Предприниматели Усть-Цильмы уходят «в тень» и, возможно, скоро перестанут торговать табаком
Предприниматели из труднодоступных районов просят компенсировать расходы на досрочный завоз товаров и продолжить выделять субсидии на переправу через реки. О проблемах усть-цилемских предпринимателей рассказал сегодня на координационном совете по малому и среднему бизнесу глава муниципального образования Алексей Поздеев.
Фото Николая Антоновского
В начале заседания заместитель министра экономразвития Галина Жукова рассказала об инициативах торговой ассоциации Республики Коми. Одно из предложений касалось возможности введения новых видов поддержки и компенсации расходов по досрочному завозу товаров в труднодоступные районы. В перечень таких пунктов, несмотря на то, что в этом году была введена в эксплуатацию часть дороги – серпантин, до сих пор входят Ижма и Усть-Цильма. И если первый населенный пункт уже готовится к выходу из этого списка, то Усть-Цильма продолжает носить статус труднодоступного населенного пункта. Данная форма поддержки уже реализуется в рамках муниципальных программ в Прилузском, Сосногорском, Сысольском, Усть-Вымском и Сыктывдинском районах.
– Мы этот вопрос прорабатывали как с администрацией поселения, так и с дорожным агентством, и по их информации есть отдельный участок до Усть-Цильмы, до которого отсутствует дорожное покрытие, – сообщила замминистра.
– Этот участок – река Печора, протяженностью два километра, называется переправа, – поведал глава Усть-Цилемского района. – Сегодня там работают суда и перевозят грузы.
Главные направления, в которых работают предприниматели района – сельское хозяйство, перевозка, хлебопечение, заготовка и переработка леса, строительство, обеспечение населения продуктами и промтоварами, кроме того в последние годы стал развиваться туризм. Основные виды производимой продукции: цельно-молочная продукция, масло, хлеб, мясо, рыба, лесоматериал, пиломатериал, деловая древесина.
По словам Алексея Поздеева, на начало 2013 года в районе было зарегистрировано 18 предприятий, где работали 523 человека, однако сегодня из них функционирует лишь 16. Оборот малых предприятий за прошлый год составил 264 миллиона рублей, за первое полугодие 2013 года – 147 миллионов. С начала года количество индивидуальных предпринимателей с 462 человек сократилось на 94. На сегодняшний день общее количество официально закрывших свое дело предпринимателей более 200.
– Мы прогнозируем, что ждать налогов от этих субъектов нет смысла – люди уходят в тень и занимаются бизнесом нелегально, – рассказал Алексей Поздеев.
Из 34-х населенных пунктов района в 29-ти есть стационарные торговые точки. В оставшихся пяти живет менее 50 человек. Глава района отметил, что не так давно был подписан договор о поставке в Ямало-Ненецкий автономный округ молочной и мясной продукции, в ближайшее время договор о реализации сельхозпродукции будет подписан с Нарьян-Маром. Однако главная сложность для предпринимателей заключается в том, что основная масса поставщиков находится за рекой, поэтому график реализации продукта напрямую зависит от погодных условий. Администрация района три года субсидирует сельхозпроизводителей, которые перевозят свои автолавки через реку, таким образом сдерживается рост цен на сельхозпродукцию в летний период. За прошлый год 26 субъектов предпринимательства получили из республиканского бюджета более четырех миллионов рублей.
В связи с тем, что круглогодичная транспортная связь в Усть-Цильме отсутствует, администрация района предложила рассмотреть вопрос налогообложения малого бизнеса с учетом районирования — поделить республику на пять районов.
В муниципалитете зимой функционирует 20 ледовых переправ. Ни в каком другом районе республики такого количества переправ нет, здесь же, чтобы сохранить связь между населенными пунктами, оборудованное место для перехода через реку должно быть практически в каждом селе, но, по словам Поздеева, большая часть предпринимателей района, которые занимаются переправой, состоят на полулегальном положении.
Проблему с покупкой товаров усть-цилемы в последнее время стали решать при помощи интернета – заказывать товары в сети и получать их на почте порой более удобно, нежели ждать, пока необходимое привезут предприниматели. Наполняемость недавно запущенных рейсов на Усть-Цильму составляет 70% - это самый высокий показатель по республике, что говорит о выигрышности такого способа перед наземным. Новый паром, приобретенный республикой для района, сейчас находится в Архангельске, он уже прошел апробацию и будет доставлен к началу сезона в мае. Большие опасения вызывает дорога «Керка – Малая Пера», которая в течение двух лет никем не содержалась и по, по информации дорагентства, будет снова выставляться на аукцион, поскольку прежний подрядчик от нее отказался.
В развивающийся туристический комплекс жители района постепенно включаются, но пока также нелегально – только один туроператор зарегистрирован официально, хотя еще с десяток сельчан оказывают туристические услуги по «серой» схеме.
Заместитель главы республики, министр финансов Владимир Тукмаков призвал главу Усть-Цильмы найти подход к нелегалам и сделать бизнес в районе официальным:
– Ваша прямая заинтересованность эту серую схему превратить в белую, используя для этого все необходимые инструменты, но не в ущерб, конечно, развитию в целом. Нужно найти осторожный, комплексный подход.
Член координационного совета Павел Поташов накануне провел встречу с усть-цилемскими предпринимателями и поделился жалобами и предложениями с присутствующими. Одним из самых актуальных вопросов также остаются перевозки: как водные, так и наземные. Большинство таксистов района – нелегалы, порядка 50 человек работают без лицензии и соответствующих документов. Также не урегулирован вопрос с перевозкой на лодках: к маломерным судам, попросту говоря, лодкам, выдвигаются такие же требования, как и к крупным плавсредствам. К примеру, обязательно наличие бортового журнала, что несколько абсурдно и трудновыполнимо, поскольку местным жителям, находящимся зачастую из-за засушливого лета буквально в безвыходном положении, приходится перевозить людей через реку на лодках вместо парома, который ходить по обмелевшей воде уже не в состоянии. Естественно, процесс этот происходит нелегально.
Еще одна проблема – торговля табаком, которая впрочем, перестает быть выгодной во всех районах республики
– Предприниматели сказали, что сегодня сложилась такая ситуация, при которой табак в Усть-Цильму возить невыгодно. Но и не только в Усть-Цильму, и это требует осмысления. Существует рекомендованная цена на табачные изделия, а предприниматели, которые завозят сигареты с оптовых баз Ухты, имеют только четыре процента сверху. Это ограничение создает предпосылки к тому, что предприниматели либо перестанут возить табак совсем, и тогда люди начнут курить самосад и мох, либо необходимо снимать ограничения по нижней планке, – обрисовал перспективу сельских коммерсантов Павел Поташов.
Однако общественник отметил, что проблема регулирования цен на табак и проблема борьбы с курением носит двойственный характер.
Комментарии (5)
Не кушайте хлеб и все будет хорошо.