Школьники ухтинских поселков Гэрдъель и Веселый Кут вынуждены заниматься самообразованием
Школьники отдаленных ухтинских поселков Гэрдъель и Веселый Кут вот уже полтора месяца не посещают школу. Раньше детей возил школьный автобус в четырнадцатую школу поселка Водный. Теперь из-за бюрократической волокиты дети вынуждены сидеть дома и самостоятельно осваивать учебную программу.
Детям из двух ухтинских поселков теперь не попасть в школу. Стоп-кадры БНК
Расстояние от Гэрдъеля до школы поселка Водный – 11 километров, а от Веселого Кута - еще дальше. Раньше детей обоих отдаленных поселков возил школьный автобус. Летом водитель уволился. Новый шофер сделал один рейс в отдаленные поселки лишь 1 сентября. А после этого автобус и вовсе перестал ходить. Как выяснилось, у нового водителя не оказалось нужной квалификации, отвечающей требованиям законодательства.
- Куда мы только не жаловались. Все молчат, никому ничего не надо. Звонили сначала в администрацию города. Там вообще не знали, что автобуса нет. Приезжали с Водного, мол, сами ищите водителя, – рассказывает мама троих детей Елена Шемякина. - Почему мы должны искать водителя, если это их обязанность?! Нам объяснили, что водителю нужны деньги на переобучение, на квалификацию какую-то. И вот наши дети теперь сидят дома без должного обучения.
В поселке Гэрдъель - семь учеников. Один из них сейчас может посещать школу, потому что временно живет в Водном. Еще один школьник сидит дома в поселке Веселый Кут. Если мальчишки, может быть, и рады вынужденным прогулам, то девочки искренне признаются – хотим учиться.
- Я хочу в школу, потому что сейчас без образования никуда не возьмут. И я рассчитываю в будущем получить высшее образование, - высказалась ученица четвертого класса Анжела Шемякина.
По словам родителей, школьные учителя не звонят и не интересуются делами отстающих по учебной программе учеников. В других семьях стараются наверстывать упущенное самостоятельно. С младшеклассниками родители читают, вычисляют, разучивают.
Первое время жители поселка доставляли своих детей в школу самостоятельно. Те, у кого имелись автомашины, загружали ребятишек и везли на учебу. Но ездить за детьми приходилось несколько раз в день из-за различий в школьном расписании.
- У меня двое детей. Один в четвертом, другой – в девятом классе. Возить их нужно три раза в день: утром увез в школу, в обед съездил за одним, в два часа за другим. Машины нет, нанимать дорого. Ну а если машина едет к школе в 12 часов, подстраиваясь под уроки младшего сына, то старший сын вынужден уходить с занятий, с последних уроков. Если машина отправляется в 14 часов за ними, то приходится уже младшему шататься без дела или просто возле школы стоять, – говорит мама двух учеников Галина Новгородцева.
По мнению женщины, это обязанность школы решить проблему – предоставить транспорт или найти водителя с нужной подготовкой. Галина Новгородцева вспоминает: раньше, в советское время, за безопасностью детей следили более строго. Учителя держали школьников при себе, и если возникали в непогоду сложные ситуации с доставкой, то учебное заведение находило возможность устроить ночлег детей прямо в классах.
- Ставили раскладушки для мальчиков и девочек раздельно, – вспоминает Галина Новгородцева. - А сейчас возможностей должно быть больше. Дорога – вот она! Автобус есть! Водителя найти – думаю, не такая большая проблема.
Вскоре жители Гэрдъеля возить своих детей в школу перестали. Чтобы самим организовать перевозку, на регулярной основе нанимать частника, нужна масса разрешительных документов. Кроме того, скидываться на такси стоимостью 250 рублей в один конец ежедневно – у людей нет возможности. Да и работа у многих не позволяет ежедневно отлучаться для транспортировки детей.
Достучаться до чиновников ни у кого не получается. Звонят в различные инстанции, обивают пороги кабинетов, но безуспешно. Люди в отчаянии и считают, что их дети никому не нужны.
- Как дети без школы?! Да и вообще, без садика? А потом говорят, что наши дети отстают, что Гэрдъель – тупорылый, - буквально плачет во время интервью Раиса Богданова. - Да какие они тупорылые, вы же сами их делаете такими в школе!
Водитель школьного автобуса Николай Канев рассказал, что работает недавно, но для перевозки детей ему нужно пройти курсы повышения квалификации.
- Пока не получается организовать эти курсы. Об этом лучше у руководства школы спросить.
Но в руководстве школы №14 разводят руками. Директор учебного заведения Надежда Гориславская пояснила, что основных причин, по которым не ходит автобус, две - отсутствие нужной квалификации у водителя и маленькая зарплата для этой должности. При окладе в четыре с небольшим тысячи рублей на выходе водитель автобуса получает примерно 13 тысяч рублей в месяц.
Правда, жителей Гэрдъеля такой ответ не устраивает.
- Ну, если этих денег водителю мало, дали бы 20-25 тысяч! Это же, наверно, можно так? Надо же выход из положения находить, – недоумевает жительница поселка Валентина Скорикова. – Куда нам девать детей? Сами же потом в школе говорят, что наши дети не обучены, что они читать-писать не умеют, что они должны быть в коллективе.
В управлении образования администрации Ухты, куда журналисты обратились за разъяснениями, постеснялись встречаться с представителями и тем более комментировать вопиющую ситуацию на телекамеру. В управлении образования руководствуются «Методическими рекомендациями по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом» от 2006 года, разработанными Роспотребнадзором. Согласно нормативному документу водитель школьного автобуса должен обладать соответствующей категорией на право управления, иметь непрерывный трехлетний водительский стаж. И не нарушать последние три года правила дорожного движения.
- Контролирует перевозку детей автобусным транспортом ГИБДД. Мы предупреждены об ответственности, если водитель школьного автобуса не будет отвечать квалификационным требованиям, – рассказала заместитель начальника управления образования по вопросам комплексной безопасности Людмила Чапак.
По словам чиновницы, попытки организовать учебу для водителя школьного автобуса были. Но заявки в учебных центрах отклонялись. Кое-где не было нужной образовательной программы, либо отвечали, что такой водитель для работы на школьном автобусе не подлежит.
Заместитель начальника управления согласилась, что проблема есть и ее нужно решать. Но, по ее словам, никто из должностных лиц закон переступать не будет.
- Уголовная ответственность грозит и тем, кто стажирует водителей, не соответствующих всем требованиям, – сказала Людмила Чапак.
Теперь в качестве одного из решений проблемы планируется разместить объявление о вакансии в ухтинском центре занятости населения. Правда, странно, что спустя полтора месяца с начала учебного года эта инициатива всего лишь планируется. Кроме того, в управлении образования думают над изменениями в формах организации образовательного процесса с учетом имеющейся проблемы.
Удивительно, но чиновники рассчитывают, что проблемой транспортировки детей озаботятся и сами родители учеников.
- Родители должны нести меру ответственности и создавать необходимые условия даже за деньги. Кроме жалоб, нужно и самим что-то предпринимать, а не сидеть у себя в деревне, – заявила Людмила Чапак.
В прокуратуре Ухты в неформальной беседе рассказали, что прежний водитель школьного автобуса был уволен по судебному иску надзорного ведомства за имеющуюся судимость.
- В этой ситуации нужно искать нового шофера, подходящего по всем требованиям и с устраивающей его зарплатой, – отметил источник.
Между тем в этой ситуации все забыли об основном российском законе. Напомним, что статья 43 Конституции России гласит: «1.Каждый имеет право на образование. 2.Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях».
- Конституция России – это правовой акт высшей юридической силы государства и должен неукоснительно соблюдаться. Все подзаконные нормативно-правовые акты не должны вступать в противоречия с этим документом, – прокомментировал ухтинский адвокат Илья Гурьев. - Понятно, что есть нормы, регламентирующие безопасность детей, но другое дело – насколько эффективны эти нормы и регламенты? Объявляются конкурсы на соискание кандидатур. Возможно, пришел человек, посмотрели одного, не подошел. И продолжили, грубо говоря, плевать в потолок.
Комментарии (19)