Сыктывкарцу отказали в оформлении полиса ОСАГО, пока он не воспользуется дополнительными услугами страховщиков
Сыктывкарец Василий Колегов около года назад приобрел машину. Сегодня истекает срок действия полиса ОСАГО. Чтобы его продлить, автолюбитель позвонил в свою страховую компанию. Каково же было удивление автовладельца, когда на другом конце провода ему сказали, что он может получить полис обязательного страхования только в том случае, если воспользуется дополнительными услугами фирмы, к примеру, застрахует жизнь или имущество.
- Сегодня выходит срок действия полиса ОСАГО, - рассказал Василий Колегов, - так как машина новая и без ДТП, я не хочу оформлять КАСКО, нужен только ОСАГО. Я позвонил своему агенту в ВСК. Мне посчитали стоимость – со скидкой получилось около двух тысяч рублей. Все ничего, но меня сразу заверили, что оформлять полис будут, только если я заплачу за дополнительные услуги и застрахую свою жизнь или имущество, в противном случае, выдать необходимый документ отказываются. Насколько я знаю, такое навязывание незаконно, но мой агент сказал, что это распоряжение руководства, а переплачивать лишние деньги или идти в другую страховую фирму я не хочу.
Несмотря на утверждение автовладельца, информацию, что в страховой фирме занимаются навязыванием каких-либо дополнительных услуг, в самой компании ВСК опровергли.
- Такого не может быть, это откровенное вранье и абсурд. Мы не занимаемся навязыванием для своих клиентов каких-то дополнительных условий при оформлении страховки, - прокомментировала руководитель центра розничного страхования ВСК Вера Калинина.
Между тем, как пояснила юрисконсульт Татьяна Братковская, действия страховщиков, которые могут попытаться навязать дополнительные услуги при оформлении полиса обязательного страхования автогражданской ответственности, однозначно незаконные.
- Подобная практика навязывания автовладельцам дополнительных пакетов страхования при покупке полисов ОСАГО в последнее время стала активно использоваться страховыми компаниями. Вместе с тем, такие действия страховщиков незаконны и прямо противоречат не только ФЗ «О защите прав потребителей», запрещающему навязывание потребителю ненужных ему платных услуг, но и ФЗ «О защите конкуренции», также предусматривающему запрет на навязывание условий договора, невыгодных для контрагента или не относящихся к предмету договора. Самым простым выходом для автовладельца, столкнувшегося с подобной ситуацией, является приобретение полиса ОСАГО в другой страховой компании. Также автовладелец вправе обжаловать незаконные действия страховщика в суде либо обратиться с соответствующими заявлениями в надзорные органы (Роспотребнадзор, ФАС), но в таком случае ему придется подтвердить факт навязывания дополнительных услуг, - рассказала юрисконсульт Татьяна Братковская.
Комментарии (33)
Союз Автостраховщиков пытается выработать «единую методику» определения ущерба
от ДТП чтобы снизить количество судебных споров. Страховое лобби пока безуспешно
«протаскивает» через Государственную Думу РФ различные поправки, ограничивающие
права потерпевших, такие как отмена «возвращенного» в июле 2012 года Верховным судом
РФ применения к отношениям потерпевших и страховщиков Закона о защите прав
потребителей, позволяющего дополнительно наказывать нерадивые страховые компании
путем наложения 50-процентного штрафа от довзысканной судом суммы страхового
возмещения. Сами страховщики (отдельные страховые компании) идут на уловки,
позволяющие избежать или затянуть страховую выплату. Об этих новых уловках и
поговорим.
1. Начиная с июня 2013 года крупнейшие страховые компании Республики Коми
фактически уклоняются от приема заявлений потерпевших в ДТП автовладельцев о
возмещении ущерба по ОСАГО в том случае, если у них нет полиса ОСАГО, выданного
этой страховой компанией. То есть, если потерпевший пытается обратиться по ОСАГО в
страховую компанию виновника в ДТП, его «заворачивают», отправляя в «свою»
страховую компанию. Больше всего в таких случаях страдают те потерпевшие, ущерб
которым причинен в ДТП с тремя и более участниками (автомобилями), поскольку в
такой ситуации они в силу положений закона об ОСАГО не могут воспользоваться правом
обращения в «свою» страховую компанию (в порядке прямого возмещения ущерба или
ПВУ). Если потерпевший настаивает на подаче заявления об ущербе в страховую
компанию или у нет другого выбора по закону, его отправляют в другой населенный
пункт, в котором находится якобы единственный представитель страховой компании в
республике: в Ухту, Усинск, Корткерос, предлагая предоставить поврежденный
автомобиль для осмотра в этом же населенном пункте.
Мы поможем решить эту проблему и надлежащим образом обратиться в страховую
компанию по выбору потерпевшего без выезда в далекие села и города.
2. Не так давно страховщики взяли на вооружение новый метод выплаты по
ОСАГО (да и по КАСКО): фактически принудительное направление потерпевшего на
ремонт. Страховые компании навязывают только один из двух возможных способов
возмещения: ремонт вместо денежного возмещения, умалчивая о том, что в силу части 2
статьи 13 закона об ОСАГО страховая компания вправе в счет страховой выплаты
организовать и оплатить ремонт поврежденного имущества ТОЛЬКО ПО
СОГЛАСОВАНИЮ С ПОТЕРПЕВШИМ. Согласование с потерпевшим выражается в
подписи готового бланка заявления, в котором иногда более мелким шрифтом включена
напечатанная фраза о согласии на получение направления на ремонт в некий автосервис в
счет выплаты по ОСАГО. Кроме плюса, выражающегося в том, что потерпевший не видит
живые деньги а просто ремонтирует свой автомобиль в такой схеме получения страхового
возмещения есть много минусов.
*Прежде всего, к минусам необходимо отнести очень ограниченный выбор среди
автосервисов: потерпевший не может самостоятельно выбрать автосервис, например тот,
на котором его хорошо знают и могут предоставить реальные гарантии качества и сроков
ремонта. О ремонте у дилера из-за дороговизны нормочасов можно так же забыть, к
дилеру иностранных автомобилей потерпевшего не отправят.
*Весомым недостатком является возможность присутствия потерпевшего на станции и контроля за процессом ремонта, что грозит, в случае недобросовестного выполнения автосервисом восстановтельных работ, как минимум, неисправленным скрытыми повреждениями и потраченными в последующем на выбивание со страховой компании компании денег и нервами. А если автомобиль получил серьезные повреждения? Где гарантия, что на автосервисе по направлению страховой бампер именно поменяют, а не соберут из кусочков, заменив шпаклей недостающие элементы.
*Важно отметить, что страховой компанией оплачивается только часть стоимости
ремонта, рассчитанную с учетом износа автомобиля. Все, что выше этой стоимости, так
называемый «износ» автомобиля доплачивать придется потерпевшему. Нет гарантии того,
что страховая компания не завысит процент износа автомобиля для экономии собственной
части расходов на ремонт.
*Самый главный недостаток выбора способа получения страхового возмещения
натуральным, а не денежным путем в следующем. Для осуществления страховой
выплаты по ОСАГО деньгами законодательством предусмотрен срок в один месяц, в
случае просрочки начисляется существенная неустойка. Для проведения ремонта срок
фактически не ограничен и момент как начала, так и окончания ремонта может быть
отодвинут в зависимости от воли и расторопности автосервиса на месяцы. Никакая
неустойка в этом случае не начисляется.
Несмотря на то, что выбор способа получения возмещения за потерпевщим, мы
рекомендуем оставаться реалистами и помнить о поговорке про бесплатный сыр, то есть
ремонт. Мы поможем получить надлежащее страховое возмещение в том виде и объеме,
который положен по закону и наиболее выгоден потерпевшему, обеспечив проверку
полноты суммы страховой выплаты, и, при необходимости, ее принудительное получение
через суд.
3. Многие работники страховых компаний при обращении потерпевших
предлагают «своих» независимых экспертов (оценщиков) и юристов. Осмелимся заверить,
что выгоду от использования такого предложения чувствуют только те, кого предложили
и кто предложил, но не потерпевший.
Не стоит уповать на то, что все эксперты, оценщики и юристы работают по одному
шаблону и ценам. Например, эксперты, с которыми сотрудничаем мы, имеют у страховых
компаний авторитет достаточный для того, чтобы страховая компания выполнила свои
обязательства в полном объеме после подачи иска не дожидаясь решения суда.
Продолжение следует (тел.352551)
После моих ответов, она стала оформлять страховку. Зашел парень, хотел застраховать машину, так она его с порога развернула словами: будете ждать неделю? у нас все документы через Москву оформляются.
У меня сложилось впечатление, что им страхование нафиг не нужно.
Причина в том, что ФАС признал нагрузку РГС законной. Теперь все страховщики будут нагружать ОСАГО прочими дополнительными страховками.
Написать заявление на получение полиса ОСАГО. Страховая компания обязана принять у вас документы и выдать вам полис.
Если в страховой компании вам отвечают, что бланков нет или что они не могут выдать вам полис без дополнительного страхования жизни, требуйте, чтобы они предоставили вам письменный отказ, с которым вы потом вправе обратиться в прокуратуру.