10:08, 05.11.2013 / ОБЩЕСТВО

Из блогов: «К 100-летию республики - 100 книг для детей»

Директор «Издательского дома Коми» Надежда Быковская в своем блоге на БНК поделилась мыслями о нехватке в республике комиязычных изданий. Тема эта прозвучала на прошедшей в конце прошлой недели конференции «Коми войтыр» в Эжве.

KIR_9465.jpg

Фото Кирилла Затрутина

«Наше автономное учреждение «Издательский дом Коми» непосредственно книгоизданием занимается не так давно - третий год. За это время в рамках выделения средств на социально-значимую литературу через Агентство Печати РК мы выпустили более 20 книг. В целом же в рамках издания социально-значимой литературы за эти три года выпущено более 100 новинок.

Но надо отметить, что в регионе средства на издательскую деятельность выделяются помимо Агентства печати и другим ведомствам. Например, Министерству национальной политики и Министерству культуры - в рамках программы «Культура», Министерству образования - в рамках финансирования выпуска учебников и учебно-методической литературы и т.д. Получается ситуация: у семи нянек дитя без глазу. Объясняю почему.

Типичная картина в магазине «Ордым», что в Доме печати: у прилавка с книгами стоит дама и спрашивает:

- А у вас есть на коми языке считалки или стихи для маленьких детей? - И объясняет: - У меня младший ходит в садик, где наша воспитательница пытается приобщить детей коми языку. Мы с отцом очень рады этому, ведь в школе все равно придется учить. И мы бы дома с удовольствием повторяли. Вот и пришли сюда.

А ответить нам нечего. Нет у нас ни считалок, ни стихов, ни коротеньких сказок для малышей. Может, авторские сказки и найдутся, но народные — нет.

Следующая типичная картина: спрашивают литературу, которую проходит их отпрыск по школьной программе?

Ответ тот же: нет у нас ничего.

Более года назад проблема необходимости республиканской программы по книгоизданию была высказана мною лично господину Марущаку. Павел Олегович со мной полностью согласился. И спросил, сколько это будет стоить. Я не знаю. Списком необходимой литературы должен заниматься не издатель. Знаю только, что все библиотеки, во главе с Национальной, регулярно проводят мониторинг необходимых книг.

Мое мнение такое: вся информация по книгоизданию должна быть в одних руках, нужен координационный центр, где был бы проведен анализ, что уже издано, что издается и что будет издаваться. И только тогда придет понимание, в каком направлении нам работать.

В 2021 году мы будем отмечать столетие нашей Коми Республики. Почему бы к этой знаменательной дате не реализовать предлагаемый еще в прошлом году проект «К 100-летию республики - 100 книг для детей».

Наше издательство без привлечения дополнительных кадров готово к этому уже сейчас».

479

Комментарии (26)

Добавить комментарий
  • зачем нужен коми язык?
    05 нояб. 2013 г., 11:01:36
    Ответить
    на нем ни кто не говорит, даже глава республики и его чиновники его не знают
    в школе он совсем ни к чему, разве что в виде кружка по интересам
    • эээ
      05 нояб. 2013 г., 11:42:50
      Ответить
      Если тебе не нужен, это не значит, что не нужен никому. Вполне допускаю, что кто-то читает детям на ночь исключительно коми авторов. Пусть издают, было бы что издавать.
      • тебе скоро тоже не нужен будет
        05 нояб. 2013 г., 12:13:37
        Ответить
        численность коми за 8 лет уменьшилась на 55 тысяч человек "Статистический ежегодник Республики Коми 2012"
        так что кукуй, и книжки рисуй ))))00000
    • согласный
      05 нояб. 2013 г., 13:34:18
      Ответить
      зачем заставлять в школе учить коми язык всех подряд, особенно детей из чисто русских семей, где не знаю коми языка? Факультатив было бы вернее, либо замена на другой иностранный язык, кстати более легкий и возможно более нужный в дальнейшем.
  • что за бред?
    05 нояб. 2013 г., 11:27:10
    Ответить
    почему сто книг? у нас что сто детей останется к 2021 году? Хоть чуть-чуть бы думали, прежде, чем писать
    • 100 названий
      05 нояб. 2013 г., 11:52:41
      Ответить
      а не 100 экземпляров, чумичка.
  • надо
    05 нояб. 2013 г., 11:51:36
    Ответить
    издать одну книжку,а в ней сто рассказов-страшилок про желтый дом и читать на ночь всем комиязычным детям.
  • для маленьких детей
    05 нояб. 2013 г., 12:43:54
    Ответить
    на коми языке хороших книг нет. Зато выпускают всякую муть для взрослых и ещё за эти книжки тратят деньги из бюджета, выпускают сборники стихов некоторых бесталанных писак. Надо думать прежде всего о детях, чтоб они полюбили свой родной язык.
  • Очень нужны коми книжки!
    05 нояб. 2013 г., 12:55:56
    Ответить
    к сожалению очень мало коми литературы для малышей. В нашей группе в детском саду с этого года начали изучать коми язык. Даже чисто русские дети легко обучаются коми языку. Наши 4-х летки легко схватывают язык. Ничего плохого в этом не вижу. Наоборот, знание языков лучше развивает память. Новых книжек в помощь воспитателям нет. На основе старых-старых запасов работают.
    • В нашей группе в детском саду с этого года начали изучать коми язык.
      05 нояб. 2013 г., 13:05:05
      Ответить
      с какой целью?
      мир покорять на коми языке?
      или двигать прогресс на все том же коми языке?
      • Не коми
        05 нояб. 2013 г., 13:18:41
        Ответить
        Я не коми по национальности, но родилась и выросла здесь. Считаю, стыдно жить в национальной республике и не знать её культуру, историю. Не знать ни одного слова на языке титульной нации. Не проявлять интереса к языку, литературе, культуре. Если вы невежда, так хотя бы уважайте других. Если вам язык не нужен, это не значит. что он не нужен другим. Не нравится, мотайте из республики к своим пенатам, в США, куда угодно. Но и там вас заставит жизнь изучить другой язык. Живёте здесь - уважайте народ. И прогресс можно двигать на коми языке, и мир покорять. Свой мир. Не ваш.
        • Так заставте власти знать коми язык!
          05 нояб. 2013 г., 13:36:03
          Ответить
          Живёте здесь - уважайте народ.
          Живу здесь-не уважаю коми народ. А за что уважать? Уважаю татар, якутов, башкир. Потому, что у них в республиках во власти национальное большинство.
          Коми республикой руководят евреи(Гайзер, Ковзель, Менакер-Чернов, Фридман, Михель ...), не знающие и не стремящиеся знать коми язык.
        • в
          05 нояб. 2013 г., 13:39:51
          Ответить
          Как трогательно. Отчего же не написали это на коми языке? =)
        • тоже не коми
          05 нояб. 2013 г., 13:41:34
          Ответить
          давно живу в республике (1971),у меня много друзей среди коми, знаю немного язык, историю. Но мой ребенок не может понять все эти 16 падежей, он русский. Я не могу понять, когда в разговорном коми употреб**ют половину русских слов с -яс в конце. Язык незвучный, грубый. Согласитесь, не сравнить с тем же венгерским, тем более французским. Филологом мой ребенок быть не собирается. Сказки про Перу прочел. Вопрос: а на кой ему коми язык?
        • не комЮ
          05 нояб. 2013 г., 15:18:38
          Ответить
          а сама тА чЁ не выучила коми? стыдно жить в национальной республике и не знать её культуру, историю. Не знать ни одного слова на языке титульной нации.
          а? ))))))))))
      • вам бы
        05 нояб. 2013 г., 15:37:47
        Ответить
        только мир покорять со своими знаниями
        ниже плинтуса. Возможно, вы и английский не знаете. а поди ж ты мир покорять славянин собирается. Иди, покоряй. Ещё не напокорялся.
        • вам бы идти на рынок торговать и коми язык учить вместе начальными классами
          05 нояб. 2013 г., 16:15:04
          Ответить
          может быть что то еще в голову влезет
          и ума прибавится, хотя наверно нет
  • в некоторых языках мира
    05 нояб. 2013 г., 13:54:33
    Ответить
    даже не 16 падежей, а намного больше. Но ни один народ от этих падежей ещё не пострадал. Падеж - это структура, категория языка. В русском же очень много предлогов, суффиксов. К тому в русском три рода, и все не русско-язычные путают эти роды. Да и сами русские в этих родах путаются. Ужас!
  • я - коми
    05 нояб. 2013 г., 13:59:42
    Ответить
    всю жизнь живу В коми и вижу, как власти относятся к коренному народу и его языку. Власть имущим всё равно, на каком языке ты говоришь. Они все гребут под себя. К вопросу спасения коми языка они относятся по большей части формально. Мероприятие провели и ладно. Немножко деньжат выбросили на мероприятие и отчитались. Везде формализм.
  • в вопросе
    05 нояб. 2013 г., 14:06:58
    Ответить
    преподавания коми языка нужен научный подход. В его проекте создании и выпуске учебников и книжек для малышей должны участвовать педагоги и писатели, художники и дизайнеры, воспитатели детских садов, библиотекари, издатели. Вот тогда можно добиться желаемых результатов.
  • Вепс
    05 нояб. 2013 г., 17:34:27
    Ответить
    чем искусственно насаждать изучение языка с непонятной перспективой. Лучше и русские и коми изучайте международные языки, ну хотя бы английский от которого практическая польза. А еще по-началу овладейте русским языком хотя бы в стадии начальной школы. Чем тупо раздувать щеки и орать какие вы националы,освойте хотя бы, посредственно, нужный язык.
    • :)
      05 нояб. 2013 г., 22:21:59
      Ответить
      Точно. Нужно переходить с русского языка-как языка межнационального общения,
      на английский язык.
      То есть изучать свой родной (вепский, карельский, удмуртский, ингерманландский, коми, мари, эрзя, мокша, татарский, башкирский,........)
      и английский.
      Зачем русский язык навязывать ?
      • да
        05 нояб. 2013 г., 23:01:56
        Ответить
        вместо русского - английский
        Тем более обучаться и получать высшее образование можно и на английском языке .
        Например в Лондоне. В Хельсинки.
        В Америке.................
        • Да,
          06 нояб. 2013 г., 20:09:29
          Ответить
          английский практичней русского языка
  • Вадим
    05 нояб. 2013 г., 20:25:54
    Ответить
    Да, уважаемые посетители сайта. Зачем он коми язык не коми людям. Гайзеру нужен пиар, вот они с Николаевой активно внедряют, грузят министерство и швыряют деньги.
    • русский - только для русских
      05 нояб. 2013 г., 23:06:03
      Ответить
      зачем русский язык - не русским людям .?