Вячеслав Гайзер отправил министра промышленности искать варианты работы с инвесторами
Проблему повышения эффективности взаимодействия органов исполнительной власти республики и хозяйствующих субъектов при реализации в республике инвестиционных проектов обсудили сегодня на заседании правительства.
Вячеслава Гайзера не впечатлил доклад Андрея Самоделкина об инвестпроектах. Фото Кирилла Затрутина
Как рассказал министр развития промышленности и транспорта Республики Коми Андрей Самоделкин, с 2009 года объемы привлеченных в Коми внешних инвестиций возросли более чем в 2,3 раза, однако в прошлом году по сравнению с предыдущими периодами произошло снижение инвестиций в основной капитал, их сумма составила 162,6 миллиарда рублей. По мнению минпрома, снижение обусловлено не только завершением наиболее капиталоемких работ по проекту системы магистральных газопроводов «Бованенково – Ухта», «Ухта – Торжок», на который приходилось около 50 процентов всех инвестиций в республике, но и недостаточным уровнем развития транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры, необходимой для начала реализации новых инвестиционных проектов.
В 2013 году значительная часть, 73,9 миллиарда инвестиций, направлялась на транспортную отрасль, что составило 48,2%, а также на добычу полезных ископаемых – 59 миллиардов и 38,5% от общего объема средств.
- Такой показатель как «Инвестиции в основной капитал на душу населения» по Республике Коми в значительной степени превышает как в среднем по Российской Федерации – почти в три раза, так и по Северо-Западному Федеральному округу, почти в 2,5 раза, – отметил Андрей Самоделкин.
Наибольший объем инвестиций и в расчете на каждого жителя наблюдался в Усинске и составил 40,7 миллиарда рублей, более 890 тысяч рублей на жителя. Самый низкий объем инвестиций в сельских районах, особенно в Койгородском –120 миллионов рублей и в Корткеросском — 300 миллионов рублей.
С каждым годом конкуренция регионов за инвестиции нарастает, что требует постоянного совершенствования подходов к их привлечению. Привлекают инвесторов регионы с эффективно организованным взаимодействием между органами исполнительной власти и местного самоуправления.
Положительная практика взаимодействия с крупными инвесторами в республике имеется. К их числу можно отнести рабочие группы по различным проектам, к примеру, по проекту строительства системы магистральных газопроводов «Бованенково – Ухта», «Ухта – Торжок» с «Газпромом».
Задачей правительства на перспективу, по мнению министерства промышленности, является формирование набора новых, более эффективных инструментов повышения инвестиционной привлекательности региона. Для этого с 2013 года ведется работа по внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с целью формирования эффективной инвестиционной политики в качестве экспертов привлекаются структуры, занимающиеся проблемами и вопросами защиты прав хозяйствующих субъектов и потенциальных инвесторов. В частности, для проведения общественной экспертизы документов в состав экономического совета рекомендовано ввести представителей регионального отделения «ОПОРы России» и управления антимонопольной службы.
Кроме того, агентством стратегических инициатив создана экспертная группа из 12 человек. В ее состав вошли представители бизнес-сообщества, общественных организаций: «Деловая Россия», «Опора России», общественной палаты республики, Союза лесопромышленников, Агропромышленного союза и Торговой ассоциации Республики Коми.
Для инвесторов упрощаются процедуры по взаимодействию с органами власти. Теперь они могут делегировать решение вопросов в госорганах фонду поддержки инвестиционных проектов.
В развитии деятельности, направленной на стимулирование привлечения инвестиций на места, министерство предлагает внедрить аналог стандарта на уровне органов местного самоуправления и распространить соответствующие унифицированные процедуры, механизмы и требования на муниципальном уровне.
На данный момент по результатам проведенной министерством архитектуры инвентаризацииhttp://bnkomi.ru/data/news/29680/ составлены паспорта 44 земельных участков, которые рассматриваются для формирования промышленных площадок.
- Важным условием привлечения инвестиций является наличие доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов. По перспективным земельным участкам предстоит проделать подготовительную работу для формирования промышленной площадки: провести комплекс землеустроительных работ, поставить участок на государственный кадастровый учет, зарегистрировать на него права, а также провести необходимую инфраструктуру, – отметил Андрей Самоделкин.
На формирование сети промышленных площадок целесообразно рассмотреть возможность выделения средств из бюджетов муниципалитета и республики. По предварительной оценке расходы на осуществление только подготовительных работ могут составить до 500 тысяч рублей на один гектар промышленной площадки. Планирование указанных затрат в составе регионального или местного бюджета позволит участвовать в конкурсных процедурах на получение средств на эти цели из федерального бюджета и привлекать средства потенциальных инвесторов.
В последние годы правительство республики реализует ряд мер по стимулированию инвестиционной деятельности. В частности, республиканским законодательством предусмотрены различные формы налоговых преференций для субъектов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты.
Однако, по мнению Андрея Самоделкина, в регионе пока не внедрен весьма эффективный механизм – предоставление инвестиционного налогового кредита.
- За последнее время значительно изменились требования, предъявляемые потенциальными инвесторами к инвестиционным предложениям. В этой связи достаточно обоснованным представляется обеспечение более тесного взаимодействия научных учреждений с органами исполнительной власти для более глубокой проработки проектов, – добавил министр.
В качестве мер и инструментов по совершенствованию взаимодействия органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов при реализации инвестиционных проектов и улучшению инвестиционного климата в республике в целом было предложено рассмотреть возможность включения в расходы республиканского и местных бюджетов на 2015 год и плановый период до 2017 года расходы на подготовку проектов инвестиционных предложений, в том числе, на формирование промышленных площадок.
Первый заместитель главы республики Алексей Чернов порекомендовал впредь в отчетах ранжировать компании, реализующие инвестпроекты, по величине и больше внимания уделять малым и средним предприятиям для формирования более точной картины в регионе.
- Мы сейчас говорим, что мы впереди планеты всей, но уберите «Бованенково – Ухта» - и мы встаем позади планеты всей. Не станем сравнивать инвестиции «ЛУКОЙЛа» с Койгородком, у нас главная задача – Койгородок подтянуть, потому что как это ни удивительно, но «ЛУКОЙЛ» и «Газпром» без нас справляются. Это один лев, и, как только он умирает, на этом все заканчивается, а нас интересует ватага зайцев, – пояснил он.
Вячеслав Гайзер заметил, что уже давно существует сложившийся стандарт работы с инвестпроектами, и, при необходимости стоит обратиться к опыту коллег из соседних регионов.
- Сегодняшняя информация, на мой взгляд, уже говорит о том, что на самом деле у нас нет нормально выстроенной системы работы с оформлением земельных участков под возможные инвестпроекты. Ничего зазорного нет в том, чтобы учиться на опыте соседей. Почему в Калуге заводы шлепают, как пирожки? Потому что стандарт работы там давно уже определен. И занимается этим отдельная корпорация, на нее же происходит и землеотвод. Именно она, а не инвестор, отвечает за работу с муниципалитетами, оформление документов и согласование. Инвестору, когда он приходит в регион, сразу предлагают землеотвод, точку подключения и все согласования. В итоге от момента прихода инвестора до момента запуска предприятия проходит полтора года, – разъяснил механизм глава республики.
Раскритиковав доклад министра развития промышленности и транспорта, глава отправил его на доработку со словами: «Анализа недостатков нашей работы с потенциальными инвесторами я не услышал. Пока не будет расписан стандарт действий, жестко, со сроками, с исполнителями и ответственными - ничего не сдвинется с места, не надо питать иллюзий. Предложения должны быть представлены в течение двух недель».
Комментарии (24)
Лучше бы не говорили этого! Так как это означает две вещи.
1. В республике все очень плохо по части взаимоотношений регион-район. Федерация грабит регион, регион грабит муниципалитет. Но если дать муниципалитетам власть (свободу выборов и все налоги, собираемые на их территории), то окажется, что республиканская власть не очень-то и нужна. Что она может дать району.
2. На самом деле все эти стандарты взаимодействия вторичны для инвесторов. А первичны факторы производства. Где они лучше, туда инвестор и идет.
Что есть у Республики Коми?
Природные ресурсы? Нет! Все, более-менее ценное либо уже проели (нефть и газ), либо уже поделено (уголь), либо находится в недоступных местах (лес).
Трудовые ресурсы? Нет! Население республики убегает из региона. Причем, уезжают наиболее квалифицированные и молодые. Остаются неквалифицированные и старые.
Инфраструктура? Нет! Ничего нового со времен советской власти не построено: ни дорог, ни мостов, ни электростанций, ни газопроводов (распределительных).
Финансы? Нет! Структура производства в республике такова, что основную долю налогового бремени составляют федеральные налоги (НДПИ, НДС, таможенные пошлины). Руководство республики слишком слабое и трусливое, чтобы требовать от центра налоговых преференций для бизнеса. За это могут и сепаратистом обозвать и от кормушки отстранить. Чай не Татарстан и не Чечня.
Внутренних источников финансов нет. Население нищее. Все что зарабатывается местными олигархами на эксплуатации природных ресурсов вывозится из региона в центр или за рубеж.
В результате экономический рост в республике неустойчив и за 5 месяцев опять спад. Нет роста - кризис. Как с этим идти на выборы? Молчать и отвлекать внимание всякой мелочью, типа отсутствия регламентов и стандартов взаимодействия.
Слава Единой России!
Ни маржи, ни сырья, ни денег!!
Одни долги!!!
P.S.: УРЯ – Славку Гайзера на 2-й срок