В первый день гастролей в Коми белгородцы показали «мильон терзаний»
Белгородский драматический театр имени М.Щепкина начал гастрольную программу в Сыктывкаре. Первым спектаклем, который увидели зрители в среду в исполнении труппы одного из лучших российских театров, стала постановка Бориса Морозова по хрестоматийной пьесе Александра Грибоедова «Горе от ума».
«Горе от ума» в видении режиссера Бориса Морозова - «это прежде всего пьеса о любви». Фото Кирилла Затрутина
Перед началом спектакля заместитель директора театра драмы им. В.Савина Владимир Казаковцев рассказал предысторию гастролей.
- В прошлом году мы проводили первый Северный театральный фестиваль, который проходил при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и правительства Республики Коми. Он напрямую связан с сегодняшним событием. Фестиваль получил высокую оценку Минкульта, и нам было обещано, что через какое-то время нас ждет сюрприз. Буквально через несколько месяцев пришло сообщение, что есть возможность провести обменные гастроли с одним из выдающихся театров России. Потом шла долгая работа - и в итоге возник БГАДТ им. М.Щепкина. Два театра, которые раньше никогда не встречались — мы не были в Белгороде и белгородские артисты к нам не приезжали, - сегодня объединились. Это исторические гастроли, - оценил масштабы события замдиректора театра.
Бессменный руководитель БАГДТ Виталий Слободчук, служащий в театре в этой должности с 1973 года, выразил уверенность, что привезенные спектакли не оставят равнодушными сыктывкарских зрителей. «Горе от ума», открывающий гастроли, по его словам, очень просила показать принимающая сторона.
- «Горе от ума» - это XIX век, но все про нас. Мы привезли разные спектакли, но тема их одна — душа и сердце человеческое. Это русская театральная школа, в традициях которой мы живем, - пояснил Слободчук, напомнив, что великий русский актер Михаил Щепкин, имя которого носит театр в Белгороде, родился на белгородской земле. - Мы преданы его заветам: «Священнодействуй или убирайся вон» и «Сделайся, а не подделывайся».
Ласково называя основателя русской актерской школы «дедом», Виталий Слободчук поведал историю о памятнике артисту в Белгороде.
- У нас есть замечательный памятник Щепкину. Раньше он стоял у горкома партии. Хотя он же не большевик и не партийный. Да и кто бы догадался, что этот дед — великий актер. Я долго просил, чтобы его перенесли к театру, но коммунисты не отдавали. Сделать это удалось не так давно и то ночью, чтобы не было лишних разговоров. Теперь Щепкин на своем месте — у театра, - рассказал театральный деятель.
Владимир Казаковцев отметил, что в момент, когда белгородская труппа выйдет на сцену драмтеатра им. Савина, сыктывкарские актеры начнут гастроли в Белгороде, куда они привезли спектакли «Два клена», «Романтики», «Верую» и «TRUFFALDINO IL SERVITORE». Также стало известно, что Академический театр драмы им. Виктора Савина приглашен на театральный фестиваль «Актеры России — Михаилу Щепкину» в Белгороде, куда уже несколько лет подряд приезжают лучшие театры страны и который традиционно открывается спектаклями Малого театра.
- Ваши у нас в шортах бегают, а мы, когда приехали, искали тундру, - пошутил Виталий Слободчук.
После вступительных речей представители обоих театров обменялись книгами о своих учреждениях и памятными подарками.
«Горе от ума» анонсировался белгородскими гостями как по-настоящему классическая, а не стилизованная под классику постановка, однако демонстрирующая новый взгляд на известное всем со школьной скамьи произведение о конфликте старого уклада жизни в лице «фамусовского общества» и нового, правда, не тем и не там об этом декларирующего, в лице Чацкого.
Грибоедовское произведение в Белгородском театре почти десять лет назад — в 2005 году - поставил известный московский режиссер, ныне главреж Центрального академического театра Российской армии Борис Морозов. Критики отмечают в его творчестве тяготение к яркой театральности, игровому началу при подлинности чувств.
«Горе от ума» в видении Бориса Морозова, как характеризовал его сам режиссер несколько лет назад, - «это прежде всего пьеса о любви». Любовная линия, при чтении часто теряющаяся за «вольнодумскими» монологами Чацкого и ретроградными высказываниями Фамусова, в спектакле прослеживалась особенно отчетливо. К тому же, белгородцам удалось показать хрестоматийных персонажей, многие из реплик которых превратились в заученные и потому почти лишенные смысла фразеологизмы, живыми и вполне симпатичными людьми. Павел Афанасьевич Фамусов (Виталий Стариков), дирижирующий балом, — в данной постановке в прямом и в переносном смысле — вовсе не выглядит тираном и деспотом — только человеком, прикрывающим свои грешки посредством принятой общественной морали. Полковник Скалозуб в исполнении актера Виталия Бгавина располагает своеобразным армейским юмором, общество, собравшееся на балу, — это только кучка перепуганных — и не без основания — людей. Чацкий в версии актера Игоря Ткачева как нельзя лучше исполняет грибоедовский замысел: везде лишний, появляющийся некстати герой, говорящий невпопад да еще и с такой скоростью, что мало кто разберет, - никто и не разобрал, просто объявили сумасшедшим. Софья (Вероника Васильева), сначала проявляющая интерес к Чацкому, затем страстно полюбившая «мелкого человека» Молчалина, сумела настроить некоторых зрительниц против себя: сопереживающие безответно влюбленному герою дамы в зале дали ей несколько непечатных характеристик после того, как Софья рассказала о «сумасшествии» Чацкого.
Особенно впечатляюще в спектакле выглядели сцены бала, в которых играла большая часть труппы Белгородского театра. Так называемые второстепенные персонажи, выписанные четко и подробно, — Лиза (Ольга Казакова), чета Горичей (Эвелина Ткачева и Андрей Терехов), Хлестова (Ирина Драпкина), Загорецкий (Игорь Нарожный), Репетилов (Дмитрий Беседа) — запомнились ничуть не хуже главных героев.
Истосковавшиеся по «классике в чистом виде» зрители, среди которых было немало школьников и студентов, оценили старания труппы Белгородского театра имени Щепкина и аплодировали стоя.
Сегодня на сцене драмтеатра им. Савина белгородцы покажут спектакль «Куклы» в постановке Валерия Беляковича, ставший в свое время в Белгороде настоящим событием.
Комментарии (4)