«Говорящий пианист» Сергей Жилин на концерте в Сыктывкаре импровизировал, просвещал публику историей джаза и научил зрителей бразильскому ритму
В четверг в столице Коми состоялся концерт одного из самых успешных джазменов России. О популярности Сергея Жилина можно было судить и по отсутствию свободных мест в зале республиканской филармонии, где заняты оказались даже приставные стулья. Приобщиться к джазу в исполнении мастера, его коллектива «Фонограф-Джаз-Квартет» и молодой певицы — участницы первого сезона проекта «Голос» Марианны Савон - пришли зрители всех возрастов. Любовь широкой аудитории музыкант приобрел благодаря участию в рейтинговых шоу центральных телевизионных каналов, но руководством оркестрами в проектах «Голос», «Две звезды», «Достояние республики», «Танцы со звездами» его деятельность не ограничивается.
Фото Никиты Михайлова
- Все, что вы видели и слышали в «Голосе», сегодня не будет, - предупредил Жилин публику в самом начале концерта. Бэндлидер и группа «Фонограф», куда входит более десятка коллективов, выступают с совместными программами с Михаилом Шуфутинским, Тамарой Гвердцители и другими звездами отечественной сцены. Есть у музыкантов и собственные программы, одну из них - «Упоение джазом» - они представили в Сыктывкаре.
Маэстро начал вечер почти с 10-минутного обращения к публике. Вообще, в течение концерта Сергей Жилин много говорил, оправдывая некогда данное самопрозвание «говорящий пианист». Впрочем, зал был не только не против, но с восторгом реагировал на многочисленные шутки и истории из жизни пианиста.
- Прежде всего, позвольте вас поздравить с Новым годом - мы же с вами еще не виделись - и сообщить о том, что я очень рад оказаться в этом замечательном городе. Я сразу почувствовал, что воздух здесь очень хороший, а еще есть снег, которого очень не хватает в Сочи, - развеселил зал артист.
Немного обозначив программу вечера — шедевры фортепианной музыки ХХ века в его исполнении в первом отделении и ритмы самбы и босса-новы во втором, Сергей Жилин начал концерт.
Оказалось, что артист поздравлял сыктывкарцев с Новым годом в середине февраля совсем не случайно — первым номером программы стало произведение, которое пианистка оркестра Сергея Жилина Ксения Акимова создала на тему всемирно известных Christmas-мелодий. Затем последовала джазовая обработка произведения Ференца Листа.
- Мне всегда нравились произведения романтиков, я находил там что-то новое, не похожее на строгую классику Моцарта и полифонию Баха, - прокомментировал для зрителей пианист выбор мелодии, которая в программе заявлена не была. В беседе за кулисами музыкант добавил, что периодически он меняет программу прямо по ходу выступления.
- Я держал мысль это сыграть, думал, делать это или нет, но в процессе концерта уже точно все решил. Импровизировать интереснее, и, если есть возможность это делать, то мы это делаем, и даже во втором отделении, когда я выступаю не один, а с ребятами, - так оно живее для самих себя получается, - рассказал джазмен.
Лист — один из его любимых классических композиторов, к их числу относятся Рахманинов, Григ и Чайковский.
Сыграв несколько композиций Дэвида Брубека, чья музыка, по оценке Жилина, находится на стыке между джазом и академизмом, пианист перешел к регтайму. Замечательно, что исполнение сопровождалось небольшим комментарием об эволюции стиля и проигрышем отрывков из самых известных произведений, ему принадлежащих, как иллюстрации изменений в музыкальном процессе.
Смена репертуара и лирические отступления не позволили пианисту сыграть джазовую версию «Сулико» Варвары Церетели, многими ожидаемую. Пошутив, что первое отделение длится всего-навсего 70 минут, маэстро удалился на антракт.
- Второе отделение будет разнообразным и интересным, правда, не знаю, каким, - напоследок заинтриговал зрителей музыкант.
После перерыва на сцене появились «Фонограф-Джаз-Квартет» и Марианна Савон. Представляя свою коллегу, Сергей Жилин рассказал историю о ее появлении в коллективе.
- Марианна — участница первого сезона программы «Голос». Когда тысячи претендентов отсеяны и остается несколько сотен, мы присутствуем на прослушивании и помогаем конкурсантам, аккомпанируя. С каждым новым участником мы любим музыку все больше, как вы понимаете, - продолжал шутить пианист. - В тот день мы прослушали уже примерно 60 человек, и вдруг заходит девушка — и улыбается. В общем, после прослушивания я взял ее в наш коллектив.
Вторая часть концерта прошла еще более динамично, чем первая. Как удалось выяснить в ходе гастролей по стране, русские люди очень любят бразильскую музыку, и сыктывкарцы не стали исключением. Сюрпризом для зрителей был дуэт Жилина, который недавно начал и певческую карьеру, и Савон. А мини-мастер-класс по отхлопыванию латиноамериканского ритма привел и без того прекрасно принимающую артистов публику в восторг. Каждый номер завершали бурные аплодисменты и крики «браво!» Сам маэстро сразу отметил такой теплый прием. Однако, несмотря на восхищение зала, предчувствуя скорый финал и толпу в гардеробе, едва ли не половина зрителей ринулась к выходу, не дожидаясь конца. Для самых воспитанных и терпеливых прозвучала «I feel good» Джеймса Брауна, и вечер «Упоения джазом» подошел к концу.
Никаких особых требований к организаторам концерта артист не предъявлял — разве что отдельный номер с большой кроватью, потому что на другой просто не помещается. Принимающая сторона отметила его необычайную скромность.
Комментарии (8)
На концерте не был, но точно знаю, что у Джорджа Гершвина нет никакой "Ifeelgood". Зато знаменитая песня "I Feel Good", которую слушаю уже более 40 лет, есть у великого Джеймса Брауна. Если человек, который делает репортажи о джазовой и эстрадной музыке, на знает и не хочет знать Джеймса Брауна (и Гершвина тоже), то ему вообще не надо писать о музыке. Другой работы вокруг полно. Серьёзно говорю.