Парламентарии Коми приняли бюджет развития
Главный финансовый документ региона на следующий год и плановый период до 2016 года принят. Несмотря на то, что республика наращивает государственный долг и увеличивает дефицит бюджета, депутаты сделали ставку на развитие. По их мнению, нельзя перестать строить соцобъекты, выполнять взятые на себя обязательства и поддерживать предпринимателей.
Депутаты одобрили главный финансовый документ республики. Фото Николая Антоновского
За два часа парламентарии рассмотрели порядка сорока вопросов повестки. Сегодняшняя сессия в Госсовете прошла спокойно: не было ни одного незапланированного выступления, ни одной критической реплики. Это можно объяснить только тем, что все законопроекты были согласованы накануне. Что же касается бюджета, то его депутаты детально обсуждали в течение месяца, и к заседанию все предложения были оформлены, замечания учтены.
Прежде чем утвердить бюджет на следующий год, парламентарии внесли поправки в действующий. Как пояснил министр финансов Коми Владимир Тукмаков, принято решение заменить размещение облигационного займа республики на кредиты. Сумма - четыре миллиарда рублей. Эксперты проанализировали ситуацию на фондовом рынке и сочли, что заимствования в виде кредита будут более эффективными с точки зрения обслуживания и оптимизации структуры госдолга.
В следующем году общий объем доходов региона прогнозируется в размере примерно 59,3 миллиарда рублей, расходы — в пределах 67,3. Дефицит казны превысит 8 миллиардов рублей, что приближается к предельно допустимым значениям. Но министр назвал процесс управляемым.
Докладчик акцентировал внимание на том, что со следующего года в республике начнет действовать адресная инвестиционная программа, по которой будут распределяться бюджетные инвестиции на капитальное строительство и строительство автодорог. В 2014 году сумма составит 4,6 миллиарда рублей, почти на полмиллиарда меньше запланировано на 2015 год, в 2016 году будет немногим меньше трех миллиардов.
- Адресная инвестиционная программа — это свод всех инвестпроектов республики по капремонту и реконструкции объектов республиканской и муниципальной собственности. Документ упрощает планирование и контроль. Теперь мы видим все объекты и проекты, нам не надо постоянно запрашивать разные министерства, как идет работа по отраслевым проектам, - прокомментировал спикер парламента Игорь Ковзель. - В следующем году один миллиард рублей выделяется на санаторий в Серегово, 50 миллионов рублей запланировано на больничный комплекс в Усть-Цильме, 69 миллионов — на второй этап реконструкции универсального спорткомплекса на улице Савина в Сыктывкаре. В ближайшие годы планируется реконструкция театра оперы и балета, на следующий год мы планируем выделение средств на проектно-сметную документацию.
Председатель Контрольно-счетной палаты республики Михаил Евдокимов заявил, что экспертиза проекта закона о бюджете показала: требования к содержанию и параметрам документа соблюдены, ключевым моментом в условиях ограниченности ресурсов и высокого уровня дефицита становится прозрачность и четкость программ, на основе которых бюджет сверстан. 18 госпрограмм составляют 93 процента всех расходов региона. Основной прирост финансирования произошел в сферах образования, социальной защиты и развития транспортной системы Коми. Закрывать дефицит планируется стандартными методами — за счет кредитов и эмиссии государственных ценных бумаг.
- Все замечания рассмотрели, оснований для отклонения проекта закона нет, - подытожил председатель КСП.
Зампредседателя бюджетного комитета парламента Иван Медведев подвел итог месяцу работы над бюджетом.
- Две трети бюджета — это социальные программы. Да, восемь миллиардов дефицита. Нас спрашивают, почему бы не остановиться на 58 миллиардах расходов и работать без накопления долга. Но тогда мы бы получили бюджет выживания: пришлось бы «свернуть» поддержку малого и среднего бизнеса, инвесторов, прекратить строительство, - аргументировал депутат. - Сегодня мы принимаем бюджет развития. Мы продолжаем строить и развиваться, расширять меры поддержки разным слоям населения. После рассмотрения госпрограмм мы обобщили свои предложения и вынесли их на согласительную комиссию. 8 из 20 предложений нашли отражение в решении комиссии, над ними мы будем работать с правительством. Мы рекомендовали правительству активизировать работу по привлечению федеральных средств на софинансирование программ. Пока мы, к сожалению, больше налогов отдаем в федерацию, чем привлекаем денег обратно. Надо этот разрыв сокращать.
После этого слово взял председатель социального комитета Михаил Брагин. Он напомнил депутатам, в каких условиях предстоит республике жить: кризис, снижение доходной базы регионов, необходимость брать на себя обязательства, не подкрепленные финансами.
- Наш комитет подготовил предложения. Все мы знаем, что с 1 января вступит в силу федеральный закон №44, который несет с собой существенные изменения правил закупок для государственных и муниципальных нужд. Появляются новые обязанности у заказчиков, совершенствуется система электронных аукционов. Мы считаем, что необходимо уже сейчас изучать законодательство по закупкам, чтобы в следующем году не оказаться в сложной ситуации, - заявил с трибуны Михаил Брагин.
Он также напомнил о необходимости исполнять майские указы президента, строить в районах фельдшерско-акушерские пункты, создавать новые места в детских садах, повышать прозрачность регионального бюджета и активнее вовлекать в его обсуждение население республики.
Депутаты приняли бюджет сразу в двух чтениях. Во время первых голосований против высказались три депутата, на окончательном принятии двое не голосовали, двое воздержались и один оказался «против».
- Я голосовал «против», - признался коммунист Геннадий Горбачев. - И это согласованная позиция нашей партии, представители которой есть в законодательных органах России и субъектов. Мое личное мнение совпадает с линией КПРФ. Я бы не хотел «распыляться» и детально объяснять, почему мы против. Слишком много пунктов, по которым мы не согласны.
Остальные вопросы повестки депутаты рассмотрели один за другим. Они приняли законопроект, который вводит налоговые льготы для резидентов и управляющих компаний будущих индустриальных и технологических парков — предполагается, что они будут освобождаться от уплаты налога на имущество на пять и десять лет соответственно. Патентная система налогообложения республики тоже претерпела изменения: изменен годовой доход по виду деятельности «оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов», приняты дифференциации годового дохода с учетом числа наемных работников, занятых ремонтом и изготовлением мебели, а так же в других видах деятельности (розничная торговля, общепит, сдача в аренду). Принят целый ряд законопроектов об охране здоровья граждан — об этом подробно рассказывал на встрече с журналистами председатель Госсовета.
Еще одно новшество почувствуют на себе почти 350 семей республики: теперь статус многодетных получают семьи, в которых воспитываются три и более ребенка — включая детей от предыдущих браков (пасынков и падчериц) и усыновленных.
Под занавес заседания парламентарии «доукомплектовали» Общественную палату республики. Новым ее членом стала заместитель руководителя агентства «Комиинформ» Полина Романова. Она займет вакансию, которая образовалась после ухода из палаты Ребекки Магомедовой.
В ближайшее время Госсовет направит обращение председателю правительства РФ с просьбой разрешить регионам самим определяться с датой введения социальных норм на электричество. Как заявил Иван Медведев, по мнению депутатов, республика не готова к переходу на соцнормы с 1 июля 2014 года.
- Социальная норма была введена в семи регионах России. Там установлено от 50 до 190 киловатт-час на человека. Но мы к переходу не готовы. Если в доме электроплита — это одна норма, если газовая — другая, у кого нет горячей воды — третья, на отопление нужна четвертая норма. А если мы сравним юг и север республики, то это еще две разные соцнормы. Это сколько чиновников мы наплодим, чтобы они контролировали все эти тонкости. Мы просим, чтобы субъекту разрешили самому определиться с датой. Надеемся, что другие регионы наше обращение поддержат, - заключил Иван Медведев.
Следующее заседание депутатов намечено на 19 декабря. Закрывая сегодняшнюю сессию, Игорь Ковзель рекомендовал коллегам воздержаться на этот день от отпусков и командировок.
***
В следующем году республике предстоит жить и работать по целому ряду новых законов. У муниципалитетов появятся дорожные фонды. Как уже упоминалось выше, один из законов устанавливает новые правила проведения закупок для государственных и муниципальных нужд. Предполагается, что система контрактов станет более прозрачной, контроль усилится. Одно из существенных новшеств заключается в том, что закупки предстоит планировать, как и бюджет, на три года вперед (правда, эта норма начнет действовать с 1 января 2015 года).
Беспокойство депутатов вызывает новый порядок финансирования строительства социальных объектов: с нового года курировать стройки будут отраслевые министерства. Не получится ли, как в этом году, когда большая часть средств, выделенная на реконструкцию и строительство, оказалась не освоена? Мнения парламентариев на этот счет расходятся.
Председатель комитета по соцполитике Михаил Брагин:
- Я говорил на заседаниях, когда защищали госпрограммы, и остаюсь при своем мнении: мархстрой должен отвечать за свое направление, за строительство, а отраслевые министерства должны только ленточку перерезать. Через некоторое время мы или раздуем штаты наших министерств, создадим там бюро или отделы по строительству, или вернемся к прежнему порядку. Как это будет? Учитель будет контролировать стройку, какой кирпич положили, какой раствор? Он же не строитель.
Зампредседателя комитета по бюджету Иван Медведев:
- Мы много обсуждали эту тему. Нас это волновало. Что делать? Передавать министерствам штат из минархстроя? Некого и нечего передавать. Остановились на том, что полномочия будут разграничены. Контроль за стройкой останется за минархстроем. Отраслевым министерствам выделяются деньги и полномочия по контролю за их освоением. Планируется, что муниципалитеты тоже будут вмешиваться и помогать осваивать средства. Есть положительный опыт минприроды республики по строительству полигонов и кажимской плотины. Финансирование шло через них. И там все хорошо, у них стопроцентное освоение, большие средства привлекают из федерального бюджета.
Председатель комитета по законодательству Владимир Косов:
- Такая схема, какую вводят сейчас, была раньше, но от нее в свое время отказались. Если обобщить, то, например, при строительстве медицинских учреждений будет сложно главврачам, на которых, возможно, тоже возложат обязанность контролировать стройку. Как будто у главврача есть знания в этой сфере и лишнее время. Ситуация осложнится однозначно. Я считаю, что это не правильно, но раз такой закон принят, придется по нему работать.
Комментарии (8)
и очки без гугл глас...
несолидно