В Сыктывкаре развенчали миф об отсутствии туризма в Республике Коми
Есть ли туризм в Коми, что можно показать гостям республики, а что - приобрести в качестве подарка, выезжая за пределы региона, — эти и другие вопросы, касающиеся въездного и внутреннего туризма, обсудили вчера в хаб-кофейне Melody house участники «круглого стола». Немногочисленные собравшиеся сами для себя развенчали миф об отсутствии туризма в республике, однако, как продвигать имеющиеся туристические продукты, так и не определились. Организатором дискуссии выступило агентство БНК.
Фото Андрея Ретанова
Напомним, с 1 января 2014 года туризмом в Республике Коми будет заниматься новое ведомство - Агентство республики по туризму. Глава региона Вячеслав Гайзер объявил об этом на октябрьском заседании руководства республики. Накануне вопросы туризма в регионе обсудили на президиуме правительства, работа всех ответственных служб была признана неудовлетворительной. Развитие въездного туризма в Коми уже несколько лет является одним из приоритетных направлений, однако реализацией поставленных задач и планов пока республика похвастаться не может. По мнению губернатора, новая структура должна найти более эффективный подход к вопросу, изменится и система господдержки.
Государственную корпорацию по развитию туризма в Коми возглавит Сергей Нагих, который присутствовал на «круглом столе» в качестве участника. Кроме него порассуждать на злободневную тему пришли журналисты, организаторы мультифестиваля «Ыбица», представители Финно-угорского этнопарка.
- А есть ли у нас в республике туризм как таковой? - задал ключевой вопрос Геннадий Марковский, руководитель республиканской Федерации туризма, который выступил модератором дискуссии. После чего он уточнил формулировку: «Если вот к вам друзья приедут, вы куда их повезете, чтобы у них от региона приятное впечатление осталось?»
Собрание впало в замешательство. После бурного обсуждения все пришли к выводу, что нужно все же отделять туризм событийный от экстремального, а экотуризм от семейного отдыха. По каждому из этих направлений в Коми найдется что предложить гостям. Хотя, как выяснилось, далеко не все участники «круглого стола» сами знают свою малую родину, чтобы представлять ее кому-то.
- Я вот только в Сыктывкаре могу что-то показать, ну – по окрестностям. Больше я нигде в республике не был. Очень бы хотелось посмотреть «Югыд ва», - признался один из фотокорреспондентов.
Тема национальных парков и природных богатств так или иначе всплывала по ходу разговора. Причем в разных контекстах: от труднодоступности, дороговизны транспортных схем и отсутствия комфортных стоянок для туристов до раскрученности бренда плато Маньпупунер.
- В марте в Москве мы были на выставке и опросили более 100 участников мероприятия. Оказалось только 60% опрошенных хоть что-то знают или слышали о нашем регионе. Больше половины из этого числа слышали про столбы выветривания, - привел пример Геннадий Марковский.
- Но мы же все понимаем, что столбы – это не панацея. К тому же, учитывая множество разных факторов, если мы будем возить туристов только туда, очень скоро останемся без этой достопримечательности, - заметили участники.
В процессе разговора коснулись и другой темы.
- Что вы привезете в подарок из Республики Коми? – поинтересовался ведущий «круглого стола».
Первым, что начали перечислять, оказались продукты: знаменитые настойки, оленина, морошка. При этом, когда попытались назвать некий узнаваемый бренд из сувенирной продукции, участники столкнулись с проблемой.
- Можно, конечно, называть и берестяные изделия, и кап, и деревянные поделки, и керамику. Но вдумайтесь, что все это не уникально. Можно проехаться по городам России, и вы увидите – везде одно и то же, - заметил кто-то из журналистов.
- Отличия есть, но их действительно видят только специалисты, - прокомментировала от имени ремесленников директор Центра ремесел «Зарань» села Выльгорт Елена Меникова.
– Проблема в том, что ремесленникам сложно придумать некий единый символ, узнаваемый бренд для Коми, потому что сами мы в раздробленном состоянии. У нас закрываются учебные мастерские, мы – лесная республика – почти перестали работать с деревом. Утрачены технологии росписи по дереву, кожу перестали выделывать. И нет единого координационного центра – есть ремесленная палата, два союза мастеров. А толку? Вот мы едем на выставки в Москву, у одних регионов красивые экспозиции, с национальными костюмами, шаманами, песнями. А у нас – множество лотков, как на базаре. И каждый в своем уголке пытается что-то показать.
- Не обязательно придумывать что-то кардинально новое в изготовлении сувенира, но вот легенда, своя, уникальная, должна быть обязательно, - заметила Евгения Носова, эксперт программы ПРООН/ГЭФ в Коми.
Она же напомнила, что на территории республики множество заповедных природных территорий, кроме нацпарков, которые также можно и нужно показывать приезжим.
- А еще есть совершенно удивительные деревни, где нет ни интернета, ни мобильной связи. И люди там очень отзывчивые. И они готовы принимать и размещать у себя гостей, главное – чтобы с ними поговорили, разъяснили и не обманывали, - поделилась мнением эксперт.
Тему гостевых домов обсуждали долго. Геннадий Марковский сетовал на то, что нормативная база в туристической сфере слишком оторвана от наших реальностей.
- Не будут бабушки в селах объединяться в ООО, заводить бухгалтера и вызывать инспекторов пожарной службы и Роспотребнадзора в свою глубинку, чтобы им потом разрешили принимать туристов. Этот вопрос должен решаться как-то иначе, - пояснил руководитель Федерации туризма.
Сергей Нагих предположил, что продвижение туристических продуктов, связанных с проживанием в глухих деревнях, потребует более детального изучения. Всем остальным участникам туристической сферы Коми он предложил объединяться и аккумулировать свою деятельность.
- Я знаю, что в некоторых районах очень хорошо поставлены экскурсии, существует целый пласт предложений, о которых мы в Сыктывкаре даже и не знаем. Я надеюсь, что когда мы запустим сайт нашего агентства, на нем можно будет найти информацию если не обо всех, то о большинстве туристических предложений по республике, - прокомментировал руководитель нового ведомства.
В мероприятии также принял участие представитель республиканского проекта «Села Коми».
Комментарии (25)
Коми - северный регион и массовый туризм тут невозможен. Здесь нет курортных зон, "золотых песков", "уникальных лечебных грязей", санаториев с мировым именем и т.д. Но этого нет ни в Финляндии, ни в Норвегии... Посмотрите как у них, обменяйтесь опытом.
В Финляндии шикарные коттеджи со всеми удобствами в потрясающих местах за НЕБОЛЬШИЕ деньги. Развита инфраструктура.
В Норвегии каждый рыбак - бизнесмен, который вам устроит отличную рыбалку. И клёв обязательно будет!
Не должно быть: агентство отдельно, туризм отдельно. Объединяйтесь в ассоциацию, которая будет РЕАЛЬНО функционировать. Ищите инвесторов, просите помощи правительства и главы. Не откажут, они заинтересованы. Только результат покажите.
с 1 января подключится еще государственная корпорация "Агентство республики по туризму".
Но как выяснилось в ходе "хаб-чаепития" никто не знает что надо делать, что показывать, чем привлечь туристов...
Афигеть!
А зачем тогда было вообще создавать новую бюджетную кормушку, если никто не знает что надо делать?
Может эти деньги тур.госкорпорации лучше было на строительство дорог направить?