Фестиваль «Шедевры и премьеры» выходит на финишную прямую
Второй музыкальный фестиваль «Шедевры и премьеры», инициированный Московским камерным оркестром Musica Viva, выходит на финишную прямую. Стартовавший 18 октября, к вечеру воскресенья фестиваль уже имеет в своем активе два концерта в Государственном театре оперы и балета РК, камерное выступление и мастер-классы в Колледже искусств РК, а также литературно-музыкальную композицию от народного артиста России Бориса Плотникова.
Фото Кирилла Затрутина и Петра Акулина
- Мы рады вновь выступить в Сыктывкаре, в городе, в котором мы уже чувствуем себя не гостями, а почти своими, родными людьми, - отметила на открытии фестиваля директор оркестра Musica Viva заслуженная артистка России Марина Бутир. «Родных» музыкантов Сыктывкар встретил радушно, хотя и на половину заполненным залом.
- Наша программа называется «100 лет русской музыки. От Фомина Чайковскому». Правда, звучать произведения будут не в хронологическом порядке. Вы в этом убедитесь, когда в самом финале услышите то, что по идее должно было бы прозвучать в самом начале, - предупредила ведущая. – В России и в культуре, и во власти есть одна общая черта. Когда у руля становится кто-то новый, напрочь забывается или отвергается то, что было прежде. Бог с ней с властью, нас больше привлекает культура. И здесь мы должны констатировать то, что многие музыкальные жемчужины, невероятные сокровища XVIII и XIX века для нас до сих пор остаются сокрытыми.
В качестве примера Бутир привела историю Александра Алябьева, которого большинство знает по романсу «Соловей». Почти детективная биография композитора в музыкальной сфере подарила миру около 200 романсов, 7 опер, 20 музыкальных комедий и множество других произведений. Увертюра «Молодая мать и жених в 48 лет, или Домашний спектакль» стала первым произведением, которое услышал зритель в исполнении Musica Viva.
- Одним из кредо нашего оркестра является возвращение слушателю авторских редакций произведений, - напомнила публике директор MusicaViva, после чего были сыграны оригинальные версии знаменитого «Вальса-Фантазии» Михаила Глинки и вариации на тему рококо для виолончели с оркестром Петра Чайковского. В последнем – в качестве солиста выступил дирижер оркестра народный артист России Александр Рудин.
Второе отделение погрузило публику в мир древних легенд. Музыка мелодрамы «Орфей», написанная Евстигнеем Фоминым в конце XVIII века, напомнила зрителям о печальной истории любви, об ужасах Тартара и волшебной силе искусства. Музыканты оркестра выступили в необычном амплуа, в какой-то момент отложив инструменты, они запели, исполняя роль хора. Архаика текста немного резала слух, однако подавалась народным артистом России Борисом Плотниковым размеренно и внятно.
Второй вечер в театре оперы и балета был наполнен романтикой. Концепцию концерта определили как «романтическая классика», поэтому в программе звучали произведения Мендельсона и Гайдна. Концерт ми минор для скрипки с оркестром с Musica Viva сыграла лауреат международных конкурсов Алена Баева. После концерта исполнительница пообщалась со зрителями. Отвечая на вопросы, скрипачка рассказала, что ей 28 лет, на скрипке она начала заниматься с раннего детства. В 10 лет переехала из родной Алма-Аты в Москву, чтобы повышать уровень своего мастерства.
- Родители последовали за мной, и я до сих пор не понимаю, как они решились на такой поступок. Я сама вряд ли бы смогла так – бросить все и ради музыкального будущего ребенка отправиться в другой город, – призналась исполнительница.
- А на каком инструменте вы играете? – поинтересовались зрители.
- Это скрипка Страдивари из госколлекции, некоторые ее части сделаны сыновьями и подмастерьями мастера. Я играю на ней уже четыре года. Причем изначально, так как я не играла ни в одном из оркестров, мне было отказано в аренде. И только после того как я устроилась в оркестр Юрия Башмета «Новая Россия» в группу вторых скрипок, я получила инструмент.
После Московской консерватории, в которой занималась у Эдуарда Грача, Алена Баева решила не поступать в аспирантуру. Заниматься творчеством и выступать с оркестрами – все это молодую исполнительницу привлекало намного больше.
- В 2003 году по приглашению Ростроповича я проходила стажировку во Франции и стала настоящей франкофонкой. Москва мне особо никогда не нравилась, в ней слишком много людей. Поэтому три года назад мы перебрались с мужем и детьми в Люксембург. Там все маленькое, крохотное. 10 минут до аэропорта. Мне очень нравится, - рассказала Алена Баева.
- Ваше любимое произведение?
- Вы знаете, это можно сравнить с литературой. У вас есть любимая книга? Даже если есть, то прочитав ее десять раз, вы захотите прочитать что-то еще. Музыкальные произведения - они как хорошие друзья, как новые знакомцы, которых ты любишь, возвращаешься к ним периодически. Это большая радость, что у скрипачей такой большой репертуар. Огромное количество восхитительной музыки. Был период, когда я была отчаянно влюблена во второй концерт Барток для скрипки с оркестром.
- Вы давно знакомы с Александром Рудиным и оркестром Musica Viva?
- Рудин был моим педагогом в консерватории. И каждый урок был особенный. Я выходила от него совершенно вдохновленная. Казалось бы, он ничего не говорит. Просто слушает, невероятно деликатно делает замечания. Но уже на второй раз ты играешь значительно лучше, чем в первый. А с оркестром мы в первый раз сыграли лет семь назад. И сейчас выступаем вместе с периодичностью примерно раз в два года.
Скрипачка с десяти лет участвовала в международных музыкальных фестивалях. В 12 выиграла Международный юношеский конкурс скрипачей в Клостер-Шонтале, в 15 – конкурс скрипачей имени Тадеуша Вронского. Год спустя получила первую премию на престижном конкурсе имени Венявского. В 2004 стала победительницей Московского международного конкурса имени Паганини, а в 2007 – Международного конкурса в Сендае.
- Конкурсы очень здорово держат в форме, ты готовишься, активно занимаешься, не позволяешь себе опустить планку. Я тут недавно решила, что очень хочу снова. И хотела подать заявку на конкурс имени Лонг и Тибо, это международный конкурс академических пианистов и скрипачей, который проводится в Париже с 1943 года. Но вышла забавная вещь. В прошлом году я связывалась с организаторами, чтобы подать заявку, но они ответили, что конкурс перенесли на год вперед. Прошел год, и буквально неделю назад мне пришло письмо с приглашением участвовать в этом конкурсе в жюри. Видимо, уже не судьба мне там посостязаться в качестве участницы, - рассказала Алена Баева.
- Для чего нужны подобные фестивали нам, зрителям, очевидно. Откуда у вас, именитых музыкантов, играющих на лучших площадках мира, желание выступать на провинциальных сценах? – поинтересовался корреспондент БНК у исполнительницы.
- Музыка должна звучать везде, где есть хоть один человек, который хочет слушать. Неважно, насколько богат район, хороша сцена и много ли тысяч человек проживает в городе. Музыка - это то, что объединяет людей, делает лучше. Это наша миссия – делиться этой невероятной радостью звучания классических произведений со слушателями. И кстати, в провинции, как правило, самый теплый прием и отзывчивая публика, - ответила скрипачка.
20 октября вечером на сцене театра оперы и балета публику ждет гала-концерт фестиваля, в котором примут участие скрипачка Алена Баева, солистка Большого театра Анастасия Кикоть, а также выпускники республиканского Колледжа искусств пианист Александр Люлько и солист Ефим Расторгуев.
Комментарии (6)
Спасибо за открытие и сохранение произведений русской классики!Спасибо за ваше высокое служение Искусству!!!