Валентина Гафта в Сыктывкаре задарили цветами, брусникой и грибами
В Коми республиканской филармонии в пятницу состоялся концерт народного артиста республики Алексея Моисеенко. Как заявлялось на афишах, особым «номером» программы должен был стать народный артист России, живая легенда отечественного театра и кинематографа Валентин Гафт – и большая часть зрителей, среди которых было немало местных «випов», пришла именно на него.
Случайное знакомство артистов на курорте переросло в дружбу и приезд Валентина Гафта в Сыктывкар. Фото Андрея Ретанова
Представление о том, что будет происходить на сцене и чего ждать от такого внезапного дуэта, публика имела очень смутное. Впрочем, как и сами артисты.
- Я рад, что в наш город приехал замечательный актер, мудрый и остроумный человек, которого знает и любит вся Россия, которого я с гордостью могу называть своим другом, - пригласил на сцену Валентина Гафта Алексей Моисеенко. - Мы очень волнуемся, потому что все происходящее необычно. Я скажу то, что мне не рекомендовали говорить: один бог знает, что сейчас будет происходить на сцене. Но мы сделаем все возможное, чтобы вам было интересно.
Появившегося на сцене Гафта зрители встретили дружными овациями, долго не дававшие артисту сказать слова. Когда аплодисменты смолкли, Валентин Гафт начал выступление с рассказа о том, как он познакомился с Алексеем Моисеенко в Баден-Бадене. Певец, встретив Гафта на улице курортного города, узнал его и не постеснялся не только подойти познакомиться, но сразу же спел, рассказал о себе и прочитал стихи собственного сочинения.
- Трудно начать. Играть в театре легче, потому что на твоей стороне роль, образ текст, а здесь, казалось бы, неожиданная, ничего не предвещающая встреча несколько месяцев назад. Я случайно познакомился с Алексеем Васильевичем, и он поразил меня тем, сколько накопленного в душе этого человека и профессионала-артиста. Такое сочетание удивительно и оно дает потрясающий результат. Он великий артист, - поделился своим мнением о певце Гафт и объяснил, почему он так считает. – То, что творится в душе и сердце этого человека, сегодня потеряно. Играть научились все, но что за этим стоит? Что ты сам думаешь и что ты хотел сказать? Умение находить неожиданные вещи в тексте, находить болевые точки, которые он очень чувствует, меня поразило. Я работаю в неплохом театре, я работал с разными режиссерами, и я знаю, чего именно сейчас не хватает: самое важное сегодня – не притворяться, быть собой.
Дав такую лестную характеристику нашему исполнителю, Валентин Гафт отметил, что объединяет его и Моисеенко театр - оперный или драматический - и прочитал стихотворение, посвященное этому виду искусства. Уже после первых нескольких слов на сцене, к Валентину Гафту стали подниматься поклонники с охапками цветок, «паломничество» продолжалось в течение всего вечера и к его концу столик, за которым сидел артист, и крышка рояля были основательно нагружены букетами.
- Вечер надо построить так, чтобы было интересно и забавно, - озвучил свое представление о концерте Гафт. В общем-то, все прошло по этому плану: смотреть на Валентина Гафта и слушать его было очень интересно, а несколько сумбурные высказывания Алексея Моисеенко были очень забавны.
- Я не мог заснуть и «присел» на снотворное, которое, видимо дало эффект сухости, поэтом я сейчас все время пью чай. Дело в лекарстве, а не в алкоголе, как вы могли решить. Алкоголь я не употребляю уже 25 лет, - объяснил певец регулярные появления на сцене девушки с чашкой чая. Во втором действии даму освободили от ее обязанностей и просто поставили на стол артистов электрический чайник, наполненный кипятком.
Нужно заметить, что концертная программа Алексея Моисеенко «Мои кумиры» с участием Валентина Гафта уже с самого начала стала походить на программу Валентина Гафта с участием Алексея Моисеенко. И вряд ли в зале нашлись люди, оставшиеся недовольные этим обстоятельством. Возможно, огорчен был сам певец, который в шутку позавидовал аплодисментам, которыми сопровождалось окончание каждого прочитанного Гафтом стихотворения и эпиграммы.
- Эпиграммы мне дорого обходятся, потому что «беззубая» эпиграмма неинтересна. Чтобы человек, которому она посвящена, был узнаваем, она сама должна быть гипертрофированной, - объяснил автор, почему его ироничные и смешные творения подчас бывают очень обидными.
Большинство эпиграмм, прочитанных Валентином Гафтом вчера, было посвящено коллегам по цеху, таким же легендам, как и он сам.
Убежав от взглядов косных,
Книжку протерев до дыр,
Прочитала Галька в «Соснах»
Девять букв: «Война и мир»
Это о главном режиссере «Современника» Галине Волчек, которая, чтобы поставить великий роман великого писателя, отправилась перечитывать его в дом отдыха. Когда Волчек сломала ногу, Гафт оставил ей на гипсе следующее послание:
Сказать, как Галька дорога,
Нельзя ни словом, ни пером.
У Гальки сломана нога –
Какой великий перелом!
Партнерша Валентина Гафта по сцене Лия Ахеджакова, по его словам, до сих пор не может простить ему этих строк:
Нет, совсем не одинаково
Все играет Ахеджакова,
Но доходит не до всякого
То, что все неодинаково.
Вопреки юмористическому жанру, многие тексты звучали очень минорно – их автор писал еще при жизни своих друзей-артистов – Ии Саввиной, Валентина Никулина, Михаила Козакова, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко.
Недолго ждать пришлось ей свой счастливый случай –
«Ночь карнавальная» явилась тут как тут.
Была она везучей, невезучей –
Все в Люсе есть, но без пяти минут.
Тема ухода обосновалась в концерте очень прочно: Гафт вспомнил и об однокурснике Олеге Табакове, и о режиссере Эльдаре Рязанове, которые оба сейчас тяжело больны. К счастью, сам 79-летний актер, в марте этого года попавший в реанимацию, держится бодро: его шутки по-прежнему остры и искрометны, а памяти может позавидовать любой – в течение всего концерта Гафт, прочитавший десятки стихотворений, только пару раз подглядел в шпаргалку.
Алексею Моисеенко, который оказался главным действующим лицом мероприятия лишь условно, обижаться на такое положение вещей тоже не пришлось: с артистом такого уровня, как Гафт, немногие могут потягаться. К тому же, Моисеенко удалось не только исполнить известные русские романсы и песни своего сочинения, но и почитать свои стихи и даже дать небольшую лекцию по «Евгению Онегину», в котором он обнаружил аж три ошибки. Во втором действии Моисеенко, оправдывающийся за некоторый хаос на сцене известной цитатой «Не стреляйте в пианиста – он играет, как умеет», сумел объяснить, почему программа, в которой звучат произведения только лишь Гафта и его самого, носит название «Мои кумиры». Спев песню о Высоцком, вспомнив Пушкина и Карузо, он восстановил логику концерта. Цветами певец тоже не был обделен. И, конечно, слова Валентина Гафта о том, что Моисеенко – украшение Сыктывкара и знать его должны не только у нас, очень порадовали артиста. Кроме того, даже те из сидящих в зале, кто не являлся поклонником Алексея Моисеенко, остались ему очень признательны за то, что именно благодаря ему Валентин Гафт приехал в Сыктывкар.
Апогеем вечера стал выход на сцену сельской учительницы Ангелины Захаренко, подарившей Гафту две канистры брусники и грибов. После этого выяснилось, что концерт идет уже три часа и, как сказал Моисеенко, «бесконечно это продолжаться не может». Завершить программу он решил песней о Сыктывкаре, но затем спел еще одну, а в это время за кулисами Валентин Гафт уже раздавал поклонникам автографы.
- Я очень рада, что здесь оказалась. Мне все понравилось: я повеселилась, увидела Гафта, - что еще нужно? – поделилась впечатлениями от концерта одна из зрительниц в первом ряду.
Комментарии (20)
А Гафт умница,несомненно!
Знакомая в лесопилке преподает, получает 20 тыс, отпускные получила меньше 50. А ей ребенка поднимать. При этом директор и все .... лизы получают не в 2 и не в 5 раз больше зарплату
"и он поразил меня тем, сколько накопленного в душе этого человека и профессионала-артиста."
Ребята, возьмите меня корректором... Ну ведь позоритесь на весь мир! Дорого не попрошу...
Большая часть населения России живет в деревне, и радуется гармоничной жизни на лоне природы.
По-моему горожанина, употребившего слово деревня в негативной коннотации, характеризует, как человека малокультурного.