Кругом тайга, а рубить нечего: современный завод в Казлуке встал из-за нехватки сырья
«Лесозавод № 1» в поселке Казлук Усть-Вымского района простаивает, потому что у него нет сырья. Такая информация прозвучала на правительственном часе в Госсовете Коми 27 ноября. Почему предприятие, торжественный запуск которого состоялся летом 2013 года, оказалось в такой ситуации, разбирались корреспонденты газеты «Республика».
Фото gazeta-respublika.ru
Пуск с автографом
Напомним, старт приоритетному проекту «Лесозавод № 1» дали еще в 2009 году. Планировалось, что в Казлуке будут заниматься глубокой переработкой леса и производством конструкций для деревянного домостроения, немалая часть продукции будет отправляться на экспорт в европейские страны. Проектная мощность – 120 тысяч кубометров пиломатериалов в год.
Завод хотели запустить еще в 2010 году, но сроки сдвинулись по причинам финансового характера, была приостановлена уже начавшаяся заготовка сырья. Но потом проблемы вроде бы разрешились. В августе 2013-го в Казлуке побывал глава Коми Вячеслав Гайзер, который осуществил символический запуск производственной линии и оставил автограф на первой сошедшей с конвейера доске.
И вот проходит чуть больше года, и заместитель председателя Госсовета Коми Александр Макаренко задает министру развития промышленности и транспорта региона Андрею Самоделкину вопрос: а почему современный завод, открытия которого так долго ждали, теперь стоит? А министр отвечает, что у предприятия просто нет сырья, лес, который собирались пускать на переработку, как оказалось, отнесен к категории девственных, поэтому вырубать его нельзя.
Заметим, что возникла проблема с заготовкой у «Лесозавода № 1» не вчера. Еще в ноябре прошлого года на совещании в Минпроме РК директор некоммерческого фонда «Серебряная тайга» Юрий Паутов сообщил, что предупреждал промышленников о том, что заготавливать древесину там, где они рассчитывали – в ядре Верхне-Вашкинского лесного массива, не получится. Этот участок нужно сохранить как образец естественной природы, в перспективе он должен получить статус особо охраняемой природной территории. «Зеленые» грозились даже блокировать вывоз продукции за пределы предприятия.
Разбирались с проблемой довольно долго: то предлагали руководству завода другие участки, которые казались промышленникам неудобными с точки зрения логистики, то уговаривали защитников природы «потесниться» и слегка сдвинуть границы территории, которая должна остаться нетронутой. Тем временем предприятие, некоторое время проработавшее на ранее полученном сырье, встало.
Поначалу стороны на компромиссы не шли. Но сейчас, по словам Андрея Самоделкина, проблема начала решаться.
Александр Макаренко в свою очередь заявил, что сам 1 декабря съездит в Казлук, чтобы на месте разобраться в происходящем. Мы решили тоже посетить это предприятие.
Тишина в цехах
На официальном сайте предприятия сказано, что оно «одно из лидирующих в Республике Коми по выпуску пиломатериалов хвойных пород». О том, что задумывался «Лесозавод №1» как компания весьма солидная, можно судить даже не заглядывая туда, а просто проезжая мимо – огромная территория, новые большие корпуса... На фоне попадающихся по дороге деревушек, от которых осталось по пять-шесть покосившихся бревенчатых домов, маленький, но ухоженный Казлук в комплексе с лесозаводом выглядят просто символом успешности – вот можно же нормально жить и работать в самой что ни на есть глубинке!
Внутри самого корпуса лесопереработки тоже дух захватывает, тут легко можно заблудиться – машины, бесконечные переходы, лесенки... Конца-края не видно. Главный инженер предприятия Владимир Яранский объясняет, где бревно должно попадать на транспортер, что с ним происходит дальше, вплоть до упаковки досок, показывает, куда уходит баланс. Работай предприятие сейчас, слов его в гуле машин и слышно не было бы. Но оборудование стоит, и только по мелкой опилочной пыли на еще сияющих свежей краской поверхностях понятно, что оно вообще раньше включалось. Наверное, о проблемах того или иного промышленного предприятия больше чем тишина в цехах ничто сказать не может…
Но руководство «Лесозавода №1» уверяет, что проблемы с поставкой сырья уже практически решены, пройдет дней десять, и оборудование снова заработает. Часть древесины будет заготавливаться там, где и предполагалось раньше, – границы девственного леса все же немного сдвигают. Идут переговоры по поставке дополнительного сырья от других лесозаготовителей.
- Что там власти решают с нашим начальством? Будем мы работать или нет? – выпытывали двое работяг неподалеку от проходной. – Скоро, говорите? Хорошо бы, а то с начала осени денег не платили…
Один из собеседников рассказал, что он сюда пришел только в августе, обещали зарплату в 20 тысяч, но за то время, что ему фактически удалось поработать на производстве, набежало в десять раз меньше.
- Вот, говорят, мы не работаем, потому что леса нет. Как это его нет? Вон же он, – недоуменно указывает на бор работник предприятия. – Кругом тайга, а рубить нечего…
Даже и не знаешь, что тут сказать. С одной стороны правы и «зеленые», встающие на защиту природы. С другой – для местных жизненно важно, чтобы древесину заготавливали. Это их хлеб.
- У нас тут примерно 700 человек живет, 50 на Нефтебазе, 200 в Межеге, а остальные в Казлуке, – рассказывает глава сельского поселения Межег Наталья Поломодова. – На заводе порядка ста человек работали – и наши, и из Жешарта, и из Яренска Архангельской области приезжали, это же совсем близко. Приезжие, я слышала, часть поувольнялись уже, а наши нет, ждут… И обстановки пока никакой напряженной не замечаю, в администрацию жаловаться не ходят. Сама кого на улице увижу, начинаю расспрашивать, для того чтобы знать, как там дела обстоят, а так и не скажут.
То, что мужики не увольняются и не скандалят, а терпеливо ждут, пока завод заработает, оформляя отпуска за свой счет, вполне понятно – другое место здесь найти сложно.
Мало для полной производительности?
Теоретически, работай завод, притом в полную мощность, устроиться на него могли бы около двухсот человек. Причем не только местных, но и из ближайших населенных пунктов Коми и соседнего региона. Вахтовый метод на предприятии не приветствуют, считают, что нужно брать только тех, кто живет рядом.
- Вахтовик он и есть вахтовик: обучение прошел, поработал, потом нашел другое место, и больше мы его не увидим. А местный человек, если он здесь прижился, не убежит, – говорит Владимир Яранский. – Поэтому брали людей из Казлука, Жешарта и Яранска, подвоз их на работу на автобусах организовали. Обучение они здесь же проходили, когда приезжали финны-наладчики.
Одним словом, для успешной работы «Лесозавода № 1» сейчас вроде бы все есть: штат, современное оборудование, и с вывозом проблем быть не должно – неподалеку железная дорога. Получается, теперь и с сырьем все решено?
- Сейчас мы можем заготавливать по 180 тысяч кубометров леса в год в течение 49 лет, – объясняет Владимир Яранский. – Но для полной производительности этого недостаточно. Нужно где-то 700 тысяч в год «выкосить». Пиломатериалов ведь на выходе получается в разы меньше, большая часть баланс… Механизм работы отлажен, так что главная задача – сырье, сырье, сырье! Кроме того, в перспективе нужно свою лесозаготовительную технику закупать. Надо, чтобы примерно 70 процентов сырья мы сами заготавливали, чтобы подрядчики нас ценами не прижимали. Еще новые мосты надо строить, чтобы к местам заготовок проехать, а то старые сожгли. Кто именно, сейчас уже и не разобраться, некоторые говорят, что охотники это сделали, чтобы лесозаготовители к ним в угодья не лезли.
Зарегистрируйтесь в Коми!
Вообще с лесом, по словам главного инженера предприятия, ситуация получается не самая оптимистичная – других свободных участков, кроме того, что выделен, и охраняемого девственного леса, сейчас поблизости и нет. Что-то уже находится в аренде у других предприятий, другие вырублены раньше.
Александр Макаренко поинтересовался, нельзя ли будет лет через 15 рубить в Удорском районе, там, где когда-то работали болгарские лесозаготовители. Владимир Яранский пояснил, что еще рано. Даже на вырубках военных лет лес вырос недостаточно, нужно, чтобы со времени прошлых заготовок прошло около ста лет.
Сейчас сырье для предприятия в Казлуке будет заготавливать компания «Илим-лес», которая уже работает в этих местах. Остается надеяться, что завод в ближайшее время действительно заработает.
- Предприятие не работало, потому что тут одно на другое наложилось. То леса не было, то оборотных средств не хватало. Посмотрим, что дальше будет. Проблема этого предприятия поднималась на совещании у главы Коми, решался вопрос с сырьем. Республика пошла навстречу, выделили 180 тысяч кубометров годовой лесосеки. Единственное, на чем мы теперь настаиваем, – предприятие должно зарегистрироваться в Коми. Пока оно зарегистрировано в Москве, и все налоги, кроме НДФЛ, идут туда, – прокомментировал ситуацию, сложившуюся на «Лесозаводе № 1», Александр Макаренко. – Но главное, чтобы завод работал и местные жители были трудоустроены.
Комментарии (28)
Девственные леса должны быть сохранены, их вокруг нас уже не осталось!!!
И никто не жужал, что в тундре нет леса.
А нынче все хотят сидеть ровно на попе и получать дивиденды.
Но некомпетентность победила разум и результат та ситуация что есть сегодня
Насчет девственных лесов пусть губу не раскатывают: не они сажали и не им об их ценности рассуждать. В Канаде леса почти не вырубаются, понимают их природную ценность в т.ч. для будущих поколений. ОДУМАЙТЕСЬ!!!
Ну и по теме руководство завода такое же бездарное как и наше руководство республики.
работаю там уже больше года и просто смешно становиться глядя на нынешных руководителей завода,на их пустые обещания...