Светлана Горчакова: истории становления малых театров России и Франции очень похожи
Труппа Национального музыкально-драматического театра Коми на пресс-конференции рассказала о своих впечатлениях от гастролей в Ницце, где они приняли участие в русском биеннале и днях культуры республики Коми. Актеров из Сыктывкара встретили очень тепло и не отпускали со сцены аплодисментами.
Артисты театра рассказали о своем французском вояже. Фото Андрея Ретанова
Как рассказала художественный руководитель и режиссер театра Светлана Горчакова, театр получил приглашение на конференцию о роли региональных языков в культуре Франции и России от Русского дома в Ницце. А знакомство с французским национальным театром состоялось еще в 2009 году, когда в Сыктывкаре проходил Чеховский фестиваль, посвященный 150-летию писателя. Тогда театр из Ниццы привозил спектакль «Медведь» с молодыми актерами, связь с которыми поддерживалась до сих пор.
По словам художественного руководителя, на конференции шла речь о роли национальных театров в сохранении региональных языков Франции и России, а также их значении в культуре этих стран.
- Мы явились теми представителями культуры, которые открывали русское биеннале в Ницце. Мы стали своеобразной демонстрацией к конференции, показывали, что можно сохранять и что нужно сохранять в своих малых языках. Было неожиданностью, что во Франции, так же как и в России, много языков и еще больше диалектов. Мы разговаривали с коллегами, которые делали доклады, о путях развития и сохранения языков и роли театра в сохранении маленьких языков, – пояснила Светлана Горчакова.
Делегация от Коми также делала доклад на конференции, который, кстати, звучал на коми языке. Переводчиком был известный в наших краях француз Себастьян Каньоли. Ученые, театральные деятели не только из России и Франции, но и из Англии, Германии и Сербии узнали об истории театра в Коми, о Викторе Савине и Корткеросском народном театре, который стремится сохранять савинские традиции. Присутствовал на днях республики Коми и композитор Сергей Носков, написавший оперу «Куратов». Музыкант сейчас живет в Лондоне, но, вероятно, будет еще сотрудничать с республиканскими театрами.
- Чем больше языков, тем больше разнообразия, тем больше красоты в мире, так что весь этот опыт бесценен. После общения с представителями народных театров стало понятно, что история развития малых театров, не важно где — в Коми или во Франции — очень близка, – подчеркнула Светлана Горчакова.
Каждый день во Франции наша труппа выходила на подмостки: большой концерт на полтора часа состоялся в Ницце, где на суд зрителей представили номера из спектаклей «Парма лов» и «Ясовой», построенные как на аутентичных фольклорных традициях, так и в современных этнофутуристических.
После одного из спектаклей зрители даже не хотели отпускать актеров со сцены, режиссеру пришлось придумывать ухищрения, чтобы увести их за кулисы, сказать заключительное слово и вручить подарки.
- Спектакль прошел на поразительно высокой внутренней актерской ноте, я даже сказала, что актриса была в ударе, зритель тоже был в ударе — нам аплодировали стоя, – рассказала Светлана Горчакова.
Довелось театру из Коми поработать и на международном конкурсе жокеев, где актеры показывали шесть программ по 15 минут между скачками, в частности, демонстрировали традиции оленеводов, а в завершение – выступали дополнительно лично для президента федерации конного спорта Франции и его вип-гостей.
Сами актеры признались, что во время культурной программы для гостей, а была и такая, на экскурсии в Монте-Карло, они не удержались и поиграли в казино.
Комментарии (12)