Фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» начался с безумия Жизели
В Сыктывкаре начался XXIV Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс». В первый вечер культурного марафона публике, пришедшей в Государственный театр оперы и балета Республики Коми, по традиции предложили премьеру. Обновленный балет «Жизель» француза Адольфа Адана сыктывкарцы и гости столицы Коми увидели 22 апреля. Постановка предстала приятным сюрпризом. Вместе с остальными премьеру посмотрели корреспонденты БНК.
Фото Андрея Ретанова
Балет «Жизель», который многие воспринимают как обновленную постановку, на самом деле правильнее считать совершенно новым спектаклем. И слово «премьера» в данном случае более чем обосновано. Художник театра Юрий Самодуров создал новые декорации и костюмы, состав исполнителей, задействованных в спектакле, обновился почти полностью, по-новому зазвучал и оркестр театра под управлением Азата Максутова. Классическая хореография Жюля Перро балетмейстером-постановщиком, заслуженным артистом Украины Алексеем Бураковым местами была переосмыслена, в балете появились новые мизансцены и детали.
- Я многого жду от сегодняшней и завтрашней премьер, потому что это шанс взглянуть на знакомый материал с совершенно неожиданного ракурса, увидеть новое, – признался, открывая фестиваль, председатель Союза композиторов Республики Коми Михаил Герцман. – И, стоит отметить, все спектакли фестиваля тоже привнесут какую-то новую, особую краску. Все то, что я сказал, - это прописные истины, но и классика - это тоже прописные истины, но это то, что нужно повторять, чтобы никогда не разучиться удивляться чуду, которое нам дарит искусство.
В случае с «Жизелью» чудо случилось. Знакомый сюжет смотрелся на одном дыхании, ярким калейдоскопом представляя новые грани давно изученного материала. История прекрасной Жизели, обманутой и погибшей от коварства возлюбленного, вновь была разыграна в мире земном, а затем в мире духов. Земная жизнь первого действия покоряла яркостью красок, мистика второго – завораживала пластикой. Алексей Бураков отмечал, что внес свои изменения во второй части спектакля, сделав акцент на образах девушек-виллис, погибших до свадьбы. Глобальных изменений в действе не произошло, зато появились говорящие детали, эпизоды, мгновения, которые достаточно понятно иллюстрировали стремление постановщика.
В ходе спектакля ни разу не возникло ощущения малочисленности балетной труппы, которое является одной из главных проблем сыктывкарского театра. Вливание «новой крови» в виде десяти молодых артистов балета было ощутимо. Свою роль сыграли и студенты отделения «Хореографическое искусство» республиканского колледжа искусств. В итоге массовые сцены смотрелись по-настоящему масштабно, потрясающее выступление кордебалета виллис во втором действии вызвало бурю эмоций у зала и заслуженные аплодисменты. Кстати, именно в этом эпизоде Алексей Бураков не удержался и из зала крикнул своим подопечным «Браво».
- Моя оценка увиденного? Отлично! Артисты работали с невероятной отдачей и преданностью своей профессии, получилось великолепно. Я, честно признаться, не ожидал такого, – отметил после спектакля балетмейстер в беседе с корреспондентом БНК. – Я очень переживал за второе действие, за бал виллис, но девочки отработали очень хорошо, чисто, ровненько. Это удивительно. Когда отправляешься в незнакомый город, всегда есть сомнение – а получится ли, справится ли труппа. Но здесь артисты задали невероятный уровень, я в восхищении!
Порадовали и солисты балета. Невероятно драматичной была игра Василия Немчинова, исполнившего Ганса, превосходно справилась с партией Мирты «новенькая» в труппе Екатерина Дук. Приятно было видеть вновь на сыктывкарской сцене выбывшего на какое-то время из театра Артема Кудряшова. Как всегда пластичен и эмоционален был Андрей Потапов в роли оруженосца Альберта. По-настоящему колдовскими стали танцы виллис Елены Быковой и Анастасии Масловой. Маслова, кстати, отлично исполнила па-де-де в первом действии с Ринатом Бикмухаметовым, который заметно прибавил в профессиональном уровне. Роман Миронов, представивший на суд публики свою интерпретацию роли графа Альберта, больше впечатлил своей драматической игрой. В танце, казалось, ему не хватает легкости. Впрочем, такое положение вещей легко объяснить: артистам пришлось исполнять сложнейшие партии два вечера подряд – накануне премьеры состоялась «сдача» спектакля художественному совету.
Оценить выступление народной артистки Республики Коми Натальи Супрун в партии Жизели сложно – слишком много придется использовать превосходных степеней. В очередной раз работа балерины и любимицы публики заставила задуматься о том, что труппа сыктывкарского театра обладает бесценным сокровищем, которое по праву заслуживает «народного» признания российского уровня. Одна из самых эффектных сцен спектакля - сцена сумасшествия Жизели была настолько пронзительной и искренней, что даже юные зрители, немного подуставшие от высокого искусства к концу первого действия, не могли оторвать глаз от происходящего на сцене.
- Результат превзошел все мои ожидания, – поделилась впечатлением после спектакля директор театра Валентина Судакова. – Я помню прежнюю постановку «Жизели», в новой интерпретации все совершенно иначе. Я, конечно, видела и подготовку костюмов и репетиционные моменты, но до последнего момента старалась сохранить для самой себя интригу. Я смотрела спектакль впервые вместе со зрителем и старалась оценивать его больше не как директор театра, а как любитель классического балета. Сравнивая с прежней постановкой, я в восторге от того, что получилось.
Директор учреждения обмолвилась и о том, что на днях труппа театра оперы и балета получила приглашение на фестиваль «Русская зима», который пройдет в декабре 2014 года в Лондоне, в рамках перекрестного Года российско-британской культуры.
- У нас никогда не было сомнений в том, что нам есть что показать. И после таких премьер в очередной раз убеждаешься, что наши артисты достойны выступать на лучших площадках мировой балетной сцены, – резюмировала Судакова.
Комментарии (3)
А спектакль очень и очень неплох.
Боялась за "белый акт",он технически сложный, но девушки справились.
И премьер хорош:)