Игорь Ковзель: «Жить по новому закону о закупках мы пока не очень готовы»
С первого января вступает в силу новый Федеральный закон №44-ФЗ. Принятый в марте 2013 года документ регламентирует контрактную систему в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Несмотря на то, что до вступления нового закона осталось меньше месяца, многие представители государственного и муниципального управления в Коми пока не очень отчетливо представляют себе его положения. Это стало очевидно вчера во время семинара для депутатов Госсовета РК и представителей муниципалитетов республики.
Фото Юрия Кабанцева
Семинар проходил в режиме видеоконференции, объединившей порядка 130 участников органов власти различного уровня Республики Коми. За главным столом конференции собрались депутаты Госсовета региона, а также приглашенные эксперты Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».
- С 1 января вступает в силу новый закон о госзакупках, - напомнил собравшимся спикер местного парламента Игорь Ковзель. - Откровенно говоря, мы к нему не очень готовы. А тема сверхактуальная, поэтому и собрались сегодня на семинар. За два часа мы не сможем ответить на все вопросы, мы этого и не добиваемся. Результат должен быть такой: появится некая ясность, мы увидим не только минусы, но и плюсы нового закона.
Об основных положениях закона напомнил московский гость семинара эксперт Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», исполнительный директор некоммерческого партнерства «Национальная ассоциация институтов закупок» Георгий Сухадольский.
Главное изменение, которое вводит Федеральная контрактная система, - контроль за госзакупками на всех этапах от планирования до реализации. В отличие от 94-ФЗ, который регламентировал лишь строгую процедуру закупки товаров и услуг, новая система должна сделать публичными планы госструктур по закупкам на несколько лет вперед и ввести ответственность за результаты торгов, их аудит и приемку. Среди нововведений также конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений, закрытые способы размещения заказа, понятия антидемпинга, плана-графика закупок. Для обеспечения гласности и прозрачности сферы закупок обязательным становится общественное обсуждение заказов и процесса закупки.
- Вопрос общественной оценки не праздный, потому что на самом деле общественность может очень сильно помочь заказчику. Для чего создана вся эта модель с закупками? Это не процедура ради процедуры. Цель закупки - удовлетворение желания заказчика с максимальным качеством при минимальном вложении денежных средств. В рамках прежнего закона мы были ориентированы прежде всего на низкую стоимость товара или услуги. Побеждал тот, кто выставлял самую низкую цену, сейчас мы ориентируемся на качество. Причем качество в самом широком смысле, - пояснил Сухадольский.
Другой эксперт «Деловой России» Евгений Эллинский, являющийся генеральным директором «ММВБ - Информационные технологии», отметил, что главное сейчас для заказчиков следить за обновленной нормативной базой.
- До вступления в силу закона остается меньше месяца, основная часть документов уже разработана. Но достаточно большой пакет постановлений правительства появился лишь на днях. Более того, уже сейчас есть два проекта поправок в закон, которые могут быть внесены до 1 января. То есть закон еще не вступил в силу, а в него уже планируют вносить поправки, - прокомментировал эксперт.
Он также сформулировал основные шаги, которые должны сделать специалисты на местах: изучить нормативную базу, решить вопрос централизации, определить права и полномочия организаций в муниципалитетах.
- 2014 год будет годом апробации, - пояснил Эллинский. - Не стоит ожидать революционного прорыва контрактной системы. Тем более, что очень многие позитивные моменты, в том числе единая информационная система - сердце всей новой схемы закупок - на наш взгляд, появится только через два года.
Начальник управления координации размещения государственного заказа Министерства финансов Республики Коми Ирина Борисова напомнила муниципалам о том, что до нового года им нужно будет принять ряд нормативных документов, определяющих полномочия контролирующих органов, а также внедряющих новые понятия в устав участников рынка. Она же пояснила, что отныне закупки будут предусматриваться планом-графиком, формирующимся параллельно с процессом бюджетом, на год или на среднесрочную перспективу в три года. При этом у некоторых организаций, как например, учреждений образования или культуры, остается право на прямые закупки - без какого-либо конкурса - в размере до ста тысяч или до 400 тысяч рублей в зависимости от конкретной ситуации.
На вопрос из Воркуты, как закон будет регламентировать работу с недобросовестными подрядчиками, Георгий Сухадольский ответил, что такие будут заноситься реестр недобросовестных компаний.
- Причем речь идет не только о юридических, но и о физических лицах. Будут стараться зацепить всех, кто так или иначе может быть связан с фирмами-одновневками. Также будут отлавливать компании, у которых будут находить признаки недобросовестности, - пояснил эксперт.
- Еще одна из мер борьбы с недобросовестными компаниями - антидемпинговые меры. Если участник, чтобы выиграть любой ценой заказ, демпингует и снижает стоимость контракта на 20%, то автоматически сумма гарантии исполнения контракта вырастает в полтора раза. Либо необходимо будет предоставление документов, подтверждающих добросовестность поставщика услуг, в виде, например, не менее трех успешно выполненных контрактов. И еще одна очень важная мера - отныне заказчик, если видит, что поставщик не справляется с заданием, может расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Раньше это можно было сделать только через суд, - отметила Ирина Борисова.
Свои вопросы специалистам также задали представители Инты, Вуктыла, Сосногорска и Прилузского района. Последних, в частности, интересовал вопрос обучения кадров.
- Для того чтобы обучить всех, например в специализированных центрах Москвы, понадобятся миллионы, где их взять районному бюджету? - поинтересовались участники семинара.
- Этот вопрос надо будет просчитать, каждый район должен будет, на мой взгляд, составить заявку, а мы с депутатами подумаем, как это лучше организовать, - предложил Игорь Ковзель.
В Воркуте, по словам участников семинара, уже занялись этой проблемой. По их расчетам, на обучение только местных кадров понадобится миллион рублей. По мнению муниципалов, необходимо создавать некий региональный учебный центр при уже существующих уполномоченных образовательных учреждениях.
Комментарии (4)