Год культуры, объявленный в России, в Коми открыли республиканским форумом
После тринадцатилетнего перерыва в столице Коми открылся республиканский культурный форум. Организаторы – Министерство культуры РК – посвятили его грядущему году культуры, каким в России был объявлен 2014-й. Форум работал по двум направлениям: «Этнокультура и этнотуризм. Традиции и современность» и «Культура и молодое поколение». Поделиться своим опытом по развитию этнотуризма съехались специалисты из Удорского, Троицко-Печорского, Усть-Куломского, Корткеросского, Койгородского, Усть-Вымского, Ижемского, Усть-Цилемского районов, Ухты и Сыктывкара. Рассматривались вопросы в сфере культуры, привлечение молодых специалистов, работа с молодежью и аудиторией, реализация проектов детских и молодежных творческих коллективов.
Фото Николая Антоновского
Секция «Этнокультура и этнотуризм. Традиции и современность» собрала более ста участников. В зале было много библиотекарей, несмотря на отдельную «библиотечную» программу в рамках форума. В центре культурных инициатив «Югӧр» в это же время молодежь работала по блокам «Исследования», «Библиотеки», «Музыка, кино, театр», «Выставочная деятельность», «Молодежные проекты, новые медиа».
Работа секции этнотуризма традиционно началась с приветствий.
- Мы очень много делаем: ставим спектакли, организуем фестивали, концерты, но государство дает нам шанс делать еще больше. Наш год – год культуры – наступает, господа, и можно представить, как им он будет ярким, блистательным и насыщенным, - поприветствовала секцию директор Финно-угорского культурного центра РФ Татьяна Барахова.
Первый вице-спикер Госсовета Коми Валерий Марков в образном приветствии выразил сожаление об отсутствии этнопродуктов, которые республика могла бы предложить туристу. Причина, по его мнению, - в том, что сами жители республики недостаточно ценят их.
Модератор секции, руководитель Агентства РК по туризму Юлия Рыбакова осветила общую тенденцию по развитию туризма в России. Что касается Коми, то у нас главным ресурсом является самобытная культура населения. Второй ключевой ресурс – транспортная доступность от центра России. Однако туризм в Коми развивается в общем ключе со всеми регионами. Большая часть россиян не находят предложения в России и уезжают отдыхать за рубеж. Внутренний продукт очень дорог, и о конкуренции с зарубежьем говорить сложно. Три базовых ресурса нуждаются во вложениях и особом внимании при развитии направления: памятники природы, зафиксированные в наследии ЮНЕСКО, культурно-исторические ресурсы, такие, как Усть-Цилемская горка, старообрядческая культура, ижемский «Луд», праздники охотников и оленеводов, богатое мифотворчество. Алтай, Карелия и Байкал – главные конкуренты Коми на туррынке. По статистике, ежегодно в республику с разными целями приезжают двести тысяч человек, с которыми надо научиться работать. А учиться, по мнению Рыбаковой, надо на своих жителях, не забывая о смене поколений: надо работать с молодыми потребителями.
Выступающие отчитались о формах государственной поддержки в сфере туризма, об успешных кейсах в сегменте культурно-этнографического туризма и выведении их на туристический рынок. Троицко-Печорский район сделал обзор природных достопримечательностей и культурных памятников, среди которых деревня Еремеево, где сохранился уникальный образец народного творчества «Илыча марш». Еремеево находится на пути к плато Маньпупунёр. Столбы выветривания традиционно привлекает в район туристов, но спикер вскользь заметила, что уникальный природный памятник страдает от наплыва туристов, особенно нелегально проникающих на территорию заповедника.
Печора, Усть-Вымский район, Усть-Кулом и ижемцы, устьцилемы и центр «Зарань», перебрав по запланированному времени, в красках рассказали о календарных традиционных праздниках, коми кухне и почему потенциальные туристы должны выбрать для посещения именно их район.
Модератор заметила, что многие праздники Коми на одно лицо для неискушенного потребителя, поэтому каждый район должен выбрать отличительную особенность мероприятия, которая станет решающей при выборе туристы.
- Это и есть вопрос конкуренции – как подать свой продукт, – подчеркнула Юлия Рыбакова.
После ремарки модератора выступила специалист по развитию туризма Усть-Куломского района Юлия Малышева, показавшая, как именно «подать» продукт. Презентация была построена настолько грамотно, что вопросы от потенциальных гостей района посыпались прямо из зала, а после спича оратора к ней подошел представитель одного из тур-операторов. Юлия Малышева покорила зал спецификой некоторых туров, направленных на укрепление семейных отношений. На территории района есть объекты, которые, по легенде организаторов, могут помочь незамужним девушкам создать семью.
После нескольких десятков выступлений и обеда организаторы подвели итоги на пленарном заседании. Форум продолжился в республиканской филармонии праздничным концертом.
Комментарии (24)
интересно, маркову, как коренному коми, не противны планы превращения его земляков в дикарей для развлечения туристов? может стоит заниматься развитием республики, а не опускаться до уровня "этнотуризма"?
Дырку вам от зэро, а не деньги туристов
ИДИТЕ производство развивайте. Камень в Асыввоже добывайте, Коровники стройте ...
Т У Р И С Т Ы БЕЗДЕЛЬНИКИ
какие коровники. у вас ни фермеров ни совхозов не осталось, лес последний монди вывез
про карьер, пожалуйста подробнее ... если есть чем похвастаться
А во главе специалисты в минкульте когда были? Юрковский??! Так хуже времени не было! Горчакова?! Так она только для своего театра и сделала всё, чтоб себя и свою семейку пристроить...
Так что пусть лучше у руля стоит историк, по крайней мере знает об истории культуры много... А замы и начальники пусть специалисты будут