Корреспонденты БНК сопроводили колясочника во время визита в поликлинику
Сыктывкарская городская поликлиника №3 приняла вчера особого пациента, который в силу своей маломобильности требует чуть больше внимания, чем обычные люди. Как человеку в коляске по обледенелому пандусу вскарабкаться на крыльцо и, не разбившись, спуститься назад, а также о том, как буквально 10 сантиметров могут сделать окружающую среду более дружелюбной, не понаслышке знает представитель сыктывкарского общества инвалидов Николай Костин. Корреспонденты БНК вместе с мужчиной прошли путь от гардероба до специального выхода по лишь теоретически предназначенному для колясочников пандусу, а на деле - трассе для экстремального аттракциона.
Фото Николая Антоновского
Программа «Доступная среда» работает в Сыктывкаре с 2012 года и рассчитана до 2015-го. Николай Костин и Елена Габова – представители городского общества инвалидов. Прежде чем отправиться обследовать социальные объекты на доступность, они прошли специальное обучение по курсу «Универсальный дизайн и адаптация городской среды для маломобильных групп населения», позволяющее судить о дружелюбности города для особых категорий граждан не только с точки зрения эмоций, но и с опорой на нормативно-правовые документы.
Опрос общества инвалидов показал, что в первую очередь требуют инспекции объекты здравоохранения.
В пятницу днем Николай Костин отправился в городскую поликлинику на прием к окулисту. Добраться до пункта назначения люди с инвалидностью могут при помощи социального такси. На город работает всего одна машина, водителю которой зачастую приходится помогать своим пассажирам не только войти в авто – для этого существует специальный подъемник, но и выбраться из квартиры и подъезда. Стоимость социального такси – 40 рублей, правда воспользоваться его услугами можно не всегда – транспорт пользуется популярностью и клиентам порой приходится ждать своей очереди.
Здание поликлиники №3 встречает пациента заледеневшим пандусом. На главном крыльце – лишь вывеска о режиме работы, за входными дверями – крутая лестница в несколько десятков ступенек. Информации или каких-либо обозначений, как попасть в медучреждение человеку в инвалидной коляске – нет. Через несколько метров от основного входа обнаруживается еще одна дверь, над которой на желтом фоне изображена искомая пиктограмма и номер телефона для вызова дежурного. Схема въезда в поликлинику такова: через два пандуса колясочник с помощью дежурного спускается в подвал, а оттуда на лифте поднимается сразу на первый этаж к регистратуре. Однако на деле спуск превращается в пытку: пандусы установлены под углом почти в 40 градусов и сделаны из сетки, за которую колеса цепляются и сворачивают вбок. Преодолеть эти препятствия даже с двумя помощниками очень сложно, да и попросту опасно для жизни.
В самой поликлинике существует ряд пунктов, через которые необходимо пройти и оценить их пригодность: входная группа, раздевалка, регистратура, туалеты, которые на сегодняшний день являются одной из самых проблематичных зон. Кроме того оценивается возможность поворотов и разворотов в коляске в коридорах, возможность пользоваться лифтом.
Для точности измерений Николай вооружился рулеткой. И первое, с чем сталкивается наш герой – гардероб. Окно приема одежды находится на высоте более метра. По нормативам для людей с ограниченными возможностями оптимальной будет цифра в 80 сантиметров, поскольку некоторые заболевания не позволяют им высоко поднимать руки. Та же проблема – и в окошке регистратуры. Оно находится на высоте 103 сантиметра, подавать документы без помощника тоже очень непросто. В нашем случае, Николая сопровождает старшая медсестра поликлиники, которая и приходит на помощь.
После получения талона к врачу, отправляемся на лифте в кабинет окулиста на третий этаж. Попутно Николай сразу же поясняет, чего не хватает на пройденных этапах: во-первых, для другой категории людей с инвалидностью – незрячих, отсутствуют тактильные панели для навигации, где они смогли бы получить информацию о расположении кабинетов, лифта и регистратуры. Да и вообще, указатели номеров кабинетов в поликлинике едва заметны и выполнены мелким шрифтом. Во-вторых, кнопка лифта снова расположена на недосягаемой высоте – почти 140 сантиметров.
- Ни на одной кнопке нету выпуклости. Если делать универсальные вещи, чтобы всем было удобно – надо подумать о каждой категории инвалидов: есть и незрячие, есть и глухие. Значит должен быть звуковой определитель – какой это этаж. Кроме того, лифты здесь очень узкие – если я приду с сопровождающим, все будет очень скованно, – делится впечатлениями пациент.
Один из немногих отмеченных плюсов – широкие коридоры, в которых вполне возможно разворачиваться и свободно ездить на коляске, но есть и препятствия – двери с автоматическим доводчиком. Преодолеть такие проходы совсем непросто, к тому же, коляска может зацепиться за крупные ручки, а нижняя часть стеклянной двери – разбиться о колеса. Решение – заменить внизу стекло ударопрочным пластиком. А ручку двери сделать желтой – для слабовидящих, которые этот цвет перестают видеть последним. Желтой лентой также стоит обозначить ступеньки – от этого страх людей с белой тростью оступиться на лестнице станет меньше.
- Программа по доступной среде работает давно, но те, кто ее реализует, ли не знают, как надо, то ли формально подходят к делу, – рассказывает второй участник акции Елена Габова, пока Николай проходит осмотр врача. – Есть конкретные потребители – мы бы хотели, чтобы нам и всем было комфортно. Если девушка идет на каблуках по плохому асфальту — она уже живет в некомфортной среде. Есть такое понятие как универсальный дизайн, и я надеюсь, что мы будем встречаться, посещать объекты и объяснять, как надо сделать, чтобы всем было удобно. Не только для человека с палочкой, не только для человека в коляске, не для бабушки, а для всех. И чтобы это было естественно, незаметно. Мы же не замечаем, как дышим, – поясняет Елена Габова.
Успешный опыт взаимодействия общества инвалидов с муниципальными властями реализуется в Екатеринбурге, об этом в частности, на курсах по универсальному дизайну рассказала эксперт из уральского города Елена Леонтьева. Теперь мнение инвалидов учитывается при строительстве новых объектов.
Налаживание диалога с администрацией Сыктывкара у Николая и Елены еще впереди – они только начали собирать информацию о ситуации в учреждениях города – побывали в агентстве соцзащиты и недавно построенной ДЮСШ №2 в Лесозаводе. В новом спорткомплексе комиссия провела несколько часов, но и в выполненном казалось бы по последним нормам здании недочеты также обнаружились.
- Цель наших визитов – в данном случае проверить доступность услуги и доступность здания, чтобы получить эту услугу. Кроме всех нами пройденных пунктов, если в учреждении нет лифта, должна предусматриваться возможность того, чтобы специалист спустился и принял человека в кабинете на первом этаже, – рассказала Елена. – Мы же предлагаем не эмоции, не слова, а факты. У нас есть конкретное понимание того, что мы хотим, мы готовы поделиться. Люди этого просто не видят, поэтому не могут понять. Есть такая ужасная поговорка – сытый голодного не разумеет, но это правда. Нужно всего лишь встретиться и обсудить, а все необходимые рекомендации того, что можно сделать не вкладывая больших денег, мы подготовим.
Последний пункт инспекции – туалетная комната. В ней дверной проем сделан по всем правилам – 87 сантиметров, что позволяет свободно въезжать колясочнику, однако места, чтобы подъехать к унитазу и поручней рядом с ним не предусмотрено.
Но самой большой трудностью становятся въезд и выезд из поликлиники. Обратный путь также лежит через подвал. Затащить коляску на крутой пандус не могут и трое мужчин. Со второго раза они приступом берут более короткий подъем, впереди – еще один, более длинный, но отнюдь не более пологий. Николай мужественно переносит попытки транспортировки и совсем не «мягкой посадки», а под опасения Елены даже пытается шутить:
- Ничего, если что, мы уже в поликлинике.
Несколько минут за безуспешными попытками охранника и технических работников поднять коляску наблюдал мужчина в костюме и при галстуке, согласно кивнувший на вопрос о причастности его к администрации поликлиники. В порыве подсказать и помочь трудящимся он схватился за часть конструкции коляски и случайно выломал подставку для левой ноги. К счастью, вскоре отлетевший шуруп был найден, деталь возвращена на место, а четверо мужчин, поднатужившись, вкатили Николая на первый этаж.
Общие впечатления от посещения поликлиники Николай оценил как неплохие – приветливый и готовый помочь персонал, а часть недостатков поддается быстрому устранению, но неприятный осадок все же остался.
- Забраться на пандус самостоятельно не удалось из-за гололеда, вода из водостока стекает прямо на него, поэтому там постоянно лед. Дверные проемы очень узкие, антискользящее полотно есть, но оно не закреплено. Пороги более трех сантиметров. Дежурный всего один, хотя поднять колясочника не в состоянии даже двое. Так что впечатление осталось с осадочком неприятным, – резюмировал главный проверяющий. – Но все же мы рады, что нас хорошо приняли, сопровождали – и главный врач, и старшая медсестра, и дежурный Константин. Мы увидели желание помочь и желание разобраться. Но первое впечатление – непонимание людей с инвалидностью даже лечебным заведением, где, казалось бы, должны понимать в первую очередь – огорчает.
Председатель регионального отделения Всероссийского общества инвалидов Маргарита Колпащикова ситуацию с доступной средой как в столице Коми, так и во всей республике квалифицировала как плохую.
- В Сыктывкаре, если даже пандусы и делают, большая часть из них не соответствует нормативам и воспользоваться ими люди не могут: либо это круто, либо скользко, либо дверь открывается прямо в лоб, когда заезжаешь. И так по всей республике. Проблема не только в том, что делать не хотят, есть проблема невозможности обустройства старых зданий и уродовать их, строить какие-то невероятные сооружении не нужно. Этими акциями мы должны показать и власти и обществу, что эта проблема есть, что нарушается право человека на свободное передвижение, на свободный доступ, человек сегодня лишается свободы выбора – он зависит от соседей, родственников, социальных работников в плане приобретения одежды и продуктов питания – что принесут, то ты и будешь иметь. Единственное, мы немного изменили отношение к этой теме: мы говорим, что должна быть универсальная среда, созданная абсолютно для всех, а не только для инвалидов. Второй момент – нужно создавать возможность получения качественных и доступных услуг. Не всегда услуга, доступная и качественная, заключается в пандусе. Очень часто ее можно решить через другие формы, – сообщила она.
Кроме того, председатель общества инвалидов отметила, что создание доступной среды даст реальную возможность людям с инвалидностью получить образование, пойти на работу и перестать быть иждивенцами.
Комментарии (32)
Они спят что ли?
Вот, я давно говорю- Колю Костина надо назначить вместо Маргариты, которая неизвестно чем занимается. Пусть сидит в своей общественной палатке, ворон считает
Лет пять судится за инвалидов, все расходы на себя берет, весь Лесик задолбал и полгорода, неугомонный
А Маргаритка его прибирает видимо к рукам, чтобы бездеятельность оправдать
будем собирать голоса и смещать несменяемую мадам
хотя добровольно она не уйдёт)
слишком сладко сидеть и ничего не делать
Обращаюсь к Николаю Костину. Сколько вам заплатили за этот материал?
Не верю, чтобы вам отказали в специалисте на дому.
Судя по репортажу-вы "кукла" "Доступной среды".ИМХО.
с Маргаритой стравливаете?
хочете посмотреть на драчку двух собачек?)
зачет
Соглашусь с автором что Общество инвалидов выполняет мнимые функции, сплошная показуха и бездеятельность
Конечно, сейчас некто особенно гневный попытается доказать, что он там необходим как воздух.
А в гос. учреждениях пандуса нету, или он неупотреб**емый по техническим причинам. Зато в садике соответствует ГОСТу. А знаете , почему? Прокуратура требует. С садиков ведь легче всего шкуру драть. И работу прокурорскую видно.
вот на главпочтамте сделали пандус, по нему поднимается половина посетителей-получателей пенсий и плательщиков квартплаты
потому что там ступеньки смертельно крутые
спасибо руководству главпочтамта, хоть пандус и антиархитектурен, зато полезен