21:24, 05.04.2014 / КУЛЬТУРА

Из блогов: «Художник-конструктор Галина Кулаева создает 3D-картины»

Блогеру Andrey_Frank удалось пообщаться с художником-конструктором Галиной Кулаевой, которая известна благодаря своему изобретению – 3D-картинам. Их уникальность заключается в том, что падающий на картины свет преломляется таким образом, что они становятся объемными, создается эффект 3D. В беседе, которую Andrey_Frank разместил в своем блоге на платформе БНК, Галина Кулаева рассказала о собственной технике, объединившей в себе живопись и прикладное искусство.

Сегодня часть картин Галины Кулаевой выставлены в Женеве и различных музеях мира. Люди с восторгом посещают ее выставки, но, как призналась сама художница, «предела совершенства нет». Эталоном же для себя Галина Кулаева считает творения Фаберже, сочетающие в себе ряд сложнейших техник.

По словам Галины Кулаевой, специального художественного образования у нее нет. Рязанский радиотехнический институт по специальности конструирование электронных вычислительных машин она закончила много лет назад. После чего стала работать инженером связи на железной дороге. Именно в этот период она и занялась созданием технологии своих картин.

- Как возникло желание и потребность что-то изобретать?

- Я все время что-то изобретаю, так устроены мои мозги. Поработать руками у меня была возможность в жизни, потому что папа был учителем труда. У него была удивительная мастерская из 17 токарных станков. И если было желание, то ради Бога, для этого все было. Спустя время, когда я уже разработала свою технологию и запатентовала это направление, решила всерьез заниматься картинами.

- Расскажите поподробнее о своих картинах, какой идеей вы руководствовались при их создании?

- Все идет с детства. У нас в семье было правило: если происходило какое-то значимое событие, мы не шли в магазин и не покупали подарок, а делали его своими руками. Мне очень хотелось сделать папе на юбилей подарок, к тому времени я уже закончила институт и могла что-то сделать сама. А так как у меня все равно были склонности к рисованию, прикладным видам творчества, решила соединить живопись и изделия из соломки. Взять соломку я решила сразу, а также рожь и пшеницу - это очень интересные материалы. Они только с виду кажутся простыми. Но ни одну из таких картин нельзя повторить. То есть живопись может скопировать любой хороший копиист, вне зависимости от того, в каком виде выполнено произведение, а то, что сделано из соломки, даже я не смогу повторить. Ведь каждая соломинка растет по-своему, со своими условиями, температурными перепадами. От ветра, от жары у нее получаются различные текстура и узор. И, если ты сделал деталь на картине и сфотографировал ее, в это же место точно такую же уже не вставить. Это все равно что выполнить картину методом инкрустации из камня. Невозможно природный материал подобрать ноль в ноль. Картины застрахованы от подделок, но копия в копию ее повторить все равно невозможно.

- Что самое сложное в создании картины?

- Не таким простым делом оказалось соединить масло и соломку. Для этого пришлось поработать в ТЭЦ, где я на протяжении пяти лет разрабатывала эту методику. И мне повезло, ребята из института распределились по различным местам, и у меня была возможность приезжать в лабораторию, где мне выделили место для экспериментов. Я поставила перед собой цель - сделать такую вещь, которая обладает уникальностью, стойкостью во времени. То есть она должна переносить определенные вибрационные нагрузки, перепады температуры, влажности и так далее. Чтобы соединить масло и соломку, нужно было разработать свою выварку соломки, поскольку то, что применяется в прикладных изделиях, ненадежно во времени. Мне пришлось создать свой клей, для этого я перелопатила все, что относится к химическим клеям, к минеральным, органическим, и найти ту основу, на которую крепить соломку. Должны быть соблюдены все коэффициенты расширения, чтобы между собой совпадали все материалы. На это у меня ушло пять лет. И именно поэтому мне были необходимы лаборатории, чтобы все это исследовать, прогнать на вибростендах и проверить уровень влажности во всех установках.

Уже с этими графиками и готовым изделием направилась на патентование. Нужно было разработать также свою методику, потому что в мире с соломкой работают только методами аппликации и инкрустации, а значит, какие-то ювелирные фрагменты сделать невозможно. Материал «художественная соломка» уникален тем, что, к примеру, рожь при температурном обжиге дает тональность от абсолютно белой до черной. А пшеница - от золотистого до коричневого. То есть получается еще такой цветовой спектр соломки. При этом цвет очень натуральный, это не краска. Кстати, из-за того, что у соломки существуют риски в зависимости от угла поворота к источнику света, когда выкладываешь картину, можно либо ловить источник света, либо его гасить или направлять свет внутри картины. Каждый поворот соломинки рассчитывается по законам оптики. И тогда создается пространство, объем и получается полный эффект 3D. Роспись идет по методу прикладных направлений, как в хохломе. В итоге из этих мелочей складывается картина. Соломку нужно выварить, затем просушить, разгладить и, когда начинаешь вырезать деталь, чтобы лучше был коэффициент сцепления, надо делать детали тонкими. Если ширина детали 40 микрон, то толщина должна быть 25 микрон. То есть каждая деталь зачищается, ставится по направлению к источнику света. Расчет идет сверху вниз слева направо в виде креста. Идет расчет так, чтобы при любой обстановке света не было ненужных бликов. И не появлялось луча, который бы смог сбить световую композицию картины.

- Сколько времени уходит на создание одной картины?

- В зависимости от ее темы и сложности уходит от нескольких месяцев до нескольких лет. Самая сложная картина была создана за восемь лет - «Святая Троица». А начинала я набивать руку на парусниках, уже потом пришла к более высокому уровню. Есть и такие работы, на которые приходится брать благословение, например, картина «Стефан Пермский». Такие вещи создаются по канонам иконописи. Это абсолютно новое направление в искусстве, которое называется «Светдек».

- Сколько всего у вас картин?

- Около двух сотен. У меня есть картины, которые находятся в Женеве и различных музеях. Мне пришлось много поработать. За свою творческую жизнь я приняла участие более чем в 850 выставках. Запатентовала я свое направление 10 марта 1996 года.

Между делом Галина Кулаева отметила, что сегодня искусство медленно, но верно катится вниз и превращается в упадничество.

- Для меня идеал работы и искусство - это произведения Фаберже, в которых использованы технологии инкрустации. Это тянет за собой создание новых направлений и школ. То, что являет собой будущее и просто идет вперед. Была я на выставке во Франции, и извините, приходишь и видишь один унитаз, перетянутый синей ленточкой, второй – красной, и написано «Ля мур» - это авангардная работа, это опускание мозгов и не развитие логики и мастерства, настоящий упадок. И сейчас это навязывают всем. К примеру, возьмите фотографию. Одно дело, когда она вызывает положительные эмоции и чувства, и совсем другое, когда на фото изображен мусорный бак, в который волосатая рука бросает пивную бутылку. Это не может являться произведением искусства. Такие фотографии не должны получать какие-то премии, они губят нынешнее поколение, а следующее сойдет донельзя.

1037

Комментарии (3)

Добавить комментарий
  • йцу
    06 апр. 2014 г., 10:05:26
    Ответить
    и где они
  • !
    06 апр. 2014 г., 13:23:27
    Ответить
    Да, посмотреть бы... У меня такая мысль возникала еще в начале 90х. Не вру, Рома Бендерский может подтвердить (если не забыл). Очень интересная и перспективная тема. Удачи!
  • ддд
    07 апр. 2014 г., 10:24:46
    Ответить
    а чё без фоток то