К проекту «Городские легенды» подключились известные историки
Запущенный администрацией Сыктывкара проект «Городские легенды» получил живой отклик не только со стороны простых горожан, активно предлагающих свои идеи в социальной сети «ВКонтакте», но и представителей научного сообщества. О желании подключиться к инициативе муниципальных властей заявили ведущие историки региона.
Над идеями новых арт-объектов Сыктывкара будут думать эксперты в области истории и этнографии коми. Фото Николая Антоновского
Как рассказал корреспонденту БНК сыктывкарский историк Игорь Андриянов, к процессу генерации идей для новых сыктывкарских арт-объектов подключаются признанные эксперты в области истории и этнографии коми. О своем желании поучаствовать в проекте уже заявили директор института языка и литературы Коми Игорь Жеребцов, кандидат исторических наук Михаил Рогачев, а также ведущие методисты Национального музея республики Раиса Ларукова и Елена Потолицына.
- Наш город постоянно растет и развивается, становится все более известным. И это прекрасно, что администрация задумывается о необходимости преображения его внешнего облика. Уже давно существует необходимость начать работы по созданию туристической привлекательности Сыктывкара. Не менее важная задача - просвещение жителей на предмет богатой и порой уникальной истории города и республики. Таким образом, данный проект, при грамотном профессиональном подходе, даст возможность убить сразу двух, а то и трех зайцев, - отметил историк.
Специально для БНК Игорь Андриянов отразил свою позицию, по каким параметрам должны соответствовать новые малые архитектурные формы, которые уже в 2014 году украсят Сыктывкар:
«Конкурс «Городские легенды» стартовал. Определены места для будущих арт-объектов. Уже появились первые идеи, зазвучали первые дискуссии. В связи с этим предлагаю определить некие рамки для проектов и принять единую концепцию, которая бы облегчила жизнь тем, кто будет «придумывать и предлагать», чтобы избежать появления на улицах нашего города разнородной безвкусицы.
Вот несколько критериев, которыми можно было бы руководствоваться при создании того или иного проекта. Возможно, не в каждом проекте удастся воплотить все предложенные шесть пунктов. Предлагаю, скорее, рассматривать их в качестве «маяков», позволяющих оставаться в определенных границах здравого смысла.
1. В основе проекта арт-объекта должна присутствовать коми этнокультурная составляющая либо устойчивое городское предание (легенда). Если уж бороться за привлечение туристов и этнокультурный брендинг, то все арт-объекты в идеале должны составлять единую концепцию оформления городского пространства с привязкой к традиционной культуре Коми либо к устоявшимся традициям города (а не набор бессвязных элементов, созданных «с потолка»).
Среди предложений уже прозвучало несколько весьма оригинальных идей - от автомобильного руля до памятника рулону туалетной бумаги. Вот только при чем здесь Сыктывкар с его богатой историей, традициями и легендами? Неужели за последние 427 лет в нашем городе не случилось ничего более интересного, чем начало производства туалетной бумаги?
Думаю, любому туристу куда важнее будет увидеть то, чего он никогда раньше не видел и вряд ли сможет увидеть в других местах. И именно подобные уникальные вещи можно как раз найти в традиционной национальной культуре и истории. А для того, чтобы очередной раз натолкнуться на банальные проявления глобального постмодернизма, вовсе не обязательно ехать в Сыктывкар: во всех крупных столицах подобных изваяний можно встретить куда больше, и выглядеть они будут масштабнее и дороже.
2. Функциональность. В идеале арт-объект должен стать не только местом для фотосессий и объектом любования с соседних лавочек, но и нести дополнительную функциональную либо образовательную нагрузку. Примеров подобных сочетаний существует очень много: огромные действующие солнечные часы, действующая гигантская астролябия, ну или на худой конец – развевающаяся юбка статуи Мерлин Монро, которая в непогоду служит укрытием от дождя.
К примеру, уже давно существует необходимость каким-то образом увековечить память купеческого рода Сухановых, в свое время немало сделавших для известности и процветания нашего города. Кроме того, существует немало преданий о купеческих кладах в виде сундуков с золотом. Почему бы не создать соответствующий арт-объект в виде большого сундука, который так и назвать: «Сундук купцов Сухановых»? При этом сделать его не просто сундуком, а своего рода огромной копилкой (с соответствующей прорезью для опускания купюр и монет). Всякий (особенно приезжий турист), опускающий деньги в сундук, таким образом будет становиться своего рода «дольщиком» с купцами Сухановыми в деле благоустройства города. И, разумеется, «согласно традиции», чем больше внесешь в эту копилку – тем больше тебе со временем воздастся. Ну и, конечно же, в этом случае вновь вернешься в Сыктывкар, и он вновь примет тебя с радостью. Все эти подробности и условия расписываются старинным полууставным или скорописным шрифтом на крышках и стенках сундука. Отдельная история - посидеть на сундуке с сокровищами или потереть какую-то его часть. Что в этом случае приобретает посидевший на сундуке – пусть придумает со временем народная молва.
Раз в год (а то и пару раз в год), в дни главных праздников вроде Дня города, сундук торжественно вскрывается (что уже само по себе можно сделать новой праздничной традицией). После чего все накопившиеся деньги подсчитываются, и во всеуслышание объявляется сумма, которая затем поступает в городской бюджет).
Помимо этого, можно придумать еще с десяток различных вариантов ежегодных праздничных мероприятий вокруг этого арт-объекта, к которому могли бы приходить «заручаться поддержкой купцов Сухановых» бизнесмены, студенты-экономисты, бухгалтеры.
3. Прочность и долговечность. Конструкция арт-объектов должна если и не обладать в полной мере антивандальными характеристиками (увы, но в зависимости от настойчивости вандалов данный критерий становится величиной относительной), то, по крайней мере, быть достаточно прочной и долговечной. Нельзя забывать о том, что годовая разница температур, солнце, ветер и осадки действуют на различные материалы не самым лучшим образом. А слишком частая реставрация и реконструкция – это всегда излишние финансовые траты из нашего городского бюджета.
4. Недопустимость возникновения двоякого толкования и негативных ассоциаций. Внешняя форма и символика арт-объектов не должны давать возможности двойственного толкования, а также порождать негативные ассоциации. Хватит и того, что в городе уже есть несколько монументов, получивших в народе «альтернативные» названия.
5. Креативность. Или, говоря простым русским языком, оригинальность. Вряд ли тут нужно добавлять что-то еще. Арт-объекты, насколько это возможно, должны быть оригинальными и в идеале не должны копировать уже существующие подобные объекты в других городах. Исключение составляют исторические объекты, которые существовали в нашем городе раньше и которые, быть может, имеет смысл возродить вновь.
6. Сравнительно невысокие затраты на производство и установку. Это бюджет нашего города, наши налоги. И тут, думаю, все всё понимают».
Комментарии (14)
Первое упоминание о Сухановых приходится, как раз во времена смуты, после которой на пристол приходят РОМАНОВЫ- ГОЛЬШТЕЙНЫ.
Родоначальником Сухановых был некий федька-БЕС поселившийся на сысоле в тогда ещё погосте, Усь-Сысола.
И были у федьки сыновья- Калина, Ерофей и Давыд. Обсолютно зырянские, а не еврейские имена.
Сухановы, кстати и церкви строили на собрагнную дань.
Многие изТОРики пытаются привязать легенду о ПАМЕ ШИПАЧИ с Сухановыми, но это нелепость приписывать православных ортодоксов Сухановых к язычнику ПАМУ ШИПАЧИ боровшимся с пришлыми с палестины православнутыми колонизаторами.
Оставьте политизированную и религиозную тематику, коми морту не поравится. Хватит нам и памятника извергу стефану крапу, рисовавшему пальмы.
Легенда о ПАМЕ ШИПАЧИ:
Был этот Шипича могучим колдуном-памом. Мог путешествовать под водой, передвигаясь на сотни километров. Нырнув в колодец, он на значительном расстоянии от него выходил из обрыва у реки. Дома у Шипичи стоял чан с водой, в котором он прятался от врагов. Мог он менять направление течения реки и управлять лесными духами. Но ничто не помогло колдуну, когда на его дом напали разбойники. В чудесном чане не оказалось воды, и пама-атаман погиб. Над его могилой на берегу Сысолы (там, где сейчас парк имени Кирова) позже был сооружен Троицкий собор. В предании говорится: когда река подмоет под храмом берег, и храм рухнет, тогда Шипича встанет из гроба, а для всего коми народа наступит счастливая жизнь.
Сейчас ведутся работы в кировском парке и возможно будет затронуты и могилы на том месте, одна из которым может оказаться ПАМА ШИПАЧИ.
Хотя судя по тому что правда о колонизаторах с палестины выходит наружу, время восстановления правды пришло, а время православнутых ортодоксов ЛИС закончилось.
Так что, ещё один пукт к правилам о городских легендах: Они не должны быть политизированны и религиозны.
Лучше памятник ЧЕЛОВЕКУ ходившему на хоккейные матчи Строителя в 30 градусные водних шортах поставьте. Вот где легенда о воле северного человека и любви к своей команде.
Все в унтах, ушаннках, тулупах и ватниках стоят, а он в шортах и от него идут клубы пара.
Все в унтах, ушаннках, тулупах и ватниках стоят, а он в шортах и от него идут клубы пара.
Указанные в статье уважаемые участники проекта разумеется "в курсе", ибо сначала было получено их согласие, и лишь затем их имена были озвучены.
Ну а теперь Вы, уважаемое Эрл. Потрудитесь назвать себя и указать причину столь трепетного волнения за судьбы исторической науки и чистоту её рядов? Али волосатые руки тролля плохо приспособлены для того, чтобы лишний раз набирать своё полное имя и должность? Словом, а кто такое вообще Эрл?