь пробьюсь.
тест ПРОВАЛЕН.
Идите готовьтесь на пересдачу.
Истиховская даже не знает сколько преподавателей сокртили!
По ректорату видно, как административный персонал сокращается! Как ни ругали Задорожного (часто по делу), но у него был только один помощник. Теперь только у Истиховской их пять, включая помощника по эффективному управлению имуществом!!! Проректора, наверное, клонируются, их уже 7. У каждого проректора появились свои помощники. Есть ставка советника по связям с вузами Санкт-Петербурга и т. д. Создали кучу отделов и управлений, чтобы пристроить нужных людей. В главном корпусе уже кабинетов под все эти управления не хватает, приходится учебные аудитории занимать.
Сокращаются документоведы и преподаватели, от которых и зависит учебный процесс.