На конференции коми народа поговорили об этническом колорите столицы
В Сыктывкаре прошла традиционная конференция коми народа. Она стала третьей после усинской и воркутинской в череде сборов представительств МОД «Коми войтыр» по республике.
Фото Андрея Ретанова
Конференция началась с выступления по старшинству детсадовского ансамбля и коллектива национальной гимназии «Горадзуль» с песнями на коми языке.
Выборы президиума, счетной комиссии и редколлегии прошли рутинно быстро, после чего лидер столичных общественников Виктория Пименова представила власть.
В зале оказались министры образования и культуры Владимир Шарков и Артур Рудольф, Светлана Козулина из Миннаца, Дмитрий Фролов из Агентства по печати и массовым коммуникациям, дорожники, представители Общественной приемной при главе Коми, депутаты Госсовета, почти вся верхушка столичной администрации во главе с Иваном Поздеевым.
- У нас все не идеально, но радует то, что мы вместе решаем проблемы в рабочем порядке, - охарактеризовал взаимоотношения с «Коми войтыр» мэр Сыктывкара. – Тема этнического колорита в Сыктывкаре рассматривается не в первый раз и будет набирать обороты.
Мэр призвал общественников активно участвовать в проекте «Городские легенды» и предлагать свои разработки, которые могут занять место в виде малых архитектурных форм на одиннадцати площадках Сыктывкара.
- Не буду отбирать хлеб у Валерия Владимировича, - мэр спустился в зал, уступив место первого заму Валерию Козлову, которому пришлось говорить гораздо дольше. В течение двадцати минут он отчитывался о «рабочем взаимодействии», которое получило «положительную оценку». Среди мероприятий, делающих погоду в отношениях с национальным сообществом, - встречи с писателями, работа с родителями дошкольников по вопросу изучения коми языка в детском саду и школе.
- 40% родителей ответили положительно на вопрос об изучении их детьми коми языка как государственного, - доложил вице-мэр.
К детскому саду № 68 с группами языкового погружения в 2014 году присоединится детсад № 104 в Орбите, а 2015-м - № 4 в Лесозаводе.
- В этом году 1067 дошкольников Сыктывкара и 12876 учащихся изучали коми язык. До конца года официальный статус национальных детских садов получат ДОУ № 68 и 80, - докладывал Валерий Козлов. Он перечислил школы и улицы, где ограждения оформлены в национальном стиле, продемонстрировал эскиз въездного знака и новой школы в микрорайоне Орбита, который будет оформлен в соответствии с пожеланием столичного представительства.
Из зала попросили разместить доклад на сайте администрации города, чтобы с ним смогли ознакомиться все желающие.
Министр образования Коми Владимир Шарков поднялся на трибуну лишь на минуту, чтобы подтвердить, что проблема с нехваткой учебников по коми языку решена, и ответить на вопрос о повышении пенсии работникам образования.
- Этот вопрос на контроле у правительства Коми, - обнадежил он, а Виктория Пименова пообещала побеспокоить по этому поводу соцагентство.
Доклад члена исполкома «Коми войтыр» Алексея Рассыхаева был посвящен мониторингу исполнения закона о государственных языках в части оформления вывесок учреждений. Среди школ общественники нарушителей не обнаружили, за исключением школы № 38 и гимназии имени Пушкина. На доме развития культуры и искусства отсутствует вывеска не только на коми, но и на русском языке, а на вывеске центра дополнительного образования № 2 «Виктория» обнаружили целых девять ошибок.
- Как правило, все эти ошибки технического характера и были бы устранены при наличии в компаниях-изготовителях специалистов, владеющих коми языком, - заметил общественник. В заключение он продемонстрировал фотографии территории детского сада № 93, являющегося федеральной методической площадкой по языковому погружению дошкольников, с покосившимися заборами и гигантскими лужами и пристыдил власти за его плачевное состояние.
Член исполкома Наталья Макарова назвала год прорывным в плане появления на улицах столицы этнокомпонентов.
- Медленно, но ситуация меняется. Мы на наших конференциях обычно указываем на проблемы, но надо больше предлагать. От нас город ждет помощи, - начала Наталья Макарова.
Ее предложение заключалось в создании центра, где были бы сконцентрированы работы известных во всем мире этнофутуристов Павла Микушева и Юрия Лисовского и их последователей.
- Нужна точка концентрации их произведений. Они славятся по всему миру, а у нас не востребованы.
Второе предложение активистки касалось «уникального» центра коми культуры, посещение которого российские и зарубежные гости называют самым ярким событием визита в столицу Коми.
- Большое видится на расстоянии, и, видимо, власти города недостаточно представляют, какой мощный ресурс находится у них под боком. Думаю, работникам центра надо провести специальную экскурсию для них, - дипломатично пожурила мэрию Наталья. По ее мнению, центр нельзя отдавать «на откуп» муниципалитету полностью. Второй год автономного «плавания» привел к тому, что специалисты центра завалены бумажной работой, а чтобы заработать, должны отклоняться от устава и проводить непрофильные мероприятия, вроде семинара по ГО и ЧС или мероприятия для работников ГУФСИН.
- Плакать мы не будет, но и молчать – тоже. Капля камень точит, - оптимистично завершила доклад Наталья Макарова.
Лидер коми молодежи Яна Сажина представила эскизы малых архитектурных форм, которые, по мнению союза «МИ» и их питерских сверстников-уроженцев Коми, – должны занять место в реконструируемом Кировском парке.
Ее доклад высоко оценила директор Корпорации по развитию туризма Юлия Рыбакова, взявшая слово следом. Ее доклад, посвященный культурному коду территории как основе туристского продвижения региона, был несколько длиннее положенного регламента, что вызвало недовольство некоторых представителей коми народа, оказавшихся в пятницу вечером в душном зале бывшего кинотеатра «Парма-2». Другая часть зала стала возмущаться, что не дают послушать действительно интересное выступление «не по бумажке». Незапланированные прения в зале, в принципе, подтвердили озвученный факт о том, что Коми – последняя территория на Северо-Западе, которая осмысленно занялась развитием туризма. Вологда, Карелия и Санкт-Петербург давно обогнали нас в этом вопросе. Работа, по мнению Рыбаковой, предстоит серьезная, прежде чем сделать республику привлекательным для туристов регионом, хотя к этому есть все предпосылки.
- Мифология, образ жизни сохранились здесь в неизменном формате. Русские обычно покоряют природу, а коми живут с ней в мире, в ней самой, и отличаются экомышлением, - обозначила Рыбакова принципиальное отличие населения, которое вкупе с уникальной природой сможет привлечь сюда турпотоки при грамотном подходе. – Без инициативных людей ничего не выйдет. Надеюсь, такие есть в зале. – Она пригласила таковых в офис компании, признавшись, что теперь знает, что на дверях офиса отсутствует табличка на коми языке, и пообещав исправить ситуацию.
Госпоже Рыбаковой вторила ресторанный критик Ольга Авдеева, сделав гастрономический анализ столицы и констатировав, что в нем отсутствует этнокухня. Предложение Авдеевой по организации адресных семинаров и мастер-классов было внесено в резолюцию конференции, которая будет отправлена во все органы власти.
Комментарии (44)
критик Ольга Авдеева, сделав гастрономический анализ столицы и констатировав, что в нем отсутствует этнокухня.
))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))
Так что, рассказ не коми-зырянине.
Учеными давно замечено , что северные народы в отличии от южных не имеют защиты от алкоголя в организме и потому быстро пьянеют и быстро спаиваются. Но почему так?
Ответ прост южане богатые пшеницей и фруктами первыми придумали крепкий алкоголь, и прошли уже мутацию в организме под алкоголь, потому несмотря на то, что пьют больше они меньше пьянеют, и менее зависимы от алкоголя.
На севере раньше варили только слабоалкогольные напитки СУР и ПИВО. Крепкие напитки пришли с юга с алкооголиками попами и царскими надсмотрщиками.
Белорус Этнограф Сергей Сергель 1906 год.
«Помоздино — это большое село на правом берегу реки Вычегды при впадении в неё речки Помоза, место сухое, здоровое, кругом растут сосны. Дома и строения жителей, как вообще на севере, обширны, часто двухэтажные. Видна зажиточность и домовитость. Слышится почти зырянская речь».
"Хозяином был 70-летний старик Вась-Иван Уляшев. Это был крепкий, хорошо сбитый старик. В крепости ему не уступала и его старуха. Их сын Терентий сорока лет всегда работал, не работал только когда ел и спал. Водки совсем не пил, но после работы любил выпить чёрного и густого сусла."
Сначала Сергель зашёл в волостное правление. «Официальные занятия уже закончились, а неофициальные продолжались. За письменным столом, покрытым зелёным сукном, сидел «цвет» помоздинского общества — волостной писарь, фельдшер, дьяк и ещё какой-то зырянин. В руках у всех были карты, часть их лежала на столе. На меня внимания не обратили и продолжали игру. Когда дьяк проиграл, все остальные по очереди дали ему в нос по сочному щелчку. Похоже, что дьяку не везло, так как нос его имел пунцовую окраску и был слишком велик. Рядом, на лавке, стояла четверть водки и ведро. После каждой игры партнёры выпивали по полчашки водки и запивали её водой из медного ковшика, ходившего по кругу от одного к другому».
Так что, алкогольная зараза пришла с алкоголиками с юга.
почему много алкоголизма русского ?
А зыряник-язычник наверно городской. Во всех деревнях еще срут прямо в доме, в дырку в полу.
Это называется "живут в согласии с природой".
2. нефть и газ вам не нужны, уголь и металл тоже - у вас дома все деревянное, экологическое? и комп, на котром вы пишите тоже?
3. около вашей, конкретно, деревни есть скважина? а помойка?
Вот, кстати, на конференции дофига народа-то))) Почему было не пригласить всех желающих, не только записных активистов - из всех районов?
И, судя по фотографиям, в зале народа было чуть больше чем в президиуме
Но чтобы знать куда идти , надо как раз посмотреть на историю и то куда нас завели изТОРики и Романовские ортодоксы.
А опыт построения демократического государства, где все равны настроены на мирную и развитую жизнь у нас СЛОВЕН и ФИНОУГРОВ уже был и был уже аш в 12 веке, это где страна ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД со столицей (для торговли и народных вече, а не централизованого управления) в ярославле.
Так что, то к чему только приходит америка и европа уже было на руси, и народ тогда жил в богатстве и радости.
Так что, Надо вспомнить и отбросить то, что было насильственно привнесено ортодоксами для порабощения и уничтожения руси.
По поводу оружия, думаю это тупиковый путь. По природе это сродни с гонкой вооружений.
Преступники будут ещё более вооружены, и как и полицейские будут незамедлительно применять оружие в опасении применения его вами.
40 процентов, прошу отметить, это не 100% и даже не половина! Не нужно насильно насаждать коми культуру и язык. Внимательно посмотрите на численность русских и коми в республике. Русских, как минимум, в ДВА РАЗА больше. Поэтому не нужно насаждать коми культуру. Это чревато.