15:58,
01.10.2013 / КУЛЬТУРА
Артур Рудольф: «Стратегия развития отрасли культуры есть»
БНК публикует комментарий министра культуры Республики Коми Артура Рудольфа в ответ на заявление председателя Союза композиторов Республики Коми Михаила Герцмана, которое он разместил в своем блоге на платформе БНК. Напомним, Михаил Герцман высказался, что «нашу культуру вязкой паутиной охватила стагнация, хотя внешне работа кипит». Публикуем ответ руководителя отрасли:
Фото Юрия Кабанцева
"Я знаком с материалом, который был опубликован на ленте информационного агентства от имени председателя Союза композиторов Коми Михаила Герцмана. Михаил Львович – человек уважаемый и авторитетный в Республике Коми, но в данной ситуации нельзя быть голословным. Если берешь на себя ответственность давать публичную оценку ситуации в какой-либо государственной отрасли, необходимо обосновывать свое мнение, приводить конкретные факты.А факты таковы. Стратегия развития отрасли культуры есть. Если кто-то до сих пор не знает, то поясню: еще в конце 2011 года - одним из первых в республике - Правительство региона утвердило важнейший стратегический отраслевой документ – государственную программу «Культура Республики Коми». В ней определены цели и задачи развития сферы культуры региона до 2020 года, заложены финансовые ресурсы, только на 2012-2016 годы предусмотрено почти 6 миллиардов рублей.
Кто может вспомнить, когда в республике наблюдался такой рост зарплат в отрасли, как сейчас? Уже за первые полгода в 2013 году зарплаты работников учреждений культуры выросли на 48,3%, впервые за последние 20 лет. Раньше рост зарплаты не превышал 15% за год. К концу года мы должны достичь повышения на 56,1%. Средняя заработная плата работников учреждений культуры разнится от 17,4 тысячи рублей (клубы, библиотеки, музеи) до 31,6 тысячи рублей (колледжи, детские школы искусств). То есть, в среднем зарплата работников культуры в 2012 году составила 13,2 тысячи рублей, к концу 2013 года должна составить 20,3 тысячи рублей.
Еще одно важное направление нашей работы - укрепление материально-технической базы учреждений сферы культуры. За 2012-2013 годы открыли свои двери десятки вновь построенных и капитально отремонтированных объектов - Центр культуры в с. Койгородок, Районный Дом культуры в с. Усть-Кулом, Дом культуры в с. Чухлэм Сысольского района, Воркутинский музейно-выставочный центр, Чимский Дом культуры, музей в с.Усть-Вымь, «Меридиан» (ДКЖ) г. Печоры, Междуреченский Дом культуры, Княжпогостский Дом культуры.
Завершаются работы по зданиям районного Дома культуры в с.Ижма, объекта «Клуб с библиотекой» в д.Важкурья Корткеросского района, строительству социокультурных центров в м. Лесобаза Усть-Вымского района и в с.Шошка Княжпогостского района, пристройки к кинотеатру "Союз" в с. Корткерос.
Не оставлены без внимания государственные учреждения. Проведена реконструкция крыши на здании Национальной библиотеки, завершается капитальный ремонт Воркутинского драматического театра, разработана проектная документация на капитальный ремонт Национальной библиотеки, Национального музея, Коми республиканской филармонии, в разработке ПСД на реконструкцию здания Театра оперы и балета. Проведен ремонт помещений Национальной галереи, ведутся работы по капитальному ремонту здания Национальной детской библиотеки Республики Коми им. С.Я.Маршака.
В 2012 году современным специальным оборудованием оснащены Национальная библиотека (закуплены рельсовые стеллажи) и Национальный музей (приобретено специальное модульное оборудование, кассетницы из металла, витрины с высоким уровнем защиты). В 2013 году к открытию XI Межрегиональной выставки «Российский Север» отремонтирована и оснащена Национальная галерея.
Пять государственных учреждений приобрели либо обновили музыкальные инструменты на 17 миллионов рублей: рояли, инструменты для симфонического оркестра, коми национальные инструменты. Все 3 колледжа сферы культуры и искусства обновили музыкальные инструменты, учебное и специальное оборудование, сценические костюмы.
При этом все 20 муниципальных образований республики и в 2012, и в 2013 годах также укрепляют материальную базу своих учреждений культуры: приобретают музыкальные инструменты, оборудование, компьютерную технику на условиях софинансирования за счет средств республиканского бюджета. С 2013 года перечень муниципальных учреждений, получающих такую материальную поддержку, расширен, в него вошли все детские школы искусств.
В рамках разработанной и принятой в 2012 году концепции информатизации отрасли активно ведутся работы по информатизации библиотечного и музейного дела. В 2013 году информационная система «OPAC-Global» внедряется в Национальной библиотеке с последующим подключением всей библиотечной сети, активно подключаются к новой информационной системе и наши музеи.
В марте 2011 года состоялось открытие нового для отрасли учреждения - Центра культурных инициатив «Югöр». Это учреждение уникально и многофункционально – международное и межрегиональное сотрудничество в области культуры, выставочная деятельность, продвижение художественного и декоративно-прикладного творчества, творческих инициатив, реализация социокультурных проектов.
Мы ищем новые формы работы. Например, в 2011 году родился I межрегиональный фестиваль театров кукол «В гостях у Мойдыся», в 2012 г. - «Республиканская творческая мастерская «Томлун», проект «Библиотека для молодежи в новом формате», республиканский песенный фестиваль «Территория песни – 2012», международный экспериментальный проект «Клюква».
Реализация проекта «Библиотека для молодежи в новом формате» показала, что библиотека может быть не только местом для чтения и получения информации, но и площадкой для коммуникаций, местом проведения интеллектуального досуга. Благодаря современному ремонту, модернизации технического и программного обеспечения, на «территории» Юношеской библиотеки республики у молодых людей появилась возможность в комфортных условиях реализовывать творческие проекты, посещать мастер-классы, демонстрировать творческие работы, неформально общаться, играть в интеллектуальные и подвижные игры, пользоваться услугами высокоскоростного доступа в интернет и свободной зоной Wi-Fi.
В этом контексте можно вспомнить и о дополнительной государственной поддержке профессионального искусства.
Это гранты Главы Республики Коми в области театрального искусства и концертной деятельности (ежегодно 7 млн. рублей), закуп за счет средств республиканского бюджета произведений профессиональных авторов в различных видах и жанрах искусства (2012 г. – 2,5 млн. рублей, 2013 г. – 5,5 млн. рублей, 2014-2016 гг. – по 3,5 млн.рублей), проект «творческие мастерские» (содержание и ремонт мастерских, принятых в гос. собственность республики за счет средств республиканского бюджета с передачей художниками по договорам в фонды Национальной галереи законченных работ, представляющих музейную ценность).
Наиболее яркие проекты, поддержанные грантами Главы Республики Коми - Цикл оркестровых концертов «Музыка online». «Век джаза», балетный проект «Танцы Pro…», Музыкальный фестиваль «Шедевры и премьеры», музыкальный парад молодых профессионалов.
Министерство активно работает с Министерством культуры Российской Федерации. Результаты этой работы – проекты, которые на слуху у жителей республики: XI Межрегиональная выставка «Российский Север», постановка балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», театрально-концертный проект «Quasi una fantasia» («В стиле фантазии»), гастроли Театра на Литейном и т.д.
Думаю, многие ценители искусства смогли заметить, что последние годы в республике, особенно в ее столице, есть возможность интересно провести время: много театральных постановок, выставок, концертов и других событий. Мы понимаем, что культурная жизнь не стала более насыщенной сама по себе, за этим стоит огромная кропотливая работа отрасли.
У нас много планов. Среди них – дальнейшее повышение заработной платы работникам отрасли (речь идет о 5,5 тысячи человек в почти 900 учреждениях!), расширение практики грантовой поддержки культурных проектов и многое другое. Мы всегда благодарны общественности за поддержку и конструктивное сотрудничество. Надеюсь, жители республики заметят и положительно оценят результаты реализации стратегии развития отрасли. Может, это заметит и Михаил Львович".
Комментарии (81)
Вексель погашен и выписан чек.
Вырастет из небольшого кадавра
Суперкадавр – а не сверхчеловек…
«Любим бить людей… и бить баклуши»
А начиналось все так хорошо и мило… Маленький кадаврик, прикидываясь телятей, ласковым и пушистым, запросился в ручки. Империя зла распалась, и люмпен-интеллигенция, впоследствии голосившая всеми четырьмя конечностями за нечленораздельное «Яблоко», вырвала из рук Гайдара мандат на продолжение экономических реформ, в две недели накормивших страну до отвала. Беда пришла откуда не ждали: вдруг обнаружилась странная вещь - товар, запрудивший прилавки, оказался отнюдь не бесплатным (как в грезилось им в четвертом сне Веры Павловны), и служителям муз доходчиво объяснили, что теперь придется не «получать», а зарабатывать – и не на рынке идеологических мифотворческих услуг, а на самом что ни на есть настоящем, священном, с невидимой, но жесткой рукой. Умели ли делать это советские люмпен-интеллигенты? Увы, ни разу. За 70 лет «протягивания лапы за кислым исполкомовским рублём» и обслуживания притязательной до интима Софьи Власьевны оказались растеряны даже те немногие навыки, коими обладали дореволюционные мастера культуры. Что ни говори, университеты там были неплохие: в юности Горький, Куприн, Зощенко, Грин зарабатывали на жизнь не только пером и проповедями, но и гораздо более прозаическими вещами. Помните ироничное – «графа Монте-Кристо из меня не получилось, придётся переквалифицироваться в управдомы»?
После 91-го творческое культсо (здесь и далее – «культурное сообщество»), обнаружив, что рот продолжает автоматически и регулярно открываться, а за написанную польку или повестушку более не получить ни путевки в здравницу, ни гаражного кооператива, ни лишнего окорока в буфете, лихорадочно заметалось в поисках того, к кому бы обратить свою хроническую молитву «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Но здесь произошла пренеприятная вещь: со временем оказалось, что конвертировать в кэш им до обидного нечего. Идеологическая шелуха опала и исподволь расточилась, яко дым, а моральным авторитетом и профессионализмом эти дельцы никогда не обладали, и кроме сочувственного вздоха уже ни у кого ничего не вызывали. Тогда и был извлечен из нафталинного советского сундука последний ресурс – полукриминальная гопническая метода корпоративного фандрейзинга под названием «а хошь д*****м оболью?» (в другом варианте – «хошь кровяным шприцом ширну?»). Покойный Юрий Алексеевич, конечно, не был философом на троне, но и разогнать чумную стаю не решился – возможно, в надежде на то, что, подкармливая дурака отрубями, можно превратить его со временем в мудреца. А может быть, попросту из гигиенических соображений, памятуя об известной народной рекомендации, гласящей, что лучше воздержаться от контактов с определенными органическими веществами.
Со временем эти креатуры стали здорово напоминать нищих Брехта, о милостыни уже не молящих, но требующих ее с кастетом в руке. Эта традиция продуктивного «творческого» шантажа властей предержащих укоренилась и благополучно пережила и сердобольного губернатора, и его преемника, и дожила доднесь, принеся «деятелям от культуры» немалые дивиденды.
Интрига как экзистенция
В Большом театре мне рассказывали, что там все статисты, чтобы создать шум на сцене, говорят фразу: "О чем говорить, когда говорить не о чем". И культсо заговорило. Сначала робко, как бы попискивая из предбанника, затем все увереннее. И глас этот стал обретать черты твердости по мере того как «деятели» в своих притязаниях становились все более похожими на старуху из пушкинской сказки. «Не хочу быть черной крестьянкой!» - и летит министерская голова национального кадра из гимназии искусств. «Не хочу быть столбовой дворянкой!» - и бывший оперный певец, похожий на гоголевского персонажа, разом вышибается из кресла. «Хочу быть вольною царицей!» - и уже опытный аппаратчик «из бывших» уходит на покой, досадливо разводя руками. Не угодил и он…
Мало-помалу интрига из технического способа решения утилитарных проблем стала для культсо особым видом энергии и особым модусом творческого бытия, если не сказать источником экзистенциального самостояния – как для Сизифа понимание обреченности своей миссии.
Сегодня минотавр проголодался, и ему нужна очередная жертва. Ведь так хочется поймать свою золотую рыбку в мутной воде бесконечной кадровой минкультовской чехарды! Однако рыбка упорно не желает ловиться – министры уходят, а культсо по-прежнему остается у разбитого корыта и без новой избы, но зато с всевозрастающими аппетитами и запросами.
От литании - к доносу
На днях, по-видимому, старт гону очередного министра был дан, и объемной статьей от бремени раздражения разродился Михаил Львович Герцман – блогер и по совместительству ум, честь и совесть республиканского культурного сообщества. Статья явно не проходная, концептуальная, замышленная, вероятно, в качестве этакого залпа крупного калибра. Это и не удивительно: ведь Михаил Львович - выдающийся коми-композитор и вообще великий во всех отношениях человек, прославившийся стародавней дружбой с эксцентричной и талантливой Людмилой Исакович и ее супругом, автобиографическим романом «Тупица», а также мюзиклом «Кошкин дом» и балетом «Три поросенка». Да, было еще душераздирующее эссе десятилетней давности, написанное композитором в пароксизме ярости благородной – после того, как США отказали последнему во въездной визе. Выдающийся представитель коми интеллигенции назвал тогда Джорджа Буша-младшего дауном (черт знает, может и впрямь именно недальновидный Буш наложил вето на визу коми Гершвина). Кому ж, как не этому гиганту мысли позволить выступать рупором рассерженной «культурной общественности»?
Итак, начинает Михаил Львович с весьма пессимистичного и глобального тезиса: «Нашу культуру вязкой паутиной охватила стагнация. Главная причина - сегодня в Министерстве культуры РК отсутствует стратегия развития отрасли». Отчего же у нас нету в наличии этой волшебной палочки, способной в мановение ока разрешить все творческие проблемы региона? Г-н Герцман в этом вопросе по-пастернаковски доходит до самой сути – весь ужас, оказывается, в том, что «профильное республиканское ведомство возглавили, в лучшем случае, дилетанты». Далее композитор делает почти что открытие: «Ничто так не вдохновляет служителей муз, как ощущение перспективы. Писатель мечтает напечататься, драматург – увидеть свою пьесу на сцене, художник – выставиться, композитор – прозвучать. Неспособность Министерства объединить культурное пространство республики хоть какой-то внятной идеей порождает потухшие глаза, опущенные руки и раздражение». Вот это бетиз! Оказывается, это безыдейные враги-дилетанты из министерства сожгли родную хату, отнимают последнее перо у писателя, партитуру у композитора и мольберт у художника! Вот кто повинен в том, что глаза потухли, руки опущены, а «деятели от культуры» хронически раздражены!
В том, что на Михаила Львовича более не желают нисходить капризные музы, виноват, конечно, дилетант Рудольф, но что-то подсказывает мне, что это далеко не просто безобидное брюзжание не очень хорошего танцора. В связи с этим мне вспомнился диалог в позднесоветской очереди, подслушанный и записанный Наумом Коржавиным:
- Попова повесить надо!
- Зачем?
- Чтоб мясо было.
- А разве из-за этого появится мясо?
- Появится.
- А раз так, не подскажете ли Вы, кого надо повесить, чтобы появился сыр?
Культура в шопе
Поиск разрухи в клозетах - банальный трюизм, но именно этим два десятилетия занимается за государственный счет республиканское культсо, споро структурировавшее себя в многочисленные и разномастные «творческие союзы», «дома творчества», «центры культуры» , которые так и не смогли стать ни ячейками гражданского общества региона, ни драйверами брендового продвижения Республики на федеральном уровне. Но зато удалось им другое - стать тромбами, закупорившими артерии трансляции и концептуализации национальной культуры (и вообще какой бы то ни было культуры), союзами «ничего не предпринимающих предпринимателей» от искусства, занимающихся производством только двух видов товаров – бесконечных литаний и ламентаций. Сегодня люди, привыкшие получать ассигнования из бюджета лишь за факт бытия, обвиняют министра культуры в невежестве и неэффективности, заявляя, что культура-де в кризисе. Да не в кризисе она, а в шопе (Григорий Тульчинский), и уже давно. Понимание этого – первый шаг к успеху на рынке услуг, о чем постоянно говорит не только Артур Рудольф, но и Владимир Мединский. Но уши культсо демонстративно заткнуты ватой, эффективными акторами на рынке услуг становиться ужасно не хочется, а хочется нападками на, быть может, лучшего и успешнейшего управленца за всю историю министерства, замаскировать свою «failed reputation». Прием стар как вселенная – бей своих, чтоб чужие боялись. Ведь это только против овец молодец, а против молодца – и сам овца.
Но где же выход? Нельзя же просто вот взять – и не бить, и тихой сапой не скручивать в три руки шею очередному не угодившему министру? Ведь тогда придется в образовавшейся тишине отвечать на подспудно накапливающиеся вполне резонные вопросы: где, к примеру, профит от вложенных в творческие союзы средств? Где плоды грантов, дотаций, госзаказов и госзаданий? Написана ли членами герцмановского союза хоть одна мазурка, способная заинтересовать хотя бы кировчан или вологодцев, не говоря о москвичах? Создан ли в недрах Союза писателей РК хоть один роман, вошедший хотя бы в лонг-лист, к примеру, Русского Букера (о лауреатстве уже промолчим). Блеснула ли сыктывкарская театральная труппа на столичных подмостках своей сакраментальной «Свадьбой с приданым»?
Пусть плох и «воинствующе невежественен» Рудольф (правда, я слышал о нем совсем иные отзывы от сонма самых разных людей - от Сергея Капицы и Михаила Швыдкова до Галины Вишневской и Эльдара Рязанова – но, возможно, они были льстецами, в отличие от бесстрастного рефери Герцмана). Но вот этот «неэффективный» менеджер привлекает беспрецедентное по объему федеральное инвестирование в фестивальные проекты Республики, а на выходе последние категорически не желают отличаться от тех, что проводились ранее на основе самофинансирования. И на этом фоне не прекращаются укоризны республиканского культсо в адрес министерства культуры, что, дескать, мало фестивалей проводится. Замечательно! Даешь прибавку к Усть-Цилемской горке в виде республиканского фестиваля джаза! Да что там джаза – коль Остапа понесло, так и фестиваль циркового искусства нам подавай! И плевать, что в Коми нет и никогда не было ни одного цирка или джаз-банда – главное поспеть за «легкостью мысли необыкновенной» - а там хоть не шей матушка красный сарафан.
Что скрывать - реноме Республики на федеральном уровне в последнее время, мягко говоря, оставляло желать лучшего (для того, чтобы почувствовать это, вовсе не нужно допрыгивать до аппарата Володина и Морозова): в любом столичном кабинете с «доступом к телу энной степени» говорилось (естественно, со множеством эвфемизмов и реверансов) примерно одно и то же: Коми - лениво дремлющая интеллектуальная периферия, с удручающим бэкграундом и сомнительной стратегией регионального брендинга. С приходом на министерский пост креативного управленца Артура Рудольфа о Коми заговорили в Москве – причем на самых разных уровнях: от Президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека до РОСНАНО. И не просто заговорили (разговорами сыт не будешь), но и подкрепили заинтересованность в Республике материальными денотатами. «И это тоже плохо!» - тут же не преминуло возопить культсо. Инициирован механизм много лет чаемого госзаказа – «Так он же неправильный!» А правильный – это такой, когда ты приходишь в арт-кафе, пьешь пиво и катаешь сигареты по столу, но пятого и двадцать пятого – умри, но дай мне достойную «получку».
Это та точка зрения, которую, как мне кажется, можно назвать точкой зрения свинства. Смотришь и глазам не веришь: как будто какая-то Каллипсо поиздевалась на умными, одаренными и немолодыми уже людьми. Поначалу мне казалось, что это суть зримое подтверждение правоты Ольги Михайловны Фрейденберг , писавшей о склоке как о методологической основе интеллигентской рефлексии. Но нет – ведь даже распоследняя склока имеет какой-то оттенок рациональности.
Поведение нашего культурного истеблишмента напоминает скорее корчи собирательной Парани из одноименного рассказа Владимира Тендрякова, описавшего атмосферу ужаса 30-х годов, когда судьба любого человека решалась движением перста юродивой сельчанки, нарекшей себя «невестой Сталина» («вижу сверженье-покушенье»). Но ведь юродство нынешнего культсо совсем иного характера. Юродивый непременно разделяет с теми, кого он критикует, систему ценностей и язык - правда, этот язык он использует нестандартно. Республиканское же культсо поступает принципиально иначе, юродствуя весьма отрефлектированно и обязательно с кистенём в длани – что лишь создает иллюзию хаотического тычка перстом.
Однако управляемый хаос, кем бы и с какой целью он ни управлялся, дело далеко небезопасное. Разжигание зарвавшейся левой интеллигенцией анархических, антигосударственных настроений, может послужить детонатором гуманитарной дестабилизации республики – что в выборный год едва ли уместно. Если бы начальником республики был я, мне бы скорее всего пришло в голову указать «деятелям от культуры» на их очень почетное место – инженеров человеческих душ – благо на сем плодотворном поле конь только копытцем и поскреб. Все-таки республика худо-бедно входит вслед за страной в век компетентности, когда тромбонист должен играть (желательно на тромбоне, а не на нервах начальства), а формировать «стратегию развития культуры» – опытный менеджер, доказавший многолетним трудом свою эффективность и нанятый государством для этих целей. Такой менеджер у Республики, к счастью, есть. Заиметь такого сегодня – наверное, не мудреное дело, а вот уберечь - почти бином Ньютона, как ни крути.
Есть конфликт интересов и непонимание между двумя известными и уважаемыми в республике людьми. Вместо того, чтобы попытаться примирить их или хотя бы сгладить страсти, некое помпезное существо решило подлить масла в огонь.
Чего стоит "Поведение нашего культурного истеблишмента напоминает скорее корчи собирательной Парани"? Это какой умище нужно иметь под серебрянной шапочкой, чтобы противопоставить министра культуры деятелям культуры Ресупублики? Всем. Скопом. Написанное Герцманом - дуновение зефира, рядом с этим.
Денис. Если человек де-факто идиот, это нужно тщательно скрывать. Если он сам этого не понимает, очень важна помощь друзей. Помогите, Олегу. Пусть сидит за компом, лихо сдвинув эльфийскую шапочку набекрень, и копирует новодворскую, чубайса, гурфинкеля. При некоторой доле воображения, это можно признать творческим занятием. Можете нас время от времени соединять, я буду признаваться, что отчаянно ему завидую.
Но убедите его не писать больше в защиту Рудольфа. За такую подставу менее культурные люди, чем Артур, съездили бы незадачливого... как это сейчас называется... помощника по мордасам.
Имя своё здесь не назову, но если захочешь - всегда можем встретиться один-на-один, и я с удовольствием начищу твою лощёную самодовольную фотокарточку, глядишь - и мне легче станет.
А то, знаешь ли, от таких, как ты, красавец, твой благодушный высококультурный патрон-оборотень, да его деревенская курочка-массовик-затейник, лично меня всегда трясёт и руки чешутся.
Сколько вас ещё таких по Коми земле, и не только по Коми, а на всём белом свете, ходит, эдаких Остапов Бендеров разных мастей.
Жалко культуру Коми - губят её неверные кадровые решения наших государей.
Министерство культуры - это как министерство счастья.
Мне это заверение напомнило одно высказывание Чубайса в 1998-м году, как раз за пару месяцев до дефолта:
" наметились явные тенденции к замедлению темпов роста инфляции..."
Красивая многообещающая фраза... а если вдуматься, то по сути инфляция продолжается, темпы роста не уменьшаются, и даже тенденций к этому нет, они (тенденции) только наметились... Но как звучит красиво фраза!!!!!!!!!!!!!!!
Так и здесь?! Стратегия есть....
Сыктывдинский район развален и распродан. Район, центр села превратился в помойку. И по центру этой помойки проводят "Завалинку", строят никому не нужный "этнопарк"...
тоже ждет и министерство культуры.
Прав был Гебельс, когда сказал: "Когда я слышу слово культура, я хватаюсь за пистолет".
Наивные люди думали, что с приходам Лажанева что-то измениться, но увы и ах. Район катится под горку.
Выгнать всех поганой метлой и поставить управленца с хорошей командой, но в этой стране так никто не даст сделать.
ВСЕ ОЧЕНЬ АЛОГИЧНО.... ПОЯСНИТЕ МЫСЛЬ...
ЕСЛИ "после Рудольфа и Плоткина в районе уже ничего нельзя поправить...", то ПОЧЕМУ,"тому кто придет после Лажанева, будет значительно легче"
Так ведь не устроите, боитесь, разные весовые категории и оппонентов. у
И печаль и проклятье великой страны,
где живут гениальные дети,
и опасней чумы и страшнее войны
холуи беспросветные эти.
Угождалы столпов, холуи холуев,
соискатели власти и санов,
и рабы отупевших от силы голов,
и приказчики ловких обманов.
Хоронилы законов, которых народ
не имеет спасительной сенью,
и лакеи добротных лакейских пород,
должностные жрецы поколений.
Раболепные слуги высоких постов,
попиратели тихих прошений,
я встречал их. Они и в беседе простой
очень любят слова унижений.
Посмотри к ним в глаза, в них квадратная суть,
или тихая липкая сладость.
Но споткнешься - тотчас ухитряются пнуть -
это высшая рабская радость.
И великий палач ими был оплетен,
у лакеев талант - наговоры и козни.
И не раз на Руси попирался закон,
У Иванов Непомнящих, хитрых и грозных.
Но не все им лафа, и не многим из них
удалось дотянуть до сегодняшней ямы.
Чаще тоже рубали баланду и жмых,
или так же они казнены холуями.
Униженье и смерть выгребают улов,
наступает предел, и очнуться пора нам.
Не вожди создают холуев и рабов,
а холопы на царство венчают тиранов.
Не опасен опричникам времени суд,
показала история новая.
Преступленья ошибками все назовут,
будет все репереименовано.
Дух высокий отпущен нам скудно, и вот
словно ветер он бьет в наши снасти,
и великое судно, боюсь, заплывет
в акватории новых напастей.
Если корм холуев - многолетнюю ложь -
мы как мусор не выбросим за борт,
чтоб компас не трясла бесконечная дрожь,
чтобы знать, где восток, а где запад.
И еще есть надежда и камень один,
и в углу, и по краю который.
Слава Богу, высокой души гражданин
не повывелся в наших просторах.
А. Дольский
Что в вашем понимании культура? Количество необразованной пьяной молодежи и прочего быдла, пожирающих "ягуар" и прочую дрянь, количество которых растет в геометрической прогрессии. О да, тут Рудик преуспел.
На посту главы района, на посту министра культуры - назовите мне хоть одно достижение.
Философами в 18 веке слово "культура" применялось, как искуственное и противопоставлялось слову "naturale" -природа, естественность.
Помню Рудольф не раз насаждал православнутую культуру, ведал даже о том, как иконы с помойки таскал.
Характеристика человека и его уровня культуры (насаждения), то-есть искуственного зомбирования, как противоположности естественному человеческому.
КУЛЬТУРА
К-предлог
УЛЬ- СЫРОСТЬ, ВЛАГА, увлажненая земля.
ТУРА- ТЫРЬ- в коми беременость, в староруском финоугорском - СОХРАНЕНИЕ, что посути одно и тоже.
КУЛЬТУРА-изначально получается К(В) СЫРОЙ ЗЕМЛЕ СОХРАНЕНИЕ. Вот вам и растительная культивация или насаждение зёрен.
КУЛЬТ-
К-предлог К
УЛЬ- сырой, влажной
Т- твердь.
КУЛЬТ- К СЫРОЙ ТВЕРДИ приклонение, а как поклоняются? правильно головой в землю (сыру землю). Вот вам и ПОЧИТАНИЕ, ПОКЛОНЕНИЕ.
И еще. Почему бы министру, не дожидаясь разносов и статей просто пригласить к себе известных творческих людей и поговорить с ними по душам.