Представители РЖД предложили объединить силы общества и государства и организовывать пригородные перевозки сообща
В Сыктывкаре общественники Коми совместно с представителями РЖД провели круглый стол на тему «Организация пригородного железнодорожного сообщения в Республике Коми: проблемы и пути решения». На обсуждение был представлен проект альтернативной пригородной железнодорожной компании «Sms-line»,способной, по мнению экспертов общественной палаты, существенно повлиять на непростую ситуацию в сфере пригородного железнодорожного сообщения в регионе.
Фото Андрея Ретанова
Для многих районов республики пригородные пассажирские железнодорожные перевозки имеют важное социальное значение, добраться до некоторых населенных пунктов можно только на поезде. Общественники Коми представили проект альтернативной пригородной железнодорожной компании «Sms-line», разработанный совместно с ООО «Бизнес инкубатор».
В сравнении с другими регионами по части пригородного железнодорожного сообщения Коми занимает далеко не лидирующие позиции. В прошлом году в республике курсировало 18 пригородных поездов, для сравнения: в Ярославской области на данном направлении работает 71 состав, в Архангельской — 61.
- С пригородными перевозками надо что-то делать. Ведь поотменяли все поезда, сейчас из Сыктывкара, например, до Троицко-Печорска нужно ехать с пересадками, до Микуни добраться можно только автотранспортом. Все погубили, раньше был прямой поезд до Котласа и до Кослана. Все сейчас меняют, но ведь люди остаются те же, и жителей в республике меньше не становится. Взамен вводят скорые и фирменные поезда, что, естественно, очень дорого, и простым людям такой способ передвижения становится явно не по карману, - пояснила бывший начальник железнодорожной станции Човью Галина Буцина.
По мнению общественников существенно повлиять на ситуацию может проект «Sms-line». Пригородную железнодорожную компанию было предложено укомплектовать рельсовым автобусом РА-2 - моторвагонным подвижным составом на дизельной тяге. Новая техника позволит повысить качество пригородных перевозок и существенно сократить расходы на топливо. Потребление горючего у РА-2 в 10 раз меньше, чем у ТЭП-60, тепловоза использующегося для перевозок в настоящее время, что в денежном эквиваленте составит порядка восьми миллионов рублей в год.
В качестве пробного маршрута рассматривается направление Сыктывкар-Микунь. Приблизительное время поездки составит три часа, стоимость билета будет варьироваться от 90 до 180 рублей. Предусматривается возможность бесплатного проезда для льготной категории граждан. Разработкой тарифов будет заниматься правительство республики совместно с федеральной тарифной службой.
На реализацию проекта необходимо 10 млн рублей, нужную сумму общественники планируют получить из регионального бюджета. Согласно расчетам, окупаемость компании составит три года.
Представители РЖД в работоспособности компании усомнились. Начальник северной региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре Сергей Пастернак рассказал об опыте зарубежных коллег и пояснил, что приносить прибыль пригородные перевозки ни при каких условиях не могут.
- Изучая мировой опыт пригородных и региональных перевозок, в частности, высокоразвитых стран Западной Европы, эксперты пришли к выводу, что пригородные перевозки, или региональные, как они называются в Соединенных штатах, прибыльными априори быть не могут. Приведу пример из личного опыта. Будучи в Мадриде, я стоял на платформе, подходит пригородный поезд шестивагонный, в нем человек пятьдесят. Через восемь минут подходит такой же пригородный поезд, в нем человек сорок. Я спрашиваю, «а зачем так часто и так много?». В ответ я услышал следующее: «Нам заплатило государство, чтобы через восемь минут в этом месте находился пригородный поезд этой составности, и, если мы этого не обеспечим, к нам будут применены штрафные санкции», - вот это подход государства, - привел пример Сергей Пастернак.
Решать вопрос пригородного железнодорожного сообщения Пастернак предложил совместными усилиями общества, государства и РЖД.
- Я не возражаю, создавайте компанию, заключайте договор на техническое обслуживание, но, как ни крути, вы себя не окупите и рано или поздно все равно придете в минфин со словами «дайте денег». В Коми есть большой потенциал для развития пригородных пассажирских железнодорожных перевозок, это факт, и мы готовы рассматривать все варианты, но работать в данном направлении нужно совместно. Только взаимодействие государства, общества и железнодорожников сможет дать достойный результат, не иначе, - резюмировал Сергей Пастернак.
Комментарии (9)
сделали бы до микуня пригородный 500 рублей, я бы с удовольствием ездил, выгоднее.. воркутинский 2-3 раза в день на москву идет, как раз чтобы когда он мимо проходит, пригородный пересесть
Идеальный вариант ликвидация поезда Сыктывкар - Москва. и Пригородный поезд до микуня 2-3 раза в день.